План по самообразованию "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность."
материал (средняя группа)
"Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования по теме:
«Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Цель:
- Изучение особенностей экологического воспитания детей среднего возраста.
- Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.
- Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
- Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
- Формировать представления о причинно-следственных связей внутри природного комплекса. Развивать интерес и активность в процессе познавательно - исследовательской деятельности, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
- Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города. Развивать осознанное отношение к себе как к активному субъекту окружающего мира.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
• повышение уровня педагогической компетенции по экологическому воспитанию детей среднего возраста через игру;
• совместная работа с родителями по экологическому воспитанию детей, разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей на данную тему.
Ожидаемые результаты для детей:
• позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и животным
• осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через игры
• активность в познании окружающего мира через игры
• воспитание доброты и отзывчивости, стремлении помочь доступными способами птицам, животным и растениям (кормление, бережное отношение и т.д.)
Предоставление результата:
Картотека экологических игр
Фотовыставка для родителей и педагогов
Наглядно-информационные материалы для родителей
Перспективный план по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
Тема занятий | Цель и задачи наблюдений | Формы работы |
СЕНТЯБРЬ 1.Во саду ли, в огороде
2. В хороводе деревьев
3. Зелёная аптека | Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.
Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Наблюдения; сбор урожая. Д/и.: «Чего не стало», «Угадай на ощупь», «Узнай по описанию». Беседа «Что нам осень принесла». Рассматривание картины «В поле осенью». Аппликация «Поспели яблоки в саду». Опыт «Тепло – холодно». Наблюдения, рассматривание листьев, коры, плодов деревьев. Отгадывание загадок. Игра «Дорисуй листочек», «Соедини листья с плодами». Д/и. «С какого дерева листочек». Рисование «Разноцветные листочки». Чтение стих – я А.Майков «Кроет уж лист золотой». Беседа о лекарственных травах, загадки. Рассматривание иллюстраций с растениями. |
ОКТЯБРЬ 1.Путешествие в страну Осень
2.Тайны грибного царства
3.Чудо - ягодка
4. Воздух
| Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.
Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. | Наблюдение за состоянием погоды на участке. Наблюдение за трудом взрослых. Рассматривание картины «Времена года». Д/и.: «Кто скорее соберёт», «Найди такой листок, как на дереве», «Так бывает или нет». Рисование «Осень». П/и «Перелёт птиц». Чтение И.Бунин «Листопад» (отрывок). Загадки Лесовичка о грибах. Рассматривание иллюстраций с грибами. Беседа о месте произрастания грибов, их строении. Аппликация «Поможем белочке заготовить грибы». Рассматривание иллюстраций, муляжей. Отгадывание загадок. Д/и «Лесные и садовые ягоды». Опыт с воздухом (вкус, цвет, запах). Поиск воздуха. Беседа о значении чистого воздуха. Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения). |
НОЯБРЬ 1. Мир растений
2.Подводное царство
3.Волшебница вода
| Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. Познакомить детей с рыбками, лягушкой. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды, с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. | Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений. Чтение рассказа «Зелёные страницы». Беседа «Мой любимый цветок». Д/и.: «Собери букет», «Узнай растение». Рисование «Поляна цветов». Опыт «Что любят растения», «Как развивается растение». Беседа о подводном мире. Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей. Игра «Мы весёлые рыбки». Опыт «Кто живёт в воде», «Зачем лягушке такие лапки». Лепка «Рыбка». Аппликация «Аквариум» (коллективная). Рассказ Л. Берг «Рыбка». Беседа «Что такое вода?». Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Хотела галка пить». Чтение стих-я Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде». Игра «Как сосулька превратилась вводу». Взаимодействие воды и снега. Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды). Д/и. «Вода». Опыт с водой. Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки».
|
ДЕКАБРЬ 1.На бабушкином дворе 2.Лесные жители 3.Белый снег, пушистый | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных. Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | Отгадывание загадок о домашних животных. Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных. Д/и.: «Назови детёнышей», «Какая польза от домашних животных», «Кто, где живёт». Игра «Угадай, это зверь или птица?» (по модели). Чтение сказки «Как собака друга искала». П/и. «Пастух и стадо». Рассказ Лесовичка о лесе. Рассматривание картины «Звери в зимнем лесу». Игра- имитация «Звериная зарядка». Игровое упражнение «Придумай ласковые слова». Д/и.: «Найди детёныша», «Кто, что ест», «Кто, где живёт». Настольный театр «Снегурушка и лиса». Рисование «Животные в лесу» (трафарет). Чтение сказки: «Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка». Рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?». Лепка «Заяц-длинные уши». П/и. «У медведя во бору». Опыт со снегом. Беседа «Нужен ли зимой растениям снег?». Опыт «Цветные льдинки». Рисование «Снежинки». Постройка горки с помощью взрослых. |
ЯНВАРЬ 1.В гостях у птиц 2.Зимушка – зима 3.Песок, глина, камень, почва | Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к братьям нашим меньшим. Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной. | Беседа о зимующих и перелётных птицах. Отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Наблюдения за птицами на участке. Д/и.: «Кто, где живёт», «Нарисуй птицам дорожку в сказку». Рисование «Чудо – птица» (по мотивам дымковской игрушки). Слушание пения птиц. Чтение стих-я «Покормите птиц зимой». Игра «Птички-невелички». Устройство птичьей столовой. Беседа о зиме. Рассматривание картины «Зимние забавы». Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери». Рассматривание картины К. Коровин «Зима». Аппликация «Деревья зимой» (коллективная, обрывание полосок). Рисование «Зимушка- зима». Чтение сказки «Зимовье», С. Козлов «Зимняя сказка», И. Суриков «Зима», А.Барто «Ёлка». Игра «Жидкое- твёрдое». Игры -забавы с санками . П/и.: «Берегись, заморожу», «Снежинки и ветер». Опыт с песком, глиной. Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение). Рассмотреть песок, глину (сравнить). |
ФЕВРАЛЬ 1.Путешествие в царство комнатных растений | Познакомить с комнатными растениями. Закрепить названия знакомых комнатных. Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | Рассматривание картины из серии «Уход за комнатными растениями». Игра «Какого растения не стало». Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы». Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание). Игра «Цветы». Беседа о строении растений. Беседа об уходе за комнатными растениями. Д/и: «Живые картинки», «Опиши, я отгадаю». Лепка «Цветок» |
2.Стекло и металл | Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл). Учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | Опыт со стеклом, металлом. Сравнение предметов. Д/и. «Из чего сделан предмет». Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов. |
МАРТ 1.В гостях у Веснянки 2.Береги живое! | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | Чтение К. Ф. Юон «Мартовское солнце», «Ранняя весна», А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Стих-е: С. Вангели «Подснежники». Д/и. : «Какие животные живут в лесу», «Когда это бывает», «Найди детёныша». Беседы: «Где будут первые проталинки?», «Где снег не тает?», «Где быстрее наступит весна?». Рисование «Волшебница весна». Чтение: М. Пришвин «Мать-и - мачеха», «Одуванчик», «Ребята и утята». Игра «Покажи птиц, которые прилетают весной». П/и «Зайцы и волк», «Птицы и лиса». Рассматривание Красной книги, беседа. Игровое упражнение «Посели цветы там, где они выросли». Игра «Где живут животные"», «Какой цветок просит помощи, нарисуй его». |
3.Резина и пластмасса | Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | Рассматривание предметов из этих материалов. Сравнение резины и пластмассы. Д/и. «Из чего сделан предмет». |
АПРЕЛЬ 1.Насекомые – наши помощники 2.Экскурсия в зону наблюдения 3.Земля мой дом | Дать элементарные знания о жуках; на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства. Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов, видах поселения (деревня, город, страна). Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. | Отгадывание загадок. Наблюдения за насекомыми. Рассматривание иллюстраций. Д/и.: «Найди насекомых, поедающих листья», «Как спрятаться бабочкам». Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги В. Зотова «Лесная мозаика»). Рисование «Божья коровка». Лепка «Зелёная гусеница». Наблюдения за цветением деревьев. Рассматривание иллюстраций «Сравнение различных периодов весны». Д/и.: «Раскрась предметы живой и неживой природы», «Найди такой же», «Подбери листок к дереву». Чтение художественной литературы. Рисование «Яблоня в цвету». Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчёл. Игра «Что , где зреет». Рассматривание картины «Цветущий сад». Игра «Пчёлки». Беседа «Где я живу». Сравнение речки, болота, моря. Рассматривание картины «Семья дома». Рассматривание семейных фотографий. Д/и.: |
МАЙ 1.Экологическая тропинка 2.Человек – живой организм 3.Бумага, древесина, ткань | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев). Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материала и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. | Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу». Целевая прогулка по экологической тропинке. Игра «Что ты сделал доброе для природы?». Игра «Что будет, если?». Д/и. «Кто больше». П/и. «Раз, два, три- к дереву беги». Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека. Д/и. «Валеология», «Понюхай и отгадай». Беседа о потребностях человека. Рассказ о вредных привычках. Игра «Угадай на вкус». Гимнастика для глаз. Изготовление поделок, построек. Оригами из бумаги. Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов. Беседы о свойствах материала. Опыт с бумагой, древесиной. Аппликация из ткани и бумаги «Полянка цветов». |
План работы с родителями:
Анкетирование родителей. «Экологическое образование в семье».
Консультация «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста».
Выставка «Дары природы».
Родительское собрание на тему: «Экология и мы».
Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.
Памятка «Как помочь птицам пережить зиму»
Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок.
Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе».
Консультация «Весенние прогулки»
Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем селе».
Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок.
Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные».
Список литературы:
- https://www.maam.ru/detskijsad/plan-raboty-s-roditeljami-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-v-srednei-grupe.html
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/11/plan-po-samoobrazovaniyu-ekologicheskoe-vospitanie
- «Экологические проекты в детском саду» Масленникова О.А,, Филиппенко А.А.
- «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Марудова Е.В.
- http://2.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/noyabr/no-3187-plan-raboty-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov-v-mbdou-detskiy-sad-solnyshko/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность в соответствии с ФГОС» в средней группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20234272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"444","width":"314"}}]]...
План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок на...
План работы по самообразованию в средней группе по теме «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам......
Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2021-2022 год
laquo;Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»Цель:Изучение особенностей экологического воспитания детей среднего возраста.Продолжать повыша...
План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
laquo;Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Презентация "План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Ведущая педагогическая идея:Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило, что «решающую роль в охране окружающ...
Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»...