Практические разработки по курсу для дошкольников "Интеллект".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Туктарова Алла Васильевна

Конспекты НОД в рамках образовательной области "Познавательное развитие" для подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp.doc871 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №1 Сравнение. Выделение признаков предметов, их дифференцировка на существенные и несущественные.

Возраст детей: подготовительная у школе группа (6-7 лет).

Образовательная область:  познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Задачи:

- формировать пространственные представления: адекватное представление предметов;

- формировать восприятие геометрических фигур, как «образы-понятия»;

- закреплять знания соответствия цифры с числом;

- развивать умение высказывать свою мысль развернутым предложением, спокойно;

- воспитывать умение совершать действия в коллективе, умение договариваться в процессе совместной работы.

Прогнозируемый результаты:

 (познавательное развитие) умеют выполнять графический диктант на бумаге в клетку; умеют создавать образы предметов из геометрических фигур на наглядной основе; устанавливают правильную взаимосвязь между вербальной и графической моделью;

(социально-коммуникативное развитие)  умеют совершать действия в коллективе, умеют договариваться в процессе совместной работы;

(речевое развитие) умеют высказывать свою мысль развернутым предложением, спокойно.

 Оборудование:

 для детей: большие  мягкие модули для конструирования ,  листы в клетку, простые карандаши, набор геометрических фигур из цветного картона, набор цифр 1- 10;

 для воспитателя: магнитная доска, магниты, картинка с изображением самолета. 

Ход занятия

Организационный этап: пальчиковая гимнастика.

- Ребята нам предстоит трудная работа, давайте разбудим наши пальчики.

Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.

Дети повторяют стихотворение и поочередно массируют пальчики правой, затем левой руки, в соответствии со словами.

Операционно-исполнительный этап.

Задание №1 графический диктант

- Подвиньте к себе листы бумаги и карандаши.  Отступите 2 клетки слева и 9 клеток сверху, ставьте точку. Начинаем рисовать.

4кл. вправо,2 кл. вверх,8 кл. вправо,2 кл. вниз, 3кл. вправо, 3 кл. вниз, 2 кл. влево,1 кл. вниз, 2 кл.влево, 1 кл.вниз,3 кл. влево,3 кл. вверх.

- Что получилось? Дорисуйте машине двери и колёса.

Дети берут листочки бумаги в клетку и простые карандаши. Выполняют графический диктант.

- Получилось изображение  машины.

Задание №2 Число и цифра.

- Ребята, Незнайка мне позвонил и попросил дать вам задание и сказал, что вы с ним точно не справитесь.

- Я вам буду называть число, а вы будете показывать мне карточку с цифрой, соответствующей этому числу.

Называет числа от 1 до 10.

- Молодцы ребята, справились, позвоню Незнайке и скажу, что вы выполнили задание правильно.

Дети поднимают карточки с нужной цифрой.

Задание №3 Разминка.

- Посмотрите ребята на ковер. На нем лежит мягкий конструктор, я предлагаю вам всем вместе сделать из него машину, такую же, как на этой картинке..

- Молодцы, замечательная машина у вас получилась.

Дети совместно выполняют задание, договариваются, какой формы конструктор будет  той или иной частью машины.

Задание №4  Создание образов предметов

на наглядной основе.

- Посмотрите, какая необычная машина у меня на картинке.

- Как можно сказать? Из чего состоит машина?

- Все ли геометрические фигуры одинаковы?

-Постройте такие же машины у себя на столе.

- Машина состоит из геометрических фигур.

- По цвету фигуры одинаковы, а по форме разные.

Дети выполняют задание.

Задание №5 Формирование адекватного восприятия геометрической фигуры. Установление соответствия

 между вербальной и графической моделью.

- Рассаживайтесь на свои места. Следующее задание будет таким. У вас на столе у каждого набор геометрических фигур. Из них будем делать самолет.

- Итак, корпус самолета будет из прямоугольника. Есть у вас такая фигура?

- Из каких геометрических фигур можно построить прямоугольник?

- Нос самолета будет из треугольника.

- Из каких фигур можно сделать крылья?

- Если заменить треугольники на прямоугольники, изменится конструкция самолета?

- Какая геометрическая фигура будет обозначать хвост?

Дети садятся за столы.

- Такой фигуры у нас нет.

- Из двух квадратов, положив их рядом.

- Крылья  можно сделать из треугольников.

- Да, изменится, тогда будет уже другой самолет.

- Треугольник.

Заключительный этап

- Что вам запомнилось сегодня на занятии, что понравилось?

- Чему вы научились сегодня?

- Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали. За это вам Незнайка прислал наклейки с самолетиками.

- Понравилось рисовать самолет по клеточкам.

- Мы научились строить самолет из различных геометрических фигур.

Дети получают наклейки и благодарят воспитателя.

Сформированные компетенции: умеют выполнять графический диктант на бумаге в клетку; умеют создавать образы предметов из геометрических фигур на наглядной основе; устанавливают правильную взаимосвязь между вербальной и графической моделью;

 свободно совершают действия в коллективе, умеют договариваться в процессе совместной работы;

  высказывают свою мысль развернутым предложением, спокойно.

Занятие №2 Сравнение. Выделение признака,

являющегося основанием сравнения.

Возраст: подготовительная у школе группа (6-7 лет). .

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие.

Задачи: 

- закрепить знание геометрических фигур: точка, прямая, кривая, ломаная;

- формировать умение различать геометрические фигуры при изменении их пространственных признаков;

- формировать умение четко отвечать на поставленные вопросы;

- развивать диалогическую речь.

Прогнозируемый результат: 

(познавательное развитие) умеют строить прямые через одну точку и через две точки; умеют определять геометрическую фигуру при изменении ее пространственных признаков;

( социально-коммуникативное) умеют формулировать ответ и четко отвечать на поставленные вопросы;

(речевое развитие) используют сложносочиненные предложения в речи.

Оборудование: для детей: линейка, простой карандаш, 2 листа бумаги, на одном нарисована одна точка, на другом две точки, карточка с изображением деревьев, расположенных врассыпную, карточка с точками расположенными в шахматном порядке в два ряда; для воспитателя: игрушка Красная Шапочка.

Ход занятия

Организационный этап: пальчиковая гимнастика

- Ребята, давайте поиграем. 

Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.

На каждые две строчки палец, о котором говорится, дети  сначала тянут на себя, затем гладят. В конце сжимают пальчики в кулачок, разжимают  и вертят кистями.

Операционно-исполнительный этап

Задание №1Построение прямой, проходящей через одну , две точки.

Воспитатель вносит куклу Красная Шапочка.

- Красная Шапочка просит нам помочь ей попасть к бабушке. Поможем ей?

- Возьмите листок бумаги, на котором нарисована одна точка. Проведите через нее прямую. А другую прямую  можно через нее провести?

- А еще?

- Теперь возьмите лист бумаги, на котором нарисованы две точки. Проведите прямую через них.

- Можно провести другую прямую через эти точки?

- Давайте повторим стих про прямую.

Без начала и без края

Линия прямая.

Хоть сто лет по ней иди,

Не найдёшь конца пути.

- Поможем.

Дети берут линейки и простые карандаши, проводят прямую через точку.

- Можно провести еще прямую через эту точку.

- Через эту точку можно провести много прямых.

Дети проводят прямую через точки.

- Через эти две точки можно провести только одну прямую.

Повторяют стих.

