Методы и приемы воспитания сенсорной культуры у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Никулушкина Юлия Валерьевна

С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

Приём – это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_sensorn.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы воспитания сенсорной культуры
у детей раннего возраста

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания (Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова). С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

Приём – это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит подчиненный характер.

При формировании у детей основ сенсорной культуры следует использовать способность детей к подражанию.

1. Сначала все действия выполняются совместно с ребенком, поскольку это максимально соответствует возможностям детей.

2. Детям показывают, как выполнить то или иное действие, а затем совместно (то есть руками ребенка) выполняют. В данном случае подражание является сопряженным: взрослый осуществляет поэлементный показ действия, а ребенок повторяет каждый элемент. В случаях затруднения взрослый помогает ребенку выполнять действие, направляя его руки. Далее подражание носит отраженный характер: после показа операции ребенок выполняет ее самостоятельно. Взрослый оказывает ему необходимую помощь.

3. На втором этапе обучения дети способны выполнить задание по наглядному образцу после тщательного анализа, объяснения и показа педагога. Педагог руководит действиями ребенка, оказывает ему помощь.

4. На третьем этапе обучения можно подойти к выполнению заданий по инструкции с опорой на образец.

При формировании представлений о величине предметов исходным моментом является обучение обследованию этого признака. Целесообразно использовать следующие приемы обследования: показ величины (протяженности, высоты и ширины предмета), проведение пальцами по указанной протяженности, измерение ее разведенными пальцами или руками, сравнение величины предметов путем наложения или приложения. Значительное место в работе следует отводить тренировочным упражнениям, игровым ситуациям, а в дальнейшем – дидактическим играм.

При формировании умения строить сериационные ряды сначала детей обучают раскладывать три предмета по подражанию, затем по образцу и далее по правилу (выбирать каждый раз самый большой/маленький).

В последующем можно увеличить количество предметов до 5–7. Необходимо отметить, что результаты измерений должны использоваться в различных содержательных деятельностях (предметной, игровой, продуктивной).

При формировании представлений о геометрических фигурах, телах и форме предметов большое внимание уделяется обучению детей приемам обследования форм осязательно-двигательным путем под контролем зрения и со словесным сопровождением педагога.

1. Сначала все действия выполняются совместно («рука в руке»), затем по подражанию и образцу.

2. Целесообразно также использовать показ геометрического тела (фигуры), его называние (педагогом), выбор «такого же» по подражанию и образцу.

3. Затем необходимо организовать такие действия ребенка с предметом, которые обусловлены его формой. Далее используются упражнения на распознавание и на умение различать и называть форму; упражнения на выбор по образцу (предметов одного цвета и величины; предметов разного цвета и величины); упражнения на выбор по словесному обозначению педагога; упражнения в форме дидактических и подвижных игр.

Аналогичная система работы предусматривается при ознакомлении с геометрическими фигурами. Знакомство с геометрическими фигурами происходит путем сравнения с уже известными формами в той же последовательности (к примеру, для демонстрации «связи» между телами и фигурами можно использовать эффект тени: при ярком местном освещении демонстрируют, что тень от шара – это круг и пр.). При поиске предметов различной формы в окружающей обстановке можно использовать «геометрические ориентиры» – фигуры с четко обведенным контуром. Размер фигуры соответствует размеру искомых предметов, что облегчает задачу. Результаты обследования используются в различных видах деятельности (предметной, игровой, продуктивной, конструктивной).

Формирование представлений о цвете предметов требует особого внимания, поскольку цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать во внешнем плане рукой, как при обследовании величины или формы предмета. Поэтому формирование представлений о цвете происходит путем фиксации внимания детей на тождестве цвета предметов.

1. На начальном этапе обучения, когда у детей еще не сформированы эталонные представления, выделение цвета осуществляется через соотнесение предметов между собой. При этом первоначально это будут устойчивые пары цветов, например: черный – желтый, красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный.

2. В дальнейшем пары устанавливаются произвольно. Ребенку показывают предмет определенного цвета и предлагают: «Выбери такой же, как у меня» (такого же цвета). Вначале предлагается выбрать из двух лежащих перед ребенком предметов.

3. В дальнейшем постепенно увеличивают численность элементов группы однородных предметов до шести (например, деревянные шарики по три каждого цвета). Ребенок каждый раз выбирает один предмет определенного цвета, перекладывая его в указанное педагогом место (стаканчик, коробочку, сосуд с узким горлышком и пр.), и таким образом получает две группы однородных предметов. Это упрощенный вариант группировки, промежуточный между выбором по образцу и группировкой.

4. Следующий шаг – обучение группировке, когда перед ребенком в произвольной последовательности раскладывают предметы, а он берет их по порядку и определяет путем приложения к образцу, в какую группу их положить.

5. В дальнейшем предметы раскладываются без использования образца (элементарная классификация). При выполнении каждого действия педагог называет цвет предмета, постепенно добиваясь повторения и самостоятельного его называния ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей раннего возраста

об основных методах и приемах, которые я использую в своей деятельности при стимулировании речевой активности малышей...

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста в игровой деятельности

Данный материал рассказывает о развитии мелкой сенсорики у детей через использование дидактических игр....

"Нетрадиционные методы и приемы, способствующие адаптации в ДОУ детей раннего возраста"

   Адаптация является активным процессом, неизбежно приводящим к позитивным или негативным результатам (стресс). Выделяется два основных критерия успешной адаптации: вн...