Проектная деятельность в старшей группе «Моя семья»
проект (старшая группа)

Павлова Татьяна Алексеевна

Аннотация

Актуальность. В настоящее время проблема формирования и развития познавательных способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.

Проектыспособствуют пробуждению и развитию интереса детей к данной области знаний, расширению и углублению знаний по программному материалу, воспитанию у детей чувства коллективизма, установления тесных контактов между воспитателями и родителями для развития познавательных интересов детей. В проводимых мероприятиях создаются благоприятные условия для формирования у детей таких качеств личности, как любознательность, наблюдательность, стремление преодолевать трудности.

Практическая значимость проектов определена в трёх аспектах:

  1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
  2. Представлен систематизированный материал по развитию познавательных представлений, памяти, мышления, воображения.
  3. Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой работе.

Инновационная направленностьв использовании метода проектной деятельности.

Степень распространения представленных материалов. Данныйматериал эффективно используются педагогами МДОАУ «Детский сад №10».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в старшей группе

«Моя семья»

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни.

Актуальность проекта

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании  нет материала, касающегося   прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

В проекте представлена планируемая совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получат знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Опрос детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

 Проблема: дети имеют скудные знания о семье, о совместном житье и семейных праздниках, о профессиях родителей.

Цель проекта:

- Расширять представления детей о своей семье, родословной.

- Установить контакт с родителями для согласования воспитательных мер во взаимодействии с детьми.

Задачи проекта:

1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Тип проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы 5-6 лет, родители.

Формы организации проекта:

1. Опрос детей.

2. ОД.

3. Консультация для родителей  «Что такое генеалогическое древо?»

4. Выставка «Генеалогическое древо семьи».

5. Выставка рисунков  и фотографий  «Моя семья».

6. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».

7. Родительское собрание «Вся семья вместе – так и душа на месте».

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • Опрос детей по проблеме
  • Определение цели и задач
  • Создание необходимых условий для реализации проекта

II этап – основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
  • Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
  • Выставка «Генеалогическое древо семьи»
  • Выставка рисунков и фотографий «Моя семья»
  • Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»
  • Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

III этап-заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта
  • Родительское собрание
  • Презентация проекта «Моя семья»

Место проведения: МДОАУ «Детский сад № 10».

Режим работы: во время и вне занятий.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: воспитание чувства любви к  членам семьи, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек, умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

Родители: повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Реализация проекта  

Этапы

Содержание

1 этап.

Подготовительный

Опрос детей: «Что я знаю о семье?»

2 этап.

Основной

ОД на тему «Моя семья»

Коммуникация «Моя семья»

Рисование «Мама»

Коммуникация «Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых».

Лепка «Мебель для трех медведей»

 Коммуникация

«Группировка предметов»

(одежда, обувь, головные уборы).

Конструирование «Мамины косички»

Чтение художественной литературы:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

 «Сказка об умном мышонке» С. Маршак

 «Мамина работа» Е. Пермяк

 «Мамина дочка» В.Белов

«Косточка» К.Ушинский

 «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский

Дидактические игры:

«Кем быть?»

 «Закончи предложение»

«Кто старше?» «Кто младше?»

 «Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало)

 «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений)

 «Собери портрет из деталей»

 «Составь семью из фигурок»

«Радость - или огорчение?»

 «Назови как тебя дома ласково называют?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин».

 

Беседы:

«Выходной день в моей семье»

«Как я помогаю дома»

«Кем работают твои родители» (с использованием альбома)

«Как мы отдыхаем»

Чтение стихотворений, загадки.

Пальчиковая гимнастика.( приложение 1)

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье», «Блинчики»

Консультация «Что такое генеалогическое древо?»

Выставка «Генеалогическое древо семьи»

Выставка рисунков «Моя семья»

3 этап.

Заключительный

Подведение итогов в реализации проекта

Родительское собрание «Вся семья вместе – так и душа на месте»  (приложение 2)

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ

 Заключение: Я предполагаю, что:

- за время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности представлений о семье у детей значительно повысится;

- в процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.

Я верю, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Срок реализации (планируемый): апрель 2024г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в старшей группе "Моя семья".

В проекте освещена работа с детьми по знакомству с семье, с историей ее происхождения....

Проектная деятельность в старшей группе по теме "Моя семья".

В данном материале представлен проект совместной деятельности педагогов, детей, родителей старшей группы по актуальной теме "Моя семья"....

Проектная деятельность в старшей группе детского сада. Проект «Моя семья»

Семья и ДОУ — два института социализации детей. Проектная деятельность в старшей группе детского сада. Проект «Моя семья»...

Презентация проектной деятельности в младшей группе "Моя семья"

Цель проекта: формирование у детей первоначальных представлений о семье, как о людях,которые живут вместе....