Практическая разработка
методическая разработка

Практическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_razrabotka.docx838.75 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы по формированию количественных представлений у старшего дошкольника, обучающегося программе для дошкольников с задержкой психического развития.

Содержание.

1. Пояснительная записка:

Актуальность.

Адресат.

Объем программы.

Режим занятий.

2. Цели и задачи.

Цель программы

Задачи.

3. Содержание программы.

4. Календарно-тематическое планирование.

5. Планируемые результаты реализации программы.

6. Условия реализации программы.

7. Оценка результативности прохождения программы.

8. Литература.

Полноценное развитие количественных представлений у дошкольника оказывает огромное влияние на общее развитие его личности, готовит ребенка к школьному обучению, расширяет его жизненные возможности:

• группировка предметов по признакам вырабатывает умение
сравнивать и классифицировать;

• объяснение выполнения действий обогащает и развивает речь;

• работа с разнообразным наглядным материалом формирует
умение применять усвоенные знания в новых ситуациях;

• работа с раздаточным материалом развивает мелкую моторику;

• счет предметов, звуков, движений, счет «на ощупь» развивает различные анализаторы;

• использование при работе сначала реальных предметов, потом их изображений, затем заменителей и слова развивает все виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое);

• формирование количественных представлений готовит ребенка к успешному изучению математике в школе.

Характеристика особенностей развития ребёнка.

Ф. И. О. Иванов Иван Иванович

Дата рождения: 15 мая 2019 года

Возраст: 5лет, 5 мес.

Домашний адрес: г. Минусинск, ул. Ленина, д. 1, кв. 1.

Ребёнок прошел ТПМПК и ему рекомендовано воспитание и обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования обучающихся с задержкой психического развития

Уровень развития счётной деятельности: счетные операции не сформированы. Не соотносит количество предметов с числом. Может сравнить две группы предметов (два и три предмета), уравнять не может.

Объем программы 10 часов.

Индивидуальные занятия с учителем-дефектологом 2 раза в неделю по 20 минут.

Программа разработана в соответствии с:

- Образовательной программой дошкольного образования МДОБУ «Детский сад №2».

- Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития.

Цель: формирование количественных представлений у ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи:

  1. Выявить уровень сформированности количественных представлений ребёнка.
  2. Восполнить пробелы в математическом развитии.
  3. Формировать готовность к усвоению основ математики.
  4. Формировать счетные операции до 5.
  5. Сравнивать две группы предметов (разница на 1) и уравнивать двумя способами.
  6. Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5.
  7. Учить называть соседей числа до 5.
  8. Развивать познавательный интерес, математические способности, логическое мышление.

Содержание программы.

Развивать понимание количественных отношений, количественной характеристики чисел:

1) учить пересчитывать предметы по заданию «Посчитай», пользуясь перекладыванием каждого элемента, прикосновением пальцем к каждому элементу, указательным жестом, и просто на основании прослеживания глазами;

2) учить понимать, что последние числительное относится ко всей группе предметов, а не к последнему из них.

2) учить выделять определенное количество предметов из множества по подражанию и образцу, после пересчета и без него, соотносить с количеством пальцев, палочек и другого символического материала, показывать решение на пальцах, счетных палочках;

3) при затруднениях в использовании математической символики уделять внимание практическим и активнопассивным действиям с рукой ребенка;

4) продолжать учить образовывать последующее число, добавляя один объект к группе, а также предыдущее число, удаляя один объект из группы;

5) совершенствовать счетные действия обучающегося с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

6) знакомить ребенка с количеством в пределах 5;

7) развивать цифровой гнозис: учить узнавать знакомые цифры 1 – 5 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносить их с количеством объектов;

8) учить возможным способам изображения цифр: рисованию на бумаге, на песке, на доске, в воздухе; конструированию из различных материалов (ниток, шнуров, мягкой цветной проволоки, палочек); лепке из глины, теста, пластилина;

9) формировать умение называть числовой ряд, выкладывая цифры в аналогичной последовательности, подбирать соответствующую цифру к количеству объектов, выделять цифровые знаки среди других изображений (букв, схематических изображений объектов, геометрических фигур) и называть их обобщающим словом.

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Задачи занятия

Содержание: методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы)

Развивающая предметно-пространственная среда (средства, оборудование, раздаточный и демонстрационный материал)

1.

Число 1. Цифра 1.

