Комплекс игр и упражнений по логопедической ритмике, как основа для развития речи детей младшей группы.
картотека по развитию речи (младшая группа)
Логопедическая ритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:
Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:
Кто как поет?
Кошка песенку поет:
Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).
Часики поют:
Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).
Поросенок хрюкает:
Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).
Рубка в речке не поет:
Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.
Грибы
Дети встают в ряд, идут по лесу искать грибы.
Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.
Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению),
А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках),
Мухомор – красный (разминаем указательный палец),
Очень он опасный.
А второй лисичка (трогаем следующий палец),
Рыжая косичка.
Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)
Третий гриб – волнушка.
А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик),
Бородатый старичок.
Ну, а пятый гриб, каков?
Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).
Зайчик
Зайчик серенький сидит
(Сидим, как зайчики)
И ушами шевелит —
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгаем, как зайчики).
Готовим капусту
Мы капусту рубим, рубим!
(Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз: если левая рука вверху, то правая — внизу).
Мы капусту солим, солим!
(Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы — большой, указательный и средний — собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим).
Мы капусту трём, трём!
(Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трём кулачки друг о друга).
Мы капусту жмём, жмём!
(Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак).
Вот какие мы молодцы — приготовили капустку!
Майский дождик
Майский вдруг закапал дождь:
«Кап-кап-кап-кап».
(Ритмично щёлкаем пальцами рук).
И по лужам ты идёшь:
«Так-так-так-так».
(Ритмично притопываем).
Ветер шелестит листвой:
«Ш-ш-ш-ш».
(Ритмично потираем ладонью о ладонь).
Спрятал кудри под травой:
«Тш-тш-тш-тш».
(Ритмично потираем ладонями о колени).
Дождь сильнее застучал:
«Тук-тук-тук-тук».
(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой).
Скоро дождик ливнем стал:
«Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук».
(Хлопаем в ладоши).
Солнышко
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
(Ритмично скрещиваем руки над головой).
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
(Плавно покачиваем руками вверху).
Летом нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки.
(Потираем щёки).
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
(Постукиваем пальцем по носу).
Золотят веснушки деток —
Очень нравится им это!
Прогулка по лужам
Шлёп-шлёп-шлёп —
Иду по лужам.
(Ритмично постукиваем ладонями по ногам).
Хлюп-хлюп-хлюп —
Вода в ботинках.
(Притопываем ногами).
Кап-кап-кап —
Мне зонтик нужен.
(Поднимаем руки вверх и ритмично щёлкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз).
Оп-оп-оп —
Вода по спинке.
(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям).
Буль-буль-буль —
Упала шапка.
(Приседаем).
Ой-ой-ой, кругом вода.
(Кружимся).
Да-да-да, себя так жалко.
(Киваем головой).
Одевайтесь в дождь всегда!
Машина
«Би-би-би» —
Гудит машина.
(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой).
«Тук-тук-тук» —
Мотор стучит.
(Хлопаем в ладоши).
Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
(Ритмично топаем ногами).
Шины трутся о дорогу.
«Шу-шу-шу» —
Они шуршат.
(Потираем ладони).
Быстро крутятся колёса.
(Показываем ручками, как крутятся колёсики).
Массаж кистей рук «Мышка»
Мышка маленькая в норке Тихо грызла хлеба корку.
Поскрести ногтями по коленям.
«Хрум, хрум!» — Что за шум?
Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.
Это мышка в норке Хлебные ест корки.
Потереть ладони друг о друга.
Массаж спины «Дождь»
Дети садятся спиной к родителям, которые выполняют движения:
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Хлопки ладонями по спине.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Поколачивание кулачками.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Постукивание пальчиками.
Только мой братишка в луже
Поглаживание спины ладошками.
Ловит рыбу нам на ужин.
Массаж лица
Родители делают массаж своему ребенку.
Носик, носик!
Провести кулачками по крыльям носа (4 раза).
Где ты, носик? Лобик, лобик! Где ты, лобик?
Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам (4 раза).
Щечка, щечка! Пальцами погладить щеки сверху вниз (4 раза).
Где ты, щечка? Будет чистенькая дочка.
Погладить ладонями шею. Будут чистенький сынок
Растереть ладошками уши. И котенок-малышок.
Потереть ладони ребенка друг о друга.
Педагог спрашивает, дети отвечают, показывая:
— Лапки мыли? Мыли!
Ушки мыли? Мыли!
Хвостик мыли? Мыли! Всё помыли.
И теперь мы чистые, котики пушистые.
Массаж тела «Лягушата»
Родители помогают детям в выполнении движений, соответствующих тексту:
Лягушата встали, потянулись И друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, Спинки-тростинки.
Ножками затопали, Ручками захлопали.
Постучим ладошкой По ручкам мы немножко.
А потом, потом, потом Грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там, И немного по бокам.
Хлопают ладошки Нас уже по ножкам.
Погладили ладошки. И ручки, и ножки.
Лягушата скажут: «Ква!
Прыгать весело, друзья!»
- Пение
Используются музыкальные занятия. Дети обучаются дыхательной гимнастике. Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.
Дыхательное упражнение «Ветер и листья».
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).
Дыхательное упражнение «Подуй на пальцы»
Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
Дыхательное упражнение «Аромат цветов»
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».
Дыхательное упражнение «Воздушный шар»
Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая «воздушный шар». Во время выдоха ребенок произносит звук «ф-ф-ф» и скрещивает руки на плечах.
Дыхательное упражнение «Шарик»
Надувала кошка шар, А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой — топ! А у кошки шарик — лоп!
Дыхательное упражнение «Пузыри»
Эй, мышонок, посмотри,
Звать к себе, помахивая кистями.
Мы пускаем пузыри:
Синий, красный, голубой.
Перед тем, как назвать каждый цвет, сильно надуть щеки и быстро выдохнуть.
Выбирай себе любой! —
- Подвижные игры под музыку
Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д.
Логопедическая ритмика положительно влияет на ребёнка. Замечено, что дети, с которыми регулярно проводят занятия, умеют выразительно двигаться, ритмичны и грациозны, хорошо поют. Кроме того, логоритмические упражнения:
- нормализуют психическое состояние малыша;
- развивают у него музыкальный и фонематический слух;
- тренируют все виды памяти: зрительную, слуховую, речевую, музыкальную;
- обогащают словарный запас ребёнка;
- способствуют приобретению им красивой осанки и походки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей младшей группы
Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей младшей группы...
План самообразования воспитателя на тему «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
План самообразования воспитателя на тему "Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений"...
методическая тема «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».
Из опыта работы в группе раннего возраста, где речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к нау...
Проект «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
Проектная деятельность с детьми младшей группы по развитию речи....
Методическая разработка «Развитие речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики»
Методическая разработка содержит перспективный план работы по развитию речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики, развернутые конспекты занятий по развитию речи, информац...
Методическая разработка «Развитие речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики»
Методическая разработка содержит перспективный план работы по развитию речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики, развернутые конспекты занятий по развитию речи, информац...
Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки» на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».
Отчёт по самообразованию во II младшей группе «Почемучки» на тему: «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»....