Развитие познавательной мотивации у детей дошкольного возраста средствами музыки
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Известно, что смысл занятий музыкой с дошкольниками не ограничивается лишь выработкой музыкальных умений и навыков. Музыкальная деятельность развивает воображение, творческое мышление, память дошкольника и делает ребенка более восприимчивым к получению любых других знаний. В настоящей статье возможности музыкального воспитания рассматриваются в контексте развития познавательной мотивации дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыка и познавательная мотивация | 29.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
Возможно, у кого-то вызовет удивление тот факт, что развитие познавательной мотивации у детей дошкольного возраста зачастую становится проблемой. Ведь общеизвестно, что маленьким детям присуща природная любознательность, а возраст 4-5 лет называют возрастом почемучек. Ребенок в этом возрасте задает ежедневно чуть ли не сотни вопросов. Его интересует абсолютно все: значение услышанных слов, назначение предметов, причины различных явлений природы, особенности человеческих взаимоотношений и просто суть вещей. Проявляя любознательность, неугомонный почемучка тренирует свои познавательные способности, и это очень ценно. Однако те знания, которые он усваивает в повседневной жизни, общаясь со взрослыми и сверстниками в процессе игр и наблюдений нередко хаотичны, случайны, а порой и искаженно отражают действительность. Более сложные знания могут быть усвоены только в процессе целенаправленного обучения. На занятиях в детском саду уточняются, систематизируются и обобщаются те знания, которые дети приобретают самостоятельно. Именно в процессе специально организованной образовательной деятельности встает проблема мотивации познавательной активности детей.
Зачастую здесь возникают сложности. В связи с тем, что в современном обществе интеллектуальная подготовка к школе осуществляется уже с 4,5-5 лет, в результате форсированного обучения дети бывают перегружены излишней информацией и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство дошкольников, они растут вялыми, безынициативными, учатся просто копировать действия взрослых. В результате возникает такая проблема, как отсутствие мотивации к узнаванию нового.
Мотивация – это сложный психологический феномен. Под познавательной мотивацией понимается внутреннее побуждение к познавательной деятельности, не зависящее от внешних факторов, таких как оценки, награды или практическая польза. Для образования мотивов внешние стимулы должны опираться на потребности самой личности. Поэтому ошибкой родителей, а также многих педагогов является то, что они озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.
Существует концепция, которая рассматривает познавательное развитие дошкольников как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. Согласно этой концепции, к стадиям познавательного развития относятся: 1 – любопытство, 2 – любознательность, 3 – познавательный интерес и 4 – познавательная активность.
Любопытство возникает тогда, когда ребенка внезапно привлекает какая-то внешняя характеристика предмета, например, яркий цвет. При любознательности ребенок стремится узнать больше о предмете, вызвавшем любопытство. Познавательный интерес содействует стремлению дошкольника в установлении связей и закономерностей действительности. Познавательная активность относится к высокому уровню познавательного развития дошкольников и реализуется при решении учебно-познавательных задач. Задача взрослых состоит в том, чтобы способствовать развитию познавательных процессов ребенка от простого любопытства к познавательному интересу и познавательной активности.
Для дошкольников характерно эмоционально-чувственное познание мира, поэтому важно, чтобы знания и умения передавались детям в доступной их познанию форме. В связи с этим хочется подчеркнуть незаменимую роль музыкального воспитания как важного средства развития познавательной мотивации дошкольников.
К познавательным психическим процессам относятся ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание также невозможно без речи. И в процессе непосредственной образовательной деятельности (далее – НОД) по музыке все эти процессы подвергаются развитию, причем в занимательной форме, похожей на игру, что вызывает у детей живой интерес к процессу познания. Оживление во время восприятия музыки и приподнятое настроение активизируют ребёнка. В ходе музыкальной деятельности происходит естественное развитие речи, способности излагать свои мысли и выражать эмоции словами. Музыка помогает устанавливать контакт, мягко направляет детей на выполнение определенных правил и условий.
Смысл занятий музыкой не ограничивается лишь выработкой музыкальных умений и навыков, и заключен в том, чтобы различные формы музыкальной деятельности дошкольников способствовали у них художественно-эмоциональному познанию действительности, развитию мышления, а также формированию удовольствия от овладения новыми умениями и навыками. Музыкальное воспитание ребёнка обеспечивает развитие его эмоциональной сферы и эмоциональной отзывчивости на явления и объекты окружающего мира.
В системе музыкального воспитания детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах и детское музыкальное творчество, включающее театрализацию.
Восприятие музыки – средство познания действительности, отражающей жизнь и чувства человека. Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует, следовательно, восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Через восприятие музыки, умение её слушать, анализировать и сравнивать происходит развитие логического мышления.
Пение играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Поскольку песня – это яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности, порой она убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путём. Поэтому если содержание песни отражает круг интересов ребенка, то исполнение песни вызывает у него положительное отношение к жизни и формирует познавательную мотивацию. Основными задачами при занятиях пением являются: 1 – эмоциональное развитие ребёнка через песню; 2 – расширение представления об окружающем мире; 3 – развитие способности к самовыражению
Музыкально-ритмические движения способствуют становлению интегративной деятельности мозга, а также структурируют психику. Игра в оркестре детских музыкальных инструментов развивает коммуникативные способности ребенка.
Творческие музыкальные игры и театрализация способствуют развитию познавательной мотивации и творческих способностей детей благодаря импровизации через микросюжеты, через пластику тела, через возможность отходить от текста, через возможность слышать классическую музыку, что ведет к самовыражению и саморазвитию.
Среди своих излюбленных приемов повышения познавательной мотивации детей во время НОД могу назвать актуализацию содержания занятия, т.е. его подстройку к условиям текущей ситуации. Например, это может быть подстройка под то эмоциональное состояние, в котором ребята пришли на занятие. Если на улице пасмурно, а дети вялые и ленивые, я предлагаю им поздороваться в ленивом настроении. Надо сказать, что сразу, только услышав подобное предложение, дети заметно оживляются. После того, как ребята поприветствовали педагога «лениво», их состояние становится более активным.
Если идет дождь, то поговорив о том, как именно каждый из них шел под зонтом в сад, дети с легкостью выучивают целиком новую песню о дожде, хотя обычно для разучивания им дается один-два куплета и припев. Таким образом, ради продуктивности образовательной деятельности нередко приходится менять план занятия.
Впрочем, иногда приходится менять план просто потому, что другого выхода не остается. Как-то раз, например, успешно начавшееся занятие оказалось под угрозой срыва, когда вдруг Вероника увидела на занавеске непонятно откуда взявшегося огромного комара-долгоножку, и бурно отреагировала. Присутствие комара моментально захватило внимание детей, а все остальное, казалось, перестало для них существовать. Никакие наши с воспитателем увещевания не помогали восстановить порядок. Когда же воспитатель платком вымела этого комара вон, эмоциональное состояние детей качнулось в другую сторону, – их активная любознательность сменилась безразличием.
Тогда без особой надежды я предложила:
– Ну, что, споем про комара?
– Да-а-а!!! – дети, казалось, только и ждали этого предложения.
Мы стали разучивать русскую народную песню «А я по лугу». Было похоже на то, что минорный лад и характерные жалобные интонации этой песни, сыграли некую терапевтическую роль. Дети с первого раза запомнили целых четыре куплета. Также мы остановились на понятиях «мажор» и «минор». К тому же по содержанию песни у детей появились вопросы, получив ответы на которые, они затем на протяжении длительного периода возвращались к их уточнению, а между тем их познавательный интерес все не ослабевал, а наоборот, постоянно возрастал. Тогда воспитатели этой группы решили разработать соответствующее занятие.
В нашем ДО реализуется экологический проект, и мы с коллегами запланировали при работе над проектом параллельно с предоставлением информации использовать тематическую музыку и различные виды музыкальной деятельности для развития познавательной мотивации детей, а также для развития их познавательных способностей. Занятия музыкой развивают воображение, творческое мышление и память, делают ребенка более восприимчивым к получению любых других знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление...
Консультация для педагогов "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста средствами квест-игры"
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста средствами квест-игры....
Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами музыки
Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста средствами музыки...
Диагностика и развитие познавательной мотивации у детей дошкольного возраста
Данный материал разработан в помощь педагогам и родителям для развития мотиваци познания у детей дошкольного возраста....
Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"
Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...
Презентация «Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
В современном мире возросла потребность в выборе эффективных методов воспитания дошкольников, как возможность формирования интеллекта и творческих музыкальных способностей ребёнка-до...
Формы взаимодействия с детьми, способствующие развитию инициативы познавательной мотивации у детей дошкольного возраста
Особое значение для развития в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой и игровой деятельности детей. Собственно процесс с...