Понятие «мотивация» в отечественной и зарубежной литературе и особенности мотивации у детей дошкольного возраста
статья

Понятие «мотивация» в отечественной и зарубежной литературе и особенности мотивации у детей дошкольного возраста

 

 

Пусковым механизмом в развитии любой учебной деятельности является мотивация. Именно поэтому уже на протяжении многих столетий ей придают такое большое значение как в отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике, как к ведущему фактору любой деятельности. Об этом свидетельствуют работы Аристотеля, Демокрита, Платона, Сократа. Они рассматривали нужду(потребность) как основную движущую силу, которая не только сделала человека более эмоциональным, но и закалила его ум сделав более изощрённым, что в свою очередь привело к развитию языка, связной речи и к привычке трудиться. Аристотель так же первый предположил, что стремления всегда связаны с целью.

 

Платон видел приобретение знаний как способность, полученную от рождения, которая развивается через получаемый опыт и понимание мира. Данная концепция человеческих познаний стала постоянной борьбой между природой и образованием в понимании сегодняшнего обучения. Получается, что ещё в древности люди пытались понять и объяснить, что побуждает человека к действиям. Хоть многие из них и считали, что свои потребности надо ограничивать, чтобы приблизиться к богоподобному состоянию и иметь возможность интеллектуально развиваться.

 

Джон Локк выдвинул гипотезу о том, что люди учатся в первую очередь на полученном опыте. Он считал, что человеческий ум похож на пустую доску, и все мы рождаемся без знаний. Он противопоставлял Платоновскую теорию, считая что разум сформирован опытом, а не получен врождённо.

 

Первым обратившим внимание, на схожесть поведения и потребностей между животными и людьми, стал Чарльз Дарвин. И под влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина началось изучение человеческих инстинктов и интеллектуальных форм поведения у животных. Благодаря чему в XIX веке начали появляться теории инстинктов З. Фрейда и В. Магдугалла которые становятся популярными первой половине XX века. В этих теориях, которые проводят параллель между поведением человека и поведением у животных всё сводится к врождённым инстинктам. И согласно теории Фрейда, было три таких инстинкта: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессии.

 

А уже в двадцатых годах 20-го века эта теория инстинктов была заменена концепцией, которая объясняла поведение наличием биологических потребностей.

 

На волне теорий и концепций и благодаря открытиям И.И. Павлова появились два новых направления (табл.1).

 

 

 

Таблица №1 – Новые теории биологических потребностей

 

Теория Поведенческая

 

(бихевиористская) теория мотивацииТеория высшей нервной деятельности

 

На чём основана -логическое продолжение идей Д. Уотсона -основана на трудах И.П.Павлова

 

Представители - Э. Толмен,

 

К. Халл и

 

Б. Скиннер -пытались

 

Объяснить поведение в

 

Рамках исходной схемы

 

Бихевиоризма: «стимул – реакция». - Н. А. Бернштейн – автор теории психофизиологической регуляции движений;

 

- П. К. Анохин, предложил модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта;

 

- Е. Н. Соколов – открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.

 

 

 

Более популярной была концепция Г. Мюррея. В отличии от иерархии потребностей по А. Маслоу потребности Мюррея не основаны на иерархии. Считал, что одно действие может повлиять на несколько потребностей. Он ввёл термин «субсидирование потребностей» это когда две или

более потребностей объединяются, чтобы удовлетворить более сильную потребность, и термин «слияние потребностей» когда одно действие удовлетворяет более одной потребности. Так же считал, что одна потребность может доминировать над другими потребностями и противоречить им.

 

Г. Мюррей делил потребности на явные или скрытные (явные это те которые могут быть выражены напрямую, а скрытные не учитываются внешне), на сознательные и бессознательные (сознательные это те о которых субъект может сказать самостоятельно, а бессознательные это все остальные потребности) а также на первичные и вторичные. Также впервые мотив достижения был определён как стабильная черта личности и понимался как постоянное желание, сделать что-то хорошо и быстро, достичь определённого уровня в каждом деле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «мотивация» в отечественной и зарубежной литературе и особенности мотивации у детей дошкольного возраста

Пусковым механизмом в развитии любой учебной деятельности является мотивация. Именно поэтому уже на протяжении многих столетий ей придают такое большое значение как в отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике, как к ведущему фактору любой деятельности. Об этом свидетельствуют работы Аристотеля, Демокрита, Платона, Сократа. Они рассматривали нужду(потребность) как основную движущую силу, которая не только сделала человека более эмоциональным, но и закалила его ум сделав более изощрённым, что в свою очередь привело к развитию языка, связной речи и к привычке трудиться. Аристотель так же первый предположил, что стремления всегда связаны с целью.

Платон видел приобретение знаний как способность, полученную от рождения, которая развивается через получаемый опыт и понимание мира. Данная концепция человеческих познаний стала постоянной борьбой между природой и образованием в понимании сегодняшнего обучения. Получается, что ещё в древности люди пытались понять и объяснить, что побуждает человека к действиям.  Хоть многие из них и считали, что свои потребности надо ограничивать, чтобы приблизиться к богоподобному состоянию и иметь возможность интеллектуально развиваться.

Джон Локк выдвинул гипотезу о том, что люди учатся в первую очередь на полученном опыте. Он считал, что человеческий ум похож на пустую доску, и все мы рождаемся без знаний. Он противопоставлял Платоновскую теорию, считая что разум сформирован опытом, а не получен врождённо.

Первым обратившим внимание, на схожесть поведения и потребностей между животными и людьми, стал Чарльз Дарвин. И под влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина началось изучение человеческих инстинктов и интеллектуальных форм поведения у животных. Благодаря чему в XIX веке начали появляться теории инстинктов З. Фрейда и В. Магдугалла которые становятся популярными первой половине XX века. В этих теориях, которые проводят параллель между поведением человека и поведением у животных всё сводится к врождённым инстинктам. И согласно теории Фрейда, было три таких инстинкта: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессии.

А уже в двадцатых годах 20-го века эта теория инстинктов была заменена концепцией, которая объясняла поведение наличием биологических потребностей.

На волне теорий и концепций и благодаря открытиям И.И. Павлова появились два новых направления (табл.1).

Таблица №1 – Новые теории биологических потребностей

Теория        Поведенческая

(бихевиористская) теория мотивации        Теория высшей нервной деятельности

На чём основана        -логическое продолжение идей Д. Уотсона        -основана на трудах И.П.Павлова

Представители        - Э. Толмен,

К. Халл и

Б. Скиннер -пытались

Объяснить поведение в

Рамках исходной схемы

Бихевиоризма: «стимул – реакция».        - Н. А. Бернштейн – автор теории психофизиологической регуляции движений;

- П. К. Анохин, предложил модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта;

- Е. Н. Соколов – открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.

Более популярной была концепция Г. Мюррея. В отличии от иерархии потребностей по А. Маслоу потребности Мюррея не основаны на иерархии. Считал, что одно действие может повлиять на несколько потребностей. Он ввёл термин «субсидирование потребностей» это когда две или более потребностей объединяются, чтобы удовлетворить более сильную потребность, и термин «слияние потребностей» когда одно действие удовлетворяет более одной потребности. Так же считал, что одна потребность может доминировать над другими потребностями и противоречить им.

Г. Мюррей делил потребности на явные или скрытные (явные это те которые могут быть выражены напрямую, а скрытные не учитываются внешне), на сознательные и бессознательные (сознательные это те о которых субъект может сказать самостоятельно, а бессознательные это все остальные потребности) а также на первичные и вторичные. Также впервые мотив достижения был определён как стабильная черта личности и понимался как постоянное желание, сделать что-то хорошо и быстро, достичь определённого уровня в каждом деле.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

портфолио "Художественная литература как средство развитие речи детей дошкольного возраста""

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер, народоволец, ученый (1854-1946)....

Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста...

Роль художественной литературы в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...

Интеграция зарубежного опыта в системе экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание – аспект формирования здорового образа жизниОпыт работы воспитателяИнтеграция зарубежного опыта в системеэкологического воспитания детей дошкольного возрастаОсновные зад...