Парциальная образовательная программа по познавательному развитию «Размышляйки»
рабочая программа (старшая группа)
Данная программа направлена на развитие интеллектуальных способностей и исследовательской активности детей 5—6 лет, на их познавательное развитие, создание педагогических условий, способствующих полноценному разностороннему развитию средствами игрового оборудования Академии Наураши –«Курс логики (базовый)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_obrazovatelnaya_programma_starshaya_gruppa.docx | 48.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Кыштовского района детский сад "Солнышко"
с.КыштовкиКыштовского района Новосибирской области
Адрес: 632270 с. Кыштовка Кыштовский район ул. Садовая, 2/1
тел: 8-383-71-21-915
Принято: на заседании педагогического совета _________________2024 г. Протокол №____ | Утверждаю Заведующая МКДОУ детский сад «Солнышко» ______________ Приказ №__ от __ __ 2024г. |
Парциальная образовательная программа
по познавательному развитию
«Размышляйки»
Возраст детей 5 - 6 лет
Составитель: воспитатель Ломакина И. Г.
1 квалификационная категория
2024 год
№ П/п | Содержание | Стр. |
I. | Пояснительная записка. | 3 |
1.1 | Цель и задачи | 4 |
1.2 | Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. | 5 |
1.3 | Планируемые результаты освоения Программы | 7 |
II. | Содержание образовательного процесса. | 8 |
2.1 | Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей. | 8 |
2.2 | Описание вариативных форм, методов и средств реализации программы. | 9 |
2.3 | Взаимодействие с родителями воспитанников. | 11 |
III. | Организация образовательного процесса. | 12 |
3.1 | Расписание занятия | 12 |
3.2 | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. | 12 |
3.3 | Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. | 12 |
3.4 | Материально-техническое обеспечение программы. | 13 |
Приложения. | 14 |
I.Пояснительная записка
Парциальная образовательная программа разработана на основе ОП МКДОУ Кыштовского д/с «Солнышко» в соответствии с ФОП ДО и парциальной образовательной программой «НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда»О. А. Поволяева Академии Наураши «Курс логики базовый (60 элементов)».
Меняется время – меняется ребёнок, меняется отношение к нему. Окружающая предметная среда ребёнка становится всё более насыщенной разного рода электронными приборами. Подрастающее поколение живёт в мире электронной культуры и подчас лучше нас разбирается в нём. Их мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому, для развития детей на современном этапе требуется овладеть способами и приёмами эффективной мыслительной деятельности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте.
Развивать подобные умения помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности. Ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.
Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.
В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника.
Данная программа направлена на развитие интеллектуальных способностей и исследовательской активности детей 5—6 лет, на их познавательное развитие, создание педагогических условий, способствующих полноценному разностороннему развитию средствами игрового оборудования Академии Наураши –«Курс логики (базовый)».Также предусматривает овладение дошкольниками приёмами сравнения, анализа, классификации, обобщения. Это действия, направленные на сравнение предметов и объектов, проведение их классификации, анализ предложенной ситуации и полученных выводов.
Срок реализации Программы 1 год. Содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям.
Парциальная программа по познавательному развитию детей 5-6 лет разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
Федеральные документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
3. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
5. Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2018—2025 годы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 26декабря 2017 г. № 16424
6. СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26;
Учрежденческие документы:
- Устав МКДОУ д/с «Солнышко», утвержденный 23.04.2015г.
- Образовательная программа МКДОУ Кыштовского д/с «Солнышко», утверждённая 31.08.2023г.
1.1. Цель и задачи:
Развитие умственных, творческих способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через игры -головоломки.
Задачи:
- Продолжить знакомить детей с разными видами головоломок: геометрическими головоломками на плоскости, лабиринтами, словесными, инновационными кубиками «Курс логики базовый».
- Учить понимать инструкцию и соблюдать её при решении головоломок.
- Обучать способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм.
- Формировать логическое и алгоритмическое мышление.
- Развивать вариативное мышление, умение аргументировать свои высказывания, делать простейшие умозаключения.
- Развивать внимание, память, навыки элементарного анализа и синтеза, построение причинно-следственных связей.
