План по самообразованию "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность."
материал (средняя группа)

Минакова Татьяна Николаевна

"Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования по теме:

«Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель:

  1. Изучение особенностей экологического воспитания детей среднего возраста.
  2. Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.
  3. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
  4. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Задачи:

  1. Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
  2. Формировать представления о причинно-следственных связей внутри природного комплекса. Развивать интерес и активность в процессе познавательно - исследовательской деятельности, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
  3. Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города. Развивать осознанное отношение к себе как к активному субъекту окружающего мира.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

• повышение уровня педагогической компетенции по экологическому воспитанию детей среднего возраста через игру;

• совместная работа с родителями по экологическому воспитанию детей, разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей на данную тему.

Ожидаемые результаты для детей:

• позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и животным

• осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через игры

• активность в познании окружающего мира через игры

• воспитание доброты и отзывчивости, стремлении помочь доступными способами птицам, животным и растениям (кормление, бережное отношение и т.д.)

Предоставление результата:

Картотека экологических игр

Фотовыставка для родителей и педагогов

Наглядно-информационные материалы для родителей

Перспективный план по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Тема занятий

Цель и задачи наблюдений

Формы работы

СЕНТЯБРЬ

1.Во саду ли, в огороде

 

 

 

 

 

2. В хороводе деревьев

 

 

 

3. Зелёная аптека

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

 

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

 

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Наблюдения; сбор урожая. Д/и.: «Чего не стало», «Угадай на ощупь», «Узнай по описанию». Беседа «Что нам осень принесла». Рассматривание картины «В поле осенью». Аппликация «Поспели яблоки в саду». Опыт «Тепло – холодно».

Наблюдения, рассматривание листьев, коры, плодов деревьев. Отгадывание загадок. Игра «Дорисуй листочек», «Соедини листья с плодами». Д/и. «С какого дерева листочек». Рисование «Разноцветные листочки». Чтение стих – я А.Майков «Кроет уж лист золотой».

Беседа о лекарственных травах, загадки. Рассматривание иллюстраций с растениями.

ОКТЯБРЬ

1.Путешествие в страну Осень

 

 

2.Тайны грибного царства

 

 

3.Чудо - ягодка

 

4. Воздух

 

 

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

 

 Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

 

 Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

 Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

Наблюдение за состоянием погоды на участке. Наблюдение за трудом взрослых. Рассматривание картины «Времена года». Д/и.: «Кто скорее соберёт», «Найди такой листок, как на дереве», «Так бывает или нет». Рисование «Осень». П/и «Перелёт птиц». Чтение И.Бунин «Листопад» (отрывок).

Загадки Лесовичка о грибах. Рассматривание иллюстраций с грибами. Беседа о месте произрастания грибов, их строении. Аппликация «Поможем белочке заготовить грибы».

Рассматривание иллюстраций, муляжей. Отгадывание загадок.  Д/и «Лесные и садовые ягоды».

Опыт с воздухом (вкус, цвет, запах). Поиск воздуха. Беседа о значении чистого воздуха. Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения).

НОЯБРЬ

1. Мир растений

 

 

 

2.Подводное царство

 

 

3.Волшебница вода

 

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

Познакомить детей с рыбками, лягушкой. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды, с различным  его состоянием. Расширять знания детей о значении воды  в нашей жизни.

Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений. Чтение рассказа «Зелёные страницы». Беседа «Мой любимый цветок». Д/и.: «Собери букет», «Узнай растение». Рисование «Поляна цветов». Опыт «Что любят растения», «Как развивается растение».

Беседа о подводном мире. Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей. Игра «Мы весёлые рыбки». Опыт «Кто живёт в воде», «Зачем лягушке такие лапки». Лепка «Рыбка». Аппликация «Аквариум» (коллективная). Рассказ Л. Берг «Рыбка».

 Беседа «Что такое вода?». Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Хотела галка пить». Чтение стих-я Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде». Игра «Как сосулька превратилась вводу». Взаимодействие воды и снега. Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды). Д/и. «Вода». Опыт с водой. Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки».

        

ДЕКАБРЬ

1.На бабушкином дворе

2.Лесные жители

3.Белый снег, пушистый

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных. Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и  зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

Отгадывание загадок о домашних животных. Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных. Д/и.: «Назови детёнышей», «Какая польза от домашних животных», «Кто, где живёт». Игра «Угадай, это зверь или птица?» (по модели). Чтение сказки «Как собака друга искала». П/и. «Пастух и стадо».

Рассказ Лесовичка о лесе.

Рассматривание картины «Звери в зимнем лесу». Игра- имитация «Звериная зарядка». Игровое упражнение «Придумай ласковые слова». Д/и.: «Найди детёныша», «Кто, что ест», «Кто, где живёт». Настольный театр «Снегурушка и лиса». Рисование «Животные в лесу» (трафарет). Чтение сказки: «Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка». Рассказ Е. Чарушина «Что за зверь?». Лепка  «Заяц-длинные уши». П/и. «У медведя во бору».

Опыт со снегом. Беседа «Нужен ли зимой растениям снег?». Опыт «Цветные льдинки». Рисование «Снежинки». Постройка горки с помощью взрослых.

ЯНВАРЬ

1.В гостях у птиц

2.Зимушка – зима

3.Песок, глина, камень, почва

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к братьям нашим меньшим.

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.

Беседа о зимующих и перелётных птицах. Отгадывание загадок.  Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Наблюдения за птицами на участке. Д/и.: «Кто, где живёт», «Нарисуй птицам дорожку в сказку». Рисование «Чудо – птица» (по мотивам дымковской игрушки). Слушание пения птиц. Чтение стих-я «Покормите птиц зимой». Игра «Птички-невелички». Устройство птичьей столовой.

Беседа о зиме. Рассматривание картины «Зимние забавы». Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери». Рассматривание картины К. Коровин «Зима». Аппликация «Деревья зимой» (коллективная, обрывание полосок). Рисование «Зимушка- зима». Чтение сказки «Зимовье», С. Козлов  «Зимняя сказка», И. Суриков «Зима», А.Барто «Ёлка». Игра «Жидкое- твёрдое». Игры -забавы с санками . П/и.: «Берегись, заморожу», «Снежинки и  ветер».

Опыт с песком, глиной. Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение). Рассмотреть песок, глину (сравнить).

ФЕВРАЛЬ

1.Путешествие в царство комнатных растений

Познакомить с комнатными растениями. Закрепить названия знакомых комнатных. Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Рассматривание картины из серии «Уход за комнатными растениями». Игра «Какого  растения не стало». Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы». Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание). Игра «Цветы». Беседа о строении растений. Беседа об уходе за комнатными растениями. Д/и: «Живые картинки», «Опиши, я отгадаю». Лепка «Цветок»

2.Стекло и металл

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл). Учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Опыт со стеклом, металлом. Сравнение предметов. Д/и. «Из чего сделан предмет». Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов.

МАРТ

1.В гостях у Веснянки

2.Береги живое!

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

Чтение К. Ф. Юон «Мартовское солнце», «Ранняя весна», А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Стих-е: С. Вангели «Подснежники». Д/и. : «Какие животные живут в лесу», «Когда это бывает», «Найди детёныша». Беседы: «Где будут первые проталинки?», «Где снег не тает?», «Где быстрее наступит весна?». Рисование  «Волшебница весна». Чтение: М. Пришвин «Мать-и - мачеха», «Одуванчик», «Ребята и утята». Игра «Покажи птиц, которые прилетают весной». П/и «Зайцы и волк», «Птицы и лиса».

Рассматривание  Красной книги, беседа. Игровое упражнение «Посели цветы там, где они выросли». Игра «Где живут животные"», «Какой цветок просит помощи, нарисуй его».

3.Резина и пластмасса

Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Рассматривание предметов из этих материалов. Сравнение резины и пластмассы. Д/и. «Из чего сделан предмет».

АПРЕЛЬ

1.Насекомые – наши помощники

2.Экскурсия в зону наблюдения

3.Земля мой дом

Дать элементарные знания о жуках; на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и  цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства.

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов, видах поселения (деревня, город, страна). Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

Отгадывание загадок. Наблюдения за насекомыми. Рассматривание иллюстраций. Д/и.: «Найди насекомых, поедающих листья», «Как спрятаться бабочкам». Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги В. Зотова «Лесная мозаика»). Рисование «Божья коровка». Лепка «Зелёная гусеница».

Наблюдения за цветением деревьев. Рассматривание иллюстраций «Сравнение различных периодов весны». Д/и.: «Раскрась предметы живой и неживой природы», «Найди такой же», «Подбери листок к дереву». Чтение художественной литературы. Рисование «Яблоня в цвету». Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчёл. Игра «Что , где зреет». Рассматривание картины «Цветущий сад». Игра «Пчёлки».

Беседа «Где я живу». Сравнение речки, болота, моря. Рассматривание картины «Семья дома». Рассматривание семейных фотографий. Д/и.:
«Рассели животных», «Кто живёт на суше, а кто в воде», «Наша семья». Беседа о звёздах. Рисование «Моя семья».

МАЙ

1.Экологическая тропинка

2.Человек – живой организм

3.Бумага, древесина, ткань

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материала и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу». Целевая прогулка по экологической тропинке. Игра «Что ты сделал доброе для природы?». Игра «Что будет, если?». Д/и. «Кто больше». П/и. «Раз, два, три- к дереву беги».
Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы». Игра «Опиши, а мы отгадаем».      

Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека. Д/и. «Валеология», «Понюхай и отгадай». Беседа о потребностях человека. Рассказ о вредных привычках. Игра «Угадай на вкус». Гимнастика для глаз.

Изготовление поделок, построек. Оригами из бумаги. Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов. Беседы о свойствах материала. Опыт с бумагой, древесиной. Аппликация из ткани и бумаги «Полянка цветов».

План работы с родителями:

Анкетирование родителей. «Экологическое образование в семье».

Консультация «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста».

Выставка «Дары природы».

Родительское собрание на тему: «Экология и мы».

Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

Памятка «Как помочь птицам пережить зиму»

Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок.

Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе».

Консультация «Весенние прогулки»

Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем селе».

Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок.

Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные».

Список литературы:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/plan-raboty-s-roditeljami-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-v-srednei-grupe.html
  2. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/11/plan-po-samoobrazovaniyu-ekologicheskoe-vospitanie
  3. «Экологические проекты в детском саду» Масленникова О.А,, Филиппенко А.А.
  4. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Марудова Е.В.
  5. http://2.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/noyabr/no-3187-plan-raboty-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov-v-mbdou-detskiy-sad-solnyshko/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок на...

Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2021-2022 год

laquo;Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»Цель:Изучение особенностей экологического воспитания детей среднего возраста.Продолжать повыша...

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

laquo;Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Презентация "План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Ведущая педагогическая идея:Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило, что «решающую роль в охране окружающ...

Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»...