Самообразование музыкального руководителя. 2024 – 2025г.Тема самообразования: «Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста на основе различного песенного репертуара (классика, современность, фольклор)».
материал

Мирошкина Светлана Викторовна

Актуальность:

Понимание проблемы музыкального воспитания детей на современном этапе, предполагает их процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Детское исполнительство требует определенных последовательных действий: повторений, упражнений, закреплений. Главным является постоянный интерес ребенка к музыкальной деятельности! В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательных, образовательных задач. Одной из основных является развитие певческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_muzykalnogo_rukovoditelya.docx20.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Самообразование музыкального руководителя.

2024 – 2025г.

Период проведения: начало работы – 01.09.2024г.;

Окончание (предположительно) – 15.05.2025г.;

Тема самообразования: «Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста на основе различного песенного репертуара (классика, современность, фольклор)».

Цель: Развивать вокальные навыки детей, приобщая к искусству пения.

Задачи:

1. Стимулировать эмоциональную отзывчивость, на музыку, используемую в песнях.

2.Развивать навыки активного пения.

3. Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности

4. Формировать интерес к коллективному и индивидуальному исполнению песен.

5. Взаимодействовать с родителями по вопросам подготовки к праздничным мероприятиям, выступлениям,

Актуальность:

Понимание проблемы музыкального воспитания детей на современном этапе, предполагает их процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Детское исполнительство требует определенных последовательных действий: повторений, упражнений, закреплений. Главным является постоянный интерес ребенка к музыкальной деятельности! В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательных, образовательных задач. Одной из основных является развитие певческих способностей детей.

Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через содержание песен, дети познают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами отечественной истории, расширяют детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Совместное пение охватывает детей переживаниями и требует от них единых усилий. А самое главное пение способствует умственному развитию ребенка в целом.

Н.А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте: ” Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений”.

Песенный репертуар включает в себя два аспекта:

– упражнения для развития певческого голоса и слуха;

– песни для различных видов музыкальной деятельности.

Задачи вокального воспитания: развивать у ребенка звуковысотный слух, научит его чисто интонировать, четко и ритмично пропевать тексты песен, грамотно используя при этом певческое дыхание, можно и нужно решать в игровой форме, широко используя наглядный материал, дидактические игры.

Основной механизм обучения дошкольников – личностно-ориентированный игровой метод. Он позволяет помочь детям войти в мир музыки без ущерба здоровью, создать предпосылки к формированию творческого мышления и проявления, благополучной психологической и эмоциональной среде, способствовать практическому усвоению музыкальных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий и элементов театрализованной деятельности.

Литература:

 1.Н.А.Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду» – М., “Просвещение”, 1989.

2.С.И. Мерзлякова «Учим петь детей 6-7 лет»

3.Песни и упражнения для развития голоса. О.В.Замуруева

4.«Развиваем музыкальный и ритмический слух»2013.-93. Л.В.Гаврючина

5.«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Т.С.Овчинникова

6. «Музыка здоровье» М.Анисемова

7.«Система музыкально-оздоровительной работы в Детском саду» О.Н.Арсеневская

8.«Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности» (Цикл позновательно-музыкальных занятий с детьми 5-7лет). О.Н.Арсеневская

9.«Вокально-хоровая работа в детском саду» М. Картушина

10.«Учимся петь и танцевать, играя» А. Евтодьева

11.«Музыка, дети, здоровье» О. Кацер, С. Коротаева

12.«Музыкальное воспитание в детском саду» Н. Ветлугина

13.Журнал «Музыкальный руководитель»

14.Программа «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева

15.«Игры для развития эмоций и творческих способностей» Г. В. Лаптева

План

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Практические выходы

Самореализация и изучение методической литературы

2024-2025

Продолжать ознакомление и анализ новинок учебно-методической литературы;

Пополнять музыкальную медиатеку для творческой деятельности детей;

Изучать опыт коллег в области музыкальной театрализованной деятельности;

Познакомить педагогов с этапами работы над темой самообразования на педагогическом совете;

Использовать интернет-ресурсы для работы с педагогами, коллегами и родителями воспитанников.

Работа с детьми

2024-2025

Провести диагностику уровня развития музыкальных способностей дошкольников.

Проводить подгрупповую и индивидуальную работу с детьми учитывая индивидуальные и возрастные особенности.

Использовать в НОД элементы здоровьесберегающих технологий.

Включать в работу с детьми современные музыкальные новинки и элементы народного фольклора.

Продолжать знакомить детей с музыкальным искусством с помощью литературы, ИКТ, живописи. Привлекать социальных партнеров для дальнейшего ознакомления с искусством пения.

Использовать результаты деятельности с детьми на мероприятиях и развлечениях в ДОУ и пр.

Работа с родителями

2024-2025

Консультативная работа с родителями:

Индивидуальные и групповые консультации.

