Самообразование по мнемотехнике Ворониной Ю.А.
методическая разработка (старшая группа)

Юлия Александровна Воронина

полезная информация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2024_2.docx34.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

города Оренбурга детский сад № 69

Самообразование на тему:

 «Формирование связной речи детей старшего

 дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники.»

                                                                          Выполнила:

                                                                                                         воспитатель: Воронина Ю. А.

г. Оренбург

2024г

   ПЛАН РАБОТЫ

самообразования по познавательно – речевому развитию в старшей группе.

Тема: «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники »

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Формировать у детей старшего дошкольного возраста все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую
  • Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу  при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
  • Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);

Развивающие задачи:

  • Упражнять в составлении связных высказываний
  • Активизировать словарь детей
  • Учить детей самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения; с опорой на образы памяти устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к книге, интерес к литературе

   Актуальность темы: 

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. Ушинский 

    В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

    Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

   В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

- маленький словарный запас;

- неумение согласовывать слова в предложении;
- нарушение звукопроизношения;

- низкий уровень развития связной речи;
- несформированность психических процессов;

- несовершенство различных видов мышления.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Психологи утверждают: дошкольный возраст сенситивный период, а значит, наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Практика показывает – это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

Старший дошкольный возраст самый сложный из-за неустойчивости, быстрой утомляемости и недолговременного внимания. Особое значение в этом возрасте приобретает развитие речи детей, поскольку обогащается личный опыт детей, в речь входят новые слова, сама речь изменяет свою форму.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего.

В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связано рассказать о чем -– нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.           Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений.

Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Как же сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.).

Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию. Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию. Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду запомнить. Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается наладить контакт с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приемов мнемотехники, способствует увеличению объема памяти. Все это достигается путем образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами. Приемы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и методами обучения вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

    Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Эти два фактора гармонично соединяет в себе мнемотехника.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

    Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.       

    Учитывая важность проблемы по развитию речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада.

Ожидаемые результаты для детей:

У детей совершенствуется связная речь, пополняется и активизируется словарный запас; дети умеют договариваться и работать слаженно; умеют обратиться к взрослому с вопросом; дети умеют отвечать на вопросы полным распространенным предложением;

Ожидаемые результаты для воспитателя:

1. Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков.

2. Повысить уровень знаний и умений дошкольников в развитии речи при работе с мнемокарточками, мнемоцепочками, мнемотаблицами.

3.Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек.

Объектом исследования является формирование речи детей старшего дошкольного возраста через использование приёмов мнемотехники.

Предмет исследования – повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.

Гипотеза –  активное использование мнемотехники на занятиях заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.

Теоретическая база опыта:  

изучение и анализ  научной литературы по проблеме использования мнемокарточек, мнемоцепочек,  мнемотаблиц;

- выявление особенностей речевого развития детей в дошкольном возрасте;

- определить эффективность использования мнемокарточек, мнемоцепочек,  мнемотаблиц;

Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по развитию речи, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

План работы с родителями

Формы работы

Содержание работы

Наглядная педагогическая информация

Папки – передвижки:

* Папка – передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»

* Подборка книг, статей из газет и журналов на тему развития речи детей дошкольного возраста

* Памятка «Принципы работы по мнемотаблице»

* Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам»

Консультации

* «Как подружить ребёнка с книгой»

* «Разучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста с помощью приёма мнемотехники»

Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»

* Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях:

1. «Личная библиотека вашего ребёнка»

2. «Как подружить ребёнка с книгой»

3. «О чём и как беседовать ребёнком после чтения»

Родительское собрание

Проведение родительского собрания  с представлением доклада «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники» и мастер-класса «Изготовление мнемотаблиц в домашних условиях»

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

Выставки: мнемотаблицы, изготовленные родителей и детьми дома

Фотовыставки (фотоколлажи): «Рисуем схемы всей семьёй»

Создание картотеки: «Схемы для составления детьми описательных и сравнительных рассказов»алгоритмы «Расскажи - ка»,«Мнемотаблицы по сказкам», «Мнемотаблицы скороговорок и чистоговорок», «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»,

«Составляем и используем мнемотаблицу дома»

     

Продукт совместной деятельности с родителями

Картотека мнемотаблиц (постоянно), схемы к стихотворениям (по плану)

Мнемотаблица с загадками про зиму

Детский альбом по сказкам с применением мнемотаблиц (январь)

Акции

«Подари книгу детскому саду»

Транслирование педагогического опыта по теме

Выступление на педсовете

Подготовить презентацию и выступить перед коллегами по теме: «Использование приёма мнемотехники в ДОО для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Работа с педагогами ДОУ

Предложить педагогам буклеты «Работа с мнемотаблицей: составление описательного рассказа и пересказа с элементами творчества»

Перспективный план работы с детьми

Месяц

Тема

Работа с детьми

Оборудование

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»

1. Упражнение: «Живые слова» - познакомить детей с мнемотаблицей, рассмотреть и разобрать то, что на ней изображено . Обогащать словарный запас детей, развивать долговременную память и логическое мышление.

2. Д/игра «Кто в домике живёт?» - придумывание вместе с детьми сказки

3. Заучивание стихотворений: «Детский сад», «Ходит повар в колпаке».

4. Повторение стихотворений с применением мномодорожки и мнемотаблицы

«Много игрушек в нашем саду», «Я рубашку сшила мишке».

Наглядность: мнемоквадрат, мномодорожка.

Картотека стихотворений про детский сад.

Октябрь

«Осень, осень,  в гости просим»

1. «Осень» - познакомить с мнемодорожкой, начать знакомство со значками моделями, закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе.