Различать понятия один много. Соотносить число и количество. Цифра 1. Воспринимать число 1 с использованием различных анализаторов.

Коррекция зрительного восприятия.

Коррек. упражнение «Найди флажок!»

Д/игра «Покажи, где!» (один – много), Д/игра «Хлопни, топни», Д/игра «Чудесный мешочек» (выделение одного предмета на ощупь). Д/игра «Что на свете одно (один, одна)?», печатание цифры 1 , стихотворение про цифру 1.

Флажок.

Наборы предметов для счета 3-4 разных видов.

Д/игра «Чудесный мешочек».

Вот один, иль единица.

Очень тонкая, ка спица.

Похожа единица на крючок,

А может на обломанный сучок?

На листе бумаги заготовка для печатания цифры.

Picture background

2.

Число 2. Цифра 2.

Понятие пара.

Познакомить с образованием числа 2 и его составом. Учить выделять из множества по образцу и слову. Воспринимать число 2 с использованием различных анализаторов. Соотносить число и количество. Цифра 2.

Коррекция слухового восприятия.

Д/игра «Покажи, где!» (один – два), Д/игра «Хлопни, топни», Коррек. упражнение «Кто пришел?»

Д/игра

«Сколько звуков, сосчитай!»

«Чудесный мешочек» (счет предметов на ощупь).

«Отсчитай!» (соотнесение цифры, числа и количества)

Д/игра «Чего на свете два?», печатание цифры 2 , стихотворение про цифру 2.

Наборы предметов для счета 3-4 разных видов.

Пластмассовые цифры 1 и 2.

Д/игра «Чудесный мешочек».

А вот это цифра 2, Полюбуйтесь, какова!

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

На листе бумаги заготовка для печатания цифры.

Picture background

3.

Число3. Цифра 3.

Познакомить с образованием числа 3 и его составом. Учить выделять из множества по образцу и слову. Воспринимать число 3 с использованием различных анализаторов.

Коррекция зрительного внимания.

Коррек. упражнение «Что изменилось?»

Д/игры «Числовые фигуры», «Хлопни, топни», «Найди и принеси на стол три предмета».

Д/игра «Чудесный мешочек» (счет предметов на ощупь).

Запоминание стихотворения.

Обводка по контуру цифры 3 в рисунке рыбы.

Карточки с изображением цифр 1-3. Числовые карточки 1-3.

Предметы: 5 мячей, 5 книг, 5 тетрадей, 5 чашек и т. п.

А за двойкой, посмотри,

Выступает цифра 3.

Тройка третий из значков,

Состоит из двух крючков.

Picture background

4.

Счет в прямом и обратном порядке в пределах 3.

Закрепить понятия больше, меньше, поровну.

Составлять числовой ряд в прямом и обратном порядке. Называть соседей числа 3.

Цифра 3.

Отсчитывать заданные количества.

Коррекция слухового внимания.

Коррек. упражнение

Д/игры «Всем поровну», Д/игры «Назови цифры», «Числовая лесенка», «Каждой картинке свою цифру», «Числовая улица», «Назови соседей», «Не ошибись!» (отсчитай два треугольника и один квадрат, расскажи что отсчитал)

Математическая карточка с двумя полосками.

Карточки с изображением цифр 1-3. Числовые карточки 1-3.

Счетные палочки. Набор геометрических фигур.

Цифры в таблице.

1

3

2

3

1

2

5.

Сравнение множеств.

Учить видеть и устанавливать равенство и неравенство (+1, -1), сравнивать числа и количества, давая определения больше, меньше, Дорисовывать до заданного количества, соотносить количество с числом и цифрой.

Коррекция распределения внимания.

Коррек. упражнение «Не ошибись!» (подчеркни все цифры 1, зачеркни все цифры 2, обведи все цифры 3).

Работа по сравнению и уравниванию групп предметов на карточке.

Работа в альбоме.Нарисуй предметы: кружков, сколько звёздочек, треугольников меньше, чем сердечек, а квадратов больше. Чем солнышек.

Корректурная проба.

Математическая карточка с двумя полосками. Набор геометрических фигур.

На бумаге заготовка для рисования фигур (прил. 1).

6.

Число 4. Цифра 4.

Познакомить с образованием числа 4 и его составом. Учить выделять из множества по образцу и слову. Воспринимать число 4 с использованием различных анализаторов.