Физкультминутка

- Давайте немного отдохнем. Выходите на ковер.

- Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Дети выполняют движения и садятся на места.

Задание №2 Изменение признаков геометрических фигур.

Взаимное положение прямой и ломаной, прямой и кривой.

- Теперь возьмите лист, на котором изображены елочки и дом. Что изображено внизу листа?

- Правильно прямая. Красная Шапочка пошла по ней и не попала к бабушке. Ей нужно обойти елочки первую снизу, вторую сверху, третью снизу, тогда она попадет в домик к бабушке. Проведите тропинку Красной Шапочке.

- Что у вас получилось?

- Повторим стих о кривой.

Зовусь я линия Кривая,

И встретившись с сестрой Прямой,

Всегда тянусь за ней дугой.

- Хорошо. Теперь возьмите листок, на котором изображены точки, домик и что еще внизу?

- Проведите пальчиком по прямой. По этой прямой Красная Шапочка  попала к бабушке?

- Возьмите линейки и карандаши, соедините точки между собой, сначала сверху вниз, потом линия поднимется вверх и так далее.

Показывает образец.

- Что у вас получилось?

- Вспомним стих о ломаной.

Любую прямую возьми
И её ты перегни.
Хочешь – раз, а хочешь два,
Хочешь – три, четыре.
Что же получилось?
Что же появилось?
Не прямая, не кривая!
Ломаная линия!

- Там изображена прямая.

Дети берут простые карандаши и проводят линию.

- У нас получилась кривая.

Повторяют стих.

- На листе, внизу, изображена прямая.

- Не попала.

Дети выполняют задание.

- У нас получилась ломаная.

Повторяют стих.

Заключительный этап: рефлексия

- Что вам запомнилось сегодня на занятии?

- Чему вы научились?

-  Молодцы ребята, теперь Красная Шапочка попала к бабушке. А вам за это она передала угощение – пирожки.

- Сегодня мы помогли Красной Шапочке.

- Сегодня мы научились строить прямую, ломаную и кривую.

Дети благодарят за угощение.

Сформированные компетенции:

 умеют строить прямые через одну точку и через две точки; умеют определять геометрическую фигуру при изменении ее пространственных признаков;

           умеют формулировать ответ и четко отвечать на поставленные вопросы;

          используют сложносочиненные предложения в речи.

Занятие №3 Сравнение по представлению.

Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Образовательная область:  познавательное развитие.

Интеграция с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

- закрепить знания детей о геометрических фигурах;

- формировать умение находить сходные и различные признаки предметов;

- продолжать развивать у детей конструктивное мышление, умение мыслить, рассуждать, высказывать своё мнение;

- воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь.

           Предполагаемый результат по развитию в направлениях:

 имеют представление о геометрических фигурах, сформировано конструктивное мышление, умение мыслить, рассуждать, высказывать своё мнение, имеют потребность прийти на помощь.

Оборудование: медальоны с геометрическими фигурами, письмо, фотографии животных из геометрических фигур, геометрические фигуры, принцесса волшебной страны, карточки с заданием, дидактические игры.

Ход занятия

Организационный этап.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Стук в дверь.

:-Да, да, войдите! Странно, никто не заходит. (Открывает дверь), никого нет. А, что это такое?

-Интересно, кому оно адресовано. Ребята, давайте прочитаем адрес на конверте.

 Детский сад «Сказка». Ребята кому это письмо?  Ребята, а вам интересно ,что в этом письме? Давайте его прочитаем.

- Помогите, помогите! Ребята кому-то нужна наша помощь. Что нам делать? Давайте дочитаем письмо.

-Дорогие ребята, в нашей стране « Геометрических фигур» случилось несчастье, злой волшебник навёл беспорядок в нашей стране, всё перепутал. Перестала звучать весёлая музыка. А для нашей страны – это недопустимо. А что бы навести порядок нужно выполнить его задания. А задания очень сложные, но вы ведь умные, смекалистые, сообразительные дети и сможете нам помочь. Для того чтобы вы смогли попасть в нашу страну, я посылаю вам волшебные медальоны, которые вам помогут в выполнении заданий и перенесут вас в волшебную страну.

-Дети, а вы любите путешествовать?

-Тогда в путь! Надевайте свои волшебные медальоны, вставайте в круг, возьмитесь за руки и закройте глазки.

-Раз, два, три в страну волшебную лети!

- Конверт, письмо.

-Нам.

-Очень любим.

Встают в круг и закрывают глаза.

Открывают глаза и видят перед собой настоящий беспорядок, разбросаны геометрические фигуры.

Операционно-исполнительный этап.

Задание №1  Создание образов геометрических фигур по их признакам.

-Вот мы с вами и попали в страну геометрических фигур, здесь такая тишина. Вот это беспорядок. Что это такое?

-Ребята давайте с вами наведём здесь порядок, выберем и возьмём себе такую же геометрическую фигуру, какая у вас на медальоне и поместим её в домик, из которого она убежала.  Какие геометрические фигуры наклеены на крыше  домика, такая фигура там и живет.

-Вот и навели порядок, вот и молодцы!

-Геометрические фигуры.

Раскладывают  геометрические фигуры в свои домики . и рассаживаются за столы.

Задание №2 Изображение геометрических фигур по представлению.

-Ребята, посмотрите, а здесь что случилось?

Потерялись геометрические фигуры. У вас на столе у каждого карточка. Нужно в  карточке, к каждой клеточке, нарисовать точно такую же, как я вам покажу и назову. Только я ее буду убирать, а вы запоминайте, что за фигуру я вам показала и выполняйте задание.

Дети берут простые карандаши и выполняют задание.

Задание №3 Установление между соответствия

образной и графической моделью.

-Ребятки слышите, кто- то плачет. Кто-то зовёт нас на помощь. Плачь доносится вот отсюда. Давайте, ребята посмотрим, кто же там плачет? На конверте написано:

 - Помогите, у нас сломался паровозик.   (воспитатель достаёт геометрические фигуры и графическое изображение паровозика).

- Предлагаю вам из этих геометрических фигур собрать такой паровозик.

Дети собирают из геометрических фигур паровозик.

Заключительный этап

- Ребята, что запомнилось вам сегодня?

- Чему новому вы сегодня научились?

- Молодцы ребята, жители сказочной страны вас благодарят, теперь у них все в порядке.

- Нам запомнилось, как мы помогали жителям сказочной страны. Навели там порядок, разложили по домикам геометрические фигуры.

- А еще мы сегодня научились изображать геометрические фигуры.

Сформированные компетенции: имеют представление о геометрических фигурах, сформировано конструктивное мышление, умеют мыслить, рассуждать, высказывать своё мнение, имеют потребность прийти на помощь.

Занятие №4 Формирование представлений

о пространственных отношениях.

Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие.

Задачи: 

познавательное развитие:

- закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;

- уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине», «впереди-сзади», «вверху-внизу»;

- закреплять умение определять свое место среди окружающих людей;

- формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска).

Социально-коммуникативное развитие:

- закреплять умение понимать, практически применять и обозначать результаты своей деятельности терминами, определяющими пространственное расположение предметов по отношению к себе и на плоскости;

-воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи;

         - побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию;

- воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста, эмоционально реагировать на его содержание и следить за развитием событий.

Оборудование: массажные шарики, конверт, магнитная доска, геометрические фигуры на магнитах, две сюжетные картины, предметные картинки на каждого ребенка. 
         
Прогнозируемый результат:

 умеют ориентироваться в расположении частей своего тела;

знают понятия «слева», «справа», «посередине», «впереди-сзади», «вверху-внизу»;  умеют определять свое место среди окружающих людей; умеют ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);

понимают, практически применяют и обозначают результаты своей деятельности терминами, определяющими пространственное расположение предметов по отношению к себе и на плоскости; умеют вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышат ошибки в своей и чужой речи; включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию; умеют согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Ход занятия

Организационный этап.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

- Ребята, давайте поиграем с нашими массажными шариками. Положите шарик на правую ладонь, сверху накройте левой ладонью и повторяйте за мной. 
Я мячом круги катаю (мяч между ладоней) 
Взад – вперед его гоняю (смена рук) 
Им поглажу я ладошку, (соответственно) 
Будто я сметаю крошку. (смена рук) 
И сожму его немножко (сжимаем шарик) 
Как сжимает лапку кошка. (смена рук) 
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно) 
И другой рекой начну. (смена рук) 
А теперь последний трюк: (перебрасывание мяча 
Мяч летает между рук. из руки в руку) 

Дети выполняют движения.

Операционно-исполнительный этап

Задание №1Взаимное расположение объектов в вертикально-горизонтальной ориентации.

- Ребята, я сегодня утром, перед дверью в нашу группу, нашла вот это письмо от Вовки из Тридевятого царства.. Но на нем написано, что это письмо из сказочной страны и просто так не откроется. Чтобы его открыть надо выполнить задание. Надо внимательно послушать стихотворение и ответить на вопросы. Согласны? 
Стоял ученик на развилке дорог. 
Где право, где лево – понять он не мог. 
Но вдруг ученик в голове почесал 
Той самой рукою, которой писал, 
И мячик кидал, и страницы листал, 
И ложку держал, и полы подметал. 
«Победа!» - раздался ликующий крик. 
Где право, где лево узнал ученик. 
- Какой рукой ученик выполнял действия?

- Что делал ученик правой рукой

- Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая это рука?  
- Молодцы, справились с заданием. Попробуем открыть письмо и посмотрим, что же Вовка нам написал. 
- Здравствуйте, ребята. Я Вовка из Тридевятого царства. Я собрался в школу, в первый класс, но для этого мне необходимо выполнить сложные задания. Без вашей помощи, друзья, мне не как не обойтись». 
- Ну что, ребята, надо выручать Вовку. Поможем? Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всем разобраться. 

- Согласны.

- Он выполнял действия правой рукой.

- Писал, мяч кидал, страницы листал, ложку держал, полы подметал.

- Это левая рука.

- Поможем.

Задание №2 «Смотри не ошибись»  (проверка усвоения схемы тела)

- Правой рукой возьмитесь за левое ухо.  Левую руку положите на правое плечо. Правую ногу выставьте немного вперед. Правой рукой закройте правый глаз. Левой рукой достаньте до левого колена. Выпрямились, опустили руки. 
- Молодцы, с  заданием вы справились. 

- Подойдите к картине. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на 
ней. 


- Что изображено в центре этой картины?
- Сколько и каких предметов справа от гриба?   

- А под грибочком?

- На грибе кто находится?
- Правильно, вы очень внимательные. 


Выполняют задания.

- Гриб.

- Справа  находятся  1 зайчик, 1 божья коровка, 1 цветок.

- Муравей, бабочка, лягушка.

- Улитка.

Задание №4 Формирование представлений «вверху-внизу», «слева-справа».

- А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображать ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу: 
- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра.
- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра. 
- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра. 
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра. 
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра. 
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился. 

Дети выполняют задания.

Задание №5 Формирование представлений об отношениях «впереди-сзади».

- Стоя в колонне, нужно назвать ребенка стоящего впереди, стоящего сзади.

- Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

- Поднять руку детям, стоящим слева от педагога.

- Давайте с вами немного отдохнем. 
Эй, ребята, становитесь. 
Справа – друг, и слева – друг, 
Вместе все в веселый круг! 
Топни правою ногой, 
Топни левою ногой, 
Вправо, влево головой. 
Шаг – вперед, два – назад, 
Отвернемся, повернемся, 
Снова за руки возьмемся! 
Три шага вперед дружок – 
Станет тесным наш кружок. 
Покружились, потолкались, 
Отвернулись, разбежались. 

- Впереди меня Саша, сзади меня Катя.

- Слева от меня Митя, справа от меня Лена.

Выполняют.

Выполняют динамическую паузу.

Заключительный этап

- Что интересного узнали вы сегодня?

- Что понравилось выполнять сегодня?

- Мы научились определять, что слева от нас, что справа. Еще узнали, что такое впереди и что такое сзади.

- Понравилось раскрашивать узор.

Сформированные компетенции:

 умеют ориентироваться в расположении частей своего тела;

знают понятия «слева», «справа», «посередине», «впереди-сзади», «вверху-внизу»;  умеют определять свое место среди окружающих людей; умеют ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);

понимают, практически применяют и обозначают результаты своей деятельности терминами, определяющими пространственное расположение предметов по отношению к себе и на плоскости; умеют вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышат ошибки в своей и чужой речи; включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию; умеют согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Задание №5. Формирование топологических  проективных представлений.

Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Образовательная область:  познавательное развитие.

Интеграция с образовательными областями: художественно-эстетическое развитие, социально-коммункативное.

Задачи:

- формировать умение находить предмет в пространстве;

- совершенствовать умение определять и называть местоположение предмета:  над, на, под, между, рядом, около, лежит вне, лежит внутри, следует, предшествует, объединяет;

- развивать интерес к игре;

- воспитывать любовь к поэтическому слову посредством отгадывания загадки,

-закреплять умение аккуратно заштриховывать карандашом.

Прогнозируемый результат:

умеют находить предмет в пространстве, называют местоположение предмета (  над, на, под, между, рядом, около лежит вне, лежит внутри, следует, предшествует, объединяет); проявляют интерес к художественному слову; проявляют интерес к обучающей игре; умеют аккуратно заштриховывать.

Оборудование и материалы: для воспитателя: настольный театр, мяч.

для детей: набор картонных фигурок из сказки «Репка», карточки с геометрическими фигурами, цветные карандаши.

Ход занятия

Организационный этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Расставляет настольный театр. Загадывает загадку:

-Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?  

-Воробей летает везде, давайте поиграем с ним.

- Нужно закрыть глаза, в это время воробей садится в любое место настольного театра, Когда вы откроете глаза,  расскажите, где сидит воробей.

- Это воробей.

- На крыше дома.

-  Воробей сидит на дереве.

(И так далее)

Операционно-исполнительный этап

Задание №1 Выявление и формирование представлений об отношениях положения: «лежит на»; «лежит внутри»; «лежит между».

-Ребята, я предлагаю вам побыть в роли настоящих художников и « нарисовать» необычную картину прямо на доске.

-Юля, поставь в центре доски домик.

-Саша, « нарисуй» на крыше дома снег.

- Где лежит снег?

- Митя, справа от домика  «нарисуй» елочку, а Катя между елочкой и домиком «нарисует» мухомор.

 - Вика, где расположен мухомор?

 -Теперь я нарисовала белочку и солнышко.

- Как относительно домика расположена  белочка, внутри или вне?

