Самообразование «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
рабочая программа (подготовительная группа)
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.doc | 58 КБ |
pamyatka_dlya_roditeley.rar | 2.67 МБ |
roditelskoe_sobranie.docx | 595.59 КБ |
perspektivnoe_planirovanie_neposredstvennoy_obrazovatelnoy.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по самообразованию
«Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Срок реализации- 1 ГОД
Сентябрь 2019г. работы над темой
Май 2020г. окончания работы
Автор : Прудникова Т.С.
п. Новоангарск
2019 г.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.
Актуальность исследования
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.
Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о
чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.
Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).
Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направлениеразвития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет»мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.
2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.
3. Развивать инициативу и организаторские способности в работе с детьми.
Прогнозирование результата:
Владение теорией и практикой использования мнемотехники в развитии связной речи на развитие детей. Высокий уровень педагогических возможностей по данной теме. Достигнутая цель в развитии организаторских способностей в работе с детьми.
Этапы реализации программы самообразования.
№ | Разделы. Направления | Задачи или содержание деятельности | Формы представления | Сроки |
1. | Изучение нормативных документов: Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка ФГОС ДО Семейный кодекс Интернет-ресурсы | Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и интернет ресурсов, | Выступления на методических объединениях, доклады и отчеты на педагогических советах |
|
2. | Участие в системе дошкольной методической работы | Участие в работе педсоветов. Посещение занятий. Мастер-классы. Семинары. | Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Буклет для педагогов «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Консультация для воспитателей на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей по использованию методов мнемотехники в учебно-воспитательном процессе. |
|
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. | Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, и их родителями, подбор консультаций. Разработки занятий, методического материала. Оформление и пополнение картотеки мнемодорожек и мнемотаблиц. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов. | Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Презентация на тему: "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей "
|
| |
3. | Развитие собственного Проекта «Использование мнемотехники в развитии связной речи у ребенка» | Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала Изучение календарно-тематического планирования в соответствии с содержанием рабочей программы. Определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность. | Выступление на пед совете . «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста" |
|
4. | Обучение в системе повышения квалификации | Повышение самообразования | Курсы повышения квалификации |
|
5. | Психолого-педагогическое просвещение родителей | - единые методы и подходы; - Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику
- настроить родителей на совместную работу. | Памятка для родителей «Использование мнемотехники в работе с детьми» Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей » Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей Провести конкурс совместно родители вместе с детьми: "Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей ". Родительское собрания на тему: «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
|
|
6. | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. | Дополнить собственные авторские разработки новым материалом в соответствии с ФГОС | Представление материалов на педсовете |
|
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей
дошкольного возраста»
Задачи:
- Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;
- Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
- Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»
- Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;
- Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.
Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей, презентации.
Ход собрания:
- Актуальность данной темы.
- Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»
- Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей.
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.
Проблемы речи детей дошкольников:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Бедность речи.
- Недостаточный словарный запас.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников.
Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Задачи:
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
- Развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
- Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей
Мнемотаблицы- схемы - это
- Обогащение словарного запаса.
- Заучивание стихов.
- Пересказ художественной литературы.
- Обучение составление рассказов.
- Отгадывание и загадывание загадок.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг - царевна )
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Этапы:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Данную методику используют при отгадывании загадок:
При заучивании стихотворений:
- Чтение стихотворения воспитателем или родителем.
- Беседа о прочитанном.
- Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с параллельным выставлением моделей.
- Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).
- Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.
Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть!
Эх ты, мишенька-медведь!
При описании предмета:
Итоговый результат:
- у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей
Родителям предлагается стихотворение, по которому нужно будет составить схему для заучивания.
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование непосредственной образовательной
деятельности педагога с детьми с использованием мнемотехники
Месяц | Тема | Цели |
Сентябрь | Рассматривание игрушки( котенок) | Формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида. |
Рассматривание картины «Кошка с котятами» | Составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы; Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках и т.д) | |
Октябрь | Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Зимовье». НОД «Осень» | Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. |
Кукольный театр «Зимовье» | Продолжать развивать умение выразительно передавая диалоги персонажей | |
Ноябрь | Рассказывание об игрушках(собака) | Формировать умение описывать с помощью мнемотаблицы; -Развивать навыки диалогической речи. |
Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами» | Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы. | |
Декабрь | НОД составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза». | Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы. |
Январь | Чтение и пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Формировать умение перессказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. |
Кукольный театр «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Продолжать развивать умение выразительно передавая диалоги персонажей | |
Февраль | Рассказывание по набору предметов. | Упражнять: в составлении описательного рассказа о предметах с помощью мнемотаблицы; упражнять в образовании названий посуды. |
Составление описательного рассказа по картине «Мама моет посуду». | Составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине; тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы. | |
Март | Беседа о транспорте, составление описательного рассказа. | Обогатить и уточнить: - представление о транспорте; - понимание общественной значимости труда шофера, водителя. Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы. |
НОД «Правила движения для ребят и зверят» | Закреплять представление детей об улице, перекрестке, проезжей части, тротуаре,о назначении светофора для машин и людей. Развивать навыки связной речи, внимание, память с помощью мнемотехники. | |
Апрель | НОД составление описательного рассказа по картине «Весна». | Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы;тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы. |
Составление описательного рассказа об игрушках. | Закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы. | |
Май | Беседа о птицах, составление описательного рассказа. | Обогатить и уточнить: - представление о жизни, среде обитания, внешнем виде птиц; Помочь составить описательный рассказ про птиц с помощью мнемотаблицы. |
Составление описательного рассказа по картине «Лето». | составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы. |
Перспективное планирование самостоятельной деятельности детей
организованная педагогом
Вид деятельности | Задачи |
Игра «Копилка слов» | Обогащать словарь, развивать долговременную память. |
Игра «Волшебники» | Обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление. |
Дидактическая игра"Профессии" | Рассказать о какой – либо профессии по предложенной воспитателем таблице. |
Дидактическая игра"Мое любимое животное" | Описать любимое животное с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем. |
Игра «Цветик-семицветик» | Обогащать словарь глаголами |
Игра «Фотоаппарат» | Развитие зрительной памяти |
Дидактическая игра"Времена года" | Составить описательный рассказ о временах года |
Театрализованная деятельность по любимым сказкам | Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; используя выразительные средства (интонация). |
Дидактические игры на развитие Вкусовой ,зрительной, тактильной, слуховой памяти. | Развитие различных видов памяти |
Дидактическая игра"Дорисуй предмет(круг, треугольник, овал, прямоугольник) | Развивать память, мысленные операции, вкусовое восприятие, речь, фантазию, творческие способности |
Дидактическая игра"Нарисуй слово" | Создавать образы на основе схематического изображения |
Дидактическая игра"Птицы» | Описать любую птицу по желанию с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем. |
Дидактическая игра «Придумай сказку по коллажу" | Развивать у детей внимание, фантазию, творческие способности. Развивать умение работать коллажами |
Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя и
детей
Месяц | Тема | Цели |
Сентябрь | Беседа «Наш детский сад». | Составление описательного рассказа на заданную тему; Познакомить с детским садом: с группой, с работниками, с новыми детьми. |
Октябрь | Наблюдения на прогулке Составление рассказа «Подарки осени" | Составить небольшой описательный рассказ по образцу воспитателя о собранном урожае. Упражнять в составлении простейшей мнемотаблицы . |
Ноябрь | Рассматривание комнатных растений, обсуждение способов ухода за ними. Рассматривание таблицы-схемы «Дежурство по столовой» | Закреплять знания о растениях;упражнять в составлении простейших мнемотаблиц. |
Декабрь | Одежда. Рассматривание таблицы-схемы «Порядок одевания на прогулку» | Закрепить и расширить словарь детей по теме «Одежда»;составлению небольшого текста по мнемотаблице. |
Зимняя прогулка | Закрепить знания детей о зиме,формировать понятие причинно- следственных связей и закономерностей явлений природы. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ. | |
Январь | Снеговик | Упражнять детей в умении составлять связный рассказ. Развивать наблюдательность, внимание, наглядно – действенное мышление. |
Февраль | Наблюдения на прогулке за птицами; Составления рассказа" Снегири" | Формировать умение наблюдать за живым объектом; воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них, составить вместе с детьми описательный рассказ. |
Март | Весна пришла | Закрепить знания детей о весне,упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели |
Апрель | Наблюдения на прогулке Составление рассказов о весне | Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна», формировать понятия причинно- следственных связей и закономерностей в явлениях природы.Потренироваться самим детям в составлении простейшей таблицы. |
Май | Ухаживаем за цветами. | Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели. Воспитывать бережное отношение к цветам, проявлять заботу о них. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. У детей скудный слова...
Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье предложены возможные направления в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью одного из популярных методов обучения - мнемотехники, представле...
Использование мнемотехники при развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современного общества. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивн...
Программа по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде иг...
План самообразование учителя- логопеда в ДОУ «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой ...
Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Конспект коррекционного занятия. Лексическая тема "Фрукты. Ягоды".
Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. На занятии используется мнемотаблица (письмо), которая разделена на 6 этапов. Ребята выполняют задания, опираяс...
«Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста» В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно- образная память. Чаще всего запом...