Коррекция тактильных ощущений.

Коррек. упражнение «Какую цифру написала?» (рисование на спине).

Д/игры

«Глазки спят, а ушки слушают», «Прыжки», «Чудесный мешочек» (отсчитай (1-4)!)

Выкладывание цифры 4 из мозаики.

Письмо цифры в альбоме.

Математическая карточка с двумя полосками.

Числовая лесенка (прил. 2) до четырех.

Мозаика мелкая.

«Чудесный мешочек»

Что за цифра, будто стул

Кто-то вдруг перевернул

И поставил вверх ногами.

Посидите-ка вы сами!

7.

Повторение образования числа 4 и состав числа 4

Учить оставлять числа 4 разными способами; закрепить числовой ряд в пределах четырех; закрепить навыки пересчета предметов независимо от перемещения и расположения в пространстве, направления счета; называть итог счета; согласовывать числительные с существительными.

Коррекция мышления

Коррек. упражнение «Я задумала число»

Д/игры «Считай, не ошибись», «Разложи по порядку», разложи в два грузовика», «Положи на свое место»,

По четыре тетради, книги, кубика, две грузовые машины, геометрические фигуры, счетный материал шишки и грибы по 5 штук.

8.

Число 5. Цифра 5.

Познакомить с образованием числа 5 и его составом. Учить выделять из множества по образцу и слову. Воспринимать число 5 с использованием различных анализаторов.

Коррекция внимания.

Коррек. упражнение «Сигнальщик»

Работа с математической карточкой – сравнение и уравнивание двух групп предметов.

Д/игры

«Сколько звуков, сосчитай!»

«Чудесный мешочек» (счет предметов на ощупь).

«Отсчитай!» (соотнесение цифры, числа и количества)

Выкладывание цифры из фасоли.

Письмо цифры в альбоме.

Математическая карточка с двумя полосками.

По пять картинок с изображением гаражей и автомобилей.

А за ней пошла плясать

На бумаге цифра 5.

Руку вправо потянула,

Ногу круто изогнула.

9.

Числовой ряд до 5.

Закрепить числовой ряд в прямом (до 5) и обратном порядке; учить устанавливать взаимоотношения между числами первого пятка. Счет от заданного числа.

Коррекция распределения внимания.

Коррек. упражнение «Исправь ошибку!» (деформированные числовые ряды)

Д/игры

«Числовая улица», «Обратный счет», «Назови соседей», «Если знаешь – дальше считаешь»

Числовые карточки 1-5.

Деформированные числовые ряды:

10.

Цифры 1-5.

Закрепить цифры 1-5, соотнесение с числом и количеством. Закрепить облик цифры.

Коррекция зрительного восприятия.

Д/упражнение «Угадай, какая цифра»

Д/игры «Каждой цифре место», «Цифры разбежались», «Назови соседей», «Раскрась цветок!»,

Ряд деформированных цифр (прил. 3), «убегающие» цифры (прил. 4), набор цифр 1-5.

Заготовка для раскраски по цифрам (прил. 5).

Планируемые результаты освоения детьми программы.

Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям. Сравнивает две группы предметов (с разницей в 1), определяя большую и меньшую группы; уравнивает предметы двумя способами (удаление и добавление единицы). Считает (отсчитывает) в пределах 5. Пересчитывает и называет итоговое число. Называет числа в прямом (обратном) порядке в пределах 5. Соотносит цифру (1 – 5) и количество предметов. Называет соседей числа. Выстраивает «числовую лесенку».

Условия реализации программы.

Необходимое оборудование и пособия: предметы, игрушки, дидактическими игры, помогающими решать задачи по ФЭМП. Программа обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении десяти индивидуальных занятий. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности ребёнка и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к занятиям математикой, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.

Каждое занятие проводится в игровой форме, с созданием проблемной ситуации, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических категорий.

Оценка результативности прохождения программы.

Уровни освоения программы:

Высокий (3 балла) - Ребенок владеет навыками счета предметов (до 5), обнаруживает зависимости и отношения между числами. Владеет навыками наложения и приложения предметов с целью доказательства их равенства и неравенства. Устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве путем сопоставления, счета предметов (на одном и том же количестве предметов). Осмысленно отвечает на вопросы, поясняет способ сопоставления, обнаружения соответствия. Сравнивает две группы предметов (с разницей в 1), определяя большую и меньшую группы; уравнивает предметы двумя способами (прибавляя предмет к меньшей группе или убирая предмет из большей группы). Ребенок самостоятельно устанавливает связи между числом, цифрой и количеством.

