Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей
статья по логопедии на тему
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_semyoy_soobshchenie.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед ДОУ, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
В соответствии с новыми требованиями ФГОС направлен на «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Выстраивая взаимодействие с родителями, широко используются традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, беседы, консультации, родительские уголки, стенды. Но больших результатов эти формы работы с семьей не дают, так как при таком способе реализации сотрудничества педагогов и родителей, родители – пассивные наблюдатели, а не активные участники воспитательного процесса.
Для меня в моей практике взаимодействия с семьями воспитанников интерес и значимость представляют интерактивные формы сотрудничества.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивные формы предполагают способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо. При этом информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, через участие, с использованием проблемных ситуаций.
«Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.
Наиболее действенным интерактивным методом, который я использую в своей практике, являются индивидуальные мастер-классы. На таких консультациях происходит совместное (родитель – ребёнок – учитель-логопед) выполнение упражнений, используемых на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения, выполнение упражнений , используемых на подгрупповых коррекционных занятиях по развитию лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов. В таких консультациях задействовано до 90% родителей, а в дальнейшем большинство родителей сами проявляют инициативу для таких встреч.
Ещё одной интерактивной формой взаимодействия с семьей, которую я использую в своей работе, является использование игротеки логопедических игр, картотек, в помощь родителям для автоматизации и введения в речь поставленных звуков; для формирования словаря; развития фонематических процессов; формирования лексико-грамматического строя речи; развития речи.
Она состоит из настольных дидактических игр З.Т. Бобылевой, И.Л. Лебедевой и др. авторов
Игры проигрываются во время мастер-классов, затем вкладываются в индивидуальную тетрадь ребенка с рекомендациями для родителей. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Их общение становится занимательным, насыщается положительными эмоциями. Большинство родителей отмечает, что игры помогают им организовывать коррекционную работу с ребенком дома, помогают понять содержание и важность коррекционной работы.
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например созданию родословной своей семьи. Развиваются исследовательские, творческие умения дошкольников: самостоятельный поиск информации. В ходе исследования, рассматривая вместе с мамой и папой фотографии в семейном альбоме, и слушая их рассказы, дети выясняют , решают поставленные задачи, выполняют намеченный план действий. Далее рисуют генеалогическое древо, учатся располагать правильно на нём членов своей семьи, на «молоденьких» веточках самых младших членов, а у корней – самых старших членов семьи. Слушая рассказы мамы, отца о их детстве, о их родителях, дети делают вывод, что главное в семье это любовь, забота о ближнем, это помощь и поддержка родных. А быть дружными в семье помогают интересные совместные дела, увлечения, семейные праздники, семейные традиции. Таким образом рождается семейный герб. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Необходимость создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности является одним из важных аспектов требований ФГОС ДО.
Совместный проект обязательно доводится до конца, должен быть осязаемый продукт проектной деятельности (макет, выставка, альбом, праздник и др.) Ребёнок видит и ощущает плоды своего труда и оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь родителя и ребенка наполняется богатым содержанием.
Так, продуктом проектной деятельности при реализации педагогического проекта «Моя семья» стали:
- рисунки детей, тематические выставки;
- совместная деятельность детей и родителей, выставка творческих работ «Генеалогическое древо моей семьи», «Герб семьи»;
- творческий рассказ на тему «Моя семья», защита мини - проектов на празднике;
- коллективная работа: книга-папка «Родословные и гербы семей воспитанников группы ».
Результатом совместной работы над проектом «Моя семья» стало проведение интегрированного праздника «День матери», где дети, вместе с родителями пели песни, рекламировали стихи, танцевали, участвовали в конкурсах, защищали свои мини-проекты: «Родословное древо» и «Герб моей семьи». Дети представляли свои творческие рассказы, в которых ощущалась любовь к своей семье, уважение, гордость за свою семью. А родители убедились в том, что необходимо уважать и сохранять традиции своей семьи. Не случайно, из уст детей можно было услышать: «Моя семья-моё богатство», «Семьёй дорожить-счастливым быть!» В конце праздника победители были награждены грамотами и подарками. А мамы получили от детей рисунки и поделки, сделанные на занятиях. Все вместе оформили папку-книгу «Родословные и гербы семей воспитанников группы № 13». А на перспективу было решено дополнить генеалогическое древо другими родственниками: дядями, тётями, двоюродными братьями и сёстрами и т.д., и изучить происхождение и значение имён и фамилий.
Результатом работы над проектом также стало проявление интереса к дальнейшей исследовательской деятельности со стороны участников проекта. Так, многие семьи продолжили изучение родословной своей семьи, её традиций и приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе проектно-исследовательских работ дошкольников «Радуга открытий». В ходе совместной работы логопеда, воспитанника, родителей на конкурс был представлен творческий проект «Моя семья». Участник конкурса стал победителем конкурса в номинации «Следопыт»
Метод проектов актуален и эффективен, он даёт ребёнку развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяет успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования. Программы всех школьных предметов ориентированы на проектный вид деятельности.
Использование интерактивных методов и нетрадиционных форм взаимодействия помогло заинтересовать и повысить компетентность родителей в вопросах коррекционной логопедической работы. По отзывам родителей, они приобрели практический опыт. У родителей возник интерес и стремление к совместной деятельности, они стали активными участниками коррекционно-образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда
Внедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием в образовательном процессе. Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение его современной техн...
Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда ДОУ
Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда ДОУВнедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием в образовательном процессе. Информатизация образовательн...
Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда
Современные технологии делают образовательный процесс эффективнее, повышают продуктивность занятия, формируют более устойчивый интерес воспитанников к изучаемому материалу. В данной статье рассматрива...
"Использование интерактивных игр в работе учителя-логопеда"
За время работы учителем-логопедом я поняла, что дети гораздо быстрее усваивают знания, если занятия проходят в атмосфере радости. Именно такую атмосферу помогают создать приёмы, которые я использую н...
Использование интерактивных средств во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ (ТНР) по формированию основ здорового образа жизни
Описаны нестандартные подходы и новые технологии для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами. Используя цифровые технологии в работе детьми, имеющими тяжелые нар...
Использование интерактивных игр при взаимодействии учителя - логопеда и родителей
В презентации представлены варианты взаимодействия учителя-логопеда и родителей на портале "Мерсибо" (варианты интерактивных игр, работа с вкладкой Календарь и Дневником р...