«Создание игровой мотивации в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация на тему
Перед педагогами стоит задача – предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Это значит, что взаимодействие воспитателя с детьми в повседневной жизни, так и в процессе обучения должно осуществляться без принуждения ребенка и с учетом того, что каждый возраст создает наиболее благоприятные возможности для усвоения определенных знаний, для овладения определенными умениями и навыками, которые выступают в качестве средства детского развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Создание игровой мотивации в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель - Колесникова С.В.
Перед педагогами стоит задача – предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Это значит, что взаимодействие воспитателя с детьми в повседневной жизни, так и в процессе обучения должно осуществляться без принуждения ребенка и с учетом того, что каждый возраст создает наиболее благоприятные возможности для усвоения определенных знаний, для овладения определенными умениями и навыками, которые выступают в качестве средства детского развития.
Одним из путей, направленных на решение данной проблемы, является использование при обучении детей игровых методов и приемов. Эти методы, представляющие собой определенную дидактическую систему, нацелены на овладение детьми способами сюжетно – ролевой игры.
В настоящее время педагоги используют множество игровых методов и приемов, которые, к сожалению, не всегда оказываются эффективными.
Во-первых, потому, что созданная взрослым игровая ситуация не увлекает детей, не доставляет им радости и не развивает их.
Во- вторых, потому, что игровые методы и приемы, не способствуют эффективному овладению умениями и навыками, ради которых они, собственно и используются.
Наиболее распространенные способы использования игровых приемов.
- Воспитатели часто прибегают к игровому приему, который связан с имитацией прихода в гости к детям того или иного игрового персонажа. Педагог изображает стук в дверь, а затем, открыв ее, объявляет, что к ним «кто-то пришел».
- Игровой персонаж ( зайчик, собачка и т.п.) «просит помочь ему. Дети выполняют просьбу игрушки ( лепят «морковку» для зайчика или «косточку» для собачки). Воспитатель от лица игрушки благодарит их.
- При выполнении какого – либо задания воспитатель побуждает детей к перевоплощению в те или иные образы. Например, при рисовании фруктовых деревьев предлагает стать садовником, при создании изображения по мотивам декоративно- прикладного искусства – народным мастером и т.п.
- К «приходу» игрушки или куклы бибабо малыши 2-3 лет относятся с неподдельным, искренним интересом, а для старших детей этот прием не только не эффективен, но способен вызвать даже плохо скрываемую насмешку.
- К «просьбам» игрового персонажа младшие и старшие дошкольники также относятся по-разному: малыши – с готовностью, старшие – индифферентно.
Дети 2-3 лет готовы «помочь» игрушке и «выполнить» ее просьбу, приложив определенные усилия. Но для этого игрушка должна стать в буквальном смысле слова ближе к ребенку. Сначала он должен взять ее в руки, подействовать с ней, «поговорить», а потом, может быть, захотеть что-то для нее сделать. В результате, кроме эффекта новизны, никакого эмоционального и игрового воздействия на маленьких детей этот игровой прием не оказывает.
- Во-первых, такой подход является педагогически неверным с точки зрения построения игры, потому что:
- Содержит требование разыгрывания готового, заданного взрослым сюжета;
- Не способствует обогащению содержания игровой роли, так как для проведения подобной работы требуется чтение специальной литературы, позволяющей в доступной для детей форме раскрыть профессиональные функции садовника или художника.
Во-вторых, для решения изобразительных задач данный игровой прием также неэффективен, потому что принятие роли не влияет на повышение уровня представлений ребенка об изображаемом объекте, не способствует формированию его изобразительных умений и навыков.
Беспорядочность в использовании игровых методов и их несоответствие способам построения сюжетно – ролевой игры на разных возрастных этапах дошкольного детства не оказывает положительного влияния ни на развитие игры, ни на повышение эффективности обучения.
Согласно исследованиям Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой на протяжении дошкольного детства дети овладевают 3-мя способами построения сюжетно – ролевой игры:
- Предметно – действенным (ранний и младший дошкольный возраст);
- Ролевым ( средний дошкольный возраст)
- Сюжето-осложнением (старший дошкольный возраст)
Каждый этап овладения способами построения игры самоценен и является мощным средством развития ребенка, формирования его личности. Кроме того, игра, соответствующая возрасту, доставляет детям ни с чем не сравнимую радость и позволяет взрослым эффективно управлять их действиями.
Процесс изображения эмоционально не затрагивающих ребенка объектов и явлений (клубок ниток, дождик и др.) лишен для него смысла, и он действует без старания и интереса.
Но такое отношение детей к обучению вполне понятно и оправдано, но не способствует развитию творчества.
