Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя Орловой Надежды Александровны Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» на 2023-2026 учебный год для детей 2-7 лет
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Орлова Надежда Александровна

Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_orlova.docx22.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Пограничный детский сад»

                            Индивидуальный план работы по самообразованию

музыкального руководителя

Орловой Надежды Александровны

Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

на 2023-2026 учебный год

для детей  2-7 лет

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г

Предполагаемая дата окончания работы: май 2026 г

Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.

Цели:

Образовательные:

- развитие чувства ритма;

- тренировка внутреннего слуха;

- развитие познавательного интереса;

- учить выделять сильную долю такта;

Воспитательные:

- развитие творческого воображение;

- воспитание дружеских отношений между детьми;

- приобщение к исследовательской деятельности.

Задачи:

- осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого- педагогической литературы по изучаемой проблеме;

- выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у детей;

- разработать систему занятий с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма.

- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

Объектом является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Предметом — педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.

Гипотеза - эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии: - если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:

 I блок - ознакомительный (ритмические упражнения; тематические уроки музыки);

II блок - основной (обучающие уроки игре на ДМИ);

III блок - итоговый (игра в детском оркестре, открытые занятия).

Ожидаемый результат: Чувство ритма, является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.

ВВЕДЕНИЕ

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще».

Наряду с задачей воспитания «музыкально- ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.

Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партерном, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.

Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра не только даёт взрослому возможность диктовать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпо ощущение. Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга.

Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.

Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.

Месяц, год

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь 2023 год

Приобретение музыкального репертуара и литературы. Разработка система обучения детей на ДМИ.

Изучение теоретического материала по данной теме

Систематическое использование на индивидуальных занятиях

Октябрь

Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ»

Развиваем чувство ритма детей при восприятии музыки, игре на музыкальных инструментах.

Раздача консультаций родителям, беседа.

Ноябрь

Консультация для воспитателей: «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности».

Развиваем у детей чувство ритма: игра на ДМИ, как один из видов музыкальной деятельности детей.

Семинары для воспитателей

Декабрь – Февраль

«Ударные шумовые музыкальные инструменты»

Проводится изучение всех видов ударных шумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: барабан, маракас, трещетка, колокольчик, треугольник, бубен, ложки.

Систематическое использование на музыкальных занятиях


Март – Апрель 2024 год.

«Ударные мелодические музыкальные инструменты»

Проводится изучение всех видов ударных мелодических инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. Таких как: металлафон, ксилофон.

Систематическое использование на музыкальных занятиях

Май.

Открытое музыкальное занятие «Вездесущий ритм».

Дети показывают свои знания по игре на ДМИ, повторение материала. Использование системы обучения детей игре на ДМИ.

Выступление на МО с сообщением.

Октябрь 2024

Обобщение прошлогоднего опыта.

Дети демонстрируют технику игры на инструментах, эмоциональное исполнение.

Выступление на утренниках, праздниках и в разных развлечениях.

Ноябрь – Декабрь.

Музыкально- ритмические движения, как средство развития чувства ритма.

Новогодние утренники с использованием применения  ДМИ и музыкально- ритмических движений.

Выступление на утренниках, праздниках..

Январь 2025 год

Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов на дому»

Примеры и показ изготовления инструментов, применение ИКТ.

Раздача консультаций, выступление на родительских собраниях.

Февраль.

Инновационные методы работы с детьми, родителями и воспитателями.

Улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения, достигать качественно более высоких результатов образования

Систематическое использование на музыкальных занятиях, утренниках, собраниях, семинарах.

Май.

Совместная работа детей и родителей по развитию чувства ритма в процессе игры на ДМИ.

Показ на утренниках, концертах

Июнь – Август

Изучение новой литературы по данной теме, приобретение новых музыкальных инструментов и репертуара. Знакомство с разными методиками

Продолжать обогащать ЗУН о развитии чувства ритма у детей.

Использование на музыкальных занятиях и в различных мероприятиях.

Октябрь – Декабрь 2025

Доклад «Музицирование в творческом развитии детей дошкольного возраста"

Использование накопленного опыта и материала по теме самообразования.

Выступление на педагогическом совете

Февраль-Март

Открытое занятие "Кругосветное путешествие"

Музыкально- ритмические движения и игры разных народов на основе движений.

Использование накопленного опыта и практическое применение в играх и танцах разных народов.

Апрель-Май  2026

Подведение итогов

Использование накопленного опыта

и материала.

Выступления на утренниках и концертах


ЛИТЕРАТУРА:

1. М. Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г. "Дошкольное образование".

2. Т.Э. Тютюнникова "Педагогика сотрудничества". 5/2000г. "Дошкольное воспитание".

3. Т.Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".

4. Т.М. Орлова, С.И. Бекина "Учите детей петь". 1988г. "Просвещение".

5. В. Даль "Толковый словарь русского языка". 2002г. Москва.

6. Н.А. Ветлугина "Музыка в детском саду". Издательство «Музыка», Москва, 1980г.

7. Н.А. Ветлугина "Методика музыкального воспитания в детском саду".

8. Издательство "Просвещение", Москва, 1982г. 9. Журналы "Музыкальный руководитель" за 2004г., 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г.

10. Новикова Г.П. "Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста". Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...

План работы по самообразованию "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"

Данный план самообразования был написан мной (с помощью интернет-ресурсов) на 2016-2017 г....

План по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности».

Цель:·        Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.·        С...

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема:  «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма  у детей дошкольного возраста». Цель:·...

Самообразование по теме «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Самообразование по теме «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»...

Консультация музыкального руководителя для педагогов и специалистов Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах повышается качество знаний. Ребёнок становится не просто пассивным собирателем информации, а неп...