- Развивать крупную и мелкую моторику.
- Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремлённость.
- Воспитывать навыки командной работы, контроля и самоконтроля;
1.2. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
Возрастные особенности развития детей 5—6 лет характеризуются тем, что этот возраст является значимым этапом в развитии ребёнка и периодом интенсивного формирования личности в сферах:
-развития интеллекта;
-развития воображения;
-управления эмоциями;
-выработки нравственно-волевых качеств (произвольности, самостоятельности, организованности, ответственности).
Значимые характеристики | Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста |
Физическое развитие | В старшем дошкольном возрасте происходит бурное развитие и изменения в работе всех физиологических систем организма ребёнка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Идёт быстрая прибавка в росте и весе, изменяются пропорции тела — наступает период «первого вытяжения». Значительные изменения происходят в формировании стопы и кистей рук. Но окостенение кисти и пальцев ещё не завершено. Существенные изменения происходят в совершенствовании высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребёнка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Двигательная активность детей 5-6 лет весьма высока. Движения дошкольников становятся более осознанными, точными и координированными, их характер изменяется в зависимости от окружающих условий. |
Ведущий вид деятельности | Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определённых общественных функций, вступающий в определённые отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определённые правила. В игре ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, овладевает умением подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). Игровые мотивы являются фундаментом для формирования у детей интереса к предлагаемой деятельности. |
Психическое развитие | Старшие дошкольники активно овладевают способностями понимать и принимать задачу, поставленную взрослым. В этот период возрастает стремление добиваться хорошего результата при выполнении заданий. Однако задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему. Восприятие цвета, формы и величины, строения предметов продолжает совершенствоваться; происходит систематизация представлений детей об окружающем мире. Развитие восприятия происходит в деятельности самого ребёнка по принципу «что вижу, с чем действую, то и познаю». Развивается способность детей к распределению и переключаемости внимания, возрастает его устойчивость. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объём внимания составляет в начале периода 5—6 объектов, к концу обучения — 8—10. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, а к его завершению начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т. д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо». В этот период дети начинают осознавать разницу между тем, какое положение они занимают среди других людей, и тем, каковы их реальные возможности и потребности. Появляется чёткое стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, значимую не только для него самого, но и для других людей деятельность. Познавательная задача становится для ребёнка собственно познавательной (хочу это узнать!), а не игровой. Он способен организовать свою деятельность: воспринять инструкцию и по инструкции вы полнить задание, если его цель достижима. К концу возрастного периода ребёнок начинает «выпадать» из привычной жиз ни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Его начинает привлекать учебная деятельность. |
Развитие эмоций | У детей этого возраста имеется широкий диапазон эмоций. Они умеют сопереживать и сочувствовать людям, растениям и животным. Деятельность детей эмоционально окрашена, независимо от того, игра это, самообслуживание или восприятие художественной литературы. Без эмоциональной окраски деятельность дошкольников быстро угасает, это связано с тем, что в этом возрасте они способны заниматься чем-либо с полной самоотдачей только в том случае, если это дело им действительно интересно. Успех в деятельности у дошкольников вызывает яркие положительные переживания, а неуспех — резкое проявление неудовлетворённости и отказ от продолжения выполнения деятельности. Самыми сильными эмоциями в этом возрасте являются те, что связаны с общением, причём как со взрослыми, так и с детьми. В этот период закладывается умение осознавать и обобщать свои переживания, происходит формирование устойчивой самооценки. |
Принципы, лежащие в основе формирования Программы:
- личностно-ориентированный подход — подход, акцентирующий вниманиенаорганизациипознавательнойдеятельностивоспитанникасучётомего индивидуальных особенностей интеллектуального развития;
- системно-деятельностный подход — подход, основанный на организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструктивной и т.д.;
- индивидуальный подход — подход, предусматривающий организацию обучениянаосновеглубокогознанияиучётаиндивидуальныхособенностейребёнка,создания условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности;
- дифференцированный подход — подход, учитывающий возможности каждого воспитанника и основанный на создании разнообразных условий обучениядляразличныхгруппвцеляхучётаиндивидуально-психологическихособенностейдетей.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
- Развитие способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачами радоваться успехам других, адекватное проявление своих чувств, в том числе чувство веры в себя, стремление предупреждать и разрешать конфликты;
- Развитие воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- развитие крупной и мелкой моторики;
- активное поддержание любознательности, интереса к причинно-следственным связям;
- владение логическими алгоритмическим мышлением при решении поставленных задач;
- формирование способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- умение принимать собственные решения, опираясь на знания и умения;
- владение навыками командной работы.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов проводится два раза в год: сентябрь, май.
Диагностический инструментарий для детей дошкольного возраста 5-6 лет (Приложение №1)
II Содержание образовательного процесса
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей
Программа рассчитана на 1 год обучения и построена в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей. Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трёх частей:
- игры-головоломки;
- работа с игровым оборудованием Академии Наураши- с конструктором «Курс логики» (базовый);
- работа в тетради на развитие ориентирования на плоскости.
Календарно-тематический план (Приложение №2)
Компоненты образовательных областей.
Образовательные области | Компоненты образовательных областей |
Социально- коммуникативное развитие | Усвоение норм и ценностей |
Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками | |
Становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий | |
Развитие социального и эмоционального интеллекта | |
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками | |
Познавательное развитие | Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации |
Формирование познавательных действий, становление сознания | |
Развитие воображения и творческой активности | |
Речевое развитие | Овладение речью как средством общения и культуры |
Обогащение активного словаря | |
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | |
Художественно- эстетическое развитие | Становление эстетического отношения к окружающему миру |
Реализация самостоятельной творческой деятельности | |
Физическое развитие | Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации, гибкости, крупной и мелкой моторики |
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. | |
Становление ценностей здорового образа жизни |
2.2 Описание вариативных форм, методов и средств реализации программы.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа «Размышляйки» выстроена по принципу постепенного и постоянного усложнения материала, наглядности, результативности, интегративного характера всех аспектов развития личности ребёнка: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
Работа проходит по пяти разделам:
- игры с проекциями;
- равновесие;
- полимино;
- домино и тримино;
- головоломки разной тематики.
При проведении занятий в рамках кружка предполагается использование следующих форм организации деятельности:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
- самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.
- игровая (строительно-конструктивная, дидактическая, другие);
- общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое);
- речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);
- познавательно-исследовательская деятельность;
- конструирование по образцу;
Приёмы и методы организации.
Все принципы представляют набор дидактических методов и приемов, способствующих эффективному обучению детей решению головоломок.
Словесный метод - позволяет в доступной для детей форме излагать материал. Главным инструментом является слово.
Приёмы:
- объяснения, в ходе которых раскрываются новые понятия, термины, задачи деятельности, последовательность решения задачи, устанавливаются причинно- следственные связи и зависимости;
- беседа, в ходе диалогового общения применяются вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, вопросы, направленные на уточнение задачи, на выводы и заключения;
- рассказ, в ходе которого излагается материал в виде описания, инструкции, информации;
- рассуждение, в котором дается последовательное развитие положений, подводящих детей к выводам при решении задачи;
- педагогическая оценка.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом
Приёмы:
- развивающие игры, в процессе которых происходит развитие психических процессов или усовершенствование различных умений и навыков;
- игровая ситуация;
- введение игрового персонажа;
- введение элементов соревнования;
- создание эмоциональных ситуаций.
Наглядный метод – при использовании которого, педагог направляет восприятие ребенка на выделение в объектах основных, существенных признаков, частей, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и их частями.
Приёмы:
- наблюдение – целенаправленный способ восприятия объектов;
- показ иллюстраций, схем;
- показ образца (образцом может быть схема, рисунок, модель);
- показ способа действия (всего или частичного на начальном этапе обучения, эффективнее на другом, но подобном объекте).
Практический метод – овладение практическими умениями.
Приёмы:
- упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания в ходе применения педагогом алгоритмов, заданий, инструкций;
- работа по образцу, схеме;
- моделирование - основано на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком, схемой.
Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности.
Приёмы:
- собирание изделия по образцу,
- беседа.
Частично-поисковый.
Приём:
- решение проблемных задач с помощью педагога.
Метод проблемного изложения.
Приём:
- постановка проблемы
- раскрытие пути её решения,
- наблюдение;
2.3 Взаимодействие с родителями воспитанников.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей:
Направления | Формы работы |
Информационно-аналитическое | Беседы |
Информационно-познавательное | Индивидуальные беседы. Консультации |
Наглядно -информационное | Стенды Памятки Буклеты Папки передвижки |
Совместная деятельность педагогов и родителей | создание познавательно-развивающей среды в группе |
Перспективное планирование взаимодействия с родителями по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста через игры головоломки.
Сентябрь
Знакомство с содержанием кружка «Размышляйки» (информационный лист)
Октябрь
Памятка «Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет».
Ноябрь
Папка-передвижка «Способы развития интеллекта у детей».
Декабрь
Родительское собрание «Мастер-класс. Развитие интеллектуальных способностей с использованием набора «Академии Наураши. Курс логики. Базовый.»
Март
Консультация «Влияние семейной атмосферы на интеллектуальное развитие ребёнка».
III. Организация образовательного процесса.
3.1 Расписание занятия
Среда, первая половина дня.
3.2 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ.
3.3Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Автор составитель | Наименование издания Издательство |
Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М. А. | Программа «От рождения до школы» М.: Москва-Синтез, 2022. |
Бортникова Е. Ф. | «Развитие внимания и логического мышления» - Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2015 |
Н.Ф. Губанова | «Развитие игровой деятельности» -Волгоград: Учитель, 2016. |
Михина Е. М. | Развивающие игры для детей 2-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель». |
Никитин Б.П. | «Ступеньки творчества или развивающие игры».- М.: «Просвещение», 1990. |
Скибина Т. В. | «Лучшие игры и головоломки»-Ростов-на-Дону: ИД «Владис», 2019 |
Харченко Т. | «Логика»-Волгоград: Учитель, 2015 |
Урунтаева, Г.А. | Детская психология: Учеб.пособие для студ. пед. учеб. заведений - М. : Издательский центр «Академия», 2013 |
Академия Наураши | «Курс логики базовый». В наборе: 60 элементов — по 10 крупных кубиков (4 × 4 × 4 см) пяти цветов (жёлтый, красный, синий, зелёный, белый) и 10 треугольных призм этих же цветов. Карточками трёх уровней сложности с заданиями по темам:«Равновесие», «Домино и тримино», «Полимино»,«Игры с проекциями». |
Денисова Д, Дорожин Ю. | Прописи для дошкольников. Старшая группа. М.; Мозаика-синтез, 2024г. |
Интернет-ресурсы |
3.4 Материально-техническое обеспечение программы.
Групповое помещение оснащено мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект парциальной образовательной программы по речевому развитию "Давайте говорить правильно"
В программе указано обоснование выбора парциальной программы, цели, задачи, принципы реализации программы, планируемые результаты освоения программы.Тематическое планирование раскрывает содержание ...
Парциальная образовательная программа художественно- эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «ПАЛИТРА КРАСОК»
Парциальная образовательная программа «Палитра красок» является вариативной частью основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Разработана на основании программы художе...
Парциальная образовательная программа раннего познавательного, эстетического развития и развития речи "Росток" (для детей 3-5 лет).
Парциальная программа с текстовым приложением текста игр, на основе народного календаря....
Парциальная образовательная программа по познавательному развитию «Волшебная бумага» для детей 5 - 6 лет
Программа «Волшебная бумага» имеет познавательную направленность.Исходя из программы «От рождения до школы» одной из основных целей в образовательной области «Познаватель...
Парциальная образовательная программа по сенсорному развитию «Развивай-ка»
Цель программы:формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста через различные виды деятельности. Задачи: Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого...
Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)
Дополнительная образовательная программапо познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?&rdquo...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПАЛИТРА КРАСОК» 2022 год
Приобщение личности к миру художественно-эстетической деятельности во все времена являлось традиционным приоритетом образования. Общество и культура, являясь существенными составляющими личностного ра...