2. «Перелетные птицы» - упражнять детей в умении составлять связный рассказ по мнемодорожке, схеме - модели. Закрепить с детьми знания, о перелётных птицах.

3. Работа с мнемотаблицей по теме «Осень» - расширять и обогащать представления детей  о признаках осени, её характерных особенностях, формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки, расширять и активизировать словарь по теме «Осень», совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).

4. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».

5. Заучивание стихотворения Н.Нищевой «Ветер по лесу летал».

6. Рисование детьми мнемодорожек про осень «Золотая осень».

Рассматривание сюжетных картин по теме «Осень», мнемоквадрат, мномодорожка

Картотека стихотворений о золотой  осени.

Ноябрь

«Невероятные истории»

1. «История про меня»  - предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опыта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям.

2. Работа с загадками – развивать фантазию, мышление, творческое воображение, художественные навыки.

3. Работа с мнемотаблицей по теме «Ожидая зиму» - продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова-признаки и передавая содержание текста полно и последовательно.

4. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» - Отрабатывать умение интонационно верно передавать диалоги персонажей, опираясь на мнемотаблицы, использовать при пересказе выразительные средства языка.

Рассматривание сюжетных картин по теме «Поздняя осень», мнемоквадрат, мномодорожка

Картотека стихотворений о поздней осени.

Рисование детьми своих загадок.

Декабрь

«Пришла красавица зима»

1. Работа с мнемотаблицей по теме «Зима» - продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря. Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий.

2. Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке.

3. «Зимние забавы» - учить составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей.

4. Заучивание пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка», стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблицы.

5. Чтение стихотворений «Снеговик», «Встречаем Новый Год» - расширение словаря существительных по теме «Новый Год», развитие фразовой речи, учить составлению описательного рассказа по мнемотаблице, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление.

Рассматривание сюжетных картин по теме «Зима», мнемоквадрат, мномодорожка к стихотворениям, к загадками про зиму.

Картотека стихотворений, загадок по теме.

Январь

«Наши любимые сказки»

1. «Любимые сказки» - учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу, развивать у детей умственную активность.

2. Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по составленной мнемотаблице

3. Досуг «Путешествие в Сказкино», театрализованная деятельность по сказке «Заюшкина избушка» - рассказывание знакомых сказок по картинкам.

4. Рисование детьми своей мнемотаблицы к любимой сказке.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Мнемотаблица по сказке «Заюшкина избушка».

Февраль

«Защитники Отечества»

1. Пересказ рассказа Чарушина «Лисята» - закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники, продолжать учить отгадывать мнемозагадки, подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные, действий глаголов).

2. «Мои защитники» - расширять словарь существительных по теме «Мои защитники», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, дать доступные детскому пониманию представления об армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, потренироваться в составлении описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи воспитателя (мнемотаблица).

3. Чтение стихотворений об армии и защитниках Отечества.

4. Заучивание стихотворений «23 Февраля — красный день календаря!» по мнемотаблице.

Иллюстрации к рассказу «Лисята».

Иллюстрации по теме «Защитники Отечества».

Картотека стихотворений, загадок по теме.

Март

«О любимых мамах»

1. «Мамочка любимая моя» - воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать развивать умение соотносить символы с образами, повторение стихов к утреннику с использованием схем.

Чтение и заучивание стихов о маме

2. «Как я помогаю маме» - активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки.

3. Творческая сказка: «Как ёжик зайца выручил» - учить придумывать сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний; составлять мнемосхем для придумывания сказки

Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна», «Международный женский день».

Мнемоквадрат, мномодорожка к стихотворениям.

Картотека стихотворений, загадок по теме.

Апрель

«Пришла красавица весна»

1. «Весна» - расширить знания о сезонных изменениях в природе, совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение соотносить знаковые символы с образами, формировать понятия причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.

2. А. Н. Плещеев «Сельская песня» - продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление

3. Заучивание стихотворения наизусть «Одуванчик» Е.,  . Я. Аким «Апрель».

4. Составления рассказа «Космос» - составить вместе с детьми описательный рассказ, потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы.

5. Составление творческих рассказов «Расскажи о весне» - учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.

 

Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна», «12 Апреля – день космонавтики».

Мнемоквадрат, мномодорожка к стихотворениям.

Картотека стихотворений, загадок по теме.

Май

1. «Насекомые» - побуждать детей описать увиденное или найденное ими насекомое, обогащать словарный запас детей, составление мнемотаблицы насекомые.

Игра «Наши знакомые насекомые».

2. «Времена года» - составление детьми описательного рассказа о временах года, выделять различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице, предложить детям самим составить таблицу. 

Дидактическая игра «Времена года».

3. Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето» - закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию.

4. «Чудесный вечер» -  вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год

Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна», «Насекомые».

Д/игры «Насекомые», «Времена года»

Картотека стихотворений, загадок по теме.

Список литературы

1. Широких Т. Д. Учим стихи, развиваем память./Ребенок в детском саду. 2004 №2 стр. 59

2. Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.

3.   Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001г.

4. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

6.Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10. С. 16-21.

7. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.

9. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.

10. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.

11. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по самообразованию Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников»

В системе образования в последние годы происходят серьезные       изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именн...

Отчет по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Известно, что главное содержание памяти дошкольника это представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. ...

Самообразование «Использование мнемотехники в развитии связной речи у ребенка» 2019

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, ч...

Самообразование «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

План самообразования «Использование мнемотехники- как средство эффективного развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Особенность методи...

Программа по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде иг...

Самообразование: «Приемы мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста у детей с ОВЗ.»

Развитие связной речи детей с  ОВЗ ,  посредством использования мнемотехники....