Статья: "Сенсорное воспитание, как основа для развития речи детей младшего возраста"
статья (младшая группа)

Васильева Юлия Валерьевна

Одним из важнейших компонентов в развитии речи является сенсорное воспитание. Дети очень плохо разговаривают, потому что у них плохо развита мелкая моторика рук, они испытывают трудности в обучении.

Сенсорное воспитание – это развитие у ребёнка способности к познанию мира: осязанию, слуху, зрению, обонянию, чувству вкуса. Осваивая сенсорные эталоны, ребёнок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в деятельности. Есть множество вариантов дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики. Некоторые из них я представила в статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одним из важнейших компонентов в развитии речи является сенсорное воспитание. Дети очень плохо разговаривают, потому что у них плохо развита мелкая моторика рук, они испытывают трудности в обучении.

        Сенсорное воспитание – это развитие у ребёнка способности к познанию мира: осязанию, слуху, зрению, обонянию, чувству вкуса. Осваивая сенсорные эталоны, ребёнок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в деятельности. Есть множество вариантов дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики. Некоторые из них я представила в статье.

Сенсорное воспитание, как основа для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь – одно из важнейших приобретений, в развитии ребёнка раннего возраста. Как только появляется речь у ребёнка, многое меняется в психологическом облике.

Речь – сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, осознавать их. Даже самые первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребёнок овладевает знаковой системой, которая становиться мощным средством развития сознания, мышления, обобщения, управления собой.

        Речь является наиболее современным, ёмким и точным средством общения. С её помощью малыш учится выражать свои желания, и стремление учится договариваться, понимать других.

Сенсорное воспитание – это развитие у ребёнка способностей к чувствительному познанию мира: осязанию, слуху, зрению, обонянию, чувству вкуса.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.

   Когда ребёнок сталкивается с многообразием окружающего его форм, красок и событий, важно не пропустить это время, помочь ему освоится в этом мире и подтолкнуть его к самосовершенствованию. Сенсорное развитие имеет прямое воздействие на формирование правильной речи. Осваивая сенсорные эталоны, ребёнок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в деятельности.

Сенсорный, чувствительный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребёнок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Если понаблюдать за двухлетним ребёнком, то увидим, что он постоянно с чем-то играет. Это говорит о том, что он исследует предметы с помощью рук. Через полученный опыт он перепроверяет в форме игры те вещи и впечатления, которые воспринял его ум. Другими словами, игра – это работа ребёнка над самим собой.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. В нашей группе для сенсорного воспитания детей создан специально оборудованный уголок, в нём находятся игрушки и игры, которые помогают детям обследовать предметы, выделять их форму, цвет, величину.

В настоящее время дети очень плохо разговаривают, потому что у них плохо развита мелкая моторика рук. Главная причина этой проблемы – общее моторное отставание и снижение уровня развития моторики рук. Ещё несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и т.д. Теперь в современном мире многие мамы и папы стараются оградить детей от трудностей – сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали. Дети, имеющие низкий уровень развития моторики испытывают трудности в обучении, они медлительны, переключаемость и последовательность движений нарушены. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем раньше начать уделять внимание, этому аспекту, тем раньше услышим первое слово. Существуем множество способов и увлекательных игр, которые помогают улучшить развитие мелкой моторики рук.

Я хочу вас познакомить с некоторыми из них:

- Пальчиковая гимнастика – один из наиболее интересных и эффективных способов развития моторики рук ребёнка. Стихотворные тексты потешек, которые используются при проведении гимнастики, с участием рук и пальчиков, приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает и его речь становится более активной, активизируется воображение и мыслительная деятельность.

- Разноцветные бельевые прищепки – готовый тренажёр. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием даёт отличную тренировку пальчикам («Солнышко», «зверята», «тучка») Развитие воображения, фантазии, конструктивного мышления, речи.

- Развитие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, рамки, вкладыши, кубы…) «Игрушка-матрёшка; «Соберём пирамидку»; и другие.

- Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Рамки вкладыши»; «Найди пару по форме», «Весёлый поезд»; «Катится – не катится»; «Найди лишнюю фигуру» и другие.

- Дидактические игры для формирования представлений о величине: 

«Что больше?»; «Большой-маленький»; «Две башни»; «Где моё место?»; «Спрячь в ладошке»; «Весёлые матрёшки» и другие.

- Игры для формирования представлений о свете:

«Солнечный зайчик»; «Тени на стене»; «Фонарик»; «День и ночь».

- Дидактические игры для представлений об ориентировке в пространстве:

«Возьми игрушку»; «Прячьтесь в домик»; «Где шарик»; «Возьми в руку»; «Построй как я» и другие.

- Дидактические игры для представления о целостном образе предмета:

«Парные картинки»; «Собери целое»; «Разрезанные картинки»; «Собери картинку из кубиков» и другие.

-Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, звучании:

«Чудесный мешочек»; «Кто разбудил щенка»; «Постучим погремим»; «Овощи и фрукты»; «Угощение» и другие.

Я считаю, что игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное воспитание и общую моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют и учебно-практическую деятельность. К концу года в нашей группе заметно улучшилась речь и память детей. Дети стали более внимательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста.

Дидактические игры и упражнения  на тему "Овощи"...

Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе

Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе...

Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...

Комплекс игр и упражнений по логопедической ритмике, как основа для развития речи детей младшей группы.

Логопедическая ритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:Пальчиковая гимнастикаНужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предмет...

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...