«Об утверждении модели выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи в ХМАО – Югре»
методическая разработка

СОКОЛОВА ГАЛИНА ЯКОВЛЕВНА

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является социально-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей как бесценного национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны. Забота о талантливых детях сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.

 В связи с этим «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».

На совместном заседании президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию,    22.04.2010 отмечалась необходимость формирования общенациональной системы поиска и развития талантливых детей и молодёжи. При этом особое внимание было обращено на региональные и муниципальные звенья системы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида « Рябинушка»

 

Обсуждение Приказа департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 23.01. 2020 №41

 «Об утверждении модели выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи в ХМАО – Югре»

(в рамках ГМО педагогов – организаторов

 и учителей музыки).

Докладчик:

 старший воспитатель

Г.Я. Соколова

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является социально-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей как бесценного национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны. Забота о талантливых детях сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.

 В связи с этим «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».

На совместном заседании президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию,    22.04.2010 отмечалась необходимость формирования общенациональной системы поиска и развития талантливых детей и молодёжи. При этом особое внимание было обращено на региональные и муниципальные звенья системы.

Каждый ребенок - уникален и неповторим,

каждый, уверяютпсихологи,одарен".

Т.Галковская

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни.

Хочется подчеркнуть, что дошкольный возраст - это ответственный период в жизни каждого ребёнка, так как данный возраст является основой для становления личности, представляет огромные возможности для развития способностей и талантов. И на сегодняшний день поиск обучения и воспитания особо одарённых детей в дошкольных образовательных учреждениях одна из актуальных задач.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

Вот почему нам необходимо создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Общие особенности одаренных детей.

Одаренные дети, как правило очень любопытны, способны прослеживатьпричинно- следственные связи...... Уникальность одаренного человека состоит втом, что все, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что может сделать другой (в том числе не менее одаренный человек).

Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.

Одаренный ребенок проявляет понимание к другим людям, очень чувствителен несправедливости, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание конфликтов, склонен самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошои что плохо в нем самом.

При достаточном внимании к проявлениям интеллекта и познавательным потребностям ребенка, а также использовании взаимодополняющих   методов диагностики можно выявить детей с незаурядными умственными возможностями.

Тогда сразу же встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию.

Для одаренных детей предлагаем   дополнительный материал, способствующий их развитию.Стратегия   обогащения   включает   несколько   направлений:  

- расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание;

- углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.

Однако и в наши дни дошкольное и школьное обучение ориентировано в основном лишь на среднего ученика. В отечественной педагогической практике очень мало образовательных программ для одаренных детей.

Главным мерилом успешности развития одарённости является личность педагога, сопровождающего ребенка. Эффективность взаимодействия взрослого и ребёнка зависит от умения увлечь его, вызвать интерес, поверить в свои силы, создать ситуацию успеха. И надо помнить о том, что только в контексте личностно-ориентированного обучения и воспитания личность ребёнка рассматривается, как общечеловеческая, где и развиваются его способности.

В педагогических вузах практически не ведется целенаправленной профессиональной подготовки учителей и воспитателей, школьных и дошкольных психологов для работы с одаренными детьми, отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по педагогике детской одаренности.Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей(не знают их особенностей,   часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не   качественное   их изменение).

Необходимо решать задачу подготовки педагогов для работы с одаренными детьми. Как показали исследования,  именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» педагоге.

Как построить образовательный процесс и психологическое обеспечение так, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо внимания воспитателя, реализовывались и выращивались в педагогической деятельности с детьми?

Деятельность по работе с одаренными детьми ведется на основании приказа департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 23.01.2020 №41 «Об утверждении модели выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи в ХМАО-Югре». В МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» разработана программа «Одаренный ребенок».

Основной целью нашей работы является: развитие общих и специальных способностей и одаренности детей в дошкольном возрасте

Задачи:

1. Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей с повышенным уровнем способностей.

2. Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей.

3. Изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса.

4. Совершенствование системы подготовки педагогов, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование.

Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.

1-й этап сопровождающей работы – диагностический

Предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком.

2-ой этап – уточнение выявленных затруднений или способностей ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума.

На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.

3-ий этап - создание условий для развития одаренных детей.

Проведение развивающей работы с ребенком в кружке, студии в детском саду, рекомендации посещать учреждения дополнительного образования детей, консультативной работы с родителями, воспитателями.

4-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного

ребенка. На этом этапе психологи, педагоги проводят в конце учебного года, а по необходимости чаще, диагностику успешности развития одаренности ребенка. Педагоги дошкольного учреждения организуют в детском саду разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: выставки авторских работ, концерты, театрализованные представления, фестивали, защиту проектов.

В начале учебного года был скорректирован банк данных способных  воспитанников, их одаренности на основепсихолого-педагогического обследования, индивидуальных собеседований и наблюдений.

Всё, что нужно для того, чтобы дети могли проявлять свои дарования - это умное руководство со стороны взрослых.

Чтобы помочь каждому ребёнку стать многогранно одарённым, необходимо, создать все возможные условия для развития и реализации их способностей. При организации работы с одаренными детьми речь идет о создании такой среды, которая обеспечила бы возможность развития и проявления творческой активности, как одарённых детей, так и детей со скрытыми формами одарённости.

В окружающей среде должны быть выделены и представлены в выгодном свете каждый результат деятельности (исследовательской, экспериментальной, игровой). Все это реализуется через создание центров: художественно-эстетических, продуктивных, для экспериментальной деятельности, игровой деятельности, и т.д.Дошкольные группы оснащены играми, способствующими интеллектуально-творческому и познавательному развитию (энциклопедии, книги, дидактические игры на развитие познавательных процессов, развивающие игры В. Воскобовича, материалы М.Монтессори).

Развивающее образование выводит образовательный процесс на приоритетное использование психологических закономерностей развития способностей человека в качестве исходного основания для построения образовательной технологии, в данном случае - обучение и развитие одарённых детей, то в образовательный процесс необходимо вводить технологии по развитию личности.

Образовательный и воспитательный процесс необходимо строить так, чтобы ребёнок мог максимально реализовываться, чтобы были востребованы самостоятельность мысли и действия ребёнка. Когда деятельность имеет смысл, то развитие способностей приобретает новую мотивацию, у ребёнка появляются возможности свободно выражать свои творческие ресурсы. Особое значение приобретает внедрение в образовательный процесс форм и методов обучения, при которых активны воспитатель и дети, когда педагог умеет активизировать все способности ребёнка. Максимальная ориентация на творческое начало в регламентированной и нерегламентированной деятельности. Разрабатывая содержание и методику занятий, необходимо учитывать ряд условий:

-   развитию одарённости способствует такая организация воспитания и обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска;

-     интеллектуальная и творческая деятельность должна быть разнообразной;

- следует менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую и исследовательскую деятельность.

Педагог не должен давать готовые задания детям. Для этого в практической работе необходимо использовать следующие приёмы:

- проблемно-игровых ситуаций;

- дидактических игр;

- моделирования;

- осуществление обучения на высоком уровне трудности;

- оценивание деятельности ребёнка с точки зрения его субъективных возможностей.

Решение задачи одарённости детей обеспечивает и дифференциация по индивидуально-психологическим особенностям, по содержанию работы обучения (задания: разной степени трудности, разные по содержанию, гибкие вариативные).

Такие подходы к развитию одарённого ребёнка дают возможность заложить уже в дошкольном возрасте основы развития природных способностей детей.

Дополнительное образование - особо ценный вид образования, который расширяет и углубляет знания детей, полученные на занятиях в детском саду, формирует человека, дает ему возможность самовыразиться и самореализоваться в жизни, сделать ее насыщенней и ярче.

Организации дополнительного образования в ДОУ одна из форм работы с одаренными детьми.

Способности детей мы осуществляем в следующих направлениях:

- художественно- эстетическое развитие ребенка;

- познавательно - речевое развитие ребенка;

- физическое развитие.

Самое серьезное внимание уделяется отбору конкретного содержания работы с одаренными  детьми,   которая  имеет ряд  отличительных  особенностей.  Работа ведется   в   рамках   плановых   занятий   и   специально   созданных   кружков   по способностям, а также спортивных секций по интересам.

На базе МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» был проведен семинар «Развитие одаренности в образовательной среде дошкольного учреждения». Педагоги поделились опытом работы с одаренными детьми, рассказали о методах, направленных на развитие природных способностей, полученных результатах, возникающих проблемах.

Дети участвуют в   конкурсах, интеллектуальных играх, фестивалях, спортивныхсоревнованиях. Воспитанники      дошкольного      учреждения      являются      постоянными -участниками и призерами городских смотров и конкурсов.

На заседаниях советаМАДОУ ДСКВ «Рябинушка» обсуждались проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, родителей детей с ярко выраженными способностями. Было принято решение оказывать посильную помощь в создании благоприятных  условий для развития природных способностей одаренных детей.

Родителями была оказана помощь:

-  в приобретении развивающих игр;

-  оснащении среды техническими средствами обучения;

- организации подвоза, сопровождения детей к месту проведения спортивных соревнований, конкурсов;

- пошиве и художественном оформлении костюмов для танцев и театрализованной деятельности;

- организации условий для реализации проектно-исследовательской  и экспериментальной деятельности.

Родители являются активными участниками проектной деятельности:

- оказывают помощь в поиске информации сети Интернет, библиотеке;

- проводят опыты, эксперименты в домашних условиях;

- создают совместные творческие работы с одаренными детьми по проектам (рисование, создание поделок, мультимедийных презентаций, кулинарных блюд, праздники, развлечения, тематические сообщения, буклеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение в рамках проведения семинара-практикума Тема: «Создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления в разных областях, поддержки и развития одаренных детей" (2015г) (презентация)

В современном мире большой популярностью снова стала пользоваться русская игра в шашки. Шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной ча...

ТЕМА: «ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ» Консультация

Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности  ДОУ...

ТЕМА: «ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ» Консультация

В современном обществе возросла потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые цели. Зная, что талантливая моло...

Рабочая программа по созданию условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей «Всё знаю и умею»

Цель программы: Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализацииДетская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений чел...

Создание эффективной модели выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей

Создание эффективной модели выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей...

Тьюторское сопровождение деятельности педагогов образовательного учреждения по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей.

Для того, чтобы обеспечить тьюторское сопровождение деятельности педагогов образовательного учреждения по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей используются различные методы исследован...