ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. «Работа по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Андрианова Лидия Анатольевна

Своевременное и полноценное формирование речи ребенка – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности. Недопустима задержка и любое нарушение в ходе развития речи, поскольку это отразится на общем эмоциональном и физическом развитии ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андрианова Лидия Анатольевна

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

 «Работа по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста»

Учитывая основные направления развития ребёнка на четвёртом году жизни, особое внимание уделяю формированию потребности и умения высказываться самостоятельно. В этих целях ребёнку помогаю усвоить правила общения; поддерживаю стремление общаться с окружающими, разговаривать с игрушкой; желание что – то сообщить, объяснить, поддерживаю хорошее настроение, проявления нравственных чувств, т. е. опираюсь на эмоциональный компонент самостоятельности, поскольку без этого не возникают активные положительные в речевом отношении высказывания.

Формирование словаря.

На основе обогащения представлений об окружающем расширяю и активизирую словарь детей т. к. своевременно усвоенный словарь, опирающийся на конкретные представления, значительно повышает уровень речевого развития ребёнка, совершенствует культуру общения.

В своей работе я использую следующие приёмы словарной работы:

        1. Показ с называнием при рассматривании окружающих предметов («Наши игрушки», «Наша мебель и мебель для кукол»), в дидактических играх типа «Чудесная коробка». Называя предмет, уточняю представления детей о его назначении, характеризую цвет, размер.

        2.При целенаправленном рассматривании любого нового предмета сочетаю показ предмета с активными действиями ребёнка по его обследованию (ощупывание; восприятие на слух, на вкус и т. п.). Также этот приём использую в дидактических играх типа «Чудесный мешочек».

        3. Сравнение сходных по внешнему виду предметов («шуба – пальто; туфли – босоножки и т. п.).  (Дидактические игры:  «Не перепутай», «Что изменилось» и др.).

        4. Задания предполагающие ответ действием («принеси», «найди», «покажи»). При их помощи выясняю, понимает ли ребёнок инструкцию взрослого и появилось ли слово в пассивном словаре малыша, так как в этом возрасте расхождение между пониманием и употреблением в речи всё ещё велико.

        5. Создание воображаемых ситуаций. (Имитация поведения животных, приготовление куклам еды и т. п.). С помощью этих упражнений учу детей импровизировать, доставляю им большую радость. Импровизация позволяет ребёнку глубже проникнуть в  значение слова.

Чтобы новое слово запомнилось ребёнку, стало  достоянием его активного словаря, создаю условия для многократного повторения: вслед за воспитателем, в ответ на его вопрос, при заучивании стихотворения и т. п.

Воспитание звуковой культуры речи.

У младшего дошкольника должно быть отработано чёткое произношение всех звуков родного языка за исключением шипящих и сонорных.

Но воспитание звуковой культуры речи – это не только отработка правильного произношения, параллельно учу детей различать звуки, отрабатываю речевое дыхание, темп речи, силу и высоту голоса. Все эти задачи решаю, используя звуки, произношением которых ребёнок владеет достаточно хорошо.

        Для формирования звукопроизношения я использую следующие приёмы:

        1. Сочетание хорового повторения с индивидуальными (3 – 4 повторения). Например, я говорю: «У-у-у – сигналит паровоз. Скажите все как он сигналит. А теперь послушаем, как сигналит Сашин паровоз, Наташин..».

        2. Использую дидактические игры типа: «Заводные игрушки». В этой игре дети  изображают бельчат (самолёты, комаров или др.). Я «завожу» их «ключиком». «Ц-ц-ц» произносит белочка. Если малыш молчит, не добиваюсь ответа, просто объясняю детям, что игрушка сломалась.

        3. Использую «волшебный кубик». На гранях кубика наклеены картинки: паровоз, пароход и др. Вниманию детей предлагаю одну из картинок, а они хором или по одному произносят соответствующий звук (в-в-в – самолёт, з-з-з – комар). Грани кубика постепенно заполняются по мере знакомства детей с новыми звуками.

Для развития речевого дыхания, темпа речи, интонационной выразительности использую приёмы:

1. Исполнение детьми «длинных песенок». (В течение 2-3 секунд дети произносят звук на одном выдохе). Или предлагаю «вытягивать ниточки» (ребёнок произносит звук и одновременно разводит руки в стороны.

        2. Исполнение песенок с различной силой голоса и тональностью песенку паровоза поём басовито, а песенку игрушечного паравозика – тоненько).

Для закрепления звука в словах и фразовой речи использую специальные приёмы:

        1. Показ игр – инсценировок. По ходу инсценировки дети повторяют отдельные слова и фразы, в которых часто встречается осваиваемый звук. Здесь же дети произносят вопросительные и восклицательные предложения с интонациями грусти, радости и т. п., что способствует формированию  интонационной выразительности речи.

2. Проговаривание детьми в игровой ситуации отрывков из программных стихотворений. (Напоминаю текст, затем 2 – 3 раза повторяю его с детьми).

3. Дидактические упражнения типа «Узнай и назови». (Дети вынимают из коробки (мешочка) игрушки или картинки, названиях которых встречается определённый звук и говорят что они достали.

4. Повторение чистоговорок. В целях воспитания у детей хорошего вкуса внимательно отношусь к выбору чистоговорок.

Формирование грамматического строя речи.

 К 4 – годам жизни ребёнок осваивает основные формы грамматической системы языка, речь становится для него полноценным средством общения. Вместе с тем она ещё не совершенна. Поэтому я обращаю внимание на овладение детьми согласованием слов в роде, числе, падеже, на правильное использование предлогов (в, на, под, за). Учу употреблять в речи существительные множественного числа в родительном и винительном падежах (матрёшек, кукол, машин); правильно называть животных и их детёнышей (утка – утята – утёнок – утята).

Усвоение трудных для детей грамматических форм осуществляю с помощью дидактических игр и упражнений:

- дети договаривают слова, включённые в рассказ рифмовку («Лучше нас, лесных ежей, нет на свете…» - «Сторожей»); - называют, что нарисовано на картинках в единственном числе, а что во множественном.

-  рассказывают о том, что изменилось (ягод стало больше; теперь нет ёлочек и т. п.);

- подбирают слова в упражнении «Добавь слово». С помощью этого упражнения активизирую употребление существительных с ласкательными и уменьшительными суффиксами –ик, –ечк, -ичк, и др. (Дом – домик, стол – столик).

Также предусматриваю задания на использование в речи существительных с прилагательными, личными местоимениями, количественными числительными. В этих целях использую дидактические упражнения типа: «Чья вещь?», «Подарите мне пожалуйста…»).

Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме в виде предложения, короткого рассказа его учу наблюдать, выделять главное и существенное в предметах и явлениях, устанавливать между ними временные и причинно – следственные отношения

Учу детей использовать предложения с однородными членами на занятиях по рассматриванию предметов, сюжетных картин (В коробке лежала посуда: чашки, тарелки, ложки…).

Для обогащения речи использую приём «договаривания» детьми предложений из знакомых сказок, рассказов (« Толкнула она дверь…» - «Дверь открылась» - сказка «маша и медведь»).

Особое внимание уделяю занятиям по рассматриванию сюжетных картин, так как они имеют важное  значение для формирования грамматического строя речи (ориентируясь на наглядно представленную ситуацию, ребёнку легче охарактеризовать место действия, установить причинно – следственные отношения).

       Дети подражают взрослым, поэтому я стараюсь говорить немногословно и неторопливо, иначе ребёнок не научится выделять из речевого потока новое слово, новую речевую конструкцию, а будет улавливать лишь общий смысл высказываний.

Развитие связной речи.

      В работе с детьми с 4-го г. жизни развитию навыков разговорной речи должно быть уделено самое пристальное внимание, поэтому детей  учу:

− понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;

− задавать вопросы самого разного характера;

− активно включаться в разговор;

− принимать участие в драматизациях;

−  объяснять содержание картины, правила поведения, устройство несложной игрушки и т. п.

       Начинаю готовить детей к обучению рассказыванию.

Развитие связной речи особенно эффективно осуществляется на занятиях по рассматриванию сюжетных картин, которые провожу ежемесячно.

Также знакомлю детей с произведениями художественной литературы.

Приучаю слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, воспитываю умение воспроизводить последовательность событий с помощью 3 – 4 вопросов, выразительно читать небольшие по объёму стихотворения. Такие разнообразные формы работы над литературным произведением способствует более глубокому эмоциональному восприятию его детьми.

Развитие речи вне занятий.

       Задачи развития речи я решаю и во вне учебное время. Так, формирование грамматического строя речи осуществляю прежде всего в повседневном общении ребёнка с окружающими. Я развиваю у воспитанников речевую активность, потребность общаться, делиться друг с другом впечатлениями.  Поощряю детей к рассматриванию картинок, лото, спрашиваю о названиях предметов, их качеств, частей, назначении.

       Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата я осуществляю на речевой гимнастике (2- 3 мин). Кроме того, в свободное от занятий время я организую и провожу игры, направленные на развитие слухового восприятия, речевого слуха. Вне занятий с детьми я разучиваю стихи, потешки. При этом обращаю внимание воспитанников на громкость, чёткость на произнесения слов, фраз, на правильное использование темпа речи, интонационных средств выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).Образовательная сфера[1]: речевое развитие.Форма организации: фр...

Презентация к занятию по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста "Кошка с котенком"

Презентация закрепляет знания детей о домашних животных: кошке и котенке, их общих и отличительных признаках, повадках, дает представление о нежном и заботливом отношении кошки к котенку, позволяет вы...

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Конспект занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста использованием инновационных методик по теме "В гости к белочке":

Конспект занятий с детьми по развитию речи младшего возраста.В конспекте используются инновационные методики - пальчиковая  гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на координацию слов с дв...

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).  «Кто у бабушки живёт?» 

Форма организации: фронтальная.Программное содержание:-Продолжать знакомить с домашними животными.- Побуждать понимать речь взрослого и адекватно реагировать на неё.- Развивать речевую активность...

Конспект занятия по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Сказколандию"

Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста с элементами логоритмики, пальчиковой гимнастики и артикуляции....

Конспект занятия по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста "Прогулка по лесу"

Конспект занятия по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста "Прогулка по лесу"...