Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)
Родительское собрание в начале учебного года в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafomotornye_navyki.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
д/с №1
г. Балтийск
Конспект родительского собрания
«Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе»
Подготовила : Ермакова И.Н.
воспитатель
г. Балтийск
2020 г.
Пояснительная записка
Наименование: семинар – практикум.
Направленность: педагогическое просвещение родителей.
Уровень разработки:
Адресат: родители детей старшей группы.
Цель: создание условий для педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки руки детей к письму.
Задачи:
- дать родителям понятие о графомоторных навыках, их значимости для подготовки руки к письму;
- познакомить со способами обучения детей правильному захвату карандаша при письме;
- способствовать развитию доверительных отношений между родителями и педагогами, достижению взаимовыгодного сотрудничества детского сада и семьи;
- развивать у родителей интерес к вопросам воспитания и обучения детей, подготовке их к обучению к школе;
- воспитывать отзывчивость, эмоциональный отклик на проблему подготовки руки детей к письму.
Содержание
Актуальность
Мелкая моторика – важнейший показатель интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, владеет умением логически рассуждать, имеет хороший объем памяти, развитое внимание, хорошую чистую речь.
Письмо – достаточно трудоемкий процесс, который основывается на выполнении тонких координированных движений руки. Для этого требуется слаженная работа мелких мышц руки, а также хорошо развитое зрительное восприятие и произвольное внимание. Недоразвитие этих процессов приводит к возникновению негативного отношения к учебе, повышению уровня тревожности у ребенка.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают лишь перед поступлением к школе. Это приводит к резкому повышению требований к ребенку, что сказывается на его общем состоянии. Именно поэтому начать работу по формированию графомоторных навыков задолго до поступления в школу. Педагогам и родителям следует работать в тесном сотрудничестве для решения одно важной задачи: подготовки ребенка к овладению навыком письма, что в последствии поможет избежать серьезных проблем в школе.
Научная обоснованность
Теоретические исследования Венгера Л.А, Вьюновой Н.И, Лурии А.Р.и др. доказали, что для успешного овладения грамотой у ребенка уже в старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы графомотороные навыки, составляющие основу интеллектуальной подготовки ребенка к обучению в школе.
Длительность: 1 час.
Условия реализации: наличие мультимедийной установки, ноутбука, столы, стулья.
Материалы: простые карандаши, половинки листов в крупную клетку, печатный материал по графомоторике.
Показания и противопоказания к применению
Материал полезен для педагогов старших возрастных групп. Содержит практический материал, готовый к внедрению в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.
Противопоказаний нет.
Кто реализует: воспитатель,
Цель: создание условий для педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки руки детей к письму.
Задачи:
- дать родителям понятие о графомоторных навыках, их значимости для подготовки руки к письму;
- познакомить со способами обучения детей правильному захвату карандаша при письме;
- способствовать развитию доверительных отношений между родителями и педагогами, достижению взаимовыгодного сотрудничества детского сада и семьи;
- развивать у родителей интерес к вопросам воспитания и обучения детей, подготовке их к обучению к школе;
- воспитывать отзывчивость, эмоциональный отклик на проблему подготовки руки детей к письму.
Сроки апробации: начало учебного года.
Ход собрания:
Теоретическая часть.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Спасибо, что нашли время для нашей встречи!
Я прошу Вас, давайте поприветствуем друг друга – повернитесь к своему соседу и подарите ему свою самую искреннюю улыбку. Спасибо!
Сегодня мы собрались, чтобы осветить очень важный вопрос – вопрос подготовки руки детей к письму. Понаблюдав за своими воспитанниками, мы отметили тот, факт, что не все наши ребята правильно держат ручку, недостаточно нажимают на карандаш при рисовании, не умеют чертить прямые линии... Все это говорит о том, что недостаточно сформированы графомоторные навыки – основа подготовки руки к письму.
Поэтому в качестве темы нашей встречи мы выбрали «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе».
Для начала – немного теории….
Слайд 2
Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным.
Слайд 3
Итак, что же обозначает понятие - графомоторный навык? Это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Слайд 4
Графомоторные навыки – это синтез определенных умений:
1. Умение контролировать силу пальцев и скорость движения ими;
2. Умение анализировать: определять положение относительно себя, ориентироваться в пространстве по отношению к предметам, умение выполнять задания с условием выбора определенного направления;
3. Умение рисовать (а также штриховать, обводить по контуру; срисовывать, зарисовывать детали и предметы, дорисовывать незавершенные рисунки итд);
4. Умение графически изображать символы.
Слайд 5
Важно отметить, что при формирования графических навыков у дошкольников следует придерживаться определенных гигиенических правил:
• занять правильную позицию, чтобы не допустить нарушения осанки;
• обеспечить правильный захват пишущего предмета;
• правильно скоординировать движения пальцев, кисти, предплечья и плеча.
