Методическое пособие «Нравственно-патриотическое воспитание как основа гармоничного развития личности детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 176_patriotika.docx104.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

«Нравственно-патриотическое воспитание как основа

гармоничного развития личности детей дошкольного возраста»

Актуальность

У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется ещё чувством Родины малой, первоначальной, Родины, - в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревни. Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой составляет памятные на всю жизнь впечатления детской души. И с нею, этой отдельной и личной Родиной, человек проходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своём – для всех одна.

Существует пословица: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда». Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.  

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Так какая же привлекательная сила заключена в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Скорее всего, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение нравственно-патриотического воспитания - это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, мы считаем, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к нравственным ценностям.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному городу, краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах города, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием Краснодарского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Именно поэтому, мы считаем, что работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников целесообразнее начинать с  их приобщения к истории и культуре родного края.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отражено и в различных концепциях, и   в программах, которые включают разную по объёму информацию, знакомят с проблемами воспитания; выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания дошкольников в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Скорее всего, это связано с тем, что чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию я начала с изучения ряда работ по данной теме. Среди которых хотелось бы отметить систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников Н.В. Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников», которая, на мой взгляд, наиболее полно раскрывает работу по знакомству дошкольников с городом, в котором они живут (историей, памятниками архитектуры, памятниками прославленным людям, работой отдельных учреждений и др.); предлагает методику воспитания у детей чувства любви к своему городу, гордости его историческим прошлым, уважения и признательности к его основателям, защитникам и людям, прославившим город.

Работа Е.К. Ривиной «Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами» помогает педагогам в работе по ознакомлению детей с важнейшими государственными символами нашей Родины (флаг, герб). В этой же работе даются рекомендации по проведению занятий на эту тематику. Но, эта работа не раскрывает нам регионального компонента, который так важен для нас.  

Используя рекомендации Е.К. Ривиной, Г.Н. Данилиной, Д.Е. Антонова, Л.В. Левитана, мы опираемся на принцип: идти от малого к большому. Поэтому свою         работу         по         воспитанию         нравственно-патриотических чувств у дошкольников я начинаю со знакомства детей не с государственными символами РФ и историей и культурой всей России, а с регионального компонента, то есть со знакомства детей с гербом и флагом города Краснодара, а также историей и культурой Краснодарского края.

В качестве основных приоритетов существования и функционирования нравственно-патриотического воспитания как воспитательной системы можно выделить следующие приоритеты:

Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести[1].  

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования к его защите.[2] 

Нравственное воспитание – формирование чувства ответственности по отношению к природе и людям. Такое определение даёт Б. Лихачёв в своей работе «Педагогика»3.

Патриотическое воспитание (в узком значении этого понятия) – это процесс освоения наследия традиционной культуры, формирование отношения к родному краю, где живёт человек.

Патриотическое воспитание (в широком значении этого понятия) – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.[3] 

Исходя из содержания определений, вытекают следующие функции нравственно-патриотического воспитания.

  • Социальная функция направлена на возможности гармоничного развития личности; стабильное положение в обществе. 
  • Культурная функция проявляется в активном содействии обогащению людей культурой, в побуждении их к творчеству. 
  • Воспитательная функция заключается в том, что под влиянием нравственно-патриотических чувств формируются честность и внимательность, любовь и бережное отношение к окружающему. 
  • Психологическая                  функция         состоит         в         том,         что         она стабилизирует личность, делает её позитивной и устойчивой. 
  • Эстетическая функция способствует развитию понимания красоты окружающего мира. 

Интеграция образовательных областей 

Обучение должно строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. 

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Образовательная область «Социализация», которая содержит в себе работу по формированию нравственно-патриотических чувств, интегрирует с большинством других образовательных областей, в которых происходит дальнейшее обогащение социально – личностного опыта детей, развиваются социально – ценностные ориентации и представления, происходит развитие детского самосознания.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе их приобщения к истории и культуре родного края

Выстраивая систему и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, предлагаем опираться на принцип концентризма, - один из принципов, который предлагают  М.Д. Маханёва и О.Л. Князева в методическом пособии «Приобщение детей к краеведению и истории России».  

Принцип концентризма         предполагает         изучение         истории         по концентрам – своеобразным кругам знаний. Например:

  1. Мой дом, родословная семьи.
  2. Родной детский сад, его история и традиции.
  3. Город: прошлое, настоящее, перспектива развития.
  4. История области, края.
  5. История страны.

Возможны и другие темы – концентры, которые я допускаю в  работе:

история нашей улицы, района и т.д. Концентры определяются возрастными особенностями детей.  

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Но все эти темы (концентры) присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Тем не менее, я считаю, что планирование работы всё же наиболее целесообразно по темам, перечисленным в выше представленной схеме: «Моя семья», «Мой детский сад», «Моя улица», «Мой город», «Мой родной край», «Моя страна». Работа по каждой теме должна включать организованную образовательную деятельность, игры, экскурсии, совместную и самостоятельную деятельность детей, по некоторым темам праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причём, темы повторяются в каждой возрастной группе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с собственными событиями.

