Мастер - класс «Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью дидактической игры «Танграм»».
материал на тему
Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками.
Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок.
Задачи:
- познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка;
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов,
Форма проведения мастер-класса:
-с педагогами
-ОД с элементами презентации +практическая работа.
Оформление :- презентация по теме мастер- класса;
Материалы для работы:
Головоломка «Танграм»
Демонстрационный материал:
- презентация «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 27.56 КБ |
Презентация | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД П. НОВОПУШКИНСКОЕ»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект мастер-класса
в старшей группе № 1
по теме:
«Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью дидактической игры «Танграм»».
Подготовила воспитатель
Шанина О.Д.
МБДОУ «Детский сад п. Новопушкинское»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
2017 год.
Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками.
Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок.
Задачи:
- познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка;
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов,
Форма проведения мастер-класса:
-с педагогами
-ОД с элементами презентации +практическая работа.
Оформление :- презентация по теме мастер- класса;
Материалы для работы:
Головоломка «Танграм»
Демонстрационный материал:
- презентация «Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками».
1. Организационный момент.
Уважаемые педагоги, здравствуйте. Сегодня мы с вами будем говорить о использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками.
• Какие развивающие игры, направленным на развитие элементарных математических представлений вы знаете?
• Какие задачи, можно решить с помощью названных игр?
• Есть ли в развивающей среде вашей группы данное оборудование?
• Как вы повышаете свои теоретические знания использования пособий, направленных на развитие элементарных математических представлений?
• Желаете ли вы получить навыки использования пособий, направленных на развитие элементарных математических представлений?
Спасибо, уважаемые педагоги.
Ход мастер-класса.
I. Вступительная часть.
Как гласит народная мудрость «Всё новое хорошо забытое старое»
- Уважаемые коллеги! Недавно я заново открыла для себя очень увлекательную игру-головоломку — танграм.
1 слайд: Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом.
Из полученных частей можно складывать самые разнообразные фигуры…
Существуют различные легенды о появлении танграма. Мне больше всего нравится вот такая…
2 слайд: Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.
Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным, не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился., как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали головоломку «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое название «Танграм», что в переводе обозначает «тан» - китаец, «грам» - буква.
3 слайд: Танграм, способен заинтересовать не только детей, но и серьёзных взрослых – учёных и знаменитых людей.
• Писатель и математик Льюис Кэролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга, более чем с 323 задачами.
• У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения.
“Танграм” часто называют “ головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”.
4 слайд: При решении головоломки требуется соблюдать 2 условия.
• необходимо использовать все семь фигур танграма;
• фигуры не должны перекрываться между собой.
5 слайд: Танграм лёгок в изготовлении, поэтому мы с детьми нашей группы смастерили его сами. Для этого нужно:
квадратный лист бумаги, карандаш, линейку и ножницы.
Разделить квадрат на 7 частей, как это показано на рисунке. ,,,
Аккуратно вырежьте ножницами каждую часть головоломки
И началась игра. С чего начать?
Обучение дошкольников игре проходит в несколько этапов:
Первый этап
Первый этап освоения игры Танграм предполагает знакомство с танами. Детям предлагаются упражнения, направленные на формирование представлений о геометрических фигурах, их сходстве и различиях. Развивается восприятие цвета, мыслительные операции анализа и синтеза.
Игровые упражнения, которые можно предложить ребенку на этом этапе:
- Сколько геометрических фигур у вас получилось?
- Чем отличаются фигуры? – Формой, цветом, величиной»);
– «Раздели фигуры на группы»;
6 слайд: Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов.
– Подумайте, во что можно «превратить» два треугольника; треугольник и квадрат и т.д.
– Проблемная ситуация: из каких фигур можно создать прямоугольник, (квадрат, большой треугольник и т.д.) Детям предлагается несколько образцов изображений..
– Задание на развитие творческого воображения с элементами соревнования «У кого какая конфетка (бантик, домик и т.д.) получится?».
Что у тебя получилась? Сколько фигур понадобилось? В какую сторону плывет моя рыбка? А твоя?».
Задание 2
7 слайд: Второй этап освоения игры Танграм предполагает развитие у дошкольников элементарных пространственных представлений, умений анализировать и воспроизводить несложные комбинации из танов, геометрического воображения.
Педагог вместе с ребенком определяет, что изображено на образце, какие фигуры понадобились для его создания.
Соберите из элементов танграма фигуру по образцу.
Работа выполняется по вариантам. Проверьте друг друга
Задание 3
8 слайд: А теперь соберите, понравившуюся Вам фигуру из предложенных, не озвучивая её. Давайте предложим гостям угадать, что у Вас получилось.
9 слайд: «Высшим пилотажем» игры Танграм считается создание изображений по детальным, силуэтным либо контурным образцам
Задание 4
10 слайд: С помощью танов можно собирать не только фигуры, но и буквы и цифры. Рассмотрите примеры выкладывания цифр, выложите любую понравившуюся цифру. Озвучьте, что у Вас получилось.
Задание 5
3 тап работы с танграмом предполагает более сложную, творческую работу, это составление сказок, рассказов, историй. Я со своими детьми обыгрываю 11 слайд: русские народные сказки. Например – сказка «Теремок». Сначала вспоминаем сказку, затем распределяем роли с заданием и обыгрываем…
Объединитесь в 2 подгруппы. Придумайте, сказку используя фигуры, составленные из элементов танграмма.
Спасибо! У Вас получились замечательные истории, которые Вы создали с помощью танграма.
Использование в работе с детьми Танграмма служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Результаты мониторинга показали, что в результате использования Танграма у детей в среднем на 10 -15% улучшились показатели по ФЭМП.
В чем польза танграма?
Складывание по танграм схемам способствует развитию усидчивости, внимания, воображения, логического мышления, помогает создавать целое из частей и предвидеть при этом результат своей деятельности, учит следовать правилам и действовать по инструкции. Все эти навыки необходимы ребенку во время учебы в школе, да и во взрослой жизни…
Итак, что же это за игра такая "ТАНГРАМ"?
ТАНГРАМ - это головоломка, это конструктор, это тренажер для мозга!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТАНГРАМ Танграм – в переводе с китайского языка обозначает «семь дощечек мастерства», а ещё её называют картонной головоломкой. Эта головоломка , состоящая из семи плоских фигур , которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.
Немного истории Две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился сын. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным, однако будущий властелин не хотел учиться. Император призвал к себе трёх мудрецов: математика, художника и философа, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начало математики, научился смотреть на мир глазами художника, стал бы терпеливым как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали игру « Ши – Чао – Тю» - квадрат разрезанный на 7 частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, а из Америки она уже попала в Европу, где получила название « Танграм» ( тан –китаец, грм – буква).
Писатель и математик Льюис Кэролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами. У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения.
Педагогическое значение игры "Танграм" Игра способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
В результате упражнений и заданий к этой игре ребёнок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Кроме того, для малышей игра « Танграм» станет ещё и пальчиковым тренажером.
«Танграм» своими руками. Танграм лёгок в изготовлении , поэтому мы с детьми нашей группы смастерили его сами.
Изготовление головоломки Приготовьте квадратный лист картона, карандаш, линейку и ножницы . Разделите квадрат на 7 частей, как это показано на рисунке . Аккуратно вырежьте ножницами каждую часть головоломки.
При решении головоломки требуется соблюдать два условия: необходимо использовать все семь фигур танграма; фигуры не должны перекрываться между собой.
Ну, а теперь - смелее за работу!
С чего начать? 1 этап. Самое первое упражнение с такой игрой – составление фигуры из 2-3 элементов.
2 этап. Складывание фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.
3 этап. Складывание фигурок по образцу-контуру. На этом этапе дети визуально делят образец на геометрические фигуры.
Сказка про «Танграм». В некотором царстве, в математическом государстве жил – был Квадратик. Было ему очень скучно, ведь никто с ним не играл. Тогда Квадратик решил позабавиться: начал он бегать, прыгать и упал. Раскололся он на 7 частей. Подошёл к квадрату маленький мальчик и решил собрать его из частей, но 1 детальку он положил неправильно и вместо квадрата у мальчика получился кораблик. « А квадратик – то стал волшебным» - воскликнул мальчик. Ведь из него можно собирать множество фигурок . С тех пор с Квадратиком стали играть много детей и имя ему дали «Танграм». Квадратик обрадовался, что у него появилось много друзей, ведь с друзьями жить веселей.
Сказка про « Танграм». За семи горами, за семи холмами в королевстве математики жили не тужили мудрые человечки. Они были весёлыми , добрыми и дружили со сказочными животными и птицами. Приближался праздник – день рожденье принцессы Математики. Дворец был украшен цветными геометрическими фигурами и цифрами. Были приглашены на праздник все жители математического королевства, животные и птицы близлежащих лесов. И вот ,когда гости стали праздновать, над дворцом пролетел злой колдун. « О» - воскликнул он . « А про меня то забыли». И тут он взмахнул своей волшебной палочкой и превратил всех в квадраты: и принцессу Математики, и мудрых человечков, и птиц, и зверей. Даже дворец и ёлки, росшие рядом, стали квадратными. А расколдовать их могут только добрые и сообразительные дети. Ребята, давайте мы с вами снимем заклятие злого колдуна со сказочного Математического королевства.
Математическое королевство.
Лиса.
Утка Собачка Принцесса математики Свеча горела на столе
Китайская пословица : «Расскажи мне - и я забуду, Покажи мне – и , может быть , я запомню, Но вовлеки меня , и я пойму» Учитесь думать, объяснять, Учитесь мыслить, рассуждать. Ведь в математике , друзья, Без логики никак нельзя!
Спасибо за просмотр!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Развитие творческого воображения дошкольника в процессе создания собственного медиапродукта, легопродукта
Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций...
Материалы по самообразованию "Развитие логико-математического мышления старших дошкольников при помощи дидактических игр"
Теоретическое обоснование и планирование работы на год....
Мастер - класс Развитие способности воображения у дошкольников через работу со сказкой
Мастер - класс на тему «Развитие способности воображения у дошкольников через работу со сказкой" (подготовительная группа)...
Мастер класс «Развитие познавательных способностей и творческого мышления у дошкольников при помощи морфологической таблицы»
Мое кредо в том, что - каждый ребенок изначально талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. А для этого необходимо да...
Мастер-класс по теме: «Развитие логического мышления старших дошкольников через использование дидактических игр»
Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логическо...
МАСТЕР - КЛАСС: "Развитие познавательных способностей и творческой активности у дошкольников с помощью дидактических игр «Волшебные камушки Марблс »"
Показ нетрадиционных приемов и методов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов «Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью головоломки «Танграм»».
Цель: создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса и развития творческого мышления и фантазии у педагогов.Задачи:1. Познакомить педагогов с приемами использования головоломки &l...