«Создание игровой мотивации в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация на тему

Колесникова Светлана Валентиновна

Перед педагогами стоит задача – предоставить каждому ребенку возможность  радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Это значит, что взаимодействие воспитателя с детьми в повседневной жизни, так и в процессе обучения должно осуществляться без принуждения ребенка и с учетом того, что каждый возраст создает наиболее благоприятные возможности для усвоения определенных знаний, для овладения определенными умениями и навыками, которые выступают в качестве средства детского развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Создание игровой мотивации в работе с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель - Колесникова С.В.

        

Перед педагогами стоит задача – предоставить каждому ребенку возможность  радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Это значит, что взаимодействие воспитателя с детьми в повседневной жизни, так и в процессе обучения должно осуществляться без принуждения ребенка и с учетом того, что каждый возраст создает наиболее благоприятные возможности для усвоения определенных знаний, для овладения определенными умениями и навыками, которые выступают в качестве средства детского развития.

         Одним из путей, направленных на решение данной проблемы, является использование при обучении детей игровых методов и приемов. Эти методы, представляющие собой определенную дидактическую систему, нацелены на овладение детьми  способами сюжетно – ролевой игры.

        В настоящее время педагоги  используют множество игровых методов и приемов, которые, к сожалению, не всегда  оказываются эффективными.

        Во-первых, потому, что созданная взрослым игровая ситуация не увлекает детей, не доставляет им радости и не развивает их.

        Во- вторых, потому, что игровые методы и приемы, не способствуют эффективному овладению  умениями и навыками, ради которых они, собственно и используются.

Наиболее распространенные способы использования игровых       приемов.

  1. Воспитатели часто прибегают к игровому приему, который связан с имитацией прихода в гости к детям того или иного игрового персонажа. Педагог изображает стук в дверь, а затем, открыв ее, объявляет, что к ним «кто-то пришел».
  2. Игровой персонаж ( зайчик, собачка и т.п.) «просит помочь ему. Дети выполняют просьбу игрушки ( лепят «морковку» для зайчика или «косточку» для собачки). Воспитатель от лица игрушки благодарит их.
  3. При выполнении какого – либо задания воспитатель побуждает детей к перевоплощению в те или иные образы. Например, при рисовании фруктовых деревьев предлагает стать садовником, при создании изображения по мотивам декоративно- прикладного искусства – народным мастером и т.п.

  1. К «приходу» игрушки или куклы бибабо малыши 2-3 лет относятся с неподдельным, искренним интересом, а для старших детей этот прием не только не эффективен, но способен вызвать даже плохо скрываемую насмешку.
  2. К «просьбам» игрового персонажа младшие и старшие дошкольники также относятся по-разному: малыши – с готовностью, старшие – индифферентно.

Дети 2-3 лет готовы  «помочь» игрушке и «выполнить» ее просьбу, приложив определенные усилия. Но для этого игрушка должна стать в буквальном смысле слова ближе к ребенку. Сначала он должен взять ее в руки, подействовать с ней, «поговорить», а потом, может быть, захотеть что-то для нее сделать. В результате, кроме эффекта новизны, никакого эмоционального и игрового воздействия на маленьких детей этот игровой прием не оказывает.

  1. Во-первых, такой подход является педагогически неверным с точки зрения построения игры, потому что:
  • Содержит требование разыгрывания готового, заданного взрослым сюжета;
  • Не способствует обогащению содержания игровой роли, так как для проведения подобной работы требуется чтение  специальной литературы, позволяющей в доступной для детей форме раскрыть профессиональные функции садовника или художника.

Во-вторых, для решения изобразительных задач данный игровой прием также неэффективен, потому что принятие роли не влияет на повышение уровня  представлений ребенка об изображаемом объекте, не  способствует  формированию его изобразительных умений и навыков.

Беспорядочность  в использовании игровых методов и их несоответствие способам построения сюжетно – ролевой игры на разных возрастных этапах дошкольного детства не оказывает положительного влияния ни на развитие  игры, ни на повышение эффективности обучения.

Согласно исследованиям  Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой на протяжении дошкольного детства дети овладевают 3-мя способами построения сюжетно – ролевой игры:

  • Предметно – действенным (ранний и младший дошкольный возраст);
  • Ролевым ( средний дошкольный возраст)
  • Сюжето-осложнением (старший дошкольный возраст)

Каждый этап овладения способами построения игры самоценен и является мощным средством развития ребенка, формирования его личности. Кроме того, игра, соответствующая возрасту, доставляет детям ни с чем не сравнимую радость и позволяет взрослым эффективно управлять их действиями.

        

Процесс изображения эмоционально не затрагивающих ребенка объектов и явлений (клубок ниток, дождик и др.) лишен для него смысла, и  он действует без старания и интереса.

        Но такое  отношение детей к обучению вполне понятно и оправдано, но не способствует развитию творчества.

        Как же сделать выполнение учебных заданий осмысленным и интересным?

        Для этого маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудится не напрасно, и то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Но кому?  В каком мире  смогут найти себе применение  нарисованные детьми клубочки ниток или дождик?

         Это мир детской игры. Именно там и дождик, и т.д. могут очень пригодиться.

        Введение  в процесс обучения игры вызывает у детей желание овладеть  предлагаемым учебным содержанием, создает мотивацию.

        Игровая мотивация – дело серьезное. Почему? Хотя бы  потому, что работа по созданию игровой мотивации предполагает умение воспитателя играть.

        Вторжение в сферу игры ребенка – тонкое и деликатное дело. Для дошкольника действия взрослого, направленные на его воспитание  и обучение вполне понятны. Но когда  воспитатель начинает с детьми играть, то они  относятся к этому достаточно настороженно: «Действительно будет играть или притворяется и хочет использовать игру в каких – то корыстных целях?»

        Для того чтобы с помощью игровой мотивации повлиять на детей, самому педагогу надо  осуществить переход из одной деятельности в другую, принять позицию « равного»  партнера. А по ходу руководства детской деятельностью не «соскальзывать» с игры, сохраняя игровой характер деятельности.

        Сложность выполнения этого требования состоит в том, что на каждом возрастном этапе, вслед за изменениями способов сюжетно – ролевой игры, игровая мотивация должна меняться.

        Следовательно, педагог должен уметь создавать ИМ с учетом способов построения сюжетно – ролевой игры.

        Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата.

Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.

Рассмотрим особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.

Младший дошкольный возраст

  1. Вы рассказываете, что у каких – то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса,  и др.) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д.

Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или уже успели лично убедиться), что в этой  группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.

  1. вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать  требуемое содействие, и дожидайтесь ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
  2. Вы предлагаете детям научить их делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.
  3. Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который  находится  рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания и т.д. Поэтому предполагается наличие в группе достаточного количества мелких объемных или  плоскостных игрушек.
  4. Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.
  5. По окончании работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при делании полученный продукт.

Целесообразно, чтобы в рассказах  воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к жизни и предстоящим с ними событиями.

Средний дошкольный возраст

В работе с детьми этого возраста используются два типа мотивации.

Первый тип предполагает создание изображения для каких-нибудь вымышленных игровых персонажей.

Довольно часто дети этого возраста выдумывают себе друзей по играм, которых никто никогда не видел: фей, гномов и др. существ. Эта способность детей помогает развитию здоровой фантазии и способности решать различные проблемы.

Для этого педагог кратко, но достаточно убедительно рассказывает детям о нуждах или потребностях вымышленных персонажей.

Затем осуществляется постановка игровой задачи (помочь заготовить для них фрукты, овощи, посчитать и т.д.), а на ее основе – учебной  («я научу вас лепить или рисовать для них фрукты»)

Второй тип мотивации предполагает создание такого изображения, когда дети принимают на себя определенную роль  действуют в ней.

Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).

Старший дошкольный возраст

        Потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшем дошкольном возрасте.

        Это связано с тем, что дети начинают принимать учебные задания вначале только в тех случаях, когда полученные знания и навыки можно сразу же использовать  в игре, рисовании или другой достаточно  привлекательной для них деятельности. И  только к концу дошкольного детства становится возможным сознательное усвоение детьми знаний «впрок», понимание того, что они будут нужны в будущем.

        Понимание смысла учебных заданий необходимо не только для того, чтобы ребенок их  выполнял(это он может делать и под влиянием требований взрослого), а в большей степени для того, чтобы он специально обращал внимание на способы действий, старался их усвоить.

        Эффективным подходом к решению данной проблемы является использование на занятиях  игровой мотивации, направленной на осуществление самоконтроля  в процессе выполнения задания.

        Особое значение  ИМ имеет при формировании у детей старшего дошкольного возраста способности к взаимодействию друг с другом.        

Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:

1) сам формулирует проблему (задачу);

2) сам находит ее решение;

3) решает и

4) самоконтролирует правильность этого решения.

Пример проблемной ситуации:

Деловая игра

1 группа (младший возраст) – создает игровую мотивацию для продуктивной деятельности.

2 группа (средний возраст) - создает игровую мотивацию для познавательно- исследовательской деятельности.

3 группа (старший возраст) – создает игровую мотивацию для коммуникативной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....

Исследовательско-игровой проект в работе с детьми дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте исследовательская деятельность и экспериментирование являются ведущими. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и их зависимость.О...

Игровой самомассаж в работе с детьми дошкольного возраста

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Речь теснейшим образом связ...

Игровой самомассаж в работе с детьми дошкольного возраста

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.Речь теснейшим образом связа...

Консультация для воспитателей: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи у детей с ОНР».

Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования.  В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детст...

Выступление из опыта работы на тему «Современные игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста».

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Учитывая, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, мы...

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития...