Главные вкладки
Выступление на педсовете: «Лего – конструирование и робототехника в дошкольном образовательном учреждении – шаг к техническому творчеству»
материал
Играя с конструктором LEGO, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их, усовершенствовать и т.д. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego_konstruirovanie_doklad_na_gmo.docx | 177.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»
Выступление по теме:
«Лего – конструирование и робототехника в дошкольном образовательном учреждении – шаг к техническому творчеству»
Выполнила:
воспитатель Абдульманова Ж.С.
2021год
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать.
Играя с конструктором LEGO, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их, усовершенствовать и т.д. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. Лего-технология и робототехника значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;
- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность созидать свой собственный мир, где нет границ.
На сегодняшний день LEGO-конструкторы и робототехника активно используются детьми в игровой деятельности.
LEGO технологии имеют ряд определенных преимуществ перед другими средствами обучения, развития и коррекции.
Конструктор безопасен: ребенок может играть с поделками, ощупывать, не рискуя испортить. Конструктор и ребенок максимально мобильны – можно играть как на столе, так и на полу. Вне зависимости от навыков у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции. Он находится в ситуации успеха.
Разнообразие LEGO конструкторов позволяет заниматься с детьми разного возраста и различных образовательных возможностей.
От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.
Робототехника в современном ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству.
Робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механики, электроники, автоматики, конструирования, программирования и технического дизайна. Роботы для игр появились не так
давно, но уже успели стать популярными и полезными для обучения.
Обучение детей с использованием робототехнического оборудования — это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа.
Дети начинают интересоваться LEGO –конструированием, как правило, с 3-х летнего возраста.
Во второй младшей группе дети знакомятся с основными деталями LEGO DUPLO, способами крепления деталей.
В средней группе - учатся работать по плану, самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать. В этом возрасте добавляется конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. У них формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способностей воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. В этом возрасте они уже способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
В подготовительной группе формирование умения планировать постройку при помощи LEGO-конструктора становится приоритетным. Дети свободно выбирают стратегию работы, проверяют выбранный ими способ решения задачи и его исправления.
В детском саду «Рябинушка» во всех группах оборудованы центры по LEGO конструированию и находятся свободном доступе для детей. У нас имеются следующие виды конструкторов: LEGO DUPLO, LEGO Education WeDo, LEGO Education, Лего первые механизмы.
LEGO конструирование и робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.
Занятия по робототехнике знакомят детей с законами реального мира, учат применять теоретические знания на практике, развивают наблюдательность, мышление, сообразительность, креативность.
Условно робототехнику можно разделить на два модуля: это готовые мини-роботы и роботы, собираемые из LEGO.
Виды ЛЕГО-конструктора можно классифицировать следующим образом:
- по возрастным категориям,
- по половому различию,
- по тематике,
- по виду материала.
Внедрение лего — технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие
Занятия по ЛЕГО-конструированию помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире, в этом нам помогают такие лего-конструкторы, как: «Животные холодных и жарких стран», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Семья», «профессии», «детская площадка» , «Такой разный транспорт», «Путешествие в сказку» и другие.
Лего позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие
На занятиях познавательного характера, в частности, по формированию элементарных математических представлений, конструктор используется с целью развития и закрепления навыков прямого и обратного счета, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур, умения ориентироваться на плоскости через такие игры: «Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд» и др. При помощи деталей Лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветом. Через игру дети усваивают такое понятие как «чередование», учатся применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры с использованием различных цветов. При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право – лево», «сзади – спереди», «под – над». Таким образом, формируется понимание пространственных отношений. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром «LEGO» используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого он сделан, в этом случае детям предлагаются такие игры как: «Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются», «Расскажи о свойствах предмета».
Речевое развитие
Немаловажную роль «LEGO» конструкторы играют в речевом развитии дошкольников. С помощью конструктора можно отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными. Манипулируя деталями, ребенок, превращает их то в одну, то в другую букву, запоминает ее образец. Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний, развивает понимание образования сложных слов.
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют развитию речи детей, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе.
Физическое развитие
Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор Лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.
Художественно - эстетическое развитие
Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, исследователи (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Ф. Фребель и др.) предложили разные формы организации обучения:
- Конструирование по образцу - это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Педагог предлагает сначала рассмотреть игрушку, выделить основные части. Затем вместе с ребенком выбрать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции). В данном приёме «Конструирование по образцу» развиваются коммуникативные способности, а именно: умение вести диалог, договариваться между собой, находить оптимальное решение.
- Конструирование по модели. В модели многие элементы, которые её составляют, скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота (конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке или на интерактивной доске в виде силуэта. Ребёнок узнаёт картинку, выделяет скрытые элементы и приступает к сборке конструкции. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление.
- Конструирование по заданным условиям. Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. Педагог загадывает загадку о предмете, отгадав её, ребёнок рисует. Затем он выделяет основные признаки предмета и выбирает, из каких деталей необходимо построить конструкцию. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника. При освоении всех выше перечисленных приёмов обучения робототехнике, далее происходит усложнение работы в конструировании с использованием лего – технологий.
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и наоборот, - по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. Либо определить самостоятельно последовательность построения конструкции. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.
- Конструирование по замыслу. Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными. В случае затруднении ребенок может обратиться за помощью к педагогу.
- Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием робототехники и конструкторов LEGO поможет воспитать будущих инженеров с детского сада, способствовать выявлению детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и созданию условий для их дальнейшего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении воспитателей«ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечив...
Текст выступления на конкурсе "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных образовательных учреждений"
Представленные доклады содержат инфомацию по обмену опытом в рамках конкурсного проекта "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных учреждений". На конкурс были представлены следующие материалы:...
Проект «Искусство выжигания в дошкольном образовательном учреждении – ступенька к техническому творчеству»
Актуальность внедрения в образовательный процесс технологии художественного выжигания по дереву обусловлено тем, что в настоящее время обществу нужны люди креативные, творчески мыслящие, обладающие те...
Статья в педагогический журнал на тему "МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ОСНОВА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ"
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими ...
«Лего - конструирование и робототехника - первый шаг к приобщению дошкольников к техническому творчеству» (Консультация для воспитателей)
Целью занятий по робототехнике для дошкольников является, прежде всего, развитие личности малыша, его творческих и интеллектуальных способностей, а не создание какого-то технически сложного уникальног...
Статья на тему: "Лего-конструирование и робототехника в дошкольном образовательном учреждении, как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста"
Современные дети, так же, как и мы – взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, информатизации и роботостроения. Достижения техники и программирования быстро проникают во все области челове...
Проект: «Робототехника в дошкольном образовательном учреждении»
Проект: «Робототехника в дошкольном образовательном учреждении»...