Статья в педагогический журнал на тему "МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ОСНОВА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ"
статья по конструированию, ручному труду
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kostyleva_k.a.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.2 Костылева Ксения Анатольевна,
воспитатель ВКК
Детский сад № 8,
г. Каменск-Уральский, Россия
e-mail: tchistyakowa.xenia@yandex.ru
МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. По мнению губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева «начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в школьном и даже в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству». Шагнуть в будущее образование можно только с эффективными и инновационными идеями.
Педагогический проект «Мир науки и техники глазами ребенка» был создан в 2018 году для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) для реализации комплексной программы «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 годы, одобренная Указом Губернатора Свердловской области от 6 декабря 2014 года № 453–УГ «О комплексной программе Уральская инженерная школа», предоставляет дополнительную возможность отработать новые образовательные задачи, подходы и формы работы, нацеленные на развитие технических способностей детей, сформировать интерес у детей к инженерной деятельности и предметам естественнонаучного цикла уже на самой ранней ступени образования - в дошкольной образовательной организации.
Говоря о реализации проекта «Мир науки и техники глазами ребенка», можно смело утверждать, что мы стараемся выполнить задачи Федерального проекта «Успех каждого ребенка», входящего в национальный проект «Образование», а именно, выявлять, поддерживать и развивать способности и таланты у детей, создавать современные условия для развития технического творчества детей, формировать у них интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.
В нашем детском саду для формирования интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла у воспитанников 5-7 лет мы используем моделирование, LEGO–технологию. Моделирование, конструирование и робототехника очень точно вписалась в стандарт нового поколения, особенностью которого является ориентация на результат на основе системно-деятельностного подхода.
Проект представлен тремя образовательными модулями: «Моделирование», «Конструирование», «Робототехника».
Данный проект помогает реализовывать принципы ФГОС дошкольного образования, поддерживает детскую инициативу, активность, самостоятельность и любознательность.
Цель проекта: обеспечить формирование познавательного интереса к техническому творчеству детей старшего дошкольного возраста на основе конструктивной деятельности.
Моделирование – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, которая основана на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками и символами. Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Кубики Никитина, IQ-кубики, Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Геоконт и «Волшебный квадрат» Воскобовича, 3D ручка - служат ранней логической пропедевтикой для подготовки мышления детей к усвоению математики. Использование пособий в играх с дошкольниками позволяют моделировать важные понятия не только в математике, но и кодировании – декодировании информации, логических операциях, формируется алгоритмическая культура мышления.
Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность, творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ЛЕГО-постройки, используются в сюжетно-ролевых играх, играх-театрализациях. В помощь у нас конструкторы Lego Education Duplo c трубками, Lego Education конструктор кирпичики для творческих занятий, Lego Education «Первые механизмы», и др.
Робототехника помогает детям мыслить творчески, анализировать ситуации, применять критическое мышление для решения проблемных ситуаций. С конструктором Lego базовый набор Education WeDo 2.0 дети учатся конструировать и программировать действия настоящего робота. Использование в работе мини-роботов «Bee-Bot Умная пчела» способствует формированию основ элементарного программирования. Дети с легкостью изучают программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).
Занимаясь моделированием, конструированием и робототехникой индивидуально, парами, в командах, дети имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, которые возникают в ходе взаимодействия и воплощать их в своих постройках. Такая совместная и индивидуальная творческая деятельность способствует созданию ситуации успеха, придает ребенку уверенность и повышает самооценку.
Для развития у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях 5-7 лет в непрерывной образовательной деятельности используется опытно-экспериментальная деятельность. Для этого в нашем детском саду приобретены различные наборы: «Юный биолог», «Юный химик», «Лаборатория», «Электрические цепи», «Космос. Наблюдение за звездами».
В рамках проекта организована работа по расширению представлений детей об инженерных профессиях с активным привлечением родителей. Так, интересно прошло развлечение «Азбука инженерных профессий», час по интересам «В инженеры я б пошел, пусть меня научат», квест-игра «Техно-квест».
Информационно-компьютерные технологии – это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Для научно-исследовательской деятельности ребёнка активно использую специализированные интерактивные программы на ПАК «Колибри». Блок «Инженерная школа» в комплексе интерактивных развивающих игр «Волшебная поляна» включает набор программ, направленных на развитие инженерного мышления, навыков программирования и конструирования. Здесь есть шашки, шахматы, «Умная лаборатория», «Конструктор» и программа «Робби», в которой нужно задавать план действий для мини-робота.
Практические навыки, которые приобретает ребенок, занимаясь на интерактивной панели: развитие мелкой моторики; знакомство с формой предметов; развитие фантазии и воображения; выработка технических навыков в процессе задумки и реализации поставленной задачи; стимуляция наглядно-образного и логического мышления; самостоятельность и самоорганизация.
Таким образом, внедрение проекта с использованием моделирования, LEGO – конструирования, робототехники в образовательный процесс детского сада позволяет создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков, расширению кругозора старшего дошкольника, в том числе и в естественнонаучном направлении; будет способствовать ранней пропедевтике технической профессиональной ориентации; отвечать желаниям родителей видеть своего ребенка технически грамотным, общительным и умеющим найти правильный выход в конкретной жизненной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная робототехника в современном ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству (из опыта работы)
Выступление на региональном меропртятии "День программирования и робототехники"...
Робототехника в современном ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольника к техническому творчеству
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются все...
Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладывают...
Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фун...
Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству
Инновационные процессы в системе образования требуют новойорганизации системы в целом, особое значение предается дошкольномувоспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются всефундаме...
Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству
Данная статья поведает о необходимости использования в современном образовательном процессе конструирования. Этот вид творческой,познавательной деятельности становится очень актуальным в н...
Робототехника в детском саду — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству
Консультация для воспитателей...