Слайд 6
Основополагающим критерием развития графомоторных навыков является развитие тонкой моторики. В этом помогут специальные упражнения:
– составить контур предмета (можно применить разный материал: счетные палочки, спички, зубочистки, ватные палочки итд);
– составить цепочку из 5 - 10 канцелярских скрепок (интереснее работать с разноцветным материалом);
– вырезать из бумаги фигуры двумя руками (поочередно);
– нанизывать пуговицы, крупные бусины на шнурок, а в последствии - более мелких бусин или бисера на нитку с иглой;
– застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
– сортировать бобы, фасоль, горох, крупы;
– играть с конструктором типа Лего, собирать мозаику, манипулировать мелкими предметами.
– наматывать нитку на бабину или сматывать ее в клубок;
– капать из пипетки в узкое горлышко бутылки;
– перебирать бусы двумя руками одновременно по направлению друг к другу и обратно;
– стирать ластиком нарисованные простым карандашом предметы;
– комкать ткань поочередно одной и другой рукой;
– сжимать и разжимать эспандер, катать массажные мячи, надевать и снимать колечко су - джок;
Слайд 7
Формировать графомоторные навыки проще всего в игре. В нашей группе подобрана картотека игр и упражнений, позволяющая каждому воспитаннику подготовить свою руку к письму.
При повторении различных игровых упражнений совершенствуется и доводится до автоматизма двигательный навык, что имеет огромное значение как для игровой, так и для учебной деятельности.
Обучать детей графомоторике необходимо с наиболее простых упражнений, постепенно усложняя их.
Занимаясь с ребенком дома, не пренебрегайте его успехами. Обратите его внимание на те навыки, которыми он уже овладел. Тем самым взрослый стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям и подготавливает основу для обучения в школе.
Слайд 8
Необходимо также помнить простое правило: ребенок запоминает то, что эмоционально насыщенно, поэтому старайтесь важно не принуждать ребенка к выполнению заданий, а заинтересовать его.
Слайд 9 - 15
К счастью, это не составит труда, поскольку графические задания для детей включают в себя огромное разнообразие. Вот некоторые из них:
- рисование узоров на бумаге в клетку (при этом важно не отрывать руку и не вращать лист);
- обведение по контуру букв, цифр, геометрических фигур;
- создание изображения по пунктирным линиям или точкам;
- прохождение лабиринтов;
- задания на дорисовывание симметричных фигур;
Слайд 16
Отметим, что успешность формирования графических навыков напрямую зависит от обучения правильным приёмам действий, от четкой и понятной инструкции: вести линию сверху вниз или слева на право, штриховать ровно без пробелов, не выходя за контур.
Слайд 17
Подводя итоги, хочется отметить, что наша с вами общая задача состоит в создании условий для накопления ребенком двигательного опыта и ручной умелости, без которых становится невозможным полноценное развитие личности.
Процесс овладения графомоторными навыками является чрезмерно трудным для ребѐнка. Поэтому очень важно отнестись к этому вопросу ответственно и с пониманием. Если пренебрегать коррекционной работой в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти серьезные проблемы и снижению успеваемости.
Прежде чем приступить к практической части нашей встречи, задайте себе вопрос: «Правильно ли я держу карандаш? Научил ли я своего ребенка правильно держать карандаш?»…
А сейчас мы предлагаем Вашему вниманию просмотр видеофрагмента «Как научить ребенка правильно держать карандаш».
Практическая часть.
А сейчас мы попробуем написать графический диктант.
(раздать половинки листочков в крупную клетку и простой карандаш)
Каждый раз перед тем, как приступить к работе, мы с ребятами разогреваем наши пальчики. Давайте попробуем и мы с вами это сделать! Я предлагаю Вашему вниманию гимнастику с карандашом:
- «Добываем огонь»
- «Мишка ползет по сосне»
- «Подъемный кран».
(родители выполняют графический диктант)
Что у нас получилось? (ключ)
Верно, это ключ, да не простой, а золотой. Ключ к знаниям и умениям наших детей. Воспользуйтесь им!
Наша встреча подошла к концу. Мы подготовили для Вас варианты заданий на развитие графомоторных навыков для детей. Вы можете взять их с собой.
Рефлексия:
И помните! Только благодаря тесному сотрудничеству детского сада и семьи достигается максимально положительный результат. Нам важно Ваше мнение! Напишите, пожалуйста, на этих листах ответы на 3 вопроса, и мы учтем это при организации педагогического процесса:
- «Что нового я узнал на собрании?»
- «Буду ли применять полученные знания на практике?»
- «Что я хотел бы узнать дополнительно?»
Спасибо за внимание!
До свидания!
Список использованной литературы
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать Издательство: АСТ Харвест. 2008.
- Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. - Мозырь, 2005.
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. - М.: Владос, 2003.
- Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. 71 с.
- Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - 2005. - № 3. С. 28-35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...
Рекомендации по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
В статье содержаться рекомендации по выполнению заданий, направленных на формирование графомотрных навыков у детей дошкольного возраста....
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста, как основы для формирования навыков каллиграфического письма ( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)
( из опыта работы учителя-логопеда, учителя начальных классов СКШ V вида)...
Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыкову детей дошкольного возраста...
Памятка «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Цель: Создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях.Задачи:• формировать и совершенствовать мелкую моторику п...
Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.
Наилучшее время для формирования графомоторных навыков – это дошкольный период. Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навы...