Опыт показывает, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятий. Именно поэтому, каждую тему мы подкрепляем различными играми, продуктивными видами деятельности.

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Принципы и задачи нравственно-патриотического воспитания       детей на основе их приобщения к истории и культуре родного края

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе приобщения их к истории и культуре родного края мы предлагаем строить в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Принципы, которые необходимо учитывать в работе по нравственно-патриотическому воспитанию по региональному компоненту, являются:

  • введение краеведческого материала в работу с детьми, с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам;
  • развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего;
  • осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, то есть выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.п.);
  • привлечение детей к участию в городских праздниках, с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья;
  • осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность;
  • организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к родному краю должны передаваться детям.

Исходя из этих принципов, следует вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания:

  1. Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.
  2. Формировать умение ориентироваться в ближайшем культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
  3. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  4. Развивать бережное отношение к городу.
  5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

Выявление исходного уровня развития детей

Образовательная деятельность фронтальные и индивидуальные беседы с детьми позволили мне сделать вывод о том, что детей очень интересует то, что их окружает. Вот только знают об окружающем их мире, дети очень и очень мало, а некоторые и вообще ничего не знают.

Оказывается, что даже семья, в которой проживают дети, является для них загадкой. Когда детям задавали вопрос: «Что вы знаете о своей маме

(своём папе)?», они коротко отвечали: «Мою маму зовут – мама Таня» или «Моего папу зовут Дядя Серёжа». На этом, знания детей о своих близких заканчивались.

Из бесед с детьми о городе, в котором они живут, выяснилось, что дети знали лишь его название (а многие не знали даже его) и практически никто не знает своего полного адреса. А ведь мы живём в городе, который богат обычаями, традициями, историческими памятниками, знаменитыми людьми.  И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив и богат наш Краснодарский край, научить детей любить свою Родину. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.

Тогда педагогами ДОО системно были проанализированы знания детей о Краснодаре: они должны были назвать свой город; улицы, на которых живут и на которой находится детский сад; главную улицу города; улицы, носящие имена знаменитых людей.

Беседы проводились индивидуально с каждым ребёнком, при этом педагоги не акцентировали внимание на её итогах, которые оказались огорчительными.

Дети с большим трудом включались в беседу, часто «уходили» от ответов, рассказывали не о своей улице, не о своём городе, а, например, о том, где они отдыхали летом. Такое поведение объяснялось неустойчивым вниманием, узким кругом интересов, неуверенностью в своих знаниях.

Здесь главную причину мы увидели в несистематической работе родителей и педагогов по ознакомлению детей с городом.

Изучив полученные данные, пришли к следующим выводам:

  1. Необходимо организовать систематическую работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
  2. Теснее работать с родителями.

Для решения задач по нравственно-патриотическому воспитанию был составлен перспективный план для всех возрастов, перспективный план работы с родителями, а так же была разработана диагностика для всех возрастов по данной теме.  

Исходя из составленных перспективных планов, началась работа по нравственно-патриотическому         воспитанию         дошкольников,         результаты которой, не заставили себя долго ждать.  

Требования к знаниям дошкольников менялись с каждой возрастной группой. И в каждой возрастной группе уровень знаний детей к концу года значительно увеличивался, по сравнению с уровнем знаний детей в начале года.  

Так же, хотелось бы отметить, что уровень знаний детей о родном крае увеличивался не только в течение учебного года, но и в летний период, о чём свидетельствует анализ знаний дошкольников на конец и на начало следующего учебного года.  Это связано с тем, что, в результате бесед с родителями, консультаций, родительских собраний, совместных творческих выставках,  организации совместных праздников, рекомендаций родителям для проведения прогулок и экскурсий с детьми на летний период, родители стали активными помощниками педагогам в воспитании нравственно-патриотических чувств детей.

Содержание и формы  работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию  

Формы, используемые в работе, общеизвестны:  

  • целевые прогулки и экскурсии;
  • наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь калужан, изменения в облике города, округа, улицы, воздвигаемых новостройках, а так же наблюдения окружающего мира, стимулирующие детское художественное творчество, например, природный мир края;
  • рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;
  • беседы с детьми о Краснодаре;
  • использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их

рассматривание и обсуждение);

  • разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
  • художественная деятельность;
  • организация праздников;
  • знакомство детей с народным творчеством;
  • привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству

территории детского сада и т.д.);

  • поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных  местах;  
  • личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни;

но важна система их использования. Знакомство дошкольников с родным краем – процесс длительный и сложный. Он не может и не должен проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой и эта работа должна проходить не только в образовательной деятельности, но и вне её.

 Для детей, пришедших в детский сад всё в новинку: и своя новая группа, и просторное светлое здание детского сада с «таинственными дверями», и музыкальный и физкультурный залы, и новый участок для прогулки.

Активное стремление привлечь родителей к участию в воспитании нравственно-патриотических чувств детей так же приводит к положительному результату. Родители помогут в сборе информации о городе, своей семье. Многие даже не предполагают, как интересна история их предков, жизнь бабушек и дедушек, старшего поколения. Многие родители стали знакомить детей с интересной и доступной информацией об истории родного края; поддерживать у детей интерес к историческому прошлому; развивать внимание детей к эмоциональному миру человека; показывать, как судьба семьи связана с судьбой города (края).

