Развитие пространственного мышления старших дошкольников посредством игры – головоломки типа «ТАГРАМ»
методическая разработка (старшая группа)
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка. И в наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми.Игра в танграм помогает игрокам видеть мир и формы вокруг себя по-новому, искать нестандартные подходы к решению задач и проблем. Это способствует не только развитию креативности в игровой среде, но и может применяться в повседневной жизни, работе и обучении для нахождения новаторских и оригинальных решений. Таким образом, игра в танграм может быть отличным инструментом для развития креативных способностей и поощрения творческого мышления у игроков всех возрастов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tangram.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие пространственного мышления старших дошкольников посредством игры – головоломки типа «ТАГРАМ»
Танграм – геометрическая головоломка, которая имеет древние корни и до сих пор пользуется популярностью среди любителей логических игр. Эта увлекательная игра состоит из 7 простых фигур: 5 треугольников различных размеров, квадрата и параллелограмма. С помощью этих фигур можно составлять разнообразные изображения и фигуры.
История танграма уходит корнями в древний Китай, где он назывался "семь досок мудрости". Впоследствии танграм стал популярным не только в Китае, но и в других странах мира. Для игры требуется логическое мышление, внимание к деталям и терпение.
Игра является ведущей деятельностью ребенка и не секрет, что именно игра необходима для его развития. Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Развивающее воздействие игры на ребенка невозможно без участия взрослого, т.к. он выступает проводником в мир игры.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Говоря об умственном развитии дошкольников, необходимо отметить роль различных игр, как средств формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста. Для развития детей очень полезны геометрические игры – головоломки. Одна из таких игр – ТАНГАМ. Суть игры заключается в построении на плоскости из 7 простых геометрических фигур новой. Обозначенной контуром фигуры. Это могут быть и разнообразные силуэты: люди, животные, птицы, транспорт, предметы быта и многое другое. При решении головоломки требуется соблюдать правила игры.
Правила игры ТАНГАМ.
- При составлении изображений используется весь комплект деталей целиком, т.е. 7 фигур (танов)
- Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу. Фигуры не должны перекрываться между собой.
- Нельзя накладывать детали друг на друга.
Как бы то ни было, важно придерживаться установленных правил.
Педагогическое значение игры «ТАНГАМ»
- Игра способствует развитию у детей умений играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно–образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
- В результате упражнений и заданий в этой игре ребенок учится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, учится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.
Выкладывая изображение, дошкольники усваивают названия геометрических фигур, их признаки, исследуют фигуры визуальным и осязательно-двигательным путем, легко переставляют их, чтобы получить новую фигуру. У дошкольников вырабатывается умение анализировать элементарные изображения, находить в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически трансформировать фигуры путем разделения и составлять их из элементов.
Эта игра активизирует образное, пространственное мышление, улучшает память и воображение, благоприятствует совершенствованию интегративных функций с помощью координации в системах «глаз – рука» и «ухо – глаз – рука».
Существует несколько легенд, предлагаем вашему вниманию одну из них.
Легенда о том, как три мудреца придумали ТАНГРАМ.
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику целый день доставляло удовольствие забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали головоломку «Ши – Чао – Тю» - квадрат, разрезанный на семь частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое название «танграм», что в переводе обозначает «тан» - китаец, «грам»- буква. Танграм, способен заинтересовать не только детей, но и серьезных взрослых – ученых и знаменитых людей. Писатель и математик Льюис Кэролл считается энтузиастом таграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами. У Наполеона во время изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения.
Игра проста в изготовлении, поэтому мы с детьми нашей группы смастерили его сами. Квадрат 10 на 10 см из картона, пластика, дерева, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм.
Танграм - это головоломка, в которую могут играть дети уже с трех лет.
Для начала ребенка нужно познакомиться с этой игрой, дать ему ее рассмотреть. Дети узнают или закрепляют знания о цвете как видите, здесь представлены все основные цвета спектра, о размере, о форме они могут потрогать и понять, что у фигур могут быть углы, стороны, что одна сторона может быть длиннее, а другая короче, что одной фигуры может быть больше углов, а у другой меньше и так далее затем необходимо научить ребенка составлять простейшие фигуры из двух- четырех частей «Танграма», например, елочку, домик, парусник, большой квадрат и так далее.
Дальнейшее освоение игры танграм проходит в четыре этапа.
Первый этап - это составление фигур методом наложения на схему танграма ребенок должен наложить на схему танграма все фигуры головоломки для ребенка трех- пяти лет будет достаточно сложным заданием наложить фигуры танграма на схему, так как ему придется сопоставить размер, форму.
Да и просто точно наложить фигуры танграма на образец-подсказку не так-то просто, как кажется на первый взгляд. естественно, что на этом этапе размер фигур на схеме должен соответствовать размеру фигур танграма, такие же задания надо использовать с детьми постарше, начиная знакомить их с этой развивающей игрой таких образцов большое множество- это и птицы, и животные, и люди, и буквы, и цифры.
Выложив с ребенком фигуру, поговорите с ним, кто или что у него получился если, например, эта птица, какая это птица, как она называется, где она живет, чем она питается, как называют ее птенцов и так далее, тем самым вы интегрируете образовательные области.
Достаточно дать два-три таких задания, и если ребенок легко с ними справляется, переходить к более сложным.
Второй этап - это составление фигур танграмма по образцу.
