Возростосообразность и мотивация с детьми дошкольного возраста
статья
Возрастосообразность – свойство педагогического процесса, которое заключается в том, что обучение и воспитание наиболее эффективно, если осуществлять его в соответствии с особенностями возрастного развития ребёнка. Мотивация влияет на способность человека достигать поставленных целей и удовлетворять свои потребности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrstosoobraznost.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Возростосообразность и мотивация в группе раннего возраста
Показатель | Характеристика | Критерии учета возрастосообразности |
Внимание | Внимание не устойчиво. Устойчивость внимания зависит от интереса к объекту. |
|
Память | Память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Хорошо запоминается то, что понравилось. (то, что запомнилось само). |
|
Мышление | Мышление имеет наглядно-действенный характер. Ребенок может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. |
|
Произвольность познавательных процессов | Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребенка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. |
|
Восприятие | Восприятие в раннем возрасте тесно связано с предметными действиями, оно развивается в процессе практических действий. Ребенок усваивает слова-названия для обозначения величины, формы, цвета. |
|
Форма общения | Развивается потребность в общении с взрослым. Необходима поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях с взрослыми является индивидуальное общение. К концу третьего года жизни речь становится средством общения со сверстниками. |
|
Игровая деятельность | Большую часть времени проводят в одиночных играх. Детские игровые объединения – диады (по двое) не устойчивы. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В игре отражаются отдельные простые события повседневной жизни (игрушку-персонажа кормят, купают, укладывают спать, катают на машине др.) Самостоятельно выполняют предметные игровые действия, осуществляют перенос действий с предмета на предмет, в середине третьего года жизни начинают. Использовать замещение недостающего предмета (предметы-заместители). |
|
Речь | Совершенствуется фонематический слух. К трем годам воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с искажениями. В ходе совместной с взрослым деятельности продолжает развиваться понимание речи. Осваивают названия окружающих предметов, выполняют простые словесные просьбы в пределах видимой наглядной ситуации. Начинают понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого. Интенсивно развивается активная речь (1000-1500 слов). Строят простые предложения. |
|
Воображение | Могут обходиться без внешних проб, экспериментируя и фантазируя «в уме» (начало формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и развития детского воображения). |
|
Мотивация
Деятельность | Мотивация по возрастным группам (Метод (способ) мотивации детей к решению задачи) по 2 мотивации в каждой возрастной группе | Обоснование (учет) возрастосообразности (Психологическое обоснование выбора способа мотивации с оценкой возможной успешности/неуспешности его использовани) |
познавательная | тема НОД: «Рассматривание овощей и фруктов» Образовательная задача: расширить представления детей о некоторых овощах и фруктах. Метод мотивации: «Пригласив» на занятие Хрюшу и Степашку, воспитатель сообщает детям, что они перепутали все фрукты и овощи, и поэтому очень расстроились, так как фруктами они хотели угостить своих друзей, а овощи отдать маме. Ситуация: Воспитатель предлагает помочь Хрюше и Степашке разложить фрукты и овощи по корзинкам, называя их. Далее воспитатель спрашивает у ребят: - Какими фруктами будут угощать Хрюша и Степашка своих друзей? А какие овощи они отдадут маме? Одобряет ответы, предлагает детям слепить фрукт, которого нет в корзинке (яблоко) и овощ (морковку). Продукт деятельности – яблоко и морковка для гостей. | Непосредственно-побуждающий мотив основан на эмоциональных проявлениях ребенка (занимательность, игра, стремление к поощрению). Общественный мотив – желание сделать что-то для других людей, принести им пользу (эмоциональная значимость того, кому ребенок оказывает помощь): под руководством воспитателя изготавливают яблоко и морковку для гостей. Мотивация – «Помоги игрушке», ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Наглядно-действенное мышление, ребенок способен к эмоциональной отзывчивости, дети захотят порадовать гостей, стремление детей помогать, общение с взрослым, осуществление игровых действий. |
тема НОД: «Найди пару. Игрушки» Образовательная задача: формировать элементарные знания о названиях предметов ближайшего окружения (игрушки), формировать умение подбирать пару. Метод мотивации: Воспитатель приносит «Чудесный мешочек», показывает его детям и говорит: «Что это «чудесный мешочек», в нем спрятан сюрприз, спрашивает детей хотят ли они посмотреть, что в нем лежит? Ситуация: Воспитатель достает из мешочка игрушку и ставит на стол, спрашивает: « Что это? Одобряет ответы детей, предлагает им достать игрушки и назвать их. Воспитатель зачитывает стихи о игрушках, после чего кладет на стол предметные картинки с изображениями игрушек. Дети с помощью воспитателя раскладывают картинки рядом с игрушками. Предполагаемый продукт: различает и называет игрушки, эмоционально откликается на игру, принимают игровую задачу. | Педагог использует сюрпризный момент, художественное слово, задает вопросы. Показывает игрушки, картинки. Поощряет детей. Проводит игровые упражнения, пальчиковую гимнастику. | |
речевая | тема НОД: «Подбери перышко» Образовательная задача: упражнять детей в правильном назывании предметов мебели. Метод мотивации: Воспитатель обращает внимание детей на изображение большого петуха с пышным хвостом (хвост не раскрашен). Показывает другого петуха (картинку или игрушку) с ярким пышным хвостом. Поясняет, что первый петушок тоже хочет иметь красивый хвост и просит малышей помочь сделать хвост петушку разными перышками: красными, зелеными, желтыми. Ситуация: Воспитатель спрашивает у детей: -Как вы думаете, какими перышками мы будем украшать хвост петушка? Одобряет ответы детей, предлагает детям выбрать перышко для петушка и украсить его хвост. Предполагаемый продукт: Петушок с ярким хвостом. | Непосредственно-побуждающий мотив основан на эмоциональных проявлениях ребенка (занимательность, игра, стремление к поощрению). Общественный мотив – желание сделать что-то для других людей, принести им пользу (эмоциональная значимость того, кому ребенок оказывает помощь): под руководством воспитателя изготавливают яблоко и морковку для гостей. Мотивация – «Помоги мне» ребенок достигает цели обучения, помогая взрослому украсить хвост петушка. Наглядно-действенное мышление, ребенок способен к эмоциональной отзывчивости, дети захотят помочь воспитателю сделать хвост для петушка. |
тема НОД: «Описание мягкой игрушки «Зайка» Образовательная задача: развивать и активизировать речь детей. Метод мотивации: Воспитатель обращает внимание детей на сидящего на стульчике грустного Зайку, спрашивает почему он грустит, говорит детям, что Зайка попал под дождь и потерял свою морковку. Ситуация: Воспитатель предлагает детям согреть и развеселить Зайку, и слепить для него морковку. вместе с детьми рассматривают игрушку. Дети с помощью воспитателя описывают игрушечного Зайку. Предполагаемый продукт: морковка для Зайки. | Мотивация «Помоги игрушке», ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Наглядно-действенное мышление, ребенок способен к эмоциональной отзывчивости, дети захотят помочь гостю. | |
художественно-эстетическая | тема НОД: рисование «Собака гуляет по снегу: топ-топ» Образовательная задача: учить ритмично касаться кистью бумаги, рисовать следы по всему листу. мотивация кратко ход: Раздается стук в дверь, воспитатель вносит игрушку Собачку. Собачка просит детей помочь найти маму по следам. Воспитатель просит ребят подойти к окну, из которого видны собачьи следы на снегу. Ситуация: Воспитатель спрашивает детей:-Чьи это могут быть следы? Говорит, что у котика лапки маленькие, а у лошадки большие и подводит детей к выводу, что это следы собаки. предполагаемый продукт: Рисунок собачьих следов на снегу | Непосредственно-побуждающий мотив основан на эмоциональных проявлениях ребенка (занимательность, игра, стремление к поощрению). Общественный мотив – желание сделать что-то для других людей, принести им пользу (эмоциональная значимость того, кому ребенок оказывает помощь): под руководством воспитателя рисуют седы собачки. Мотивация – «Помоги игрушке», ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Наглядно-действенное мышление, ребенок способен к эмоциональной отзывчивости, дети захотят помочь собачке, осуществление игровых действий. |
тема НОД: лепка «Солнышко лучистое» Образовательная задача: учить отщипывать пластилин и раскатывать колбаски из него прямыми движениями рук, учить различать и называть желтый цвет. мотивация кратко ход: Воспитатель, стоя у окна обращается к детям: «Посмотрите, как светло у нас в группе, а вы знаете почему?» Обращает внимание детей на солнце за окном, что от него светло и радостно. Далее показывает картину, где изображено солнце, и описывает его. Читает стихотворение, а потом обращает внимание детей на магнитную доску, на которой лист бумаги с желтым кругом: «У нас в группе тоже светит солнышко, только светит оно слабо, совсем не греет, как вы думаете почему?». Одобряет ответы детей и просит помочь сделать лучики для солнышка из пластилина. предполагаемый продукт: лучики для солнышка. | Мотивация «Помоги солнышку», ребенок достигает цели обучения, решая проблемы персонажа. Наглядно-действенное мышление, ребенок способен к эмоциональной отзывчивости, дети захотят помочь солнышку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх в ДОУ
Статья по теме Формирование познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх в ДОУ ...
Создание игровой мотивации у детей дошкольного возраста.Правила составления и подачи инструкции игры с детьми.
Правила составления и подачи инструкции игры. Игровая мотивация....
Развитие познавательной мотивации у детей дошкольного возраста средствами музыки
Известно, что смысл занятий музыкой с дошкольниками не ограничивается лишь выработкой музыкальных умений и навыков. Музыкальная деятельность развивает воображение, творческое мышление, память дошкольн...
«Создание игровой мотивации в работе с детьми дошкольного возраста»
Перед педагогами стоит задача – предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Это значит, что взаимодействие воспитателя с д...
«Сторисек» - технология будущего. Использование данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста по обогащению словарного запаса и мотивации к чтению.
Данную технологию можно использовать как при ознакомлении с художественной литературой так и на занятиях по развитию речи....
Понятие «мотивация» в отечественной и зарубежной литературе и особенности мотивации у детей дошкольного возраста
Понятие «мотивация» в отечественной и зарубежной литературе и особенности мотивации у детей дошкольного возраста Пусковым механизмом в развитии любой учебной деятельности являет...
Формы взаимодействия с детьми, способствующие развитию инициативы познавательной мотивации у детей дошкольного возраста
Особое значение для развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей. Собственно процесс с...