Порадовало и то, что родители принимают помощь педагогов в познании истории и культуры города; поддерживают авторитет педагога в семье, ценят его помощь; помогают детскому саду в организации встреч, экскурсий в музей.

Во время акций с участием родителей меняется и характер помощи родителей воспитателю. Она становится не только добровольной, но и творческой. Появляются энтузиасты, которые, по просьбе воспитателя, выступают на родительских собраниях с сообщениями о развитии тех качеств ребёнка, на формирование которых направлены общие усилия.  

«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин «…» всё, что совершается в стране, через вашу душу и мысль, должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать педагогу при работе с детьми и их родителями.

Консультация на тему:

«Что и как можно рассказать детям-дошкольникам об орденах и медалях».

Детям часто рассказывают о войне. Они смотрят о них фильмы, посещают памятные места, связанные с военными действиями. А вот о наградах, полученных на войне, детям рассказывают не так часто.

Я рекомендовала бы провести с детьми дошкольного возраста беседу и рассказать примерно следующее…

Все люди боятся войны. Это очень страшно, когда нападает враг. Он очень опасен. Война приносит людям горе. Даже взрослые плачут, когда она начинается. Во время войны погибают и мирные люди (старики, женщины, дети, и бойцы, которые защищают свою Родину. Они очень смелые и часто совершают подвиги, грудью защищая других людей от вражеских пуль, уничтожая технику и оружие врага. Во время Великой Отечественной войны много бойцов и мирных жителей совершали подвиги. За это наше правительство их наградило различными орденами и медалями.

Обычно ордена и медали получали бойцы прямо на фронте. Но очень много наград находили своих героев и после войны.  

Награды прикрепляют к мундиру, на китель или на пиджак (или жакет). Часто у человека бывает так много наград, что чтобы все разместить, их заменяют орденскими планками. Эти планки можно увидеть у ветеранов войны и у военнослужащих.

Самая главная награда – это медаль «Золотая звезда «Герой СССР».

Бывало, что этой наградой награждали и два (в основном, лётчики и космонавты, и три (Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Семён Будённый), и четыре раза (Жуков Г. К.).

У многих из вас есть бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки, которые имеют различные правительственные награды. Они, наверное, вам их показывали. Или ваши папы и мамы рассказывали о них. Вам будет задание узнать, какими наградами и за что они были награждены.

Вот примерно такие беседы проводят воспитатели в нашей дошкольной организации. Используются не только фотографии, но и слайды, и презентации.

Беседа об орденах и медалях с детьми 6-7 лет

Цель: познакомить детей с боевыми наградами воинов во время Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

 

Ход беседы

Воспитатель:

- Дети, скоро наша страна будет отмечать великий праздник – день Победы. В этот день на улицах нашего города можно встретить ветеранов – воинов той далёкой войны.

Ребёнок:

Майский праздник – День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды Боевые ордена.

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад. И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят

Воспитатель:

- Сегодня мы увидим награды – ордена и медали, которыми награждали воинов в годы Великой Отечественной войны. Зори блещут в орденских лучах, Солнышками светятся медали.

Нет, нельзя, чтоб в письменных столах Свет Победы на год запирали!

Не для личной славы вам страна Выдала награды, не жалея:

Доставайте чаще ордена,

Мир от них становится светлее. Л. Сорокина.

Воспитатель:

-Как вы думаете, за что человек мог получить медаль или орден?

Ответы детей.

Воспитатель:  

-За боевые заслуги, за подвиги, проявленное мужество и героизм и преданность присваивали звание “Герой Советского Союза” и давали золотую звезду. Посмотрите, как она выглядит.

Дети рассматривают, воспитатель рассказывает о звезде Героя: посмотрите, как выглядит награда: это пятиконечная золотая звезда с гладкими двугранными лучами соединена с серебряной прямоугольной колодкой. Вдоль колодки через прорези протянута шёлковая муаровая лента красного цвета. Золотую звезду носят на левой стороне груди над всеми орденами и медалями. (Дети рассматривают  изображение Звезды Героя)

Далее педагог предлагает рассмотреть ордена Славы трёх степеней: этими орденами награждали рядовых и сержантов за личное мужество и храбрость. Внешне орден Славы имеет вид пятиконечной звезды с широкими лучами. В центре – круг. Посмотрите внимательно, что изображено в центре круга?

(Спасская башня и Кремлёвская стена в обрамлении лавровых ветвей).

Звёзды на изображении Спасской башни и лента, обвивающая лавровые ветви, покрыты красной эмалью. Звезда прикреплена кольцом к прямоугольной колодке, обтянутой орденской лентой оранжевого цвета с тремя чёрными полосками. Ордена всех трёх степеней отличаются лишь материалами, из которого они выполнены: орден Славы 1-ой степени выполнен из золота; на ордене Славы 2- степени центральный круг выполнен из золота; орден Славы 3 -ей степени выполнен из серебра.

Затем детям предлагают послушать песню “День Победы” композитора Воспитатель:

  • А эта награда называется орден Победы, он был учреждён одновременно с орденами Славы. Орденом Победы награждали командиров Красной Армии за успешное проведение боевых операций. Этот орден – символ воинской доблести и полководческого искусства, проявленного на войне.

Орден Победы – самый красивый и большой. Его звезда выполнена из платины, в лучи вставлены крупные рубины, обрамлённые бриллиантами. В центре звезды – голубой эмалевый круг с изображением здания Сената, Спасской башни и Мавзолея В. И. Ленина в обрамлении лавровой и дубовой ветвей. В нижней части круга – красная эмалевая лента с надписью «Победа», в верхней - “СССР”. Надписи выполнены белыми эмалевыми буквами. Лента ордена красного цвета с зелёными, синими бордовыми, голубыми полосами по краям. Орден крепится к одежде с помощью штифта. Орден носят на левой стороне груди. Таких орденов было выпущено всего 20. Обладателем знака №1стал Г. Жуков.

Воспитатель:

  • А теперь предлагаю вам рассмотреть медаль ”За отвагу” и медаль “За боевые заслуги”. Как выглядят эти награды? (Дети описывают медали.) Воспитатель:
  • Как вы думаете, есть ли разница между орденами и медалями?

(Ответы детей.) Воспитатель:

  • Награды вручались только тем, кто воевал, или и тем, кто работал в тылу, тоже?

(Ответы детей.) Воспитатель:

  • Были ли среди защитников Родины женщины – героини?

(Ответы детей.) Воспитатель:

  • Сегодня мы многое узнали о наградах, которыми в годы Великой Отечественной войны отмечали воинов-героев. Память об этих людях мы сохраним навсегда. Война принесла много горя, и хотелось бы, чтобы ордена и медали вручались за созидательный труд на благо всех, за достижения в области культуры и науки.

  

Тематическое занятие

«Маленькие герои ВОВ» (подготовительная группа)

Цель: формировать чувства патриотизма: любовь к Родине, уважение к старшему поколению, героям Великой Отечественной войны.

Задачи: обогащать и расширять знания детей об истории ВОВ; способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги; воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти погибших бойцов, ветеранам ВОВ.

Демонстрационный материал: аудиозапись «День победы», мяч, проектор.

Ход мероприятия:

Дети входят в зал под песню «День победы» и становятся полукругом.

Воспитатель:  

  • Ребята, какой великий праздник скоро будет отмечать наша страна (День Победы ВОВ).

Воспитатель: Молодцы! День Победы! Сегодня мы с вами поговорим о тех, кто приближал этот великий день Победы, вспомним все о В. О. В. и ее героях.

  • Скажите, когда началась война?
  • Расскажите, как началась война (ответы детей) 
  • Перед рассветом 22 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и сёла нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолёты с бомбами. Немецко-фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на жилые дома, детские сады, больницы, гудела земля под гусеницами танков, тишину разрывали автоматные очереди…

Ребенок читает стихотворение «Рано утром на рассвете» Андреевский Г.

Рано утром на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских, Это значит – против нас.

Воспитатель:  

  • Вот так началась Великая Отечественная война. А как вы думаете, почему эту войну называют «Великая Отечественная»?

Воспитатель:  

  • И встал народ на защиту своей Родины, рука к руке, плечо к плечу, все, от мала до велика, и фронт, и тыл, не щадя своих сил и своей жизни. Почти все мужчины ушли на фронт.
  • Расскажите, кто остался в тылу, что делали люди в тылу, как тыл помогал фронту?
  • Под каким лозунгом трудились люди в тылу во время войны? («Все для фронта, все для победы) Воспитатель:  
  • Ребята, а вы знаете, какие качества нужны солдатам для победы? Каким должен быть солдат? Я предлагаю поиграть в игру «Юные солдаты». (Дети становятся в круг и передают мяч друг другу по кругу называя, качество солдата.)
  • Во время войны было совершенно много героических подвигов. Как вы думаете, что такое подвиг?
  • Как можно назвать человека, совершившего подвиг?
  • Ребята может вы знаете героев ВОВ? Рассказ детей
  • Ребята, я предлагаю вам послушать рассказ о детях- героях ВОВ

Рассказ воспитателя о детях – героях ВОВ Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик.  

«Узнав, что началась война, многие мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Под видом беспризорников, музыкантов пробирались в расположение врага, добывая информацию. Немцы и предположить не могли, что оборванные, голодные дети – разведчики.

Леня Голиков. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады.

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады.

1944 года было присвоено пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Марат Казей. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их. и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Зина Портнова. Война застала Зину Портнову в Витебской области, где была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Отважная юная партизанка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой Посмертно награждена — званием Героя Советского Союза.

Валя Котик. Обыкновенный мальчишка, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету — шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.

Присмотревшись к мальчику, руководители партизанского отряда доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.

Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. Погиб Валя как герой в одном из неравных боев с фашистами.

Маленькие герои большой войны. Это только малая часть детей героев. Их очень много, но про остальных мы поговорим на следующих занятиях.» - Ребята, сколько продолжалась В. О. В. и чем она закончилась?.

  • Когда мы отмечаем День Победы? И куда в этот день идут люди?
  • Ребята я вам предлагаю отправиться на парад.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Вот солдатики стоят, начинается парад.

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы шагать.

Наклонитесь все вперед, а потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь, наклонитесь, не ленитесь!

На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди, да смотри, не упади!

Руки вверх, руки в бок, и на месте – скок, скок, скок! Носом – вдох, а выдох – ртом. Дышим глубже …. А потом…

Марш на месте не спеша. Вот зарядка хороша!

Воспитатель. Наши солдаты победили ещё и потому что очень сильно любили свою Родину, а какие вы пословицы знаете о Родине?

Русский солдат не знает преград.

Солдатское дело – воевать храбро и умело.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

С родной земли умри – не сходи!

Где смелость, там и победа.

Кто дрожит, тот и от врага бежит.

Лучше умереть, чем неволю терпеть.

Русский боец — всем образец.

Сам погибай, а товарища выручай.

Жить – Родине служить.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет.

Воспитатель. 

  • Вот и закончилось наше занятие. Ребята, что вы нового вы сегодня узнали? На примере таких героических поступков нужно учиться любить нашу Родину?
  • Я надеюсь, что Вы запомните имена подростков – героев, которые, глядя в глаза самой смерти, совершили героические поступки.

Уход детей.

 

 

 

 

 

Конспект занятия «Военная техника» для старшего дошкольного возраста

Цель: расширять представление детей о военной техники Российской армии.

Задачи: ознакомить с разными видами военной техники, воспитывать чувство патриотизма, желание защищать свою Родину, знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные).

Предварительная работа: экскурсия в музей боевой славы.

Материалы: Запись песни о советской армии, картины с военной техникой.

Ход мероприятия:

Звучит песня о советской армии.

Воспитатель:  

  • О чём поётся в этой песни?

Ответы детей.

Воспитатель:

  • Как вы думаете, о чём будет наше занятие?

Ответы детей.

Воспитатель:

  • Отгадайте загадки:
  1. Имя девичье носила И врага огнём косила,

Вражьи замыслы поруша,

Легендарная (Катюша) Ответы детей.

  1. Ползёт черепаха- Стальная рубаха,

Враг — в овраг, И она, где враг.

(танк) 

Ответы детей.

  1. Моряком ты можешь стать, Чтоб границу охранять,

И служить не на земле

А на военном …

(корабле) 

Ответы детей.

  1. Смело в небе проплывёт, Обгоняю птиц полёт. Человек им управляет, Что такое?

(самолёт) 

Ответы детей.

  1. Без разгона в высь взлетаю, Стрекозу напоминаю.

Отправляется в полёт

Наш Российский …

(вертолёт) 

Ответы детей.

  1. По водой железный кит,

Днём и ночью кит не спит.

Днём и ночью по водой, Охраняет наш покой.

(подводная лодка) Ответы детей.

Воспитатель:

  • Молодцы ребята, вы отгадали все загадки!
  • А как можно одним словом назвать: танк, вертолёт, самолёт, корабль, подводная лодка, катюша?

Ответы детей.

Воспитатель:  

  • Правильно! Всё это военная техника. А для чего она нужна в наше мирное время?

Ответы детей.

Воспитатель:

  • А вы хотите стать защитниками отечества?

Ответы детей.

Воспитатель:  

  • Какими должны быть защитники отечества?

Ответы детей.

Воспитатель:  

  • Одним словом богатыри! Давайте мы с вами превратимся в богатырей!

Физ. минутка:

Мы теперь богатыри,

Руки вверх мы поднимаем,

На заставу мы шагаем.

Богатырская застава,

Смотрит влево, смотрит вправо,

Не в морях не в небесах,

Не пропущен будет враг.

Мы шагаем дружно в ногу, Пусть уходит враг с дороги!

Воспитатель:  

  • А теперь я вам расскажу про разные виды войск. Пехота— основной род войск в сухопутных войсках, вооружённых силах государств. Пехота предназначена для ведения боевых действий в пешем порядке (на собственных ногах, является самым древним и массовым родом войск. Военно-морские силы (сокращенно ВМС, в ряде государств — военноморской флот) — вид вооружённых сил многих стран, предназначенный, прежде всего, для решения задач на океанских и морских территориях.

Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных

сил (ВС) государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов Воспитатель:  

  • Теперь вы знаете, какие виды вооружённых сил бывают. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру. Вам нужно соотнести род войск с видом военной техники.

Воспитатель:  

  • Вам понравилось наше занятие?

Ответы детей.

Воспитатель:  

  • Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель:  

  • Что нового и интересного вы узнали?

Ответы детей.

Беседа на тему «Наша Армия».

Цель: формировать у детей патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Предварительная         работа:         беседы         о         солдатах         нашей         армии, рассматривание иллюстраций.

  • Ребята мы с вами живём в стране, которая называется Россия. В нашей стране есть солдаты: лётчики, танкисты, пограничники, моряки. Их называют защитниками Отечества.

Рассматриваем иллюстрации солдат: лётчики, моряки, пограничники, танкисты.

Воспитатель:

  • Каких воинов российской армии вы знаете?

Ответы детей: солдаты, моряки, пограничники, лётчики, танкисты.