- Где расположено солнышко?

- Посмотрите, где сидит синичка?

- Смотрите, а из домика в окошко кто-то смотрит.

- Кошка находится внутри или вне домика?

- А где находится собачка?

- Молодцы, красивая картина получилась.

Девочка выполняет.

- Снег лежит на крыше дома.

- Мухомор расположен между елочкой и домиком.

- Белочка расположена вне домика.

- Солнышко над домиком.

- Синичка сидит на березе.

- В окошко смотрит кошка.

- Кошка находится внутри домика.

- Собачка вне домика, она лежит на крылечке.

Задание№2 физминутка

- Давайте поиграем в мяч, становитесь в круг. Выберем водящего. Он должен бросить мяч кому-то из вас   и спрашивать: «Кто (что) слева (сзади) от тебя? »

Дети встают в круг, выбирают водящего.

Водящий бросает мяч и задает вопросы, кто правильно ответит, становится водящим. Игра повторяется 4-5 раз.

Задание №3  Выявление и формирование представлений об порядка: «следует»; «предшествует»; «между».

- Ребята, в нашем домике живут дедка бабка, внучка. Однажды посадил дед репку.

- Что это за сказка?

- Молодцы, вспомнили.

- У вас на столе у каждого картонные фигурки всех героев этой сказки. Выложите их в том порядке, как они тянули репку.

- Между кем расположена фигурка внучки?

- Кто следует за дедкой?

- Кто следует за Жучкой?

- Кто перед мышкой, а кто перед бабкой?

- Это сказка называется «Репка».

Дети выполняют задание.

- Фигурка внучки расположена между бабкой и Жучкой.

- За Жучкой следует кошка.

- Перед мышкой кошка, а перед бабкой дедка.

Задание №4 Формирование представлений об отношениях положения: «пересекает»; « объединяет»; «принадлежит».

- Ребята, возьмите карточки с изображением геометрических фигур.

- Найдите фигуры которые пересекаются между собой и раскрасьте их общую часть, которая принадлежит и одной и другой фигуре.

- Какие фигуры у тебя пересекаются?

-  Какая фигура получилась при пересечении?

- Теперь найдите фигуры, где при объединении двух фигур получилась одна.

- Какие фигуры объединились и какая получилась?

- Теперь найдите геометрическую фигуру, которая принадлежит другой  и раскрасьте ее.

Выполняют задание.

- У меня пересекаются квадрат и прямоугольник.

-  При пересечении получился маленький квадрат.

-  У меня пересекаются квадрат и прямоугольник, на пересечении получился треугольник.

-  При пересечении треугольника и круга получилось половина овала.

-  У меня тоже получилось половина овала при пересечении прямоугольника и круга.

- У меня объединились два квадрата, получился прямоугольник.

- У меня объединились два треугольника и получился опять треугольник.

- У меня объединились два треугольника и получился квадрат.

- У меня объединились два треугольника и получился прямоугольник.

Выполняют задание.

Задание №5 формирование топологических представлений.

- Сегодня я предлагаю вам необычное задание. На картинке нужно, не отрывая карандаша от листа, соединить линией все точки по порядку. Тогда у вас получится что-то интересное. Главное условие – не отрывать карандаш от листа бумаги, иначе фокус не получится.

Дети выполняют задание.

Заключительный этап

-Что интересного вы сегодня узнали?

- Что более всего вам понравилось?

- Мы узнали что геометрические фигуры могут объединяться и получается другая фигура.

- Мы узнали что фигуры могут пересекаться.

- Мы научились находить фигуры, принадлежащие другой геометрической фигуре.

- Понравилось делать фокус- рисовать без отрыва по точкам. Понравилась игра с мячом.

Сформированные компетенции: умеют находить предмет в пространстве, называют местоположение предмета (над, на, под, между, рядом, около лежит вне, лежит внутри, следует, предшествует, объединяет); проявляют интерес к поэтическому слову; проявляют интерес к обучающей игре; умеют аккуратно заштриховывать.

Занятие №6 формирование представлений об отношениях меры.

Возраст детей: подготовительная к школе группа(6-7 лет).

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи:

 - упражнять в сравнении 6 предметов по величине (длине), формировать умение раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке;

- упражнять в сравнении 8 предметов по высоте, формировать умение раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке;

- развивать умение отгадывать загадки  про  животных;

- обозначать результаты сравнения словами: самый  длинный, короче, еще короче…самый короткий (и наоборот);

 - обозначать результаты сравнения словами: самая  высокая, ниже, еще ниже…самая низкая (и наоборот);

 - закрепить умение правильно держать карандаш, закрашивать в одном направлении, дополнять рисунок;

  - воспитывать у детей правильный образ жизни;

   -  закреплять технику выполнения общеразвивающих упражнений.

Прогнозируемый результат:

         умеют сравнивать 6 предметов по величине (длине), умеют раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке;

умеют сравнивать  8 предметов по высоте,  раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке;

умеют отгадывать загадки  про  животных;

 обозначают результаты сравнения словами: самый  длинный, короче, еще короче…самый короткий (и наоборот);

обозначают  результаты сравнения словами: самая  высокая, ниже, еще ниже…самая низкая (и наоборот);

умеют пользоваться меркой, определять меньшее и большее количество мерок вмещающихся в ведро;

        имеют представления о правильном образе жизни;

  владеют техникой выполнения общеразвивающих упражнений.

       

 Оборудование: картинки  животных: медведь, волк, лиса, белка, заяц, ёж;                                                       ленточки  разной длины и разного цвета на каждого ребенка (голубая-10см.,розовая-12см.,синяя-14см.,желтая-16см.,оранжевая-18см.,зеленая-20см.);                                                                                                                                       елочки по 8 штук разной высоты  на каждого ребенка; три ведерка разного цвета, два одинакового размера, один большего размера, крупа, мерка-стакан.                                               .

Ход занятия.

Организационный этап

- Сегодня на занятии мы поговорим с вами о величине предметов, будем  сравнивать эти предметы. Я предлагаю вам  вместе со мною  отправиться  в лес, для того, чтобы навестить животных и узнать, как они перезимовали.

- А какие животные живут в лесу?

- Это какие животные: домашние  или  дикие?

- Ну что, идем?                                                                                                                              Воспитатель включает мелодию.

- Вот мы и пришли в лес.

           На лесной полянке

           Стоит терем, теремок    

           Он не низок, не высок

-Хотите узнать  кто живет в этом теремке?

-Вы узнаете, если отгадаете мои загадки;

Хожу в пушистой шубе                        

        Живу в густом лесу.  

        В дупле на старом дубе,    

        Орешки я грызу.

 

Хозяин лесной, просыпается весной

 А зимой, под вьюжный вой, ,

 Спит в избушке снеговой.

Серый, страшный и зубастый

     Произвел переполох.

     Все зверята разбежались.

     Напугал зверят тех

Хитрая плутовка, рыжая головка,

 Хвост пушистый - краса!

 А зовут ее

- Молодцы. Вы отгадали всех животных.

-Медведь, волк, лиса.

-Дикие.

-Да.

Дети  закрывают глаза и представляют, как они идут по тропинке в лес.

-Да.

-Белка.

-Медведь.

-Волк.

-Лиса.

Операционно-исполнительный этап

Задание №1 Формирование отношений меры: «короче на»; «длиннее на».

- Давайте  расположим их, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.

