Мастер-класс для педагогов «Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью головоломки «Танграм»».
методическая разработка
Цель: создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса и развития творческого мышления и фантазии у педагогов.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка.
2. Заинтересовать педагогов – участников мастер-класса - развивающими играми с танграмом для использования в своей работе.
Формы деятельности: групповые, индивидуальные.
Методы работы: игровые и развивающие упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m-kl_tangram_na_saytatest.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью головоломки «Танграм»».
Цель: создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса и развития творческого мышления и фантазии у педагогов.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка.
2. Заинтересовать педагогов – участников мастер-класса - развивающими играми с танграмом для использования в своей работе.
Формы деятельности: групповые, индивидуальные.
Методы работы: игровые и развивающие упражнения.
Ход мастер-класса
Уважаемые коллеги, здравствуйте. Сегодня мы с вами будем говорить о танграме. Как гласит народная мудрость «Всё новое хорошо забытое старое».
Выберите высказывание, которое соответствует Вам:
1.Впервые слышу о танграме.
2. Слышал название, но не знаю что это такое.
3. Знаю, что такое танграм.
Существует несколько легенд, связанных с возникновением танграма.
Легенда первая . Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
Легенда вторая. Почти 4000 тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился наследник Лао.
Император призвал к себе трех мудрецов и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.
Легенда третья:«семь книг Тана». Семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли.
Что же такое танграм? Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Это геометрическая головоломка, состоящая из семи танов – геометрических фигур. Которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной. Название "танграм" возникло в Европе, вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква")
Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес” Л.Кэрролла. Однако это его не единственное произведение. В книге “Модная китайская головоломка” он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, который, лишившись трона, в изгнании на Острове Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”.
Базовым элементом танграма является тан. Таны возможно получить при разрезании квадрата первоначально на два больших треугольника, два маленьких треугольника, маленький квадрат и четырехугольник далее согласно рисунка.
Нас заинтересовала головоломка как игра. Складывание по танграм схемам способствует развитию усидчивости, внимания, воображения, логического мышления, помогает создавать целое из частей и предвидеть при этом результат своей деятельности, учит следовать правилам и действовать по инструкции. Все эти навыки необходимы ребенку во время учебы в школе, да и во взрослой жизни…
Правила игры: В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
Элементы фигур должны примыкать один к другому. Элементы фигур должны примыкать один к другому. Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
Изготовление танграма.
Танграм может быть выполнен из разных материалов. Самый простой вариант, который легко сделать – это картонный танграм, но не самый прочный. Мы попробуем сегодня изготовить, используея разные материалы(картон, линолеум, фланель, цветную бумагу, …)
Для изготовления танграм возьмите плотный картон, начертите на нем квадрат. Затем разлинуйте его так, чтобы получились следующие фигуры: 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм — всего 7 фигур.Так же танграм можно изготовить из оргстекла, кусочка линолеума и других подручных средств.
Как играть? Собрать фигуры по контурному рисунку, чтобы понять принцип игры.
Составление фигур – силуэтов по образцам без указания составных частей.
Составление фигур – силуэтов по собственному замыслу.
Играя, мы запоминаем названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуем формы зрительным и. У нас развивается умение анализировать простые изображения, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
Танграм во всех его проявлениях можно встретить, начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном.
Закончить хотелось бы словами писателя Граднера. Очарование танграма таится в простоте материала для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью”
Понравилась вам предложенная игра?
Сейчас вы с помощью танов сбирали фигуры, но с помощью танов можно собирать не только фигуры, но и буквы и цифры.
Мы вам, предлагаем оценить мастер класс по пяти бальной системе, с помощью цифр выложенных из танов от 1 до 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие воображения и творческого мышления старших дошкольников методами ТРИЗ »
Ребенок старшего дошкольного возраста характеризуется расцветом фантазии, проявляется действенный мотив сделать что-то нужное для себя. Деятельность ребенка характеризует самостоятельность в выполнени...
Материалы по самообразованию "Развитие логико-математического мышления старших дошкольников при помощи дидактических игр"
Теоретическое обоснование и планирование работы на год....
Мастер - класс «Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью дидактической игры «Танграм»».
Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками. Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок. Зада...
Мастер класс «Использование методики Дьенеша как средство развития логического мышления у дошкольников»
Цель: Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ, обмен педагогическим опытомЗадачи:познакомить педагогов с использованием логико-математических игр с детьми дошкольного...
Выступление на семинаре для педагогических работников ДОО БГО с темой: «Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технологий обучения»
Цель: знакомство с опытом работы по развитию логического мышления старших дошкольников, используя инновационные технологии обучения. Способствовать повышению интереса педагогов к п...
Мастер-класс «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»
Мастер-класс«Логико-математические игры,как средство развития логическогомышления у дошкольников»...
Развитие пространственного мышления старших дошкольников посредством игры – головоломки типа «ТАГРАМ»
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка. И в наше время оче...