Воспитатель:  

  • Правильно ребята. Чем отличается военная форма солдат?

Ответы детей: цветом, пилотка, бескозырка.

Воспитатель:  

  • Правильно ребята. Какой великий праздник вы знаете, который посвящён нашей армии?

Ответы детей: 23 февраля день защитника Отечества.

Воспитатель:

 -Правильно ребята. Ребята 23 февраля наш народ будет отмечать праздник День защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества?

Ответы детей: Это солдаты.

Воспитатель:  

  • А что такое Отечества?

Ответы детей: это Родина.

Воспитатель:  

-Правильно ребята. А сейчас, я хочу вам загадать загадки, а вы мне скажите правильные ответы. Без разгона вверх и ввысь

Стрекозу напоминает Отправляется в полёт Наш Российский …. Ответы детей: вертолёт Воспитатель:  

-Правильно дети. У какой птицы на крыльях звёзды?

Ответы детей: самолёт.

Воспитатель:  

- Правильно дети. Ребята армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов. Придёт время, вы вырастите и тоже станете солдатами Армии России.

 

Стихи для детей о Великой Отечественной Войне

Мы врага отбросим Сигнал тревоги над страной.

Подкрался враг,

Как вор ночной.

Фашистов черная орда

Не вступит в наши города.

И мы врага отбросим так,

Как наша ненависть крепка,

Что даты нынешних атак

Народ прославит на века.

(А. Барто)

В кинотеатре Я фильм смотрела о войне,

И было очень страшно мне. Рвались снаряды, бой гремел, И люди погибали. А рядом дедушка сидел, И на груди медали.

За то, что вместе со страной

Сломил он силу злую…

Медали глажу я рукой И дедушку целую.

(В. Туров)

*****

Пусть дети не знают войны Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас – Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны!

На радио Письмо я старался

Писать без помарок:

«Пожалуйста, сделайте

Деду подарок…»

Был долго в пути

Музыкальный привет.

Но вот подошёл И обнял меня дед – Пришла к нему в праздник

9 Мая Любимая песня его Фронтовая. (С. Пивоваров)

День Победы 

День Победы 9 Мая – Праздник мира в стране и весны. В этот день мы солдат вспоминаем, Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну,

Подарившим народам Победу

И вернувшим нам мир и весну!

(Н. Томилина)

Я в солдатики играю Я в солдатики играю.

У меня есть пистолет.

Есть и сабля, есть и танки.

Я большой и мне 5 лет!

Я в солдатики играю.

Это детская игра.

Но я это знаю твердо – Создан Мир наш для Добра!

Чтоб войну не знали дети!

Чтоб был мирным небосвод.

И остался чтоб игрушкой

Навсегда пехотный взвод.

(Шапиро Т.)

У обелиска Застыли ели в карауле,

Синь неба мирного ясна. Идут года. В тревожном гуле Осталась далеко война.

Но здесь, у граней обелиска,

В молчанье голову склонив,

Мы слышим грохот танков близко И рвущий душу бомб разрыв. Мы видим их — солдат России, Что в тот далёкий грозный час

Своею жизнью заплатили

За счастье светлое для нас…

Красоту, что дарит нам природа… 

Красоту, что дарит нам природа, Отстояли солдаты в огне, Майский день сорок пятого года Стал последнею точкой в войне.

За всё, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам, Спасибо доблестным солдатам – Нашим дедам и отцам.

Недаром сегодня салюты звучат

В честь нашей Отчизны, В честь наших солдат!

(Алексей Сурков)

Победа 

Мой прадед

Рассказывал мне о войне.

Как в танке сражались,

Горели в огне, Теряли друзей,

Защищая страну.

Победа пришла

В Сорок пятом году!

Вечернее небо,

Победы салют.

Солдаты России

Наш сон берегут.

Я вырасту — Детям своим расскажу,

Как прадеды их

Защищали страну!

Верим в Победу Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту чёрную войну! Только хочет он или не хочет, А своё получит от войны:

Скоро даже дни, не только ночи, Станут, станут для него черны!

(В. Шефнер)

День Победы Майский праздник —

День Победы

Отмечает вся страна. Надевают наши деды Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

(Белозеров Т.)

Шинель 

Почему ты шинель бережешь? —

Я у папы спросила. — Почему не порвешь, не сожжешь? — Я у папы спросила.

Ведь она и грязна, и стара,

Приглядись-ка получше,

На спине вон какая дыра, Приглядись-ка получше!

Потому я ее берегу, —

Отвечает мне папа, — Потому не порву, не сожгу, — Отвечает мне папа. — Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок, на врага И его одолели!

(Е. Благинина)

Старый снимок 

Фотоснимок на стене – В доме память о войне.

Димкин дед

На этом фото:

С автоматом возле дота,

Перевязана рука,

Улыбается слегка…

Стихи Михалкова С.В.

Самые лучшие стихи и сказки. Михалков С.В.

Здесь всего на десять лет

Старше Димки Димкин дед. (С. Пивоваров)

*****

Дети из ладошек солнышко сложили,

Чтобы непременно люди все дружили,

Чтобы это солнце для людей сияло, В каждое оконце в гости забегало.

Чтобы было много у детей игрушек,

Чтобы не стреляли взрослые из пушек, Чтобы прекратились войны все на свете, Чтобы улыбались, а не гибли дети. Так, чего ж нам стоит переплавить пушки, Прекратить все войны и купить игрушки?

Солнце из ладошек лучше всех на свете!

Посмотрите люди, это ж — наши дети!

Еще тогда нас не было на свете 

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий, Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

(Владимов М.)

 

Никто не забыт 

«Никто не забыт и ничто не забыто» — Горящая надпись на глыбе гранита. Поблекшими листьями ветер играет, И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

(А. Шамарин)

Разговор с внуком 

Позвал я внука со двора К открытому окну:

Во что идет у вас игра?

В подводную войну!

В войну? К чему тебе война?

Послушай, командир:

Война народам не нужна.

Играйте лучше в мир.

Ушел он, выслушав ответ.

Потом пришел опять

И тихо спрашивает: Дед, А как же в мир играть?

Ловя известья, что с утра

Передавал эфир,

Я думал: перестать пора

Играть с войной, чтоб детвора Играть училась в мир!

(С. Маршак)

Под мирным знаменем Мы – дети свободной и мирной страны, Народ наш великий не хочет войны!

И матери наши, и наши отцы — За мир, за свободу, за счастье борцы!

Мы учимся в школе, растим тополя, Мы любим походы в леса и поля.

Нам в жизни открыты любые пути,

Под небом спокойным хотим мы расти! Ни детям, ни взрослым война не нужна.

Пусть с нашей планеты исчезнет она. Пусть мирные звезды над миром горят И дружба не знает границ и преград!

Кто был на войне Дочь обратилась однажды ко мне:

— Папа, скажи мне, кто был на войне? — Дедушка Лёня — военный пилот — В небе водил боевой самолет.

Дедушка Женя десантником был.

Он вспоминать о войне не любил И отвечал на вопросы мои:

— Очень тяжелые были бои.

Бабушка Соня трудилась врачом,

Жизни спасала бойцам под огнем.

Прадед Алёша холодной зимой

Бился с врагами под самой Москвой.

Прадед Аркадий погиб на войне.

Родине все послужили вполне.

Много с войны не вернулось людей.

Легче ответить, кто не был на ней.

(Смирнов А.)

Нужен мир Мир и дружба всем нужны! Мир важней всего на свете!

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят, В небе солнце ярко светит, Нужен мир для всех ребят!

Нужен мир на всей планете!

Пусть пулеметы не строчат

И пушки грязные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не пролетают ни к кому, Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

(Найденова Н.)

Мир детям 

В маленькой ручке — цветы у мальчишки.

Он этот букетик на мрамор положит. Не может войну помнить этот малышка, Однако забыть ее тоже не может.

Как позабыть, если мир подарили

Те, для кого он принес свой букет. Цветы возложил мальчик к братской могиле, Людям планету спасшим от бед.

За то, чтоб резвились, за то, чтоб играли,

Спокойные сны чтобы видеть могли,

За то, чтобы дети войны не видали, Бороться обязаны люди Земли!

(Маршалова Т.)

Береза Я помню, ранило березу

Осколком бомбы на заре. Студеный сок бежал, как слезы, По изувеченной коре. За лесом пушки грохотали, Клубился дым пороховой.

Но мы столицу отстояли,

Спасли березу под Москвой.

И рано-раненько весною

Береза белая опять Оделась новою листвою

И стала землю украшать. И стой поры на все угрозы Мы неизменно говорим:

Родную русскую березу

В обиду больше не дадим.

Мужчина 

Отца на фронт призвали.

И по такой причине

Я должен жить отныне, Как следует мужчине. Мать вечно на работе.

Квартира опустела. Но в доме для мужчины Всегда найдётся дело.

Полны водою вёдра.

Подметена квартира.

Посуду мыть несложно —

На ней ни капли жира.

С трёх карточек талоны

Стригут мне в гастрономе.

Кормилец и добытчик.

Мужчина. Старший в доме.

Я искренне уверен,

Что стал отцу заменой.

Но в жизни той далёкой,

Блаженной, довоенной,

Отец не занимался

Подобными делами.

Мать заменила папу.

Я помогаю маме.

(В. Берестов)

Хотим под мирным небом жить! 

По — разному зовутся дети, —

Нас очень много на планете…

Есть Вани, Гансы, Джоны, — Детей повсюду миллионы!

По-разному зовутся дети,

Для нас — все лучшее на свете!

Нужны нам яркие игрушки — И Буратино, и Петрушки. Нужны нам книжки, песни, пляски И увлекательные сказки. Бассейны, горки, турники, Сады, фонтаны, цветники.

Я помогаю маме.

(В. Берестов)

Хотим под мирным небом жить! 

По — разному зовутся дети, —

Нас очень много на планете…

Есть Вани, Гансы, Джоны, — Детей повсюду миллионы!

По-разному зовутся дети,

Для нас — все лучшее на свете!

Нужны нам яркие игрушки — И Буратино, и Петрушки. Нужны нам книжки, песни, пляски И увлекательные сказки. Бассейны, горки, турники, Сады, фонтаны, цветники.