Как же сделать выполнение учебных заданий осмысленным и интересным?
Для этого маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудится не напрасно, и то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Но кому? В каком мире смогут найти себе применение нарисованные детьми клубочки ниток или дождик?
Это мир детской игры. Именно там и дождик, и т.д. могут очень пригодиться.
Введение в процесс обучения игры вызывает у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием, создает мотивацию.
Игровая мотивация – дело серьезное. Почему? Хотя бы потому, что работа по созданию игровой мотивации предполагает умение воспитателя играть.
Вторжение в сферу игры ребенка – тонкое и деликатное дело. Для дошкольника действия взрослого, направленные на его воспитание и обучение вполне понятны. Но когда воспитатель начинает с детьми играть, то они относятся к этому достаточно настороженно: «Действительно будет играть или притворяется и хочет использовать игру в каких – то корыстных целях?»
Для того чтобы с помощью игровой мотивации повлиять на детей, самому педагогу надо осуществить переход из одной деятельности в другую, принять позицию « равного» партнера. А по ходу руководства детской деятельностью не «соскальзывать» с игры, сохраняя игровой характер деятельности.
Сложность выполнения этого требования состоит в том, что на каждом возрастном этапе, вслед за изменениями способов сюжетно – ролевой игры, игровая мотивация должна меняться.
Следовательно, педагог должен уметь создавать ИМ с учетом способов построения сюжетно – ролевой игры.
Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата.
Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей.
Рассмотрим особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.
Младший дошкольный возраст
- Вы рассказываете, что у каких – то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса, и др.) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д.
Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или уже успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.
- вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, и дожидайтесь ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
- Вы предлагаете детям научить их делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву.
- Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания и т.д. Поэтому предполагается наличие в группе достаточного количества мелких объемных или плоскостных игрушек.
- Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции.
- По окончании работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при делании полученный продукт.
Целесообразно, чтобы в рассказах воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к жизни и предстоящим с ними событиями.
Средний дошкольный возраст
В работе с детьми этого возраста используются два типа мотивации.
Первый тип предполагает создание изображения для каких-нибудь вымышленных игровых персонажей.
Довольно часто дети этого возраста выдумывают себе друзей по играм, которых никто никогда не видел: фей, гномов и др. существ. Эта способность детей помогает развитию здоровой фантазии и способности решать различные проблемы.
Для этого педагог кратко, но достаточно убедительно рассказывает детям о нуждах или потребностях вымышленных персонажей.
Затем осуществляется постановка игровой задачи (помочь заготовить для них фрукты, овощи, посчитать и т.д.), а на ее основе – учебной («я научу вас лепить или рисовать для них фрукты»)
Второй тип мотивации предполагает создание такого изображения, когда дети принимают на себя определенную роль действуют в ней.
Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор).
Старший дошкольный возраст
Потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшем дошкольном возрасте.
Это связано с тем, что дети начинают принимать учебные задания вначале только в тех случаях, когда полученные знания и навыки можно сразу же использовать в игре, рисовании или другой достаточно привлекательной для них деятельности. И только к концу дошкольного детства становится возможным сознательное усвоение детьми знаний «впрок», понимание того, что они будут нужны в будущем.
Понимание смысла учебных заданий необходимо не только для того, чтобы ребенок их выполнял(это он может делать и под влиянием требований взрослого), а в большей степени для того, чтобы он специально обращал внимание на способы действий, старался их усвоить.
Эффективным подходом к решению данной проблемы является использование на занятиях игровой мотивации, направленной на осуществление самоконтроля в процессе выполнения задания.
Особое значение ИМ имеет при формировании у детей старшего дошкольного возраста способности к взаимодействию друг с другом.
Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) сам находит ее решение;
3) решает и
4) самоконтролирует правильность этого решения.
Пример проблемной ситуации:
Деловая игра
1 группа (младший возраст) – создает игровую мотивацию для продуктивной деятельности.
2 группа (средний возраст) - создает игровую мотивацию для познавательно- исследовательской деятельности.
3 группа (старший возраст) – создает игровую мотивацию для коммуникативной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»
Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....
Исследовательско-игровой проект в работе с детьми дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте исследовательская деятельность и экспериментирование являются ведущими. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и их зависимость.О...
Игровой самомассажв работе с детьми дошкольного возраста
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Речь теснейшим образом связ...
Игровой самомассажв работе с детьми дошкольного возраста
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.Речь теснейшим образом связа...
Консультация для воспитателей: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи у детей с ОНР».
Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования. В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детст...
Выступление из опыта работы на тему «Современные игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста».
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Учитывая, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, мы...
Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)
В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития...