ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПАЛИТРА КРАСОК» 2022 год
рабочая программа (старшая группа)

Живаева Анна Николаевна

Приобщение личности к миру художественно-эстетической деятельности во все времена являлось традиционным приоритетом образования. Общество и культура, являясь существенными составляющими личностного развития, конструируют его национальный художественно-эстетический контекст, превращающий их в целостность.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, детская художественно-эстетическая деятельность не только реализует традиционно присущие ей функции, но и рассматривается в качестве уникального средства, содействующего развитию творческого потенциала личности, ее социализации и индивидуализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palitra_krasok_1.docx63.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ПАЛИТРА КРАСОК»

Составил: А.Н.Живаева

воспитатель

       

с.Георгиевка, 2022

Раздел

Стр.

I.

Целевой раздел

Пояснительная записка

   3

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы

   3

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы

   5

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

   5

1.4

Возрастные характеристики развития детей

   7

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

   9

1.6

Обоснование выбора содержания парциальной программы

   9

1.7

Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы

  12

II.

Содержательный раздел

  12

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности

  12

2.2

Содержание парциальной образовательной программы

  18

III.

Организационный раздел

3.1

Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы

  19

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

  20

3.3

Методическое обеспечение парциальной образовательной (материалы и средства развития, обучения и воспитания)

  21

3.4

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

  23

3.5

3.6

Формы и методы организации образовательной деятельности

Организация развивающей предметно-пространственной среды

  23

IV.

Дополнительный раздел

4.1

Презентация парциальной образовательной программы

V.

Литература

  24

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

  27

I. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 1.1.    Актуальность парциальной образовательной программы.

Приобщение личности к миру художественно-эстетической деятельности во все времена являлось традиционным приоритетом образования. Общество и культура, являясь существенными составляющими личностного развития, конструируют его национальный художественно-эстетический контекст, превращающий их в целостность.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, детская художественно-эстетическая деятельность не только реализует традиционно присущие ей функции, но и рассматривается в качестве уникального средства, содействующего развитию творческого потенциала личности, ее социализации и индивидуализации.

В современном мире искусство представляется социально значимым средством межкультурной коммуникации и механизмом социализации, поскольку обладает возможностью подключать человека к существующим в обществе ценностям, нормам и культурным значениям.

В художественно-эстетической деятельности возникает феномен причастности человека к миру других людей и, вместе с тем, понимание уникальности каждой человеческой жизни. На основе общей эмоциональной направленности ребенка на привлекательное, яркое, красивое и необычное в его сознании постепенно складывается позитивная эстетическая доминанта. Переживая эстетические чувства, ребенок соотносит свое отношение к действительности с теми социальными нормами, которые он уже освоил. Пробуждая чувство, искусство раскрывает беспредельное многообразие душевных состояний ребенка (переживаний, настроений) и посредством их повествует об окружающей жизни.

В основу проектирования программы положены концептуальные идеи, предполагающие личностно-смысловое общение детей и взрослых, осуществляемое художественными средствами; наличие творческой доминанты художественно-эстетической деятельности; ориентацию на мотивы и эстетические потребности ребенка на каждом возрастном этапе; многопозиционное освоение искусства в игровой деятельности (позиции автора, режиссера, интерпретатора, критика и т. п.); формирование эстетического отношения к миру через механизмы эмпатии и рефлексии на основе широкого художественно-культурного контекста; движение от всеобщих способов художественной деятельности к их видовому своеобразию и жанровой специфике; освоение искусства на полихудожественной основе, обеспечивающее его целостное восприятие и формирование художественно-эстетической картины мира.

Создание программы обусловлено потребностью в систематизации накопленных в науке и практике теоретических знаний, а также недостаточностью современных разработок в практике использования эффективных средств художественно-эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

В программе предлагаются конкретные способы художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Парциальная образовательная программа «Палитра красок» является вариативной частью основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Разработана на основании программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»  И.А. Лыковой.

 

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы

Цель программы: художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Задачи:

- развивать наблюдательность, умение вглядываться в явления жизни;

- развивать фантазию - способность строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;

- формировать интерес к художественно-эстетической деятельности;

- развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;

- формировать представление о различных видах искусства;

- развивать навыки самостоятельной изобразительной деятельности

 

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

В основу разработки и реализации программы положены следующие принципы:

Общепедагогические принципы:

1. Принцип культуросообразности: построение универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций

2. Принцип систематичности и последовательности: определение содержания эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»

3. Принцип развивающего характера художественного образования

4. Принцип природосообразности: постановка задач художественно-эстетического развития с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей

5. Принцип интереса: корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом    

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

  1. Принцип эстетизации предметно-развивающей среды
  2.  Принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с возрастными особенностями познавательного развития детей
  3. Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности
  4. Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы являются:

        Деятельностный подход  

Согласно деятельностному подходу, деятельность рассматривается как основа и условие развития психики ребенка. В художественно-эстетическом развитии детей интегрирована художественная и эстетическая деятельность. Эстетической деятельностью можно назвать специфически человеческую форму активного отношения к жизни, содержание которой составляет эстетическое познание и созидание на основе освоения и развития личных форм культуры. Художественная деятельность выступает как наиболее специфическая область эстетической деятельности, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.    

Художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему предметных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта).  

Полихудожественный подход

Предполагает интеграцию различных видов искусств для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Направлен на приобретение детьми духовно-эмоционального опыта, вложенного в искусство народов Земли; восприятие и создание художественных образов; полноценное творчество и сотворчество детей и взрослых.

Реализация полихудожественного подхода осуществляется при условии создания в дошкольном образовательном учреждении полихудожественной среды, которая понимается как часть образовательного пространства, включающая мини-пространства или центры творчества (культурно – познавательные, культурно – коммуникативные, культурно – экологические, художественно – эстетические, эмоционально – рефлексивные); процесс, результат (продукт детской деятельности), компоненты (отношенческий: систематическое общение ребенка с искусством, эстетическими объектами и художественной культурой; творческо-продуктивный: рождение продукта художественно-творческой самореализации ребенка).

1.4. Возрастные характеристики развития детей

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для освоения ребёнком стратегии творческого самовыражения, так как в этот период жизни начинают формироваться новые механизмы деятельности и поведения, которые могут служить основанием осуществления творческой деятельности. В старшем дошкольном возрасте одним из центральных новообразований выступает произвольность в управлении поведением и деятельностью, произвольность психомоторных и психических процессов. Именно эти возрастные новообразования в перспективе определяют готовность ребёнка к творческому самовыражению и способность быть субъектом данной деятельности. В исследованиях Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой показано, что художественное восприятие формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нем.

Высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы детей дошкольного возраста, всех органов чувств позволяет им интенсивно обогащать свои зрительные, слуховые, обонятельные и особенно речеслуховые представления, которые являются основой образной памяти, ассоциативного мышления, воображения. Все эти особенности детей дошкольного возраста позволяют педагогу включать детей (и включаться самому) в игровые действия со звуком, цветом, движением.

Восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях. Дети старшего дошкольного возраста способны это выразить в суждениях о произведении в целом. Дети легко узнают изображаемое и его классифицируют. В высказываниях детей появляются сравнения изображаемого с увиденным в жизни. Сопоставляя жизненные и природные явления с их воспроизведением в картине, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцая, но и действенно, оказывая предпочтение одним явлениям и объектам перед другими.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

Критериями оценки достижения детьми старшего дошкольного возраста планируемых результатов освоения программы является система специфических (художественных) действий

Критерии

Показатели

Результат

Восприятие художественного образа (произведения)

эмоциональный отклик на произведения искусства  

Видит, ощущает, чувствует

Способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы

Понимает прекрасное в искусстве и действительности

Познание художественного образа  

интерес к художественно-эстетической деятельности

Владеет знаниями и представлениями о различных видах искусства

активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства

Самостоятельное создание художественного образа (эстетического объекта)

владеет практическими художественными умениями

Создает продукт художественно-эстетической деятельности  с использованием различных  изобразительных средств

способен самостоятельно создать продукт художественно-эстетической деятельности

1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы 

В дошкольной образовательной организации создана и функционирует ИЗО-студия. В ИЗО-студии имеется необходимое оборудование для занятий изобразительной деятельностью. Созданы условия для организации индивидуальных и групповых занятий. Предметно-пространственная развивающая среда способствует художественно-эстетическому развитию детей.

Характеристика предметно-пространственной развивающей среды художественно-эстетического развития детей в условиях ИЗО-студии:

Оборудование

Мольберты

Фланелеграф

Столы

Стеллажи для выставочных экземпляров

Фартуки

Салфетки бумажные и матерчатые

Материалы, инструменты и их «заместители»

Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, А3

Альбомы для детского художественного творчества

Рулоны обоев на бумажной основе

Белый и цветной картон

Фольга цветная на бумажной основе и двусторонняя

Иллюстрации из журналов, цветных газет, буклеты, календари

Картонные коробки (для техники, обуви, кондитерских изделий т.д.)

Спичечные коробки для создания композиций-миниатюр

Глина

Пластилин

Тесто (соленое, сдобное, заварное)

Кисти разных размеров (круглые, плоские, флейцы)

Краски гуашевые

Краски акварельные

Краски акриловые (для педагога)

Тушь цветная (для экспериментирования и тонирования бумаги)

Цветные и простые карандаши

Фломастеры

Пастель

Гелевые ручки и краски

Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий)

Клей, клеящие карандаши, клейстер

Клеевые кисточки

Стеки, зубочистки

Степлеры и канцелярский нож

Ватные палочки

Губки и мочалки разных размеров, ткань грубого плетения, тряпочки

Штампики, колпачки фломастеров

Скрепки и прищепки декоративные

Скотч, лейкопластырь

Бытовой и бросовый материал

Фантики на бумажной основе

Трубочки для коктейля, зубочистки деревянные и пластиковые

Упаковки из-под молочных продуктов, парфюмерные флаконы, аптечные пузырьки, картонные коробки

Пуговицы, бусины, бисер, тесьма, ленточки, кружева, лоскутные ткани

Проволока мягкая

Природный материал

Осенние листья

Соломка (круглая и виде лент)

Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, гороха, фасоли и др. плодов

Крылатки клена и ясеня

Шишки (еловые, сосновые, пихтовые)

Желуди, каштаны, орехи, косточки

Скорлупа грецкого ореха

Ягоды шиповника, рябины, бузины

Камешки и раковины

Перья и пух (птичий, тополиный)

Палочки, веточки

Кора березы

Злаки, хвоя, сухостой  

1.7. Формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы 

Традиционное проведение народных праздников («Осенние посиделки», «Весёлая ярмарка», «Едет Масленица дорогая!», «Светлая Пасха» и др.).

Организация выставок работ по изобразительной деятельности и ручному труду («Рукам работа – душе праздник», «Творческая мастерская»).

Выставки интересных предметов («Русские сувениры», «Гжельские узоры», «Россия – Родина моя»).

Презентация группового проекта «Масленица».

Создание в группах, так называемых художественно – эстетических центров, где находятся предметы декоративно – прикладного и изобразительного искусства, детские работы, творческие проекты.

II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль/Тема

Объём ОД (в мин.)

Способы реализации

Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности

Модуль 1. Сентябрь

1.

Веселые человечки

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Лепка предметная

2.

Веселые портреты

25 мин.

Аппликация из бумаги

3.

Веселое лето (коллективный альбом)

25 мин.

Рисование сюжетное

4.

Наши любимые игрушки

25 мин.

Лепка предметная

5.

Цветные ладошки (фантазийные композиции)

25 мин.

Аппликация силуэтная с элементами рисования

6.

Лето красное пришло (краски лета)

25 мин.

Рисование декоративное

7.

Собака со щенком

25 мин.

Лепка сюжетная

8.

Наш город (коллективная композиция)

25 мин.

Аппликация сюжетная

9.

Деревья в нашем парке

25 мин.

Рисование по представлению

10.

Наш пруд (коллективная композиция)

25 мин.

Лепка сюжетная (коллективная)

11.

Машины на улицах города 9коллективная композиция)

25 мин.

Аппликация с элементами рисования

12.

Кошки на окошке

25 мин.

Силуэтная аппликация и декоративное рисование

Модуль 2.  Октябрь

1.

Осенний натюрморт

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Лепка предметная из соленого или заварного теста

2.

Наша ферма

25 мин.

Аппликация из геометрических фигур разной величины

3.

Загадки с грядки

25 мин.

Рисование по содержанию загадок и стихов

4.

Листья танцуют и превращаются в деревья

25 мин.

Лепка декоративная рельефная

5.

Листочки на окошке (витраж)

25 мин.

Аппликация симметричная

6.

Осенние листья (краски осени)

25 мин.

Рисование с натуры

7.

Кто под дождиком промок?

25 мин.

Лепка сюжетная

8.

Цветные зонтики

25 мин.

Аппликация

9.

Осенние картины (портреты, сюжеты и букеты)

25 мин.

Аппликация из осенних листьев

10.

«Игрушки не простые – глиняные, расписные»

25 мин.

Беседа о дымковских игрушках

11.

Лошадки (веселая карусель)

25 мин.

Лепка из глины по мотивам народных игрушек

12.

Нарядные лошадки (оформление вылепленных игрушек)

25 мин.

Декоративное рисование на объемной форме

Модуль 3.  Ноябрь

1.

Косматый мишка

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Лепка по мотивам богородской игрушки

2.

Золотая хохлома и золотой лес

25 мин.

Рисование декоративное по мотивам народной росписи

3.

Золотые березы

25 мин.

Аппликация обрывная

4.

Пернатые, мохнатые, колючие

25 мин.

Лепка-экспериментирование с художественными материалами  

5.

Зайчишки – трусишка и храбришка

25 мин.

Аппликация (по мотивам русских народных сказок)

6.

Лиса-кумушка и лисонька-голубушка

25 мин.

Рисование сюжетное

7.

«Глиняный Ляп»

25 мин.

Лепка-экспериментирование

8.

«Жила-была конфета»

25 мин.

Аппликация с элементами рисования по замыслу)

9.

Чудесные превращения кляксы (кляксография)

25 мин.

Рисование-экспериментирование

10.

«Ничего себе картина, ничего себе жара!»

25 мин.

Лепка рельефная по содержанию небылицы

11.

Расписные ткани

25 мин.

Рисование декоративное

12.

Нарядные пальчики (пальчиковый театр)

25 мин.

Аппликация с элементами конструирования

Модуль 4.  Декабрь

1.

Снежный кролик

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Лепка из пластилина

2.

Снеговики в шапочках и шарфиках

25 мин.

Аппликация из бумаги с элементами рисования

3.

«Белая береза под моим окном…»

25 мин.

Рисование с элементами аппликации

4.

Волшебные снежинки

25 мин.

Рисование декоративное

5.

Звездочки танцуют

25 мин.

Аппликация из фольги и фантиков

6.

Снегири и яблочки

25 мин.

Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги

7.

Еловые веточки (зимний венок)

25 мин.

Рисование с натуры

8.

Елочки-красавицы (панорамные новогодние открытки)

25 мин.

Аппликация с элементами конструирования

9.

Звонкие колокольчики

25 мин.

Тестопластика

10.

К нам идет Новый год

25 мин.

Декоративное оформление группы и зала

11.

25 мин.

12.

25 мин.

Модуль 5.  Январь

1.

Начинается январь, открываем календарь

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Рисование с элементами аппликации

2.

«Мы поедем, мы помчимся…»

25 мин.

Лепка коллективная

3.

«Где-то на белом свете…»

25 мин.

Аппликация сюжетная

4.

Заснеженный дом

25 мин.

Аппликация с элементами рисования

5.

Зимние забавы

25 мин.

Лепка сюжетная

6.

«Весело качусь  я под гору в сугроб…»

25 мин.

Рисование сюжетное с элементами аппликации

7.

На арене цирка

25 мин.

Лепка коллективная

8.

Веселый клоун

25 мин.

Рисование по замыслу

9.

Шляпа фокусника (оформление цирковой афиши)

25 мин.

Аппликация коллективная

Модуль 6.  Февраль

1.

Дорожные ребята (оформление альбома)

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Аппликация ленточная

2.

Наша группа (оформление альбома)

25 мин.

Рисование сюжетное

3.

Муравьишки в муравейнике

25 мин.

Лепка из бумажной массы

4.

Бродит Дрема возле дома

25 мин.

Лепка по замыслу

5.

Фантастические цветы

25 мин.

Рисование по замыслу

6.

Банка варенья для Карлсона

25 мин.

Аппликация

7.

Папин портрет

25 мин.

Рисование с опорой на фотографию

8.

Галстук для папы

25 мин.

Аппликация предметно-декоративная

9.

Кружка для папы

25 мин.

Лепка предметная из глины или соленого теста

10.

Милой мамочки портрет

25 мин.

Рисование по представлению или с опорой на фотографию

11.

«Крямнямчики» (по мотивам сказки-крошки В. Кротова)

25 мин.

Лепка угощений из сдобного или песочного теста

12.

Весенний букет (настенная открытка)

25 мин.

Аппликация коллективная

Модуль 7.  Март

1.

Солнышко, покажись!

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Лепка рельефная, декоративная

2.

Солнышко, улыбнись!

25 мин.

Лепка декоративная (полихромная, накладная)

3.

Солнышко, нарядись!

25 мин.

Рисование декоративное

4.

Солнечный цвет

25 мин.

Рисование-экспериментирование

5.

«Дедушка Мазай и зайцы»

25 мин.

Лепка сюжетная на зеркале или фольге

6.

Башмак в луже

25 мин.

Аппликация симметричная (силуэтная) на фактурной бумаге

7.

Водоноски у колодца

25 мин.

Лепка декоративная по мотивам народной пластики

8.

«А водица далеко,  а ведерко велико…»

25 мин.

Аппликация сюжетная (иллюстрации к потешке)

9.

Водоноски-франтихи (оформление игрушек)

25 мин.

Рисование декоративное на объемной форме

10.

Весенний ковер (плетение из жгутиков)

25 мин.

Лепка декоративная из пластилина или цветного соленого теста

11.

Весеннее небо

25 мин.

Рисование в технике «по мокрому» (цветовая растяжка, лессировка)

12.

Нежные подснежники

25 мин.

Аппликация с элементами рисования

Модуль 8.  Апрель

1.

«Я рисую море…»

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Рисование-экспериментирование

2.

«По морям, по волнам…»

25 мин.

Аппликация (бумажная пластика) с элементами рисования

3.

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

25 мин.

Лепка рельефная (пластилиновая «живопись»)

4.

«Морская азбука»

25 мин.

Рисование коллективное по замыслу

5.

Плавают по морю киты и кашалоты…

25 мин.

Лепка коллективная

6.

Стайка дельфинов

25 мин.

Аппликация силуэтная

7.

Обезьянки на пальмах (остров в море)

25 мин.

Лепка с элементами аппликации и конструирования

8.

Топают по острову слоны и носороги

25 мин.

Лепка коллективная из пластилина или глины

9.

Заморский натюрморт

25 мин.

Аппликация коллективная

10.

Превращения камешков

25 мин.

Рисование на камешках по замыслу

11.

Чудесные раковины

25 мин.

Лепка с натуры

12.

Наш аквариум

25 мин.

Аппликация из цветной бумаги или ткани (коллективная)

Модуль 9.  Май

1.

Зеленый май (краски весны)

25 мин.

Подгрупповой, индивидуальный

Рисование-экспериментирование

2.

Цветы луговые (панорамная экспозиция)

25 мин.

Аппликация коллективная

3.

Мы на лугах ходили, мы лужок лепили

25 мин.

Лепка сюжетная коллективная

4.

Радуга-дуга

25 мин.

Рисование предметное (дидактическое)

5.

Нарядные бабочки

25 мин.

Аппликация силуэтная симметричная

6.

Чем пахнет лето?

25 мин.

Рисование фантазирование с элементами детского дизайна

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. Сентябрь

Тема 1.1. Веселые человечки

Фигура человека. Лепка фигуры человека рациональным способом из удлиненного цилиндра (валика) путем надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика). Лепка фигурки человека из конуса (фигурка девочки). Определение относительной величины частей, закрепление вертикального положения и устойчивости. Передача движения лепной фигурки путем небольшого изменения рук и ног.  

Формы, способы: совместная образовательная деятельность взрослого и детей с организацией индивидуальной работы

Предварительная работа.

Беседа о жизни детей в детском саду, экскурсия по детскому саду. Чтение романа-сказки Н.Носова «Незнайка в солнечном городе». Конструирование фигурки человека из бумаги.  

Методы:

Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, коммуникативная игра «Пойми меня».

Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.

Приемы организации практической деятельности детей: комментирование, использование моделей, творческая деятельность.

Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, танцевальная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности.

Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества детской творческой деятельности, взаимопомощь детей.

Средства образования и развития

Зрительный ряд: бумажные фигурки человечков

Литературный ряд: стихотворение О. Высотской «Детский сад»

Материалы и оборудование: 

Пластилин, стекла, клеенки, дощечки, поворотный диск для  показа моделей, салфетки бумажные и матерчатые

У воспитателя две модели, вылепленные заранее из пластилина (глины): цилиндр (повыше) и конус (пониже) с головами шариками наверху

Характер взаимодействия участников образовательных отношений. Характер взаимодействия со взрослыми: прослушивание сказки, беседа. Характер взаимодействия детей с другими детьми: обыгрывание сюжетных линий.

Виды деятельности детей: художественно-эстетическая деятельность (лепка предметная), игровая, коммуникативная, чтение

Итог: вылепленные фигуры девочки и мальчика

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. 

- игры с лепными человечками

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Кадровое обеспечение программы:

  • Воспитатель
  • Музыкальный руководитель

Работа с педагогами

  • консультации;
  • семинары;
  • мастер-классы.

Работа с родителями

  • создание  родительского клуба;
  • организация выставок

3.2. Материально-техническое обеспечение программы:

Тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи» и др.)

Дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции («Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.)

Технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы («Цветы», «Космос», «Насекомые», «Звери» и др.)

Серия альбомов для детского творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»)

        Практический, демонстрационный материал для работы с детьми:

Лыкова И.А. Золотая хохлома / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 16с.

Лыкова И.А. Небесная гжель / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 16с.

Лыкова И.А. Веселый городец / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 16с.

Лыкова И.А. Чудесные писанки / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 20с.

Лыкова И.А. Дымковские игрушки. Цветные ладошки / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 20с.

Лыкова И.А. Дымковские игрушки. Любимые сказки / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 20с.

Лыкова И.А. Филимоновская игрушка / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 20с.

Лыкова И.А. Сказочный лубок / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 16с.

Лыкова И.А. Рукотворная береста/ И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 16с.

Лыкова И.А. Румяные матрешки / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2011. – 16с.

Лыкова И.А. Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками  / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2013. – 16с.

Лыкова И.А. Моя природа. Рисование / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2014. – 16с.

Лыкова И.А. Мои цветы. Рисование / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2014. – 16с.

Лыкова И.А. Мои птички. Рисование / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2014. – 16с.

Лыкова И.А. Мой зоопарк. Рисование / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2014. – 16с.

Лыкова И.А. Ажурные окошки. Вырезаем узорные силуэты из бумаги / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2015. – 16с.

3.3. Научно-методическое обеспечение Программы

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программы и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 – 7 лет / Т.С. Комарова. -  М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 120с.  
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа / Т.С. Комарова. -  М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 136с.  
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа / И.А. Лыкова. -  М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 208с.  
  4. Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2013. – 114с.
  5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144с.  
  6. Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО / И.А. Лыкова. - М., Цветной мир, 2014. - 144с.

Методический материал

  1. Лыкова И.А. Дружная семейка. Детское художественное творчество / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2014. – 64с.
  2. Лыкова И.А. Живые узоры / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2014. – 64с.
  3. Лыкова И.А. Народное искусство / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир. – 2014. – 190с.
  4. Лыкова И.А. Народный календарь. Осень золотая / И.А. Лыкова, В.И. Шипунова. - М., Цветной мир, 2013. - 96с.
  5. Лыкова И.А. Народный календарь. Зима - чародейка/ И.А. Лыкова, В.И. Шипунова. - М., Цветной мир, 2013. - 96с.
  6. Лыкова И.А. Народный календарь. Весна – красавица / И.А. Лыкова, В.И. Шипунова. - М., Цветной мир, 2013. - 96с.
  7. Лыкова И.А. Народный календарь. Лето красное / И.А. Лыкова, В.И. Шипунова. - М., Цветной мир, 2013. - 96с.
  8. Лыкова И.А.Разноцветный мир. Рисование / И.А. Лыкова. - М., Цветной мир, 2014. - 64с.

Мастер-классы для детей и взрослых.

Лыкова И.А. Сивка-Бурка. Мастер-классы для детей и взрослых / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2013. – 64с.

Лыкова И.А. Выгляни в окошко. Мастер-классы для детей и взрослых / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2013. – 64с.

Лыкова И.А. Тень-потетень. Мастер-классы для детей и взрослых / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2014. – 64с.

Лыкова И.А. Где живут веснушки? Мастер-классы для детей и взрослых / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2014. – 64с.

3.4. Время и сроки реализации Программы

Реализация программы «Палитра красок», осуществляется в ОД (в соответствии с вариативной частью учебного плана); в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов; в самостоятельной деятельности детей; в совместной деятельности с семьей.

ОД проводится 3 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 5-6 лет – 25 минут.

Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.

3.5.  Формы и методы организации образовательной деятельности детей 

  • индивидуальная; парная; подгрупповая.
  • игры на развитие творческих способностей;        
  • психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния (М.В. Чистякова).
  • Метод «Художник и зритель» - постоянная смена ролей детьми по отношению к работам мастеров или своим собственным (В.И. Волынкин)
  •  Метод «Три брата мастера» (по Б. М. Неменскому) – Мастер украшения, Мастер изображения, Мастер постройки, которые способствуют осознанию трех форм художественной деятельности (украшения, изображения, постройки);
  • Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире (И.А. Лыкова);
  • Метод сенсорного насыщения (И.А. Лыкова);
  • Метод разнообразной художественной практики (И.А. Лыкова);
  • Метод создания ассоциаций и образных сравнений (Н.В. Микляева);
  • Метод ролевой децентрации (Н.В. Микляева);
  • Метод художественного анализа и оценки (Н.В. Микляева)  

3.6. Организация развивающей предметно-пространственной среды (см. 1.6.)

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волосовец Т. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии / Т. Волосовец, И. Кириллов, И. Лыкова. – М.: Русское слово, 2015. – 216с.
  2. Дубровская Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников от2 до 7 лет. – М.: Детство – Пресс, 2011. – 192с.  
  3. Казакова Т. Занимаемся искусством с дошкольниками: методическое пособие / Т. Казакова, И. Лыкова, Г. Пантелеев, Л. Пантелеева, Т. Рубан, К. Тарасова. – М.: Сфера, 2011. – 112с.
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программы и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 – 7 лет / Т.С. Комарова. -  М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 120с.  
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа / Т.С. Комарова. -  М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 136с.  
  6. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. -  М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 160с.  
  7. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников. Парциальная программа / Н.Н. Леонова. – М.: Детство – Пресс, 2014. – 224с.
  8. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты / Н.Н. Леонова. – М.: Детство – Пресс, 2014. – 240с.
  9. Лопатина А.А. Краски рассказывают сказки / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. – М.: Философская книга, 2014. – 208с.
  10. Лыкова И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду / И.А. Лыкова, Н.А. Рыжова - М.: Цветной мир, 2012. – 114с.
  11. Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2013. – 114с.
  12. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144с.  
  13. Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО /И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2014. – 65с.
  14. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности: справочное пособие /И.А. Лыкова. – М.: Сфера, 2011. – 126с.  
  15. Лыкова И.А. Талантливые дети. Индивидуальный подход в художественном развитии / И.А. Лыкова, А.И. Буренина. – М.: Цветной мир, 2012.- 144с.
  16. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.- 2-е изд., испр. И доп..- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 336с.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. №1155 [Электронный ресурс]
  18. Финк М. Творческая мастерская в детском саду. Рисуем, лепим, конструируем. Под ред. И.А. Лыковой /  М. Финк, А. Бостельман. – М.: Национальное образование, 2016. – 108с.
  19. Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие / И.В. Штанько. – М.: Перспектива, 2015. – 280с.    

Приложение 1

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

№ пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляется

1

Восприятие художественного образа (произведения)

Эмоционально откликается на произведения искусства (проявляет художественную эмпатию на оттенок слова, экспрессию мазка, линии, настроение цветовой гаммы, выразительность формы)

Выделяет в искусстве и жизни эстетические свойства, образы.

Дает оценку своему и чужому творчеству

2

Познание художественного образа  

Проявляет интерес к художественно-эстетической деятельности (лепке, рисованию, аппликации)

Знает произведения изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт и др.).

Умеют  определять сюжетный замысел

Проявляет активность в создании художественных композиций

3

Самостоятельное создание художественного образа (эстетического объекта)

Владеет практическими художественными умениями: отражает в рисунке свои впечатления; владеет навыками многофигуроной, рельефной лепки, скульптурной лепки; навыками коллажирования и др.

Способен разработать простейший план действий по созданию продукта деятельности, осуществляет самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Парциальная образовательная программа художественно- эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «ПАЛИТРА КРАСОК»

Парциальная образовательная программа «Палитра красок» является вариативной частью основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Разработана на основании программы художе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная студия "Звонкие голоса"

Особенность программы в том, что она разработана для детей дошкольного возраста, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети имеют разные стартовые способности. В данн...

Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Бумажные фантазии»

Цель программы – ознакомление детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как...

Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (с изменениями и дополнениями)

Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (далее &ndash...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения....