Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста в игровой деятельности
статья (младшая группа)

Елена Владимировна

Данный материал рассказывает о развитии мелкой сенсорики у детей через использование дидактических игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста в игровой деятельности

В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры.

Сенсорная культура ребёнка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способными различать широкую гамму красок, и мир постепенно предстаёт перед ними во всём своём богатстве и многообразии.

Сенсорное развитие – составляет умственное развитие ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

В раннем возрасте сенсорное развитие реализуется в различных видах деятельности:

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками:

- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто, общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действие с бытовыми предметами – орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок, двигательная активность.

В качестве одного из методов сенсорного развития применяются дидактические игры. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее. Поэтому ведущей деятельностью в группе раннего развития всегда является игра.

Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны, развивает умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерность принимать самостоятельное решение, познает мир.

С одной стороны, дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.

Действуя с предметами, ребёнок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом.

В процессе деятельности у детей развивается мышление, сообразительность, воспитывается сосредоточенность.

Использование дидактических игр, помогает развивать у детей первичные волевые черты характера, в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами, стремится к получению положительного результата.

В ходе дидактической игры развивается аналитическое восприятие ребенка. А главное, ребенок познает окружающий мир с радостью непроизвольно.

Игры на зрительное восприятие (цвет, форма, величина).

Восприятие цвета

Задачи:

- Развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать результат словами «такой», «не такой»

- Познакомить с названиями основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий)

- развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием. 

Дидактическая игра «Подбери по цвету».

- развитие моторики пальцев рук, через действия с другими предметами;

- развитие умения различать и называть цвета;

- развитие зрительного восприятия и внимания.

Детям предлагается разложите цветные шарики в баночках и подобрать крышки в соответствии с цветом. В ходе игры педагог побуждает называть цвет выбранных крышек и шариков.

Дидактическая игра «Яичко в домике».

- развитие моторики пальцев рук, через действия с другими предметами;

- развитие умения различать и называть 4 основных цвета;

- учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия, действовать целенаправленно, последовательно слева на право, не пропуская ячеек.

Основными цветами закрашиваются ячейки контейнера для яиц. Капсулы от киндер. сюрприза обвязывают соответствующим цветом. Дети должны разложить яички в домики и называть цвет яичек и домиков.

Дидактическая игра «Воздушные шарики».

- Способствовать формированию у детей цветовых представлений, соотносить цвета разнородных предметов.

Детям предлагается завязать ленточку на шарике. При выборе шарика с ленточкой педагог побуждает ребенка к словесному обозначению выбранного цвета.

В результате сенсорного восприятия дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар для воспитателей "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через игровую деятельность"

Для развития познавательных способностей детей выступает важнейший вид деятельности- игра.В своей работе я использую разнообразные игры.Здесь можно узнать какие....

Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в игровой деятельности»

Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая нетрадиционная методика и тема разработана в соответствии с наи...

"Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством игровой деятельности" Консультация для родителей

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Оно создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение дл...

Опыт работы воспитателя Паткиной С.Д. МБДОУ №3 по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию  «Развитие  эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»...

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие  эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»Игровая деятельность...

Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста в игровой деятельности

В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры.Сенсорная культура ребёнка — результат усвоения им сен...