  - Обычно  в  гости  ходят  с  подарками. Я предлагаю  подарить  животным ленточки. Возьмите ленточки и разложите их, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой. Назовите длину каждой ленточки.

А теперь разложите ленточки, начиная  с  самой  короткой и заканчивая  самой длинной.

- Что вы можете сказать  о длине  рядом  лежащих  ленточек: синей и желтой?

- Что вы можете сказать о длине синей ленточки  по сравнению с розовой?  

- Давайте узнаем, действительно ли синяя длиннее, чем розовая. Как это узнать?

- Катя будет измерять синюю ленту, а Аня розовую. Только помните, что измерять нужно от самого края ленты и следующая мерка должна начинаться точно от предыдущей мерки.

- Сколько мерок у тебя Катя получилось?

- У тебя, Аня, сколько мерок получилось?

- Синяя действительно длиннее, чем розовая? На сколько?

- А розовая на сколько короче, чем синяя.

 -Молодцы. Отложите ленточки на поднос, мы их подарим животным.

Раскладывают картинки в соответствии с размером животного.

-Зеленая самая большая, синяя короче чем зеленая. и т.д.).

Раскладывают ленточки по длине.

-Желтая длиннее, чем синяя.

-Синяя длиннее ,чем розовая.

- Нужно взять мерку, например линейку, и измерить длину этих ленточек.

- Пять мерок.

- Три мерки.

- Синяя лента длиннее, чем розовая на две мерки.

- Розовая короче, чем синяя на две мерки.

Задание №2установление отношений между объектами на основе их сравнения по величине.

-Посмотрите, какой беспорядок в лесу. Елочки  растут  беспорядочно, даже тропинок не видно. Куда идти? Давайте  рассадим  елочки в ряды. Будет красиво и аккуратно, будет  видно тропинки.

-Сначала рассадим елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. Давайте пересчитаем елочки.

- Что вы можете сказать о высоте елочек? Теперь, предлагаю рассадить елочки от самой высокой  и заканчивая самой низкой.

Раскладывают елочки, начиная с низкой, заканчивая высокой.

Пересчитывают елочки

- У елочек высота разная.

Выполняют задание.

Физкультминутка

- Давайте немного отдохнем. Выходите на ковер и повторяя со мной вместе стих, делаем движения в соответствии со словами.

-Три медведя шли домой.

Папа был большой-большой.

Мама чуть поменьше ростом.

Ну, а сын – малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

Дети выходят на ковер.

Потягиваются.

Делают наклон.

Приседают.

Выполняют прыжки на двух ногах.

Задание №3 Формирование отношений меры: «равно»; «меньше на»; «больше на».

- Ребята, мама медведица дала нам задание. Перед вами три ведерка, синее, желтое и красное. Медведица попросила узнать, одинаковое ли количество крупы вмещается в эти ведерки . Как нам это узнать?

- Саша, отмерь крупу в синее ведро.

-Сколько мерок крупы вместилось в него?

- Катя, отмерь крупу в желтое ведро.

- Сколько мерок крупы вместилось в желтое ведро?

- Инна, отмерь крупу в красное ведро.

- Сколько мерок вместилось в него?

- Что можно сказать о количестве крупы в этих ведерках?

- На сколько мерок крупы больше в желтом ведре, чем в синем?

- На сколько мерок крупы меньше в красном ведре, чем в желтом?

- Нужно взять какую либо мерку, например стакан и отмерять им крупу в ведерки.

- В синее ведро вместилось 4 мерки крупы.

- В желтое ведро вместилось 5 мерок крупы.

- В красное ведро вместилось 4 мерки крупы.

- В синем и красном ведерках крупы равное количество.

- В желтом ведре крупы больше чем в синем и красном ведре на одну мерку.

- В желтом ведре крупы больше, чем в синем, на одну мерку.

- В красном ведре крупы меньше, чем в желтом, на одну мерку.

Заключительный этап

- Что вам понравилось сегодня на занятии?

- Чему новому вы сегодня научились?

- Нам понравилось определять величину предметов.

- Мы научились пользоваться мерками, чтобы узнавать количество крупы в ведерках.

Сформированные компетенции: умеют сравнивать 6 предметов по величине (длине), умеют раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке;

умеют сравнивать  8 предметов по высоте,  раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке;

умеют отгадывать загадки  про  животных;

 обозначают результаты сравнения словами: самый  длинный, короче, еще короче…самый короткий (и наоборот);

обозначают  результаты сравнения словами: самая  высокая, ниже, еще ниже…самая низкая (и наоборот);

умеют пользоваться меркой, определять меньшее и большее количество мерок вмещающихся в ведро;

        имеют представления о правильном образе жизни;

  владеют техникой выполнения общеразвивающих упражнений.

Занятие №7 Анализ и синтез. Выделение элементов

математических объектов.

Возраст детей: подготовительный к школе (6-7 лет).

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

- формирование навыка построения отрезков и лучей, закрепление навыка ориентировки на плоскости листа, умения задавать вопросы, высказывать собственное мнение;

- формировать умение выполнять простейший графический узор;

- развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти) и общей, мелкой моторики;

- воспитание уважения друг к другу и умения работать в парах.

Материалы к занятию:

белый экран; проектор; ноутбук для презентации.

Раздаточный материал: на каждом столе длинная верёвка (6 штук), каждому ребёнку ножницы, пластилин (красный, жёлтый), цветные карандаши, линейка, лист бумаги в клетку, простой карандаш.

Прогнозируемый результат:

 владеют умением построения отрезков и лучей,  ориентируются на плоскости листа, умеют задавать вопросы, высказывают собственное мнение;

 продолжается развитие  познавательных процессов (воображения, внимания, памяти) и общей, мелкой моторики;

 уважают друг  друга и умеют работать в парах.

Ход занятия:

Организационный этап

На доске картинка со схематическим рисунком (красные цветочки – это точки, зелёная трава – это прямые линии, синее озеро – это кривая замкнутая линия, чёрная дорожка – это ломаная линия).

- Ребята, давайте поиграем и вспомним, с чем мы познакомились на прошлом занятии.

Игра «Договори словечко»

- «Красные цветочки – это …

Зелёная трава – это … 

Синее озеро – это линия … 

Чёрная дорожка – это линия … 

…………….

                                   ………….

- Точки.

- Линии.

- Кривая, замкнутая.

-Ломаная.

Операционно-исполнительный этап

Задание №1знакомство с геометрическими фигурами; «отрезок»; «луч».

- Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с интересным героем, королевой Точкой. Живёт королева Точка в необычной стране Геометрия .

- Точка очень любопытная, хочет всё знать и очень любит прогуливаться по своей стране. Однажды Точка увидела и говорит…

- Интересно, а что это за линия?

Прогуляюсь я по этой линии!

- Вышла Точка на прямую линию и пошла по ней. Шла, шла Точка по линии, долго шла и устала.

- Долго ещё идти? Ни конца, ни края не видать, наверное, я пошла не в ту сторону.

- Отправилась королева Точка в обратную сторону, тоже ни конца, ни края не видать.

- Что же делать?

Появляются ножницы. 

Ножницы:

«Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней идти -

Не найти конца пути!»

Педагог:

- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы узнали о прямой линии?

- Что же, точке так и придётся идти без конца?

Ножницы:

- Мы знаем, что делать.

       .                              .