Пусть всюду светлый детский сад

Встречает радостно ребят,

Пусть всем, везде хватает школ,

Чтоб каждый утром в школу шел!

Хотим мы вырасти врачами,

Строителями, скрипачами,

Учителями, и артистами,

И летчиками, и связистами! Хотим под мирным небом жить, И радоваться, и дружить,

Хотим, чтоб всюду на планете Войны совсем не знали дети!

(Н. Найденова)

Вовкина бабушка 

Была простая бабушка

У Вовки Черемных,

Ничем не выделялась Она среди других.

Пекла для Вовки шанежки,

С капустой пирожки,

Штаны ему стирала И штопала носки. Но вот пришёл однажды Какой-то генерал. Он крепко-крепко бабушку При всех расцеловал. Весь вечер вспоминали Они военный год. У Вовки сердце жаркое То стукнет, то замрёт.

Так вот какая бабушка!

А он-то и не знал. Спасён от смерти бабушкой Вот этот генерал.

И все в отряде знали

Настёну Черемных,

Разведчицей отважной Слыла она у них. Теперь для Вовки шанежки Вкуснее во сто раз. А всё, что скажет бабушка, — Как воинский приказ.

(Л. Преображенская)

Имя 

К разбитому доту

Приходят ребята,

Приносят цветы

На могилу солдата.

Он выполнил долг

Перед нашим народом.

Но как его имя?

Откуда он родом?

В атаке убит он?

Погиб в обороне?

Могила ни слова

О том не проронит.

Ведь надписи нет.

Безответна могила. Знать, в грозный тот час Не до надписей было.

К окрестным старушкам

Заходят ребята – Узнать, расспросить их, Что было когда-то.

— Что было?!

Ой, милые!..

Грохот, сраженье!

Солдатик остался

Один в окруженье.

Один – А не сдался

Фашистскому войску.

Геройски сражался И умер геройски.

Один – А сдержал,

Поди, целую роту!..

Был молод, черняв, Невысокого росту.

Попить перед боем

В село забегал он,

Так сказывал, вроде, Что родом с Урала.

Мы сами сердечного

Тут схоронили –

У старой сосны,

В безымянной могиле.

На сельскую почту Приходят ребята.

Письмо заказное

Найдёт адресата. В столицу доставят Его почтальоны.

Письмо прочитает

Министр обороны.

Вновь списки просмотрят,

За записью запись…

И вот они – Имя, фамилия, адрес!

И станет в колонну

Героев несметных,

Ещё один станет –

Посмертно,

Бессмертно. Старушку с Урала Обнимут ребята.

Сведут её к сыну,

К могиле солдата,

Чьё светлое имя

Цветами увито…

Никто не забыт,

И ничто не забыто! (С. Погореловский) Заключение

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Работа по ознакомлению детей с историей и культурой родного края несомненно помогает детям многое узнать, а главное – полюбить маленький уголок своей Родины. Значение такой работы трудно переоценить. Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Наша задача – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. Мы считаем, что работа ДОО в данной направлении идёт успешно. К этому выводу меня привело то, что дети стали более внимательны к окружающему их миру. В их поведении стала проявляться  эмоциональная реакция на ситуации, связанные с окружающим. А если у детей  сформировались интерес и желание действовать в окружающем мире, они умеют или пытаются  контролировать и оценивать своё поведение и поступки, чтобы не причинить вреда окружающим, - это и есть ростки личности будущего патриота своего города, а в дальнейшем и родной страны.

Список литературы:

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005 – 256 с.

  1. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому  воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А.

Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192с.

  1. Жуковская Р.И. и др. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; Под ред. С.А. Козловой. – М.:

Просвещение, 1981. – 208с.

  1. Ковалёва К.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое         пособие         для         работников         дошкольных образовательных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 80с.

6.   Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6   лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224с.

7.Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.-64с.

  1. Ривина Е.К. Российская символика: Методическое пособие к иллюстративно-дидактическому материалу для дошкольных образовательных учреждений. -  М.: АРКТИ, 2004. – 72с.
  2. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А.. Кондрыкинской. – М.: ТЦ

Сфера, 2004. – 192с.

 

 

          


[1] Лихачёв Б. Т. Педагогика. – М.: Прометей. – С.234.

[2] Концепция Патриотического воспитания граждан РФ от 21 мая 2003 года 3  Лихачёв Б. Т. Педагогика. – М.: Прометей. – С.234.  

[3] Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для воспитателей доу, родителей по обучению грамоте детей дошкольного возраста "Школа Буквознайки"

Авторское методическое пособие учителя - логопеда Максимовой И.В Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, р...

Консультация для родителей «Развитие личности детей дошкольного возраста посредствам этнокультурного воспитания».

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился....

Доклад на тему: "Формирование всесторонне-развитой личности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания".

Выступление с докладом на научно-практической конференции работников образования Кулундинского района Алтайского края«Образование и современное общество: актуальные вопросы, достижения и ин...

Методическая разработка. Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста.

Широкий круг образовательно-воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению....

Консультация для родителей «Развитие личности детей дошкольного возраста посредствам этнокультурного воспитания».

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился....