Статья: "Сенсорное воспитание, как основа для развития речи детей младшего возраста"
статья (младшая группа)
Одним из важнейших компонентов в развитии речи является сенсорное воспитание. Дети очень плохо разговаривают, потому что у них плохо развита мелкая моторика рук, они испытывают трудности в обучении.
Сенсорное воспитание – это развитие у ребёнка способности к познанию мира: осязанию, слуху, зрению, обонянию, чувству вкуса. Осваивая сенсорные эталоны, ребёнок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в деятельности. Есть множество вариантов дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики. Некоторые из них я представила в статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sensornoe_vospitanie_kak_osnova_dlya_razvitiya_rechi.docx | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из важнейших компонентов в развитии речи является сенсорное воспитание. Дети очень плохо разговаривают, потому что у них плохо развита мелкая моторика рук, они испытывают трудности в обучении.
Сенсорное воспитание – это развитие у ребёнка способности к познанию мира: осязанию, слуху, зрению, обонянию, чувству вкуса. Осваивая сенсорные эталоны, ребёнок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в деятельности. Есть множество вариантов дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики. Некоторые из них я представила в статье.
Сенсорное воспитание, как основа для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь – одно из важнейших приобретений, в развитии ребёнка раннего возраста. Как только появляется речь у ребёнка, многое меняется в психологическом облике.
Речь – сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, осознавать их. Даже самые первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребёнок овладевает знаковой системой, которая становиться мощным средством развития сознания, мышления, обобщения, управления собой.
Речь является наиболее современным, ёмким и точным средством общения. С её помощью малыш учится выражать свои желания, и стремление учится договариваться, понимать других.
Сенсорное воспитание – это развитие у ребёнка способностей к чувствительному познанию мира: осязанию, слуху, зрению, обонянию, чувству вкуса.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.
Когда ребёнок сталкивается с многообразием окружающего его форм, красок и событий, важно не пропустить это время, помочь ему освоится в этом мире и подтолкнуть его к самосовершенствованию. Сенсорное развитие имеет прямое воздействие на формирование правильной речи. Осваивая сенсорные эталоны, ребёнок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в деятельности.
Сенсорный, чувствительный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребёнок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Если понаблюдать за двухлетним ребёнком, то увидим, что он постоянно с чем-то играет. Это говорит о том, что он исследует предметы с помощью рук. Через полученный опыт он перепроверяет в форме игры те вещи и впечатления, которые воспринял его ум. Другими словами, игра – это работа ребёнка над самим собой.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. В нашей группе для сенсорного воспитания детей создан специально оборудованный уголок, в нём находятся игрушки и игры, которые помогают детям обследовать предметы, выделять их форму, цвет, величину.
В настоящее время дети очень плохо разговаривают, потому что у них плохо развита мелкая моторика рук. Главная причина этой проблемы – общее моторное отставание и снижение уровня развития моторики рук. Ещё несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и т.д. Теперь в современном мире многие мамы и папы стараются оградить детей от трудностей – сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали. Дети, имеющие низкий уровень развития моторики испытывают трудности в обучении, они медлительны, переключаемость и последовательность движений нарушены. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем раньше начать уделять внимание, этому аспекту, тем раньше услышим первое слово. Существуем множество способов и увлекательных игр, которые помогают улучшить развитие мелкой моторики рук.
Я хочу вас познакомить с некоторыми из них:
- Пальчиковая гимнастика – один из наиболее интересных и эффективных способов развития моторики рук ребёнка. Стихотворные тексты потешек, которые используются при проведении гимнастики, с участием рук и пальчиков, приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает и его речь становится более активной, активизируется воображение и мыслительная деятельность.
- Разноцветные бельевые прищепки – готовый тренажёр. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием даёт отличную тренировку пальчикам («Солнышко», «зверята», «тучка») Развитие воображения, фантазии, конструктивного мышления, речи.
- Развитие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, рамки, вкладыши, кубы…) «Игрушка-матрёшка; «Соберём пирамидку»; и другие.
- Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Рамки вкладыши»; «Найди пару по форме», «Весёлый поезд»; «Катится – не катится»; «Найди лишнюю фигуру» и другие.
- Дидактические игры для формирования представлений о величине:
«Что больше?»; «Большой-маленький»; «Две башни»; «Где моё место?»; «Спрячь в ладошке»; «Весёлые матрёшки» и другие.
- Игры для формирования представлений о свете:
«Солнечный зайчик»; «Тени на стене»; «Фонарик»; «День и ночь».
- Дидактические игры для представлений об ориентировке в пространстве:
«Возьми игрушку»; «Прячьтесь в домик»; «Где шарик»; «Возьми в руку»; «Построй как я» и другие.
- Дидактические игры для представления о целостном образе предмета:
«Парные картинки»; «Собери целое»; «Разрезанные картинки»; «Собери картинку из кубиков» и другие.
-Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, звучании:
«Чудесный мешочек»; «Кто разбудил щенка»; «Постучим погремим»; «Овощи и фрукты»; «Угощение» и другие.
Я считаю, что игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное воспитание и общую моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют и учебно-практическую деятельность. К концу года в нашей группе заметно улучшилась речь и память детей. Дети стали более внимательные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста.
Дидактические игры и упражнения на тему "Овощи"...
Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе
Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе...
Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...
Комплекс игр и упражнений по логопедической ритмике, как основа для развития речи детей младшей группы.
Логопедическая ритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:Пальчиковая гимнастикаНужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предмет...
Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""
Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...
Открытое занятие по развитию речи. Тема: " Развитие речи детей младшего возраста посредством дидактических игр"Домашние животные и их детеныши""
Конспект открытого занятия в 1 мл.группе для педагогов. Развитие речи "Детеныши и их животные"...
Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей младшего возраста.
Материал для педагогов...