Рабочая программа по сенсорному развитию детей от 2 до 3 лет "Радужный мир"
рабочая программа (младшая группа)
Пояснительная записка
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой,с матрешками и на выкладывание, которые помогут развитию мелкой моторики и укреплению рук малышей, способствовать развитию движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensorika_rp_2022.docx | 65.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольно общеобразовательное учреждение
Центр Развития Ребёнка
Детский сад № 224 «Антошка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Радужный мир»
1 младшая группа
Воспитатель: Семенова О.А.
Новокузнецкий городской округ 2022г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы. | Программа по сенсорному развитию детей от 2 до 3 лет |
Основания для разработки программы. | Конституция РФ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 4 ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 30, с ч.1 ст. 91, ч. 1 ст. 101; Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения ,отдыха и оздоровления детей и молодёжи.» Приказ Министерства Просвещения РФ от 03.09.2019 №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.12.2019 № 56722) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) Уставом МБДОУ г. Новокузнецка Центр Развития Ребёнка Детский сад №224«Антошка»; |
Заказчики программы. | Педагогический совет, родители, (законные представители) |
Исполнитель программы. | Участники образовательного процесса |
Целевая группа. | Дети дошкольного возраста от 2 до 3 лет |
Составители программы | Воспитатель Пунда Мария Михайловна |
Цель программы. | Обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития. |
Задачи программы. | Создание условий для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом; Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.; Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами; Умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.). |
Ожидаемые результаты. | Привитие культуры общения между собой, в паре, в танце, с окружающими Ребенок знакомится и запоминает сенсорные эталоны Сформирована потребность к творческому самовыражению; Овладение детьми приемами, связанными с цветовосприятием и формой предметов; Развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей; Повышение работоспособности и двигательной активности. |
Срок реализации программы. | 1 год |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Пояснительная записка
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой,с матрешками и на выкладывание, которые помогут развитию мелкой моторики и укреплению рук малышей, способствовать раз[a]витию движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Актуальность программы
Актуальность заключается в том, что в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности и наблюдаются недостатки в особенностях восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на цвет и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов . В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Огромную роль в развитии сенсорных способностей детей отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека".
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Ребёнок рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности которые нужно постоянно развивать.Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребёнок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребёнка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в группах раннего возраста группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, П.Сакулина, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Каменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.
Проанализировав работу многих авторов о теории сенсорного воспитания позволили мне сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших педагогических исследований.
Основные принципы программы
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
- Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации
Направления программы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационнометодическая деятельность по реализации программы
Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
Создание условий для кружковой деятельности.
Объекты программы
- Дети 2-4 лет.
- Семьи детей посещающих детский сад.
- Педагогический персонал детского сада.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы
- Учет интересов и способностей детей.
- Желание родителей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 32 занятий по 10 – 12 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев.
Методики для диагностики результативности реализации программы
- Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни Волосовой Е.Б.
- Методика Г.В.Бурменской
Показатели сенсорного развития детей третьего года жизни и диагностика
Эпикризный сроки | Показатели | Методика выявления |
2 г. | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. | Перед ребенком раскладываются 3 пары варежек (носок) трех цветов в следующем порядке: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета. |
2 г. 6 мес. | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Ориентируется в шести контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус. | Материал: 4-х цветные карты (12 х 9), 8 одноцветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы (знакомые). Например, красный карандаш и красный кубик. Взрослый дает ребенку 4 карты, показывает, чередуя предметы. Спрашивает, на какую карту положить предмет. Ребенок подбирает по 2 предмета каждого цвета. Подбор к образцу. |
3 г. | Называет 4 основных цвета. Использует геометрические фигуры в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу) | Материал: 8 цветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы. Например: красный мяч, красный флаг и т.п. (знакомые). Взрослый показывает поочередно предметы и спрашивает какого цвета. Ребенок называет один предмет хотя бы один раз. |
Цель программы
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Задачи программы
- Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
- Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
Задачи обучения
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
- Дать представления о чередовании предметов по форме.
Предполагаемый результат
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как, солнышко, огурчик зеленый, как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Перспективное планирование занятий по развитию сенсорных эталонов.
месяц | занятие | цель | Оборудование, материалы |
сентябрь | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Игрушки и игры с уголка сенсорики. |
1.Занятие с лабиринтами | Способствовать развитию мелкой моторики у детей | Лабиринты с бусами | |
Октябрь | 1."Назови геометрическую фигуру". | Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. | Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. |
2. "Разноцветные палочки" | Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику. | Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных. | |
3 «Веселые матрешки» | Учить лдетей соспоставлять предметы по величине и совмещать узор ю | 4-х местная матрешка и 5 местная матрешка | |
4 «Разложи фишки в миски» | Учить соотносить предметы по цвету и понимать слово цвет | Миски и фишки соответствующего цвета | |
5."Большой и маленький" | большие и маленькие предметы: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д. | ||
6."Пересыпание ложкой". | Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. | Горох, ложки, глубокие емкости. | |
7.Игра «Что звучало?». | Развивать слуховые дифференцировки, слуховое внимание. | Различные предметы, издающие звуки: свисток, колокольчик, барабан, погремушка и пр. | |
8.Раскладывание цветных фишек | Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету, закреплять слова цвет, такой, не такой, разные. | По 5 фишек красного, желтого и синего цветов, миски соответствующих цветов. | |
1."Заштопай штанишки " | Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. | Штанишки 4-х цветов, заплатки по цвету штанишек | |
2. "Угости маленького и большого ёжика яблоками" . | Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. | Нарисованные фигурки ёжиков разного размера, яблоки разных размеров. | |
3."Найди предмет такой же формы". | Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры | Дидактическая игра "Геометрическое лото" | |
4."Шумящие коробочки". | Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. | Парные шумящие коробочки. | |
| Учить детей обращать внимание на форму предмета устанавливать равенство и различие по форме предметов | Большие картонные фигуры круг прямоугольник квадрат 2-3 шт. | |
| Учить детей находить по образцу такие же листики заданной формы | Природный материал и листики | |
7.Раскладывание предметов резко различных по форме на 3 группы. | Учить детей группировать предметы по форме, выбирая из 3-х заданных форм. | По 5 квадратов, кругов, треугольников на каждого ребенка. | |
8.Игра «Один – много». | Формировать количественное представление, учить различать понятия один – много. | Грибки (мячи, матрешки, куклы): 1 – большой, много – маленьких. | |
декабрь | 1."Ёлка в гости к нам пришла" | Учить детей рисовать пальцами, используя гуашь определенного цвета.Воспитывать аккуратность при работе с гуашью. | Бумага белого цвета, гуашь зелёного цвета, кисти, баночки с водой. |
2."Волшебный поднос». | Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. | Поднос с однотонным цветным дном, крупа. | |
3."Поиграем с прищепками" | Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, | Прищепки разных цветов. Силуэты: солнышко, елка, тучка, снеговик. | |
4."Подбери по форме". | Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. | Мягкие вкладыши | |
5.Аппликация с элементами наклеивания «Неваляшка». | Учить соотносить геометрические фигуры к изображению. | Неваляшка - большой и маленький круги. | |
6.Игра «Что ты попробовал? Скажи и покажи» (вкус, обоняние). | Развивать у детей ощущение вкуса и запаха. | Огурец, помидор, морковка. | |
7. Выкладывание из мозаики «Домики и елочки». | Обратить внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | 10 элементов белой мозаики, 10 - зеленой. Для усложнения: 2 синих, 3 зеленых, 3 красных. | |
8.Игра «Громко или тихо?» | Развитие слухового внимания. | Предметы домашнего обихода. | |
январь | 1. "Угадай на вкус" | Обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей. | Фрукты(яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград) |
2. "Выложи картинку из счётных палочек" | Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. | Счетные палочки, образцы картинок для выкладывания | |
3. "Пальчиковый сухой бассейн". | Работа над активным воздействием на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. | Киндер шарики, крупа ( горох, фасоль, мелкие игрушки). | |
4.Игра «Помоги мишке найти свой домик». | Продолжать учить детей соотносить предметы по цвету (красный, желтый, синий). Закреплять цвет, понятия такой, не такой, разные. | Мишки или зайки, домики или полянки трех цветов: красные, желтые, синие (по 3-5 шт. каждого цвета на ребенка). | |
5.Аппликация без наклеивания «Елочка». | Учить соотносить геометрические фигуры к изображению. | Елочка - 3 треугольника. | |
6.Лото «Разноцветная посуда». | Учить различать предметы по цвету. | Большие карточки, разделенные на 6-8 ячеек с изображением цветной посуды, маленькие цветные карточки по величине окошек. | |
7.Игра «Пересыпь песочек ложечкой». | Учить четко по инструкции выполнять алгоритм пересыпания: зачерпнуть - зафиксировать - перенести - высыпать. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение. | Поднос, 2 баночки: одна с песком или крупой, другая - пустая, ложечка. | |
8. Игра «Сделай картинку». | Учить детей видеть форму в предмете, соотносить форму, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужное с помощью проб и примерки. | 2 полукруга (мяч), кубик и треугольник (дом), большой и маленький круги (неваляшка), прямоугольник и 2 маленьких круга (вагончик). | |
9.Складные кубы. | Учить детей складывать рисунок, развивать мыслительные операции. | ||
февраль | 1. "Привяжи ниточки к шарикам". | Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. | Пособие шарики 4-х цветов и ленточки с соответствующими цветами |
2. Пальчиковые игры с грецкими орехами | Развивать у детей мелкую моторику рук. | Грецкие орехи. | |
3."Ведёрки для зайки и Мишки" | учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства | 2 ведёрка (большое и маленькое).Предметы разные по величине. | |
4." Разноцветная водичка". | Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный) . | Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных оттенков. | |
5.Разрезные картинки. | Учить составлять по принципу целое, часть. | Разрезные картинки из 2 частей со сложным разрезом. | |
6.Игра «Чудесный мешочек». | Учить различать и группировать предметы по цвету. | Игрушечный персонаж — зайка, мешочек из плотной красивой ткани, затягивающийся на горловине. Положите в мешочек мелкие предметы двух или трех цветов, по 3—4 штуки каждого цвета. На столе разложите 3 листа картона (цвета картона должны совпадать с цветами фигурок). | |
7.Игра «Перелей водичку». | Учить детей выливать воду из кружечки с носиком в баночку. Воспитывать аккуратность. | Кружечка с носиком, наполненная водой до метки, пустая баночка, разнос, тряпочка. | |
8. Раскладывание фишек красного, зеленого, синего и желтого цветов в соответствующие по цвету миски. | Закреплять умение соотносить предметы по цвету. | По 5 фише каждого из перечисленных цветов на каждого ребенка, 4 мисочки каждого цвета. | |
9. Нанизывание бус разной формы | Учить детей чередовать предметы по форме | По 8 бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета, шнурок с жесткими концами | |
март | 1. "Ткани". | Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. | Пары одинаковых на ощупь тканей. |
2. "Строим башню". | Обучение соотнесению по величине четырех предметов. | Строительный материал: кубики. | |
3."Найди на ощупь". | Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предмета. | Дидактическая игра "Волшебный мешочек". | |
4. "Подбери петушку перышко" | Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы. | Дидактическая игра "Подбери петушку перышко". | |
5.Размещение вкладышей 2-х заданных форм при выборе из 4-х. | Учить детей выбирать предметы 2-х заданных форм из 4-х возможных, закреплять умение соотносить предметы по форме. | ||
6.Игра «Почтовый ящик». | Продолжать учить соотносить форму предмета к форме отверстия. | Куб с отверстиями и соответствующие им формы. | |
7.Игра «Угости зверей». | Развивать представление детей о предметах на основе тактильно – двигательного восприятия. Осуществлять выбор на ощупь по слову, развивать внимание. | Чудесный мешочек, предметы для выбора – игрушки: зайка, ежик, белка, морковка, гриб, орешек, мячик, колечко от пирамидки, кукла. | |
8.Игра «Кто ловкий?». | Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. | Шарики D - 3 см -3 шт., ложка, 2 коробки. | |
апрель | 1. "Сделаем куклам бусы". | Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. | Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей. |
2."Выложи узор" | Учить выкладывать небольшие предметы, развивать фантазию | Мозаика разных размеров, шаблоны картинок | |
3."Дорисуй картинку с помощью пуговицы" | развивать воображение и творчество детей. | Картинки с нарисованными пуговицами в разных местах | |
4. "Башня из кубов". | Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. | Деревянные кубики. | |
5.Игра «Украшаем сумочку для обезьянки». | Продолжать учить группировать предметы по величине. | Игрушка – обезьянка, вырезанное из картона основание сумочки (прямоугольник 18х13 см), по 2 больших и 2 маленьких круга (квадрата, треугольника, прямоугольника) | |
6/Игра «Найди такой же» | Обогащать сенсорный опыт, развивать тактильные ощущения. | Воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. | |
7.Игра «Что ты попробовал? Скажи и покажи». | Развивать у детей ощущение вкуса и запаха. | Яблоко, морковь, огурец, помидор, капуста. | |
май | 1Пересыпание. | Продолжать учить выполнять действия с предметами. | 2 баночки (одна из них с сухим песком), воронка |
2. «Красивые узоры». | Учить детей соотносить предметы по величине, учитывать величину в своих действиях, развивать внимание. Учить действовать последовательно, раскладывая предметы слева направо, закреплять знания слов большой, маленький, больше, меньше. Учить ритмичному чередованию величин. | Большие и маленькие круги (квадраты, овалы), чистые полоски бумаги. | |
Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. | Игрушки и игры с уголка сенсорики. |
При проведении занятий педагогом используются следующие методы:
- наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий);
- словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему;
- практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке.
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.
Литература:
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Интернет ресурсы.
- Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
5.В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:
6.Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
7.Л.А. Венгер "Воспитание сенсорной культуры ребёнка"1988г
8.Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
9.Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
10.Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
11.Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
12.Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006.
13.Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
14.В.В. Юртайкина "Цвет, форма, количество"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по сенсорному развитию малышей
Сенсорное развитие детей раннего возраста...
Рабочая программа по сенсорному развитию в первой младшей группе.
Рабочая программа по сенсорному развитию в первой младшей группе....
Рабочая программа по сенсорному развитию по адаптации детей ясельной группы.
Полная программа по сенсорному развитию детей ясельной группы с пояснительной запиской, целями и задачами, рекомендуемой литературой....
Рабочая программа по сенсорному развитию с использованием элементов методики М.Монтессори
Сегодняшнее состояние общества характеризуется достаточно большим количеством социальных проблем, среди которых всё более весомое место начинают занимать проблема сохранения психического и физического...
Рабочая программа по сенсорному развитию
Рабочая программа по теме: "Сенсорное развитие детей раннего возраста ( от 1,5до 4 лет)" Цель:Развивать восприятие и формировать представления о свойствах предметов, ма...
Рабочая программа по сенсорному развитию «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ» для детей раннего возраста
Доминирующая область программы: познавательное развитие.Программа реализуется в интеграции таких образовательных областей как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное ра...