Средний (2 балла) - Ребенок в достаточной степени владеет навыками счета предметов (до 4-5), пользуясь при этом приемами наложения и приложения с целью доказательства равенства и неравенства. Может уравнять две группы предметов одним способом. С помощью взрослого устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Допускает ошибки при установлении связей между числом, цифрой и количеством, но при помощи взрослого устраняет их.

Низкий (1 балл) - Ребенок допускает ошибки при пересчете предметов (от 3 до 5). Не устанавливает связей между числом, цифрой и количеством. Не может сравнить две группы предметов.

Методика для обследования ЭМП у детей с ЗПР.

Количество и счет.

1. Выявить умение считать в пределах 5 в прямом порядке, в обратном порядке.

2. Отсчитай столько матрешек, сколько у меня кругов. Квадратов.

4. Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке) и квадратов (4 квадрата расположены в ряд). Где фигур больше: там, где 5, или там, где 4. Как можно проверить?

3. Как сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну, одинаково? Как по-другому сделать поровну?

5. Покажи цифру, сколько я показала матрёшек.

6. Отсчитай, столько матрешек, сколько обозначает эта цифра.

Материал для обследования: круги, квадраты, «Чудесный мешочек» с мелкими игрушками: матрёшками.

Литература.

  1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития.
  2. Игралочка. Математика 4-5 лет. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Учебное пособие.: М, .: Школьная Пресса, 2005
  3. Образовательная программа дошкольного образования МДОБУ «Детский сад № 2».
  4. Методика формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста консультация по математике Опубликовано - 14:24 - Аладышева Екатерина Евгеньевна Образовательная социальная сеть
  5. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Книга первая. Книга вторая/ под общей ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2007.
  6. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. Екжанова Е.А. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  7. Раз - ступенька, два - ступенька. (1 и 2) части Учебно-методический комплект Петерсон Л. Г., Холина Н. П., Школьная Пресса, 2006.
  8. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5 – 6 лет с ЗПР. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.

Приложения

Приложение 1

Нарисуй и красиво раскрась цветными карандашами:

Кружков столько же, сколько, сколько звёздочек.

Треугольников меньше, чем сердечек.

Квадратиков больше, чем солнышек.

Приложение 2

Дидактическая игра «Числовая лесенка»

Дети рассматривают таблицу, в которой изображены числовые ступеньки. Называют, какие числа больше, а какие меньше. Находят наименьшее и наибольшее число.

Выполняют различные задания: «Какое число в пятом ряду? Какое число опережает пять? А еще, какие числа? Что больше: четыре или пять?

Приложение 3

Дидактическая игра «Угадай, какая цифра»

4 1 5 3 2

Приложение 4

Дидактическая игра «Цифры разбежались»

C:\Documents and Settings\Boss\Local Settings\Temporary Internet Files\\E295253D

D0AFED85CB7DF98D

875B40F0

Приложение 5

В подарок маме, раскрась красивый цветок. Цифры подскажут как.

1 – , 2 – , 3 – , 4 – , 5 – .

512854DC


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение практического материала к творческой разработке "Оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения"

Представленный материал является приложением к творческой разработке "Оздоровительная работа с детьми старшего дошколного возраста с нарушениями зрения"...

Разработка практических игр для развития процессов языкового анализа и синтеза

Практические игры по развитию навыков языкового анализа и синтеза, которые можно использовать на занятиях...

Практический материал к методической разработке "Не про рифы, а про рифмы"

Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

Учебно-методическая разработка. " Практический материал для педагогов детских садов".

                           [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6943403","attributes":{"alt":"","class"...

Практические разработки по курсу для дошкольников "Интеллект".

Конспекты НОД в рамках образовательной области "Познавательное развитие" для подготовительной к школе группы....

Методическая разработка.Опытно-практическая работа по разработке и реализации совместного проекта «Новогодняя ёлочка» воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями

Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Многообразие, богатство, духо...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА организации НОД по экспериментальной деятельности «Волшебная вода».

Чтоб росли колосья хлеба,Чтобы плыли корабли,Чтоб варились киселиЧтобы не было беды –Жить нельзя нам без воды!Т. Маршалова...