Тематическое планирование в средней группе на ноябрь тема "Вода"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Тематическое плинирование по теме "Вода" для детей средней группы (4 - 5 лет) включает в себя беседы, игры, иллюстрации, эксперименты. Данное пособие позволит педагогу доступно и в интересной форме познакомить детей с понятием "вода", ее свойствами и функциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_v_sredney_nruppe.docx | 50.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
в средней группе
НОЯБРЬ
тема
«ВОДА»
1 неделя
Всё о воде
БЕСЕДЫ О ВОДЕ
Беседа №1 «Вода вокруг нас»
Цель: Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Ход беседы: Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём – голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса. Вода обогащает озёра, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй. Родник – это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.
Беседа №2 «Вода вокруг нас» (продолжение)
Цель: Обратить внимание детей на значение воды в жизни людей.
Ход беседы: Объяснить детям, что, не смотря на то, что воды на Земле много, воды, которая нужна человеку, на самом деле, очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, а её на Земле намного больше, чем пресной. Есть также страны, в которых людям не хватает воды. Человек без воды может прожить всего три дня!
Сейчас на Земле осталось мало чистой воды. Значит, воду надо беречь!
Беседа №3 «Путешествие капельки»
Цель: Дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.
Ход беседы: Рассмотреть картину. Объяснить детям, что домик у капельки – море. Но капелька любит путешествовать. Когда её пригреет солнце, она поднимается вверх и путешествует на облачке. Облачко начинает расти, становится большим, образуются капельки дождя и проливаются на землю. Вместе с ручейком капелька попадает в речку, а из речки возвращается в свой домик «море». Понаблюдать за испарением воды.
Беседа №4 «Вода нужна всем»
Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.
Ход беседы: Обратить внимание на то, что все растения (и в уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду даёт и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи людей. Что произойдёт, если человек забудет полить комнатные растения? – Они засохнут без воды, листья завянут, потому что в них становится меньше влаги. Тоже происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.
Беседа №5 «Волшебница вода»
Цель: Познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, иней, роса, туман и т.п. Показать разнообразие воды в окружающей среде.
Ход беседы: Обсудить вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?» Оказывается, вода бывает очень разной. Может, как волшебница, превращаться в дождь, снег, туман, иней, лёд. Сформировать представления у детей о том, что вода может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.
Беседа №6 «Берегите воду»
Цель: Научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.
Ход беседы: Объяснить детям, откуда берётся вода в кране: капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран. Много людей потрудилось для этого. Что случится с рекой, если люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде? (Ответы детей). Поэтому воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой краны.
«Берегите воду».
Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.
Ход беседы:
- Ребята, любите ли вы купаться в ванне и под душем?
- А умеете ли вы плотно закрывать кран?
-Понимаете, только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт.
- Ребята, вспомните, для чего мы используем воду?
- А случалось ли так, что в кране не было воды?
-Вот видите, как трудно приходится, если в кране нет воды. Ведь возможность пользоваться ванной, душем -это большое благо. И чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди затрачивают большой труд. Мы с вами уже говорили о том, что в реки и озера попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой, и прежде чем она попадет к нам в кран ее приходится очищать. Помните, какие специальные приспособления для этого используют? Правильно, очистные сооружения.
-А если кран останется открытым, то текущая из него чистая вода смешивается с грязной и тоже попадает в очистные сооружения, так что они вынуждены перерабатывать еще большее количество воды. С каждым годом качество чистой воды ухудшается, поэтому воду надо беречь и один из способов-не тратить воду попусту, плотно закрывать кран.
Беседа №7 «Дождь»
Цель: Познакомить детей с природным явлением, связанным с водой: дождём.
Ход беседы: Обсудить вопрос: «Что такое дождь. В каком состоянии здесь находится вода». Рассмотреть это явление природы в аспектах положительного и отрицательного отношения к нему человека: дети могут ответить, что «дождь – это плохо», так как нельзя гулять; необходимо объяснить детям значение и пользу дождя. Можно прочесть стихи о дожде, прослушать аудиозапись из цикла «Звуки природы: шум дождя».
Беседа №8 «Туман»
Цель: Познакомить детей с природным явлением, связанным с водой: туманом.
Ход беседы: Обсудить вопросы: «Что такое град. Что такое снег. В каком состоянии здесь находится вода». Если воздух вокруг облаков очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки. И в виде града или снега падает из туч на землю. Снег почти всегда идёт зимой, а град может выпасть и очень жарким летним днём. Но если снег для всего живого – тёплое одеяло, берегущее от мороза, то град – почти всегда стихийное бедствие: от него страдает урожай, а также крупный град может поранить человека и животных, нанести вред домам и машинам.
Беседа №9 «Град и снег»
Цель: Познакомить детей с природными явлениями, связанным с водой: градом и снегом.
Ход беседы: Обсудить вопросы: «Что такое град. Что такое снег. В каком состоянии здесь находится вода». Если воздух вокруг облаков очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки. И в виде града или снега падает из туч на землю. Снег почти всегда идёт зимой, а град может выпасть и очень жарким летним днём. Но если снег для всего живого – теплое одеяло, берегущее от мороза, то град – почти всегда стихийное бедствие: от него страдает урожай, а также крупный град может поранить человека и животных, нанести вред домам и машинам.
Беседа №10 «Роса»
Цель: Познакомить детей с природным явлением, связанным с водой: росой.
Ход беседы: Загадать загадку: «Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём». Объяснить, что осадки на землю не всегда выпадают из облаков. Роса — вид осадков, которые образуются на поверхности земли, растениях, автомобилях и других предметах. Из-за охлаждения воздуха водяной пар превращается в капли воды. Это происходит обычно летней ночью. Особенно много росы утром бывает на траве.
Беседа №11 «Водоёмы»
Цель: Познакомить детей с естественными и искусственными водоёмами. Рассказать об источниках питьевой воды.
Ход беседы: Посмотреть с детьми мультиальбом «Водоёмы». Уточнить какие водоёмы являются природными, а какие рукотворными. Ручей, родник, река, море, океан, пруд, озеро, болото – естественные водоёмы. Бассейны, искусственные пруды, фонтаны построил человек. Вода не всегда течёт по поверхности, иногда и под землей. Оттуда вода поднимается на поверхность через тонкие каналы и образует родники. Вода в родниках очень чистая и пригодная для питья. А вот морская вода – солёная. И для питья не годится.
Беседа №12 «Водный транспорт»
Цель: Познакомить детей с водным транспортом и значением водоёмов для перевозки людей и грузов.
Ход беседы: Посмотреть и обсудить слайд-шоу «Водный транспорт». Беседа проводится в вопросно-ответной форме. Задать вопросы:
Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный)
Какой водный транспорт вы знаете? (корабль, лодка, пароход)
Кто управляет кораблём (капитан)
Как называется место, куда приплывают корабли? (порт)
Где можно встретить водный транспорт? (море, река, океан)
2 неделя
НАБЛЮДЕНИЯ
№1 Наблюдение за водой
Цель: Формировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно.
Предложить детям запомнить, где и какую воду они видели воду (в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить детям подумать, где – в природе, в быту– ещё можно обнаружить воду. И для чего её используют (для питья, полива, мытья, стирки, приготовления еды, для передвижения по воде).
Вывод: Человеку необходима вода.
№2 Наблюдение за испарением
Цель: Формировать у детей элементарные представления о круговороте воды в природе.
Вместе с детьми налить воды в небольшие ёмкости. Отметить первоначальный уровень воды. Одну ёмкость поставить в солнечное место (подоконник), другую в тёмное прохладное место. Ежедневно отмечать, где быстрее исчезнет вода: там, где тепло или там, где прохладно? В конце наблюдения обсудить, куда исчезла вод (испарилась, превратилась в пар).
Вывод: Капельки воды постоянно путешествуют.
№3 Наблюдение за растениями
Цель: Экспериментальным путём выявить зависимость жизнеспособности растений от воды.
В течение некоторого времени не поливать комнатное растение и наблюдать за его состоянием. Сравнить его с другими цветами, которые поливали. На прогулке наблюдать за растениями и уточнить представления детей о том, как растения в природе получают воду (поливает дождь).
Вывод: Без воды комнатные растения не могут существовать. Комнатным цветам, в отличие от природных растений, необходима помощь человека.
№4 Наблюдение за снегом
Цель: Выявить свойства снега. Определить, как он изменяется в зависимости от погодных условий.
Предложить детям определить цвет снега. Какого он цвета в солнечную погоду? В пасмурную? Когда блестит? Когда хорошо лепится? Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит. В какую погоду снег хрустит под ногами? Выяснить, в какой снег можно провалиться: в рыхлый или плотный? Рассмотреть снежинки, обратить внимание на красоту снежинок. Что происходит, если снежинка упадёт на ладошку?
Вывод: Снег – это твёрдое состояние воды. Снег бывает разным в зависимости от погодных условий. Снег тает от воздействия тепла.
№5 Наблюдение за таянием льда
Цель: Экспериментальным путём выявить, что процесс таяния льда зависит от воздействия тепла.
В две миски положить кубики льда. Одну поставить в более тёплое место, например, на столик, возле отопительной батареи. Другую миску, в более холодное, например, на подоконник. И в течение дня наблюдать, как тает лёд: с одинаковой ли скоростью протекает процесс таяния в мисках.
Вывод: Лёд растаял от тепла и превратился в воду: чем теплее, тем быстрее тает лёд. Лёд – это вода в твёрдом состоянии.
№6 Наблюдение за сосульками
Цель: Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома.
Найти самую маленькую и самую большую сосульку. Проследить, как в тёплую погоду с них стекают капли воды. Обследовать сосульку руками, выяснить, какая она – гладкая, шершавая. Выяснить прозрачная она или нет? Объяснить детям, почему сосулька такой формы (образуется в процессе стекания воды – растаявшего снега).
Вывод: Сосульки – это лёд, то есть вода в твёрдом состоянии. Сосульки образуются в результате воздействия солнечных лучей на снег, лежащий на крыше домов.
№7 Наблюдение за облаками
Цель: Выявить, что облака имеют различную форму и цвет. Развивать фантазию в процессе наблюдения за облаками.
Напомнить, что облака состоят из капелек воды, которая испарилась с поверхности земли. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Облака различны по форме, цвету. Тучи – дождевые и снеговые – тоже облака. Понаблюдать за движением облаков и скоростью движения: всегда ли и все ли двигаются одинаково. На что похожи облака?
Вывод: Облака бывают различными по форме, цвету, скорости движения. Тучи – это тоже облака.
№8 Наблюдение за осенним дождём
Цель: Формировать представления о зависимости погоды (небо затянуто облаками, стало пасмурно) с возникновением природных явлений (пошёл осенний дождь).
Напомнить, что тучи, которыми затянуто небо – это капельки воды, которая испарилась с поверхности земли. Дождь – это вода, в своём обычном, жидком состоянии. Дожди бывают разными по силе (мелкий моросящий, сильный проливной дождь), по продолжительности (короткий, затяжной).
Вывод: Дождь – это обычное, жидкое состояние воды. Дожди бывают разными по силе, продолжительности.
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С ВОДОЙ
Опыт № 1 «Вода прозрачная»
Описание опыта:
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В один стакан положить ракушку, в другой – ложку. В каком из стаканов они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода. В стаканчике с водой мы видим ракушку, а в стаканчике с молоком – нет.
Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт № 2 « У воды нет цвета, вкуса и запаха»
Описание опыта:
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Для сравнения дать детям попробовать сок. Если они не убедились, дети ещё раз пробуют воду на вкус.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Нюхать до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод: Вода не имеет цвета, вкуса и запаха.
Опыт№ 3 «Вода – жидкая»
Описание опыта:
Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой. И предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках. Предложить понаблюдать, как вода течёт из крана.
Вывод: Вода – жидкая, может течь.
Опыт № 4 «Вода не имеет формы»
Описание опыта:
Предложить детям рассмотреть кубик льда (напомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остаётся кубиком. А жидкая вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, графин, пробирку, в стеклянную бутылку, в цилиндр.
Вывод: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Опыт №5 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются»
Описание опыта:
Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песок и пробуют его размешать ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло? Кристаллики соли полностью растворились в воде. Песок осел на дно стаканчика.
Вывод: В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются.
Опыт № 6 « Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах»
Описание опыта:
Напомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находятся стаканчики с водой. Дети растворяют в одном из них краску, рассматривают, как изменяется цвет воды.
Предложить детям добавить в один стакан с водой сок лимона. Что изменилось? Вода приобрела запах лимона.
Предложить детям растворить в воде кусочек сахара, размешать и попробовать на вкус через трубочку – вода стала сладкой.
Вывод: Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах.
Опыт № 7« Вода бывает тёплой, холодной и горячей»
Описание опыта:
Налить в стаканчики воды разной температуры. Дети пальчиками трогают стенки стаканчиков, определяя, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком – самая горячая.
Как можно получить тёплую воду? Смешать в стакане горячую и холодную воду. Что получилось? – Тёплая вода.
Предложить детям опустить лёд в горячую воду и сравнить температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее? – Её остудил холодный лёд.
Вывод: Вода может иметь разную температуру.
Опыт № 8 «Пар – это тоже вода»
Описание опыта:
Налить горячей воды в стакан. Понаблюдать, что происходит? – Над поверхностью воды в стакане вверх поднимается пар. Что нужно для того, чтобы образовался пар? Необходимо воду нагреть до кипения, чтобы появились пузырьки на поверхности. Чтобы доказать, что пар – это тоже вода, нужно поместить над паром стекло. На нём выступят капельки воды.
Вывод: Пар – это тоже вода. Это газообразное состояние воды.
Опыт № 9 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле»
Описание опыта:
Напомнить, что лёд – это замёрзшая вода. От чего может растаять лёд? Предложить положить лёд на батарею, подержать в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды. Выяснить, где лёд растаял быстрее, где медленнее. Что произошло со льдом в процессе таяния? – Лёд превратился в жидкую воду.
Вывод: Лёд – твёрдая вода, тает в тепле.
Опыт № 10 « Лёд – легче воды»
Описание опыта:
Задать детям вопрос «Что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчике с водой?» Дети высказывают предположения: он утонет, будет плавать или, может быть, сразу растворится?
Предложить детям поместить в стакан с водой лёд. Понаблюдать за ним. Что происходит? – Лёд плавает на поверхности воды.
Вывод: Лёд легче воды, поэтому он не тонет, не опускается на дно стаканчика.
Опыт № 11 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускаются на дно»
Описание опыта:
Предложить детям опускать в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Понаблюдать, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?
Вывод: Лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, которые тяжелее воды тонут.
Опыт №12 «В солёной воде предметы не тонут»
Описание опыта:
Предложить детям в одной широкой миске сделать солёную воду, растворив в ней соль. В другой миске остаётся обычная пресная вода. Попросить высказать свои предположения о том, утонут ли в мисках небольшие предметы. Провести опыт с картофелиной и яйцом: в миске с пресной водой они сразу опустились на дно, а в солёной воде свободно лежат на поверхности и не тонут.
Вывод: В солёной воде предметы не тонут
3 неделя
Беседа «Обитатели водоемов» для детей средней группы
Цель: Уточнение и расширение знаний и представлений детей о животных и растениях водоемов. Систематизация экологических знаний.
Задачи: Развивать экологические представления взаимодействия растений и животных водоёма. Развивать зрительное и слуховое восприятие, речь, творческое воображение, память, внимание, мышление. Формировать умения выделять цепочку взаимосвязи растений и животных водоема. Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к богатствам природы.
Игра: «Четвертый лишний в нашем пруду».
Давайте, подумаем, кто живет в водоеме?
Водомерка, ежик, божья коровка, корова
Утка, петух, попугай, снегирь.
Бобер, белка, хомяк, бык
Рыба, верблюд, медведь, собака.
Пояснение воспитателя: Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали. Водомерка - насекомое. Живут у водоемов, они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие.
Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, тростник, камыш, осока.
Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины.
Рыбы, как животные бывают хищники и травоядные.
Щука - хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. Но в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.
Окунь - полосатый красавец. У него красные плавники. Он хоть и небольшой по размеру, но он хищник, питается мелкой рыбой.
Карась питается растениями и личинками насекомых
Карп также больше питается растительной пищей, особенно камышами, но не откажется и от мелких рыбешек, мальков, рачков, червячков.
Чем все рыбы похожи? (они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвост, чешуя)
Где же вы её найдёте? Ну, конечно же, в болоте!
Зелена, как трава, говорит: «КВА, КВА, КВА!» (Лягушка)
Лягушку можно увидеть не только у воды, в воде она откладывает яйца, из которых и появятся на свет мальки. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью.
Ползает наоборот, задом наперёд. Всё под водой хватает клешнёй (Рак).
Раки обитают в пруду с чистой водой на илистом дне. Здесь под корягами, камнями, корнями подводных растений они роют норки. Рак активен ночью. В случае опасности он пятится назад.
По узкой дорожке, голова да рожки. Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет?
Улитка - прудовик передвигается очень медленно. Живя среди зарослей растений, она соскабливает кожицу с поверхности листьев, а также поедает икру рыб, упавших в воду мух.
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А вот личинки стрекоз живут в воде.
Динамическая пауза
Утром стрекоза проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз - водой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
Комар это насекомое, которое живет во влажной среде. У комаров самки пьют кровь, укусив жертву, а самцы питаются цветочным нектаром и никогда не кусаются. Множество комаров поедают стрекозы, лягушки; их личинки уничтожают не только рыбы, но и другие обитатели водоемов.
Цапля - это птица довольно крупного размера с длинными ногами. Она тщательно за собой ухаживает. Питаются цапли рыбой, лягушками, раками, ящерицами, различными насекомыми. На зиму цапли улетают на юг. Прилетают в середине весны.
Давайте вспомним, с какими обитателями водоема мы сегодня познакомились.
- Кто живет на берегу? Почему? А кто в воде? А он может на берегу жить? Почему?
- Кто из них хорошо плавает? Благодаря чему? (вызвать на диалог)
- Могут ли они обитать в других местах? Например, в пустыне?
- Может ли лягушка жить под землей, а щука – в лесу? Почему?
Ребята, а как вы думаете, есть ли связь растений и животных водоема? Какая? А нужны ли растения и животные водоема друг другу? Попробуйте, найти взаимосвязь между обитателями водоема:
комар - лягушка - цапля
водоросли - карась - щука
водоём - рыба - чайка
водоросли - улитка - рыба
Беседа «Обитатели морей и океанов»
Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.
Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.
Ход беседы:
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?
Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями.
На чем мы отправимся в путешествие? (рассуждения детей). Отгадайте загадку:
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это корабль.
Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь!
(Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из стульчиков. Звучит мелодия «Вольный ветер»).
Уселись? Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.
Что вы видите? Я вижу бескрайние просторы моря, оно голубого цвета – небо отражается в нем, вижу легкие волны.
Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения.
Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:
Через море-океан
Плывёт чудо-великан.
На спине его есть кран:
Из него бежит фонтан.
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
“Я не остров! я же…”
Дети: Кит!
Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?
Дети: Он огромный.
Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?
Дети: Это фонтан.
Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).
Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)
Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Все верно. Кит - самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию).
Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.
Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).
Воспитатель: Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.
Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.
А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?
Я вижу, отгадайте кого:
Так резвится и хохочет
–Расплескать всё море хочет,
Среди волн мелькают спины,
Это шустрые…
Дети: Дельфины!
Воспитатель: Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию).
Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей).
Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.
А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой)
Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. ?
Дети: Акула.
Воспитатель: Конечно же, это акула.
(Показывает иллюстрацию).
Что вам известно об акулах? – (высказывания детей).
Воспитатель (уточняя и обобщая): Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.
Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это. ?
Дети: Краб.
Воспитатель: Верно.
(Показывает иллюстрацию).
Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).
Воспитатель (уточняя и обобщая): Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.
Крабы собирают мусор, очищают морское дно.
Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.
Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь руко – ног!
Это чудо. ?
Дети: Осьминог.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог.
(Показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).
Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).
А еще он может пускать краску (чернила, спасаясь от преследователя.
По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.
Физминутка
Спускайтесь в море. Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами:
Я сам себя не узнаю:
Менять свой цвет не устаю.
Был в горошек час назад,
А сейчас я полосат.
Подплываю я к кораллам –
Становлюсь я алым – алым.
Вот я клоун – осьминог –
Восемь разноцветных ног!
Стать могу чернее ночи –
Свет гаси. Спокойной ночи!
(Дети изображают осьминогов)
Воспитатель: А теперь возвращаемся на корабль. И вот вам еще загадка:
Панцирь каменный – рубаха.
А в рубахе. ?
Дети: Черепаха.
Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Что вы можете сказать про морскую черепаху? – (высказывания детей).
Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.
Слушайте следующую загадку:
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской?
Дети: Конек.
Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).
Воспитатель: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой.Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.
А вот и последняя загадка:
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее?
Дети: Медуза.
Воспитатель: (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).
Воспитатель: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.
Ну что ж, держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться.
Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами. (Включить музыку).
Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Можно выйти из корабля. Понравилось путешествие?
С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).
- Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).
- Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? – (ответы детей).
4 неделя
Беседа «Вода – друг или враг»
«Водяной в гостях у ребят»
Цель: закрепить знания детей о воде, её состояниях; познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде.
Ход беседы
Ход: Ребята вы любите загадки?
Попробуйте отгадать загадку:
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
В руках не удержать? ( Вода)
Скажите, где можно встретить воду? (в реке, море, океане, роднике, колодце, водопроводном кране и т.д.)
А сейчас я приглашаю всех в путешествие по глобусу.
-Посмотрите на глобус и скажите, что вы на нём видите? (ответы детей)
-Что на глобусе изображено синим цветом?
-Синим цветом на глобусе изображена вода. На нашей планете много воды и она разная: пресная, которая находится в реках, озёрах; соленая (в морях и океанах).
-Давайте вспомним о свойствах воды.
- Ребята, какая бывает вода ? (ответы детей)
- Что можно делать с водой? (наливать, переливать)
- А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)
- Когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)
- А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)
А сейчас отгадайте загадки о воде в разных состояниях:
∙ Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)
∙ Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)
∙ Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)
∙ Похож я с виду на горох,
Где я пройду – переполох. (Град.)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
∙ Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)
∙ Белая простыня
По небу плыла. (Облако)
- Зачем нужна вода? (ответы детей)
– В какие игры можно играть с водой? (пускать кораблики, плескаться и обливаться водой в жаркий день, купаться в водоеме и т.д.) .
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно.
Освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все, как один.
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
(Раздается стук в дверь заходит водяной с ведром и поет песню под музыку).
Водяной: «Я водяной, я водяной никто не водится со мной…!»
Воспитатель:
Ребята давайте подружимся с водяным и выясним, почему ни кто не водится с ним!
Водяной: а потому что меня все боятся.
А зря вы меня боитесь ведь в воде так много интересного!
Я бы вам показал, но злая колдунья заморозила мою речку.
И я вот принес с собой кусочек льда.
А что с ним делать не знаю!
Водяной: поможете мне?
Воспитатель:
Ребята поможем водяному?
Дети: Да!
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, почему вода превратилась в лед?
Дети: Потому что она замерзла.
Воспитатель: Ребята потрогайте лед! Какой он?
Дети: Холодный, гладкий, твердый.
Воспитатель: А еще он тает в тепле, превращаясь опять в воду. Сейчас мы поместим лед в стакан с водой и пока Водяной находится у нас в гостях лед растает в стакане.
Водяной: Ой, как интересно! А я этого и не знал
В жаркий солнечный летний день очень приятно провести у реки, озера. Поплескаться, поплавать в прохладной водице. Кажется, а что ничего плохого произойти не может. Но это не так. Вода может быть ОПАСНОЙ.
А хотите я вам расскажу, почему вода может быть опасной?
Дети :ДА
Водяной -Как вы думаете почему вода может быть опасной? ( ответы детей)
Водяной Поэтому, прежде чем пойти на речку, озеро или море, все должны знать правила поведения на водоёме.
Существуют правила безопасного поведения на воде, которые должен знать каждый.
Давайте я вам расскажу
– Как вы думаете в любом пруду, реке, озере можно купаться? (Нет)
Перед купанием в водоеме нужно спросить у взрослых, достаточно ли там чистая вода. Если водоем загрязнен, то микробы попадут вам в рот, нос, на кожу, могут вызвать серьезное заболевание.
Теперь мы с вами знаем
Правило №1
Купаться можно только в чистом водоеме
Правило №2
Заходить в воду и купаться можно только в сопровождении взрослых.
Как вы думаете, почему? (Под присмотром взрослых с детьми не случится беда)
Правило №3
Нельзя купаться в незнакомом месте. Дно реки может таить в себе много опасностей: затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться, осколки стекла, об которые можно порезать ноги, глубокие ямы.
Правило №4
Нельзя толкаться, плескаться, хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду. Это очень опасно, потому что человек, оказавшийся под водой, может захлебнуться и утонуть.
Правило №5
Нельзя прыгать в воду и нырять, потому что под водой могут быть коряги, камни, битое стекло. Можно пораниться, удариться и утонуть.
Правило №6
Нельзя заплывать далеко от берега на надувных матрасах. Матрас может зацепиться за корягу и лопнуть.
Правило №7
Если ты не умеешь плавать, то обязательно надевай круг, нарукавники или надувной жилет. Давайте примерим наших помощников?!
Дети надевают плавательные средства, показывают, как их использовать.
Водяной: Ну, все ребятки я думаю, вы запомнили как вести у водоема и мне пора в свой подводный мир. Спасибо вам!
Дети: До свидания!
Играет музыка «Я водяной, ….!» водяной уходит.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру и проверим, как вы усвоили правила безопасности, про которые нам рассказал Водяной.
Словесная игра « Да или нет» (с показом иллюстраций)
(Если опасно – поднимаем руки вверх, если нет – руки опускаем.)
- Можно ходить купаться на водоёме без сопровождения взрослых?
- Нельзя прыгать и нырять в воду?
- Можно заплывать далеко от берега на надувном матросе?
- Можно купаться в местах, где запрещено купание?
- Нельзя толкаться, плескаться, хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование в средней группе на ноябрь
календарно-тематическое планирование...
Календарно - тематическое планирование в средней группе на ноябрь 2015 г. по ФГОС
Календарно - тематическое планирование в средней группе на ноябрь 2015 г....
Календарно-тематическое планирование в средней группе по программе "От рождения до школы". Средняя группа. Ноябрь 1 неделя
Тема недели: «Транспорт: едем, плывем, летим»Интеграция образовательных областейВиды детской деятельностиСовместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областейОрганизац...
Календарно - тематическое планирование в средней группе на ноябрь.
План составлен на основе основной образовательной программы " От рождения до школы", под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой. Содержание систематизированно по областям. В плане отра...
Календарно - тематическое планирование в средней группе на ноябрь в средней группе
Планирование на каждый день ноября в средней группе...
Комплексно-тематическое планирование в средней группе на ноябрь
Комплексно-тематическое планирование в средней группе на ноябрь...