технологии
проект (старшая группа)

Сащук Н.М

проектная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\Microsoft\Windows Live\

Технология проектной деятельности в детском саду

(Веракса Н.Е., Веракса А.Н.)

Актуальность

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность. Особенностью этого метода в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также родители.

Н. Е. Веракса отмечает, что использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Н. Е. Веракса отмечает, что проекты в ДОУ носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Таким образом, Н. Е. Веракса отмечает, что проектная деятельность является универсальным средством развития ребенка. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах.

Касаемо педагогов, Н. Е. Веракса говорит о том, что проектирование заставляет постоянно находиться в пространстве возможностей и не допускает применение стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

Цель реализации данной технологии:

Развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей; совершенствование коммуникативных навыков; создание условий для экспериментирования; формирование навыков сотрудничества и сотворчества между участниками проекта.

Задачи развития:

  • -обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • -развитие познавательных способностей;
  • -развитие творческого воображения;
  • -развитие творческого мышления;
  • -развитие коммуникативных навыков.

Этапы деятельности над проектом.

1 этап.

Постановка проблемы, определение цели, планирование этапов реализации проекта, выбор критериев, первоначальная диагностика, планирование ожидаемых результатов.

2 этап.

Создание условий для реализации запланированных этапов проекта, которые определяются его содержанием; возможна промежуточная диагностика для корректировки используемых методов.

3 этап.

Использование всего пространства возможностей, взаимодействие с социумом в рамках темы текущего проекта.

4этап.

Создание проектов всех типов (исследовательский, творческий, нормотворческий и др.) при организации образовательной деятельности, при проведении досугов; заключительная диагностика для определения эффективности проекта;

5этап.

Социальная презентация продуктов проекта его участниками.

Завершается проект подведением итогов.

Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

В процессе проектной деятельности я использую два вида диагностики: общая и тематическая. Общие диагностические методики помогают изучить уровень готовности дошкольников к проектной деятельности, ее эффективность, какие результаты достигнуты в процессе работы над проектами.

Общая диагностика направлена на исследование развития личности ребенка по всем образовательным областям, а также на выявление интереса воспитанников, готовность к взаимодействию.

Данный вид диагностики предусматривает: наблюдение за воспитанниками во время всех режимных моментов; выявление уровня развития в ходе бесед и НОД; изучение взаимоотношений в семье, так как проектная деятельность младших школьников рассматривается как совместная деятельность детей и взрослых (родителей).

Общую и тематическую диагностику я провожу в три этапа: начальный, корректирующий (текущий) и обобщающий (итоговый).

Начальный этап диагностики провожу в первый месяц учебного года, и связан с выявлением интересов детей, творческих, коммуникативных способностей, умений оценивать свои и чужие действия. На данном этапе общей диагностики определяется, насколько ребенок готов к началу проектной деятельности. Полученные данные помогают мне определиться с выбором тем проектов.

Текущий этап общей диагностики проводится в середине учебного года и помогает выявить изменения в развитии обучающихся, взаимоотношений внутри коллектива. Информация, полученная на текущем этапе диагностики, помогает мне судить об эффективности проектной деятельности в целом, корректировать ход работы, совершенствовать стиль отношений с детьми, между детьми. Я имею возможность более активного, самостоятельного, творческого участия их в деятельности группы и коллектива.

Итоговый этап диагностики проводится в конце учебного года - для того, чтобы определить, совпал ли полученный результат с поставленными целями обучения и воспитания. Благодаря полученной информации я могу сделать вывод об эффективности проектной деятельности в учебновоспитательном процессе.

Этапы тематической диагностики:

Начальный этап тематической диагностики проводится на подготовительном этапе проекта. Цель данного этапа - выявление понимания детьми проблемы проекта, важности темы и интереса к ней.

Текущий этап тематической диагностики помогает мне понять, насколько увлечены дети темой проекта, значима ли она для них, принять быстрое решение по координации и совершенствованию деятельности участников проекта. Как и текущий этап общей диагностики, оценивает правильность ранее принятых решений, помогает корректировать ход работы над проектом, совершенствовать взаимоотношения между детьми.

Итоговый этап тематической диагностики проводится на рефлексивном этапе проекта. Его цель - выявление личностных изменений в процессе работы над проектом: насколько тема была близка каждому ребенку, что они узнали нового, что изменили в ходе работы над проектом.

Здесь провожу сопоставительный анализ начальных и итоговых данных диагностики. Разница между ними определяет эффективность, как отдельного проекта, так и проектной деятельности в целом.

Общая и тематическая диагностика обучающихся в процессе проектной деятельности позволяет проводить качественный мониторинг развития навыков, умений и способностей обучающихся, а также выявлять отношение детей к темам проектной деятельности, помогает выстраивать работу по проекту. Я использую следующие диагностики:

  • Анкеты для родителей.
  • Наблюдение за детьми.
  • Тематические диагностики для детей.

Если говорить об общей диагностике детей, то хочется заметить, что любой реализуемый проект повышает показатели развития детей по всем образовательным областям. У ребят формируется устойчивый интерес к темам проекта, значительно углубляются и расширяются знания, формируются определённые навыки, запланированные до начала внедрения проекта.

Тематические диагностики представлены в каждом реализованном проекте.

Вывод.

В результате использования данной технологии:

  • ребенок с интересом включается в деятельность;
  • реализуются его потребности в активной деятельности, самовыражении;
  • приобретение социального опыта позволяет ребенку перейти на новый, развивающий уровень проектирования;
  • перестраиваются отношения со взрослыми;
  • развивается самоконтроль;
  • дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата;
  • ребенок приобретает необходимые социальные навыки.
  • создана картотека проектов по разным образовательным областям.
  • созданы условия для экспериментирования.

Участие родителей в проектной деятельности группы и ДОУ

2019-2024г.

Название проекта

Время проведения

Заинтересованность родителей в реализации проектов

начало

конец

«Скоро в школу»г

35%

82%

«Огород на подоконнике»

30%

85%

«Охрана окружающей среды»

20%

84%

«Наша Армия самая сильная»

30%

85%

«Жила-была Пуговица»,

;

24%

78%

«Березка – символ России»,

20%

75%

«Золотая хохлома»

;

35%

88%

«Чудеса в Дедморозовке»

25%

82 %

Используемая литература:

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика-Синтез, 2010.
  3. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...