На втором этапе ребенку дается образец танграмма, и он должен выложить фигуру, но уже рядом, например, на столе. Для детей пяти- восьми лет будет достаточно простым заданием выложить фигуру танграмма рядом с карточкой- ответом при этом размер фигур на карточке может не соответствовать реальным размерам деталей танграмма. Вот так это будет выглядеть, как только ребенок легко будет справляться с такими заданиями, можно переходить к следующему этапу.
Третий этап - составления фигур по контурному изображению детям предлагают сложить фигуру по ее контуру. это задание для детей семи лет и старше собственно именно здесь танграм становится игрой- головоломкой.
Ребенку предлагают сложить модель по ее контуру несмотря на кажущуюся легкость, это задание очень непростое, поэтому на первом этапе можно предложить ребенку схему она отличается от предыдущих тем, что на ней нет очертания всех фигур танграмма, а только ее, повторюсь, контур здесь ребенку тоже придется сопоставить форму размер положения чтобы прийти к правильному результату вот так, например, это может выглядеть.
Четвертый этап - это составление фигур по собственному замыслу на этом этапе ребенок сам придумывает фигуру для составления, что очень хорошо развивает его воображение дети могут придумать сказку, иллюстрировать стихотворение, составить рассказ и так далее с помощью танграмма можно составлять соответственно и изучать буквы, цифры, их написание так, например, научившись составлять цифру четыре, ребенок при ее написании уже не будет путать, куда у этой цифры смотрит палочка, а куда хвостик и так далее, а можно пронумеровать все детали «Танграмма» и складывать фигуры по схеме с цифрами, тем самым закрепляя счет в пределах семи.
Как танграм влияет на мозг человека?
1.Улучшение когнитивных навыков
Улучшение когнитивных навыков также включает в себя развитие памяти, логического мышления, аналитических способностей и умения решать проблемы. Игра в танграм требует запоминания форм и расположения элементов, логического планирования действий и поиска оптимальных решений. Эти навыки помогут не только при игре в танграм, но и в повседневной жизни, в учебе и работе.
Развитие когнитивных навыков через игру в танграм может способствовать улучшению способности к анализу информации, принятию решений, а также стимулировать творческое мышление. Таким образом, игра в танграм не только занимательна, но и полезна для развития различных когнитивных навыков у игроков всех возрастов.
- Развитие пространственного мышления
Игра в танграм требует от игрока умения представлять трёхмерные изображения в двухмерном пространстве. Это развивает пространственное мышление, которое является важным навыком для решения различных задач и проблем.
Пространственное мышление способствует улучшению умения ориентироваться в пространстве, пониманию расположения объектов относительно друг друга, а также помогает в создании и восприятии различных форм и фигур. Развитие этого навыка важно не только в повседневной жизни, но и в образовании и карьерном росте, поскольку это помогает лучше понимать и анализировать информацию, решать геометрические задачи, а также успешно выполнять задания, требующие восприятия и манипулирования пространственными объектами. Таким образом, игра в танграм может быть полезным и интересным способом развития пространственного мышления у людей всех возрастов.
3.Улучшение моторики и координации
Процесс составления изображений из танграма требует мелкой моторики рук и координации движений. Это улучшает работу мозга, увеличивает скорость обработки информации и повышает уровень внимания.
Тренировка памяти и внимания, для того чтобы найти правильное решение головоломки и составить изображение. Необходимо запомнить различные комбинации фигур. Это способствует тренировке памяти и внимания, что особенно полезно для детей.
4.Развитие креативности
Развитие креативности через игру в танграм также помогает улучшить умение находить необычные решения для задач, а также способствует развитию уникального стиля мышления. Создание собственных композиций из геометрических фигур в танграме требует воображения, интуиции и экспериментирования.
Игра в танграм помогает игрокам видеть мир и формы вокруг себя по-новому, искать нестандартные подходы к решению задач и проблем. Это способствует не только развитию креативности в игровой среде, но и может применяться в повседневной жизни, работе и обучении для нахождения новаторских и оригинальных решений. Таким образом, игра в танграм может быть отличным инструментом для развития креативных способностей и поощрения творческого мышления у игроков всех возрастов.
Эту игру можно использовать не только в организованной детской деятельности по формированию математических представлений, но и в свободной самостоятельной деятельности, и в организации совместных с родителями мероприятий вечеров - досугов, викторин, развлечений). К выстроенным образцам можно «привязать» стихи, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки.
Играя с головоломками, конструируя из данного материала, дети закрепляют разнообразный материал, а также автоматизируют поставленные звуки.
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка. И в наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством ЭОР"
Презентация "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством ЭОР"...
«Развитие логического мышления старших дошкольников посредствам развивающих игр»
Презентацияметодической разработки раздела образовательной программы.Образовательная область «Познание»,формирование элементарных математических представлений.на тему: «Развитие логического мышл...
Развитие пространственного мышления старших дошкольников посредством игр-головоломок типа "Танграмм"
статья в сборнике "Конструирование, моделирование, ручной труд"...
Презентация «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством развивающей игры В. Воскобовича «Волшебная восьмерка»
В презентации описывается игровое пособие В. В. Воскобовича "Волшебная восьмерка", приводятся примеры игр с данным пособием....
"Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка"
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышлен...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления дет...
Развитие пространственного мышления у старших дошкольников посредством игры - головоломки типа "Танграм"
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка. И в наше время оче...