Взаимодействие учителя-логопеда и родителей
статья (подготовительная группа)
Необходимость взаимодействия логопеда и родителей во время коррекционно-педагогической работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya_logopeda_i_roditeley.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
1. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.
Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.
Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:
-сотрудничество - учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;
-индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;
-непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;
- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.
2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:
· Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
· Объединить усилия для развития и воспитания детей;
· Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
· Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:
· Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
· Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.
Направления работы педагога с родителями
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:
· Консультативно–просветительская работа
· Коррекционно-обучающая работа
· Мониторинговая работа
В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:
· Ознакомление с результатами логопедического обследования.
· Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.
· Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.
· Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях.
· Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.
· Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.
· Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.
· Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
Коррекционно-обучающая работа предполагает:
· Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.
· Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.
· Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.
· Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.
К мониторинговой работе относится:
· Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.
· Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.
· Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.
· Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.
· Анализ качества двухстороннего сотрудничества.
Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:
Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями
· Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
· Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
· Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
· Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
· Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
· То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
· Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.
Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ...
Инновационные формы взаимодействия учителя – логопеда ДОУ с родителями
В статье приведены примеры форм и приемов работы учителя - логопеда ДОУ с родителями детей с нарушениями речи....
Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспит...
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с родителями
В данном документе представлен мой опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников...