Возростосообразность и мотивация с детьми дошкольного возраста
статья

Возрастосообразность – свойство педагогического процесса, которое заключается в том, что обучение и воспитание наиболее эффективно, если осуществлять его в соответствии с особенностями возрастного развития ребёнка. Мотивация влияет на способность человека достигать поставленных целей и удовлетворять свои потребности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrstosoobraznost.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Возростосообразность и мотивация в группе раннего возраста

Показатель

Характеристика

Критерии учета возрастосообразности

Внимание

Внимание не устойчиво. Устойчивость внимания зависит от интереса к объекту.

  • Педагог использует методы мотивации детской деятельности. Педагог предлагает ребенку актуальную информацию, вызывающую у него интерес. получает эмоциональный отклик в ответ).
  • Педагог сопровождает образовательную деятельность яркими моментами (сюрпризные моменты, икт технологии и т.д.).
  • Речь педагога интонационно-выразительная. Педагог ведет диалог понятным языком для ребенка.
  • Педагог вводит в лексикон ребенка новые слова, сопровождает их наглядным материалом.

Память

Память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Хорошо запоминается то, что понравилось. (то, что запомнилось само).

  • Педагог использует методы мотивации детской деятельности.
  • Педагог предлагает ребенку актуальную информацию, вызывающую у него интерес, получает эмоциональный отклик в ответ.
  • Педагог сопровождает образовательную деятельность яркими моментами (сюрпризные моменты, икт технологии и т.д.).
  • Речь педагога интонационно-выразительная. Педагог ведет диалог понятным языком для ребенка.
  • Педагог вводит в лексикон ребенка новые слова, сопровождает их наглядным материалом.
  • Педагог проговаривает с детьми ключевые моменты конкретной образовательной ситуации (новые слова, действия).

Мышление

Мышление имеет наглядно-действенный характер. Ребенок может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия.

  • Педагог использует методы мотивации детской деятельности.
  • Педагог предлагает ребенку актуальную информацию, вызывающую у него интерес. получает эмоциональный отклик в ответ).
  • Педагог сопровождает образовательную деятельность
  • яркими моментами (сюрпризные моменты, икт технологии и т.д.).
  • Речь педагога интонационно-выразительная. Педагог ведет диалог понятным языком для ребенка.
  • Педагог вводит в лексикон ребенка новые слова, сопровождает их наглядным материалом.
  • Педагог проговаривает с детьми ключевые моменты конкретной образовательной ситуации (новые слова, действия).

Произвольность познавательных процессов

Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребенка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого.

  • Педагог использует методы мотивации детской деятельности.
  • Педагог предлагает ребенку актуальную информацию, вызывающую у него интерес. получает эмоциональный отклик в ответ).
  • Педагог сопровождает образовательную деятельность яркими моментами (сюрпризные моменты, икт технологии и т.д.).
  • Речь педагога интонационно-выразительная. Педагог ведет диалог понятным языком для ребенка.
  • Педагог вводит в лексикон ребенка новые слова, сопровождает их наглядным материалом.
  • Педагог проговаривает с детьми ключевые моменты конкретной образовательной ситуации (новые слова, действия).

Восприятие

Восприятие в раннем возрасте тесно связано с предметными действиями, оно развивается в процессе практических действий. Ребенок усваивает слова-названия для обозначения величины, формы, цвета.

  • Педагог развивает художественное восприятие;
  • Педагог обогащает сенсорный опыт детей путем выделения формы, величины предметов, учит различать основные  цвета (красный, желтый, зеленый, к концу года добавляется синий).
  • Педагог развивает эстетическое восприятие окружающих предметов;
  • Педагог способствует пониманию пространственных соотношений.

Форма общения

Развивается потребность в общении с взрослым. Необходима поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях с взрослыми является индивидуальное общение.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения со сверстниками. 

  • Педагог устанавливает понятные для детей правила взаимодействия;
  • Педагог создает ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла.

Игровая деятельность

Большую часть времени проводят в одиночных играх.

Детские игровые объединения – диады (по двое) не устойчивы. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В игре отражаются отдельные простые события повседневной жизни (игрушку-персонажа кормят, купают, укладывают спать, катают на машине др.) Самостоятельно выполняют предметные игровые действия, осуществляют перенос действий с предмета на предмет, в середине третьего года жизни начинают. Использовать замещение недостающего предмета (предметы-заместители).

  • Педагог создает в течение дня условия для свободной игры детей;
  • Педагог определяет игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
  • Педагог наблюдает за играющими детьми;
  • Педагог отличает детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
  • Педагог косвенно руководит игрой;
  • Педагог должен знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость;
  • Педагог должен устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности.

Речь

Совершенствуется фонематический слух. К трем годам воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с искажениями. В ходе совместной с взрослым деятельности продолжает развиваться понимание речи. Осваивают названия окружающих предметов, выполняют простые словесные просьбы в пределах видимой наглядной ситуации. Начинают понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого.

Интенсивно развивается активная речь (1000-1500 слов). Строят простые предложения.

  • Педагог ведет диалог понятным языком для ребенка. Речь педагога интонационно – выразительная;
  • Педагог вводит в лексикон ребенка новые слова, сопровождает их наглядным материалом;
  • Педагог проговаривает с детьми ключевые моменты конкретной образовательной ситуации (новые слова, действия, признаки и т.д.);
  • Педагог способствует развитию речи как средства общения.

Воображение

Могут обходиться без внешних проб, экспериментируя и фантазируя «в уме» (начало формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и развития детского воображения).

  • Педагог планирует время  в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;
  • Педагог создает атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;
  • Педагог организует события, мероприятия, выставки, на которых дети могут представить свои творческие работы.

Мотивация

Деятельность

Мотивация по возрастным группам

(Метод (способ) мотивации детей к решению задачи)

по 2 мотивации в каждой возрастной группе

Обоснование (учет) возрастосообразности

(Психологическое обоснование выбора способа мотивации с оценкой возможной успешности/неуспешности его использовани)

познавательная

тема НОД: «Рассматривание овощей и фруктов»

Образовательная задача: расширить представления детей о некоторых овощах и фруктах.

Метод мотивации: «Пригласив» на занятие Хрюшу и Степашку, воспитатель сообщает детям, что они перепутали все фрукты и овощи, и поэтому очень расстроились, так как фруктами они хотели угостить своих друзей, а овощи отдать маме.

Ситуация: Воспитатель предлагает помочь  Хрюше и Степашке разложить фрукты и овощи по корзинкам, называя их. Далее воспитатель спрашивает у ребят: - Какими фруктами будут угощать Хрюша и Степашка своих друзей? А какие овощи они отдадут маме? Одобряет ответы, предлагает детям слепить фрукт, которого нет в корзинке (яблоко) и овощ (морковку).

Продукт деятельности – яблоко и морковка для гостей.

Непосредственно-побуждающий мотив основан на эмоциональных проявлениях ребенка (занимательность, игра, стремление к поощрению). Общественный мотив – желание сделать что-то для других людей, принести им пользу (эмоциональная значимость того, кому ребенок оказывает помощь): под руководством воспитателя изготавливают яблоко и морковку для гостей. Мотивация – «Помоги игрушке», ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Наглядно-действенное мышление, ребенок способен к эмоциональной отзывчивости, дети захотят порадовать гостей, стремление детей помогать, общение с взрослым, осуществление игровых действий.

тема НОД: «Найди пару. Игрушки» Образовательная задача: формировать элементарные знания о названиях предметов ближайшего окружения (игрушки), формировать умение подбирать пару.

Метод мотивации: Воспитатель приносит «Чудесный мешочек», показывает его детям и говорит: «Что это «чудесный мешочек», в нем спрятан сюрприз, спрашивает детей хотят ли они посмотреть, что в нем лежит?

Ситуация: Воспитатель достает из мешочка игрушку и ставит на стол, спрашивает: « Что это? Одобряет ответы детей, предлагает им достать игрушки и назвать их. Воспитатель зачитывает стихи о игрушках, после чего кладет на стол предметные картинки с изображениями игрушек. Дети с помощью воспитателя раскладывают картинки рядом с игрушками.

Предполагаемый продукт: различает и называет игрушки, эмоционально откликается на игру, принимают игровую задачу.

Педагог использует сюрпризный момент, художественное слово, задает вопросы. Показывает игрушки, картинки. Поощряет детей. Проводит игровые упражнения, пальчиковую гимнастику.

речевая

тема НОД: «Подбери перышко»

Образовательная задача: упражнять детей в правильном назывании предметов мебели.

Метод мотивации: Воспитатель обращает внимание детей на изображение большого петуха с пышным хвостом (хвост не раскрашен). Показывает другого петуха (картинку или игрушку) с ярким пышным хвостом. Поясняет, что первый петушок тоже хочет иметь красивый хвост и просит малышей помочь сделать хвост петушку разными перышками: красными, зелеными, желтыми.

Ситуация: Воспитатель спрашивает у детей:

-Как вы думаете, какими перышками мы будем украшать хвост петушка? Одобряет ответы детей, предлагает детям выбрать перышко для петушка и украсить его хвост.

Предполагаемый продукт: Петушок с ярким хвостом.

Непосредственно-побуждающий мотив основан на эмоциональных проявлениях ребенка (занимательность, игра, стремление к поощрению). Общественный мотив – желание сделать что-то для других людей, принести им пользу (эмоциональная значимость того, кому ребенок оказывает помощь): под руководством воспитателя изготавливают яблоко и морковку для гостей. Мотивация – «Помоги мне» ребенок достигает цели обучения, помогая взрослому украсить хвост петушка. Наглядно-действенное мышление, ребенок способен к эмоциональной отзывчивости, дети захотят помочь воспитателю сделать хвост для петушка.

тема НОД: «Описание мягкой игрушки «Зайка»

Образовательная задача: развивать и активизировать речь детей.

Метод мотивации: Воспитатель обращает внимание детей на сидящего на стульчике грустного Зайку, спрашивает почему он грустит, говорит детям, что Зайка попал под дождь и потерял свою морковку.

Ситуация: Воспитатель предлагает детям согреть и развеселить Зайку, и слепить для него морковку. вместе с детьми рассматривают игрушку. Дети с помощью воспитателя описывают игрушечного Зайку. Предполагаемый продукт: морковка для Зайки.

Мотивация «Помоги игрушке», ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Наглядно-действенное мышление, ребенок способен к эмоциональной отзывчивости, дети захотят помочь гостю.

художественно-эстетическая

тема НОД: рисование «Собака гуляет по снегу: топ-топ»

Образовательная задача: учить ритмично касаться кистью бумаги, рисовать следы по всему листу.

мотивация кратко ход: Раздается стук в дверь, воспитатель вносит игрушку Собачку. Собачка просит детей помочь найти маму по следам. Воспитатель просит ребят подойти к окну, из которого видны собачьи следы на снегу.

Ситуация: Воспитатель спрашивает детей:-Чьи это могут быть следы? Говорит, что у котика лапки маленькие, а у лошадки большие  и подводит детей к выводу, что это следы собаки.

предполагаемый продукт: Рисунок собачьих следов на снегу

Непосредственно-побуждающий мотив основан на эмоциональных проявлениях ребенка (занимательность, игра, стремление к поощрению). Общественный мотив – желание сделать что-то для других людей, принести им пользу (эмоциональная значимость того, кому ребенок оказывает помощь): под руководством воспитателя рисуют седы собачки. Мотивация – «Помоги игрушке», ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Наглядно-действенное мышление, ребенок способен к эмоциональной отзывчивости, дети захотят помочь собачке, осуществление игровых действий.

тема НОД: лепка «Солнышко лучистое» Образовательная задача: учить отщипывать пластилин и раскатывать колбаски из него прямыми движениями рук, учить различать и называть желтый цвет.

мотивация кратко ход: Воспитатель, стоя у окна обращается к детям: «Посмотрите, как светло у нас в группе, а вы знаете почему?» Обращает внимание детей на солнце за окном, что от него светло и радостно. Далее показывает картину, где изображено солнце, и описывает его. Читает стихотворение, а потом обращает внимание детей на магнитную доску, на которой лист бумаги с желтым кругом: «У нас в группе тоже светит солнышко, только светит оно слабо, совсем не греет, как

вы думаете почему?». Одобряет ответы детей и просит помочь сделать лучики для солнышка из пластилина.

предполагаемый продукт: лучики для солнышка.

Мотивация «Помоги солнышку», ребенок достигает цели обучения, решая проблемы персонажа. Наглядно-действенное мышление, ребенок способен к эмоциональной отзывчивости, дети захотят помочь солнышку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх в ДОУ

Статья по теме Формирование познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх в ДОУ ...

Развитие познавательной мотивации у детей дошкольного возраста средствами музыки

Известно, что смысл занятий музыкой с дошкольниками не ограничивается лишь выработкой музыкальных умений и навыков. Музыкальная деятельность развивает воображение, творческое мышление, память дошкольн...

«Создание игровой мотивации в работе с детьми дошкольного возраста»

Перед педагогами стоит задача – предоставить каждому ребенку возможность  радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Это значит, что взаимодействие воспитателя с д...

«Сторисек» - технология будущего. Использование данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста по обогащению словарного запаса и мотивации к чтению.

Данную технологию можно использовать как при ознакомлении с художественной литературой так и на занятиях по развитию речи....

Понятие «мотивация» в отечественной и зарубежной литературе и особенности мотивации у детей дошкольного возраста

Понятие «мотивация» в отечественной и зарубежной литературе и особенности мотивации у детей дошкольного возраста  Пусковым механизмом в развитии любой учебной деятельности являет...

Формы взаимодействия с детьми, способствующие развитию инициативы познавательной мотивации у детей дошкольного возраста

Особое значение для развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей. Собственно процесс с...