«Использование эффективных методов и приемов при адаптации в ДОУ детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Вальтер Татьяна Викторовна

опыт работы с детьми раннего возраста во время адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_blagopoluchie_dlya_rebenka.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад «Радуга»

«Использование эффективных методов и приемов при адаптации в ДОУ детей раннего возраста»

        Составила:  педагог-психолог Вальтер Т.В

Апрель 2019 год

«Эмоциональное благополучие для ребенка,

все равно, что для ростка свет, тепло,

 влага, удобрение….

Чтобы нормально расти,ребенку нужна

любовь, уверенность в своих силах,

в своей значимости и ценности для нас,

взрослых»

И.Сеченов

    Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это ,прежде всего , первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

    Ребенок развивается тогда, когда ему хорошо и спокойно. Но что же для этого нужно?  Прежде всего – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша. Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

 - создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;

 - понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким,  какой он есть.

- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

  При проведении занятий я учитываю специфику работы с маленькими детьми:  ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через капризы, отставания в развитии, агрессивность.

 При адаптации детей раннего возраста, я предлагаю использовать эффективные методы и приемы.

  Методы обучения – это способы работы педагога с помощью которых достигается усвоения детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.

  Прием обучения – это часть метода, отдельный шаг в его реализации. Эти приемы и методы хорошо использовать для того, чтобы уменьшить невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях.

 Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой.

В процессе задействованы руки детей, это влияет на сенсорное, речевое развитие, что составляет фундамент умственного развития: рука «познает», а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления.

Элементы телесной терапии (обнять, погладить).

Всем известно, что если ребенок плачет, капризничает, недомогает – его нужно взять на ручки, погладить, обнять, поцеловать и мы сразу видим, что ребенок успокаивается.

Шумовые игрушки

Мы предлагаем шумовые игрушки не только купленные в магазине, но и сделанные своими руками из различного цвета бусинок, бисера и поеток, гороха, фасоли или пшена, можно порезать и дождик из фольги. Дети будут не только прислушиваться к шуму, но и с удовольствием разглядывать содержимое, потому что сама ёмкость - игрушка обязательно должна быть прозрачной.

 Релаксационные игры (песок, вода). 

Релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. Они учат детей снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах и через сюжетно-ролевые игры уметь находить основные причины для этого состояния.

Игры с водой

Упражнения с водой стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых. Совершенствуется зрительно - пространственная ориентация.

Пескотерапия.( игры с песком)

 Эти упражнения развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику, снимают мышечную напряженность. В данном случае заменить песок крупой - пшеном.

 Использование игр и игровых упражнений с песком и водой очень эффективно, они обладают релаксационным действием;

Сказкотерапия 

– это процесс внутреннего воспитания ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. Занятия вводят ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогают ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фон», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Основной акцент делаем не просто на проработки эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей. В этих занятиях важно, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их. Таким образом, развивается произвольное улавливание ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц тела.

Мыльные пузыри

Дети с удовольствием пускают пузыри, пытаются дотронуться до них, чтобы лопнуть и испытывают только положительные эмоции.

  Пальчиковая живопись

Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. А если это ещё и разукрашенные ладошки и разноцветные пальчики, то восторгу малышей нет предела…

Диспут: проблемные ситуации по адаптации:

Проблемная ситуация № 1

По утрам когда мама приводит Мишу  в ДОУ , мальчик очень сильно плачет, бежит вслед за мамой. Ребенок не хочет проходить даже в игровую.

Ваши действия?

Возможные варианты ответов:

Вариант 1

Проводите его к окну, помашите вместе с ним маме в окошко.

Вариант 2

Отведите в спальню или поближе к игрушкам, лучше всего туда, где есть возможность побыть одному, предоставьте его самому себе.

Вариант 3

Если ребенок впервые в ДОУ, вооружитесь куклой бибабо, с её помощью отвлеките и успокойте ребенка.

Проблемная ситуация № 2

Таня когда начала ходить в детский сад стала очень часто болеть. Родители Тани  просят не брать девочку на прогулку, боясь простуды.

        Ваши действия?

Возможные варианты ответов:

Вариант 1

Ребенок только что после болезни, операции и т.п. Пойдите навстречу родителям, объяснив, что это будет исключением, а не правилом.

Вариант 2

Родители идут на конфликт. Объясните родителям, что на время прогулки няня открывает настежь окна в любую погоду, чтобы проветрить группу, и выразите опасение, не простудится ребенок при таких условиях, скорее, в группе, чем на улице.

Вариант 3

Родители тревожные. Объясните, что в плохую погоду детей гулять не выводят, посоветуйте одевать ребенка теплее. Предложите родителям присутствовать на прогулке, убедиться, что дети под присмотром, в движении.

Проблемная ситуация : №3

Ребенок приносит с собой из дома игрушку в детский сад и остро реагирует на то, что кто- то подошел к этой игрушке. Как вести себя педагогу?

А теперь ,Уважаемые коллеги, я хочу попросить вас озвучить ваши проблемные ситуации, с которыми вы сталкивались во время адаптационного периода . И мы все вместе попробуем найти пути их решения.

Все вместе обсуждаем проблемы, ищем пути их решения. Делаем выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей раннего возраста

об основных методах и приемах, которые я использую в своей деятельности при стимулировании речевой активности малышей...

«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов»

«Формирование представлений о домашних животных у детей младшего дошкольного возраста посредством использования эффективных методов и приемов» Дети – любознательный народ. Им интересно все в этом мир...

«Эффективность использования разных видов театра в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста»

Проработав много лет в группе раннего возраста постоянно сталкиваюсь с проблемой адаптации к детскому саду. Достаточно много приходящих детей у которых адаптация протекает тяжело. И тут приходит на по...

"Нетрадиционные методы и приемы, способствующие адаптации в ДОУ детей раннего возраста"

   Адаптация является активным процессом, неизбежно приводящим к позитивным или негативным результатам (стресс). Выделяется два основных критерия успешной адаптации: вн...