Взаимодействие с родителями по вопросам подготовки к праздничным мероприятиям, выступлениям, поездкам в рамках районных конкурсов и др.

Помощь родителей в приобретении и изготовлении пособий, реквизитов для детской деятельности.

Перспективы работы

2024-2025

1.Стимулировать у детей положительные эмоции, побуждая их к активному восприятию музыки.

2.Формировать интерес к пению используя классическую музыку, музыку детских композиторов и русский народный фольклор.

3. Рассказывать и знакомить детей с вокальным искусством, с помощью музыкальных записей, ИКТ, совместных и индивидуальных прослушиваний и исполнений песен.

План работы.

мероприятия

Срок проведения

1.

Работа по теме самообразования, подбор средств реализации доступной для дошкольного восприятия.

Обзор информации интернет-ресурсов по изучаемой теме.

В течение года

2.

Провести первичную диагностику детей с целью определения музыкально-творческих способностей.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Напоминание правила певческой установки:

 Правила:

-сидеть (стоять) ровно;

-не сутулиться;

-корпус и шею не напрягать;

-голову держать прямо, не

 запрокидывая её и не опуская,            но без напряжения;

-дыхание брать свободно (не  брать в середине слова);

-петь естественным голосом, избегая резкого звучания;  

-рот надо открывать  вертикально, а не растягивать  в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука;

-нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Вокальные навыки:

-дыхание

Работа над дыханием сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания.

В этом помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой («Ладошки», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»).

-звукообразование

  Учить детей  петь без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). В этом нам помогают различные распевания.

-дикция

Улучшаем дикцию с помощью различных упражнений, артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр.

-ансамбль

В пении ансамблем приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начатии и окончании певческой фразы. Единой динамикой и выразительностью.

Взаимодействовать с родителями в рамках подготовки досугов.

Проводить подгрупповую и индивидуальную работу с детьми с учетом индивидуальных особенностей;

Включать в НОД упражнения и элементы здоровьесберегающих технологий;

Развивать певческие способности детей, используя музыкальные новинки;

Показывать результаты детского творчества на праздничных досугах в ДОУ и Городских мероприятиях.

Сентябрь-май

3.

Песня «Ах, какая осень»,

«Что нам осень принесёт»,

«Осенние листочки»,

«Осень-раскрасавица».

Работа над песнями:

 Исполнение их на досугах и   праздниках.

(В течение года репертуар песен может меняться по усмотрению музыкального руководителя)

Сентябрь-октябрь

4.

Песни: «Мамочка, мамуля», «Мама-солнышко моё», «Мамины цветочки»

Ноябрь

5.

Январь

Песни: «Здравствуй, Новый год!», «Праздничная елочка», «Новогодние игрушки».

Песни: «Ты гори огнями, елка», Елка-елочка», «Прощай, Ёлочка!»

Декабрь-январь-февраль

6.

Песня «Поцелую бабушку»

Песня «Мамочка родная»

Песня «Прадедушка»

Песня «В день 9 мая», «Праздничный салют»,

Песня «До свидания, детский сад!»,

Песня «Школа нас ждет»,

Песня «Детство»

Март-

Апрель -Май

7.

Провести открытую образовательную деятельность для родителей в рамках дня открытых дверей.

Провести досуг для детей 1-3лет, 3-4 лет, 4-5 лет

«Весна – Красна», «Весенняя сказка»

Взаимодействие с родителями в рамках подготовки к Выпускному.

Апрель

8.

Провести праздничное мероприятие для детей «День Победы» для детей 5-6 лет.

Провести Выпускной для дошкольников 6-7 лет.

Консультация для педагогов ДОУ «Музыкально-дидактический материал для дошкольников в группах».

май

Перспектива  работы:

Продолжать  активное  сотрудничество с  педагогами  и  родителями;

Создать картотеку  песенного репертуара;

Вокальных упражнений для развития голоса;

Использовать  в  своей  работе  инновационные  технологии : 

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности

· информационно-коммуникационные технологии

· личностно-ориентированные технологии;

· технология портфолио педагога

· игровая технология

Пополнять  методическую  библиотеку  вновь  изданными  пособиями по музыкальному  воспитанию  дошкольников. Показать результат работы над темой самообразования в качестве проведенных мероприятий с участием детей, их родителей и педагогов ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-консультация для музыкальных руководителей «Методы развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста»

Презентация для молодых педагогов - музыкантов отражающая тему вокальной деятельности в работе с дошкольниками....

План по самообразованию «Развития певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора»

laquo;Развития певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора»...

Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе

Родительское собрание в начале учебного года в подготовительной группе...

Консультация для педагогов по теме самообразования " Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя Орловой Надежды Александровны Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» на 2023-2026 учебный год для детей 2-7 лет

Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов способствует общему развитию; умственных способностей, псих...