- Ура! Вот, и конец получился! А теперь и с другой стороны, пожалуйста, сделайте конец.

Ножницы:

– Пожалуйста, вам - с другой стороны

– Как интересно! Что же из нашей прямой линии получилось, как вы думаете, ребята?

- Ребята, как вы думаете, как этот кусочек линии называется?

- Этот кусочек называется отрезок, потому что «отрезанный», у отрезка есть начало и конец.

-Жаль, что её не стало, ведь теперь вместо прямой линии есть отрезок и еще два этих… . Не знаю, как их назвать…

- Ребята, давайте вместе разберёмся и выясним, как же эти оставшиеся части называются! Посмотрите, что вы замечаете?

     .

– Правильно, у них есть начало (педагог указывает на точку) но нет конца. Похожи они на лучи солнца и называются лучами .

- Ребята, сравните. Представьте, что солнце – это большая точка (начало), а из этой точки тянутся линии, они имеют начало, но не имеют конца – это лучи.

- Подумайте, ребята, чем луч отличается от отрезка? От прямой? 

- Прямая не имеет начала и конца.

- Получился отрезок

- У них есть начало и нет конца.

- Это отрезанный кусочек от прямой, у которого есть начало и есть конец.

-  В этих оставшихся частях есть только начало.

- Луч отличается от прямой тем, что у него только одна сторона не имеет конца. От отрезка отличается луч тем, что у него с одной стороны нет конца и начала.

Физкультминутка.

- Вместе с Точкой мы гуляем

Вдоль по линии прямой.

Мы на ножке поскакали

На одной и на другой.

Руки в стороны разведём – 

Получаются лучи.

Для отрезка ставим точки:

Зажимаем кулачки.

Шагают на месте (или по кругу).

Прыгают по очереди на правой,

на левой ноге.

Разводят руки в стороны.

Сжимают в кулак кисти обеих рук.

Задание №2 работа в парах

- Ребята, а сейчас мы будем работать в парах. Возьмите верёвку, разложите её на столе. Давайте представим, что она продолжается и дальше в обе стороны до бесконечности, как вы считаете, что это будет?

Педагог:

- Давайте отрежем ножницами кусочек от прямой, каждый со своей стороны и на концах закрепим к столу красный пластилин (поставим точки). Что получилось?

Педагог:

- А теперь на оставшихся частях от прямой, только на одном конце закрепим к столу пластилин жёлтого цвета (ставим точку). Как эти части называются?

На столах, застеленных клеёнкой, длинная верёвка и у каждого ребёнка ножницы, пластилин жёлтого и красного цветов.

- Прямая.

- Получился отрезок.

- Лучи.

Задание №3 составление бордюров и графических узоров.

-Возьмите лист бумаги в клетку, простой карандаш. Отступите от края одну клетку, сверху отступите 5 клеток, поставьте точку и начинайте рисовать. 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, одну клетку вправо, 1 клетку вниз и так до конца листа.

Выполняют задание.

                                                    Заключительный этап

- Друзья, вспомните, какую интересную историю вы услышали?

- Что интересного из этой истории вы узнали, с чем познакомились?

- Что вы узнали о прямой? Об отрезке? О

луче?

_ Что понравилось вам ?

- О королеве Точке, которая живёт в стране Геометрия.

- Мы познакомились с отрезком, лучом и прямой.

- Прямая не имеет начало и не имеет конец, она бесконечна, отрезок имеет начало и конец(начальную и конечную точку), а у луча есть только начало, но нет конца (только начальная точка).

- Понравилось выполнять графический диктант.

Сформированные компетенции: владеют умением построения отрезков и лучей,  ориентируются на плоскости листа, умеют задавать вопросы, высказывают собственное мнение; продолжается развитие  познавательных процессов (воображения, внимания, памяти) и общей, мелкой моторики; умеют выполнять простейший графический узор; уважают друг  друга и умеют работать в парах.

Занятие №8 Выделение элементов математических объектов, видение разных функций объекта.

Возраст детей: подготовительный к школе 6:-7 лет).

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; физическое развитие.

Задачи:

- упражнять детей в создании схем и чертежей, в моделировании и конструировании из плоскостного материала ;

- развивать воображение, внимание, сообразительность, понятливость,

- формировать представление об объемных телах, их формах, размере, количестве;

- развивать диалогическую речь;

- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

          Оборудование: Игрушки роботы, геометрические плоскостные фигуры.

          Прогнозируемый результат: дети  умеют моделировать и конструировать из плоскостного материала; имеют представление об объемных телах, их формах, размере, количестве; владеют диалогической речью ; имеют представление о  здоровом образе жизни.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, на которых изображены различные роботы. Проанализировать строение роботов-игрушек.

Ход занятия.

Организационный этап

- Дети, нам из магазина принесли робота. На какие строительные детали похожи части роботов?

- Какие функции могут выполнять роботы?

- А кто делает роботов?

- Части робота похожи на кирпичики, на кубики.

- Они помогают человеку выполнять различную работу.

- Роботов делают люди.

- А сейчас мы рассмотрим роботов, изображенных на картинке, составленных из геометрических фигур.

- Из каких геометрических фигур состоят роботы на картинке?

- Найдите одинаковые по форме, цвету, величине фигуры.

-  Покажите детали, расположенные по-разному.

- Сколько в каждом роботе треугольников, овалов, квадратов, полукругов, многоугольников?

- Роботы состоят из треугольников, овалов, квадратов, многоугольников, прямоугольников.

Показывают на картинке детали расположенные по разному.

- В этом роботе один овал, четыре прямоугольника, один квадрат.

Физкультминутка.

- Я иду и ты идешь — раз, два, три.
Я пою и ты поешь — раз, два, три.
Мы идем и мы поем — раз, два, три

Шагают на месте. 
Хлопают в ладоши.
Прыжки на месте. 

Операционно-исполнительный этап.

Задание №2 конструирование простейших фигурок по образцу.

- А теперь мы будем конструировать роботов. У вас они будут разные.

- Миша, твой робот какую работу будет выполнять?

- Вика, твой робот для какой работы будет предназначен?

- Замечательные роботы у вас получились.

- Мой робот будет работать на заводе, где делают машины.

- Мой робот будет помогать маме на кухне.

Конструируют роботов из геометрических фигур.

Задание №3 Построение простейшего геометрического узора.

- У вас у каждого карточка. На ней начат узор, вам нужно его продолжить самостоятельно.

Выполняют задание.

Заключительный этап..

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что понравилось сегодня вам на занятии?

- Чей робот вам понравился больше всего.

- Мы узнали, что роботов можно сконструировать из геометрических фигур.

- Нам понравилось делать разных роботов.

- У Лены самый интересный робот.

Игра «Сконструируй робота по памяти».

- Сейчас мы с вами поиграем. Лена покажет вам своего робота, а затем спрячет. Вы должны сделать его по памяти.

Лена показывает робота и прячет, дети делают по памяти.

Сформированные компетенции:  дети  умеют моделировать и конструировать из плоскостного материала; умеют выполнять простой графический узор; имеют представление об объемных телах, их формах, размере, количестве; владеют диалогической речью ; имеют представление о  здоровом образе жизни.

Занятие №9 Существенные и

несущественные признаки.

Возраст детей: подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; физическое развитие.

Задачи:
      - дать детям общее представление о многоугольнике и его свойствах;
      - познакомить с различными видами многоугольников на основе группировки и обобщения свойств различных видов треугольников и четырёхугольников.

