Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Инна Николаевна Ермакова

Родительское собрание в начале учебного года в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafomotornye_navyki.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

д/с №1
г. Балтийск

Конспект родительского собрания

 «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе»

                                      Подготовила : Ермакова И.Н.

                                                                                                               воспитатель

                                                            г. Балтийск

2020 г.


Пояснительная записка

Наименование: семинар – практикум.

        Направленность: педагогическое просвещение родителей.

        Уровень разработки:

Адресат: родители детей старшей группы.

Цель: создание условий для педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки руки детей к письму.

Задачи:

- дать родителям понятие о графомоторных навыках, их значимости для подготовки руки к письму;

- познакомить со способами обучения детей правильному захвату карандаша при письме;

- способствовать развитию доверительных отношений между родителями и педагогами, достижению взаимовыгодного сотрудничества детского сада и семьи;

- развивать у родителей интерес к вопросам воспитания и обучения детей, подготовке их к обучению к школе;

- воспитывать отзывчивость, эмоциональный отклик на проблему подготовки руки детей к письму.

Содержание

Актуальность

Мелкая моторика – важнейший показатель интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.  Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, владеет умением логически рассуждать, имеет хороший объем памяти, развитое внимание, хорошую чистую речь.  

Письмо – достаточно трудоемкий процесс, который основывается на выполнении тонких координированных движений руки. Для этого требуется слаженная работа мелких мышц руки, а также хорошо развитое зрительное восприятие и произвольное внимание.  Недоразвитие этих процессов приводит к возникновению негативного отношения к учебе, повышению уровня тревожности у ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают лишь перед поступлением к школе.  Это приводит к резкому повышению требований к ребенку, что сказывается на его общем состоянии. Именно поэтому начать работу по формированию графомоторных навыков задолго до поступления в школу. Педагогам и родителям следует работать в тесном сотрудничестве для решения одно важной задачи: подготовки ребенка к овладению навыком письма, что в последствии поможет избежать серьезных проблем в школе.

Научная обоснованность

Теоретические исследования Венгера Л.А, Вьюновой Н.И, Лурии А.Р.и др. доказали, что для успешного овладения грамотой у ребенка уже в старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы графомотороные навыки, составляющие основу интеллектуальной подготовки ребенка к обучению в школе.

Длительность: 1 час.

Условия реализации: наличие мультимедийной установки, ноутбука, столы, стулья.

Материалы: простые карандаши, половинки листов в крупную клетку, печатный материал по графомоторике.

Показания и противопоказания к применению

Материал полезен для педагогов старших возрастных групп. Содержит практический материал, готовый к внедрению в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.

Противопоказаний нет.

Кто реализует: воспитатель,

Цель: создание условий для педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки руки детей к письму.

Задачи:

- дать родителям понятие о графомоторных навыках, их значимости для подготовки руки к письму;

- познакомить со способами обучения детей правильному захвату карандаша при письме;

- способствовать развитию доверительных отношений между родителями и педагогами, достижению взаимовыгодного сотрудничества детского сада и семьи;

- развивать у родителей интерес к вопросам воспитания и обучения детей, подготовке их к обучению к школе;

- воспитывать отзывчивость, эмоциональный отклик на проблему подготовки руки детей к письму.

Сроки апробации: начало учебного года.

Ход собрания:

Теоретическая часть.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Спасибо, что нашли время для нашей встречи!

Я прошу Вас, давайте поприветствуем друг друга – повернитесь к своему соседу и подарите ему свою самую искреннюю улыбку. Спасибо!

Сегодня мы собрались, чтобы осветить очень важный вопрос – вопрос подготовки руки детей к письму. Понаблюдав за своими воспитанниками, мы отметили тот, факт, что не все наши ребята правильно держат ручку, недостаточно нажимают на карандаш при рисовании, не умеют чертить прямые линии... Все это говорит о том, что недостаточно сформированы графомоторные навыки – основа подготовки руки к письму.

Поэтому в качестве темы нашей встречи мы выбрали «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе».

Для начала – немного теории….

Слайд 2

Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным.

Слайд 3

Итак, что же обозначает понятие - графомоторный навык? Это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Слайд 4

Графомоторные навыки – это синтез определенных умений:

1.  Умение контролировать силу пальцев и скорость движения ими;

2.  Умение анализировать: определять положение относительно себя, ориентироваться в пространстве по отношению к предметам, умение выполнять задания с условием выбора определенного направления;

3. Умение рисовать (а также штриховать, обводить по контуру; срисовывать, зарисовывать детали и предметы, дорисовывать незавершенные рисунки итд);

4. Умение графически изображать символы.

Слайд 5

Важно отметить, что при формирования графических навыков у дошкольников следует придерживаться определенных гигиенических правил:

• занять правильную позицию, чтобы не допустить нарушения осанки;

• обеспечить правильный захват пишущего предмета;

• правильно скоординировать движения пальцев, кисти, предплечья и плеча.

Слайд 6

Основополагающим критерием развития графомоторных навыков является развитие тонкой моторики. В этом помогут специальные упражнения:

– составить контур предмета (можно применить разный материал: счетные палочки, спички, зубочистки, ватные палочки итд);

– составить цепочку из 5 - 10 канцелярских скрепок (интереснее работать с разноцветным материалом);

– вырезать из бумаги фигуры двумя руками (поочередно);

– нанизывать пуговицы, крупные бусины на шнурок, а в последствии -  более мелких бусин или бисера на нитку с иглой;

– застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

– сортировать бобы, фасоль, горох, крупы;

– играть с конструктором типа Лего, собирать мозаику, манипулировать мелкими предметами.

– наматывать нитку на бабину или сматывать ее в клубок;

– капать из пипетки в узкое горлышко бутылки;

– перебирать бусы двумя руками одновременно по направлению друг к другу и обратно;

– стирать ластиком нарисованные простым карандашом предметы;

– комкать ткань поочередно одной и другой рукой;

– сжимать и разжимать эспандер, катать массажные мячи, надевать и снимать колечко су - джок;

Слайд 7

Формировать графомоторные навыки проще всего в игре. В нашей группе подобрана картотека игр и упражнений, позволяющая каждому воспитаннику подготовить свою руку к письму.

При повторении различных игровых упражнений совершенствуется и доводится до автоматизма двигательный  навык,  что имеет огромное значение как для игровой, так и для учебной деятельности.

Обучать детей графомоторике необходимо с наиболее простых упражнений, постепенно усложняя их.  

Занимаясь с ребенком дома, не пренебрегайте его успехами. Обратите его внимание на те навыки, которыми он уже овладел. Тем самым взрослый стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям и подготавливает основу для обучения в школе.

Слайд 8

Необходимо также помнить простое правило: ребенок запоминает то, что эмоционально насыщенно,  поэтому старайтесь важно не принуждать ребенка к выполнению заданий, а заинтересовать его.

Слайд 9 - 15

К счастью, это не составит труда, поскольку графические задания для детей включают в себя огромное разнообразие. Вот некоторые из них:

- рисование узоров на бумаге в клетку (при этом важно не отрывать руку и не вращать лист);

- обведение по контуру букв, цифр, геометрических фигур;

- создание изображения по пунктирным линиям или точкам;

- прохождение лабиринтов;

- задания на дорисовывание симметричных фигур;

Слайд 16

Отметим, что успешность формирования графических навыков напрямую зависит от обучения правильным приёмам действий, от четкой и понятной инструкции: вести линию сверху вниз или слева на право, штриховать ровно без пробелов, не выходя за контур.

Слайд 17

Подводя итоги, хочется отметить, что наша с вами общая задача состоит в создании условий для накопления ребенком двигательного опыта и ручной умелости, без которых становится невозможным полноценное развитие личности.

Процесс овладения графомоторными навыками является чрезмерно трудным для ребѐнка. Поэтому очень важно отнестись к этому вопросу ответственно и с пониманием. Если пренебрегать коррекционной работой в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти серьезные проблемы и снижению успеваемости.

Прежде чем приступить к практической части нашей встречи, задайте себе вопрос: «Правильно ли я держу карандаш? Научил ли я своего ребенка правильно держать карандаш?»…

А сейчас мы предлагаем Вашему вниманию просмотр видеофрагмента «Как научить ребенка правильно держать карандаш».

Практическая часть.

А сейчас мы попробуем  написать графический диктант.

(раздать половинки листочков в крупную клетку и простой карандаш)

Каждый раз перед тем, как приступить к работе, мы с ребятами разогреваем наши пальчики. Давайте попробуем и мы с вами это сделать! Я предлагаю Вашему вниманию гимнастику с карандашом:

- «Добываем огонь»

- «Мишка ползет по сосне»

- «Подъемный кран».

(родители выполняют графический диктант)

Что у нас получилось? (ключ)

Верно, это ключ, да не простой, а золотой. Ключ к знаниям и умениям наших детей. Воспользуйтесь им!

Наша встреча подошла к концу. Мы подготовили для Вас варианты заданий на развитие графомоторных навыков для детей. Вы можете взять их с собой.

Рефлексия:

И помните! Только благодаря тесному сотрудничеству детского сада и семьи достигается максимально положительный результат. Нам важно Ваше мнение! Напишите, пожалуйста, на этих листах ответы на 3 вопроса, и мы учтем это при организации педагогического процесса:

- «Что нового я узнал на собрании?»

- «Буду ли применять полученные знания на практике?»

- «Что я хотел бы узнать дополнительно?»

Спасибо за внимание!

До свидания!

Список использованной литературы

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать Издательство: АСТ Харвест. 2008.
  2. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. - Мозырь, 2005.
  3. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. - М.: Владос, 2003.
  4. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. 71 с.
  5. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - 2005. - № 3. С. 28-35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...

Рекомендации по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

В статье содержаться рекомендации по выполнению заданий, направленных на формирование графомотрных навыков у детей дошкольного возраста....

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыкову детей дошкольного возраста...

Памятка «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Цель: Создание социальных условий развития по подготовке руки к освоению письма и снижение риска дезадаптации в новых социальных условиях.Задачи:• формировать и совершенствовать мелкую моторику п...

Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.

Наилучшее   время   для формирования   графомоторных навыков – это дошкольный период.  Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития графомоторных навы...