        -показать зависимость названия многоугольника от количества углов, упражнять в назывании многоугольников.

       -продолжать учить определять характер взаимного расположения геометрических фигур на плоскости, обозначая его с помощью предлогов и наречий: под, внутри, вне, слева, справа, между, на границе; учить видеть общие части фигур.

      -развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общие признаки фигур, классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, решать практические задачи;

    - закреплять общеразвивающие упражнения.

Оборудование: для воспитателя: герои сказки квадрат, прямоугольник, произвольный четырёхугольник.  Для каждого ребёнка: набор разнообразных по цвету и размеру геометрических фигур, среди которых круги, овалы, треугольники, квадраты, прямоугольники, разные виды четырёхугольников (ромб, трапеция, параллелограмм), пятиугольники, шестиугольники, картонная полоска.

Прогнозируемый результат: имеют общее представление о многоугольнике и его свойствах;

       знакомы с различными видами многоугольников на основе группировки и обобщения свойств различных видов треугольников и четырёхугольников;

        понимают зависимость названия многоугольника от количества углов, упражнять в назывании многоугольников;

       умеют определять характер взаимного расположения геометрических фигур на плоскости, обозначая его с помощью предлогов и наречий: под, внутри, вне, слева, справа, между, на границе; учить видеть общие части фигур.

       умеют наблюдать и сравнивать, выделять общие признаки фигур, классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, решать практические задачи;

    умеют выполнять общеразвивающие упражнения.


Ход занятия.

Органиационная часть

- Ребята, сегодня я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая, и называется «Родственники».

Операционно-исполнительный этап

Задание №1 Выявление существенных и несущественных признаков .

- Жила на свете важная фигура. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвасталась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!»
(Воспитатель показывает квадрат и просит назвать эту фигуру).
- Как вы узнали, что это квадрат? 


- Слушаем сказку дальше. «Ходил квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и поиграть в дружной компании. И решил квадрат поискать своих родственников. «Если встречу родственника, то сразу его узнаю, - думал квадрат, - ведь он должен быть похож на меня! Однажды он встретил по пути такую фигуру… 
(Воспитатель показывает прямоугольник). 

- Пригляделся квадрат к ней и увидел что-то знакомое. – Как тебя зовут? – спросил квадрат».
- А вы узнали эту фигуру, ребята? 

- Почему он так называется?

- А теперь послушайте продолжение сказки. «Квадрат спрашивает у прямоугольника: - Мы родственники с тобой? – Я бы тоже был рад узнать об этом, - отвечает прямоугольник. – Если у нас найдется 4 признака, которыми мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники, и у нас может быть одна фамилия!»

- А какая же у этих фигур может быть общая фамилия? 

- Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Один раз гуляют они на полянке, и вдруг прямо к ним направляется вот такая фигура…(Воспитатель показывает неправильный четырёхугольник). – Как тебя зовут? – спрашивают фигуры. – Четырёхугольник я! – А мы с тобой родственники?? – Мы имеем два общих признака!»
- А вы, ребята, сможете их назвать? 

- Давайте каждый у себя на столе найдёт других родственников квадрата и прямоугольника. 

- Так встретились и стали поживать одной дружной семьёй фигуры, которые стали называться многоугольниками.
- А почему они так называются? Покажите у каждой фигуры стороны, углы, вершины, внутреннюю и внешнюю области, границу. 
Физкультминутка.

- Пять пальцев ловко рвут траву,

Другой рукой я тоже рву,

Я травкой угощу коня,

Ну, сколько пальцев у меня?

Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных,

Три с кислинкой. Сколько их?



- Четыре угла, они прямые четыре стороны, они равны.

(Чтобы проверить, дети сравнивают стороны квадрата с помощью условной меры.)

- Это прямоугольник.

- Все углы прямые, стороны, лежащие друг напротив друга равны.

 Проверяют практическим путём. Делают вывод об особенностях прямоугольника и об отличии его от квадрата.

Дети находят общие признаки: 4 угла, все углы прямые, 4 стороны, противоположные стороны равны.

- Прямоугольник.

- 4 угла и 4 стороны.

Дети находят ромб, трапецию, шестиугольник, параллелограмм.

- У них много углов.

Имитируют движения.

Сгибают пальцы по очереди.

Имитируют срывание яблок с дерева.

Отсчитывают на пальцах пять яблок и три.

Показывают 8 пальцев и проговаривают.

Задание №2 «Составь фигуру».

- Ребята ,предлагаю рассмотреть геометрические фигуры в наборе, назвать их, сгруппировать фигуры одной формы составить новые фигуры путём приложения. 
прямоугольник из квадратов;
квадрат из прямоугольников;
четырёхугольник из треугольников;
любую фигуру из любых фигур.

- Ребята, теперь выполните следующее задание. Расположить фигуры на столе следующими способами:
круг справа от квадрата;

прямоугольник под квадратом;

овал между квадратом и прямоугольником;

треугольник внутри круга;

четырёхугольник слева от квадрата;

пятиугольник на границе четырёхугольника.

После выполнения задания ребёнок называет, какая фигура у него получилась. Сделать обобщение: все фигуры можно назвать одним словом «многоугольники».

Выполняют задание.

Задание №3 Закрепление отношений : «под»; «над»; «справа»; «слева»; «между».

Построение простейших геометрических узоров.

- Сейчас вам нужно украсить дорожку.

Показывает образец.

- Маша, где находится зеленый круг?

- Митя, какая фигура расположена под зеленым кругом?

- Витя, что расположено справа от черного треугольника??

- Максим, что расположено справа от зеленого прямоугольника?

Выполняют работу.

- Между синим треугольником и оранжевым ромбом

- Черный треугольник.

- Синий прямоугольник.

- Фиолетовый ромб.

- Что расположено над фиолетовым овалом?

- Что расположено над синим прямоугольником?

- Красный квадрат.

- Оранжевый ромб.

Задание №4 конструирование более сложных узоров по образцу.

- У вас у каждого карточка. На ней начат узор, вам нужно его продолжить, сначала по точкам затем самостоятельно. Выполняете только 1 задание.

Выполняют работу.

Заключительный этап.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чем запомнилось вам сегодняшнее занятие?

- Мы узнали о многоугольниках, это фигуры у которых много углов.

- Понравилось строить геометрические фигуры из других фигур. Украшать дорожку геометрическими фигурами.

Сформированные компетенции: имеют общее представление о многоугольнике и его свойствах;

       знакомы с различными видами многоугольников на основе группировки и обобщения свойств различных видов треугольников и четырёхугольников;

        понимают зависимость названия многоугольника от количества углов, упражнять в назывании многоугольников;

       умеют определять характер взаимного расположения геометрических фигур на плоскости, обозначая его с помощью предлогов и наречий: под, внутри, вне, слева, справа, между, на границе; учить видеть общие части фигур.

       умеют наблюдать и сравнивать, выделять общие признаки фигур, классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, решать практические задачи;

    умеют выполнять общеразвивающие упражнения.

                                                Занятие №10

Выделение общих существенных признаков объектов. Формулирование простейших выводов.

Возраст детей: подготовительный к школе (6-7 лет).

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие; речевое развитие.

Задачи:

- формировать умение классифицировать и систематизировать геометрические фигуры;

         - воспитывать самостоятельность при выборе способа сопоставления предмета и формы, цвета геометрической фигуры;

         - развивать способность к комбинированию, пространственное представление и воображение;

- развивать речь, внимание и память;

- формировать конструкторские навыки, направленное воображение;

- упражнять в конструирование и переконструировании  различных предметов из геометрических фигур по описанию;

- закреплять умение находить зависимости и закономерности, способность предвидеть результаты своих действий, умение находить ошибки и недостатки;

- воспитывать доброту, чуткость, стремление оказать помощь.

 Оборудование: игрушка Чебурашка; игра «Подбери по цвету и форме»; рисунок Чебурашки из геометрических фигур; компьютер с телевизором, подключенным в качестве монитора; файл презентации к занятию; для детей: наборы геометрических фигур, белые листы картона формата А4, А5, рисунки предметов из геометрических фигур, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.

Прогнозируемый результат: умеют классифицировать и систематизировать геометрические фигуры; проявляют самостоятельность при выборе способа сопоставления предмета и формы, цвета геометрической фигуры; имеют способность к комбинированию, пространственное представление и воображение; проявляют сформированность конструкторских навыков, направленное воображение; умеют конструировать и переконструировать  различные предметы из геометрических фигур по описанию; умеют находить зависимости и закономерности, способны предвидеть результаты своих действий, умеют находить ошибки и недостатки; проявляют доброту, чуткость, стремление оказать помощь.

Ход занятия

Организационный этап

Звучит песенка о Чебурашке.

- Ребята, вы знаете эту песенку? О ком она?

Вносит игрушку Чебурашка.

- Ребята, сегодня в гостях у нас Чебурашка, только он грустный какой-то сегодня.

- Чебурашка, ты почему сегодня такой.

( Меня никто не любит!)

- Ребята, вы любите Чебурашку?

- Скажите ему об этом и расскажите, какой он хороший.

- Вот видишь Чебурашка, дети тебя очень любят.

( А еще я потерял своих друзей.)

- Ребята, давайте поможем Чебурашке найти своих друзей. Согласны?

- Это песенка о Чебурашке.

- Мы любим Чебурашку.

- Чебурашка добрый, мягкий, славный, приветливый.

- Согласны.

Операционно-исполнительный этап

Задание №1 закрепление отношений (под, над, справа, слева, между).

- Ребята, я предлагаю вам полететь на ковре самолете, а ковер вы сделаете своими руками.

- Возьмите лист бумаги и тарелочки с геометрическими фигурами.

- В верхний левый угол положите фиолетовый ромб. В нижний левый угол положите красный квадрат, в правый верхний угол синий квадрат. В правый нижний угол оранжевый ромб. В середину положите большой красный круг. Слева между ромбом и квадратом положите голубой круг, справа между квадратом и ромбом положите розовый круг.

- Приклейте фигуры клеем.

- Ковры- самолеты готовы, теперь в путь.

- Закройте глаза и представьте, что мы с вами летим над землей.

(Звучит «космическая» музыка.)

Дети выполняют задание по описанию и приклеивают фигуры клеем.

Задание №2 Выделение общих и существенных признаков объектов.

- Ребята мы прилетели на полянку. Откройте глаза, посмотрите, у Чебурашки есть геометрические фигуры. Чебурашка не может разделить их на две группы. Помогите ему. По каким признакам можно разделить геометрические фигуры?

- Проверьте, правильно ли разделил Чебурашка.

- Геометрические формы можно разделить по форме, по цвету и по размеру.

Дети проверяют и исправляют ошибки.

Физкультминутка.

- Чебурашка предлагает поиграть. Игра не простая, он придумал для вас задания.

Выходите на ковер, на ковре разбросаны геометрические фигуры. Вам нужно взять по две и отнести в корзинку, на которой наклеена фигура соответствующая вашей.

Выходят на ковер и выполняют задание.

Задание №3. Конструирование простейших фигур по описанию.

- Что бы совсем поднять настроение Чебурашке, давайте сделаем ему портрет.

- Я буду говорить, из какой геометрической фигуры будет та или иная часть Чебурашки, а вы выполнять.

- Туловище Чебурашки из большого коричневого круга, голова из среднего коричневого круга, каждое ухо из маленького коричневого круга. Руки из половинок круга. А глаза, рот и нос вы сделайте, как хотите.

- Чебурашка, посмотри, какие портреты сделали тебе дети.

Чебурашка благодарит детей и говорит, что нашел своих друзей.

- Теперь нам пора возвращаться в детский сад, закройте глаза, полетели.

(Звучит «космическая» музыка).

Выполняют задание.

Задание №4 Переконструирование фигур по описанию.

- Вот мы и дома. А Чебурашка остался со своими друзьями. Мы надеемся, что он к нам приедет еще.

 - Ребята, у нас есть ковры самолеты, а Чебурашке не на чем передвигаться, давайте сделаем ему машину. Я буду называть части машины, а вы строить ее из соответствующих геометрических фигур.

- Кузов машины может быть из прямоугольника или из квадратов. Колеса из кругов, окна из прямоугольников или квадратов.

- Хорошие машины получились. А теперь переделайте их в самолет, используя дополнительные геометрические фигуры.

- Замечательные самолеты получились, я отошлю их Чебурашке и его друзьям.

Дети выполняют задание.

Переконструируют машину в самолет.

Заключительный этап.

- Ребята, вы сегодня молодцы, отлично справились с задание и помогли Чебурашке.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что понравилось вам делать.

- Мы научились конструировать машины и переделывать их в самолеты, добавив других геометрических фигур.

- Нам понравилось выполнять задание Чебурашки.

Сформированные компетенции: умеют классифицировать и систематизировать геометрические фигуры; проявляют самостоятельность при выборе способа сопоставления предмета и формы, цвета геометрической фигуры; имеют способность к комбинированию, пространственное представление и воображение; проявляют сформированность конструкторских навыков, направленное воображение; умеют конструировать и переконструировать  различные предметы из геометрических фигур по описанию; умеют находить зависимости и закономерности, способны предвидеть результаты своих действий, умеют находить ошибки и недостатки; проявляют доброту, чуткость, стремление оказать помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающий практический курс "Фитбол - аэробика"

На основе образовательной программы Е.Г. Сайкиной и С.В. Кузьминой. Оздоровительно - развивающая программа по фитболу направлена на коррекцию психомоторного, речевого, эмоционального и общего психичес...

« Современный педагог – здоровый педагог» Курс теоретических и практических рекомендаций.

«Современный педагог – здоровый педагог»Курс теоретических и практических рекомендаций по формированию культуры здоровья всех участников воспитательно — образовательного процесса  помогает коллек...

Презентация к занятию 2. Тема "Свойства предметов". Петерсон Л. Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два - ступенька...Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.

Материал для занятия старший возраст (5 - 6 л). Данная презентация позволяет провести занятие в увлекательной форме, эмоционально увлечь детей. Ц​ель: 1) Закрепить представления детей о свойствах пред...

Практический курс для родителей по ЗОЖ "Гимнастика пробуждения"

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. Переход от состояния сна к ...

Специфика разработки образовательного курса по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Обзор имеющихся программ, рекомендации с учетом специфики, возможностей и условий нашего района.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВИТ ЗАДАЧУ ФОРМИРОВАНИЯ ...

Практическое задание по базовому электронному курсу «Активные методы обучения»

Практическое задание по базовому электронному курсу  «Активные методы обучения»...