Статья в педагогический журнал на тему "МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ОСНОВА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ"
статья по конструированию, ручному труду

Костылева Ксения Анатольевна

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostyleva_k.a.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.2                                                  Костылева Ксения Анатольевна, 

воспитатель ВКК

Детский сад № 8,

г. Каменск-Уральский, Россия

e-mail: tchistyakowa.xenia@yandex.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. По мнению губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева  «начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в школьном и даже  в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству». Шагнуть в будущее образование можно только  с эффективными и инновационными идеями.

Педагогический проект «Мир науки и техники глазами ребенка» был создан в 2018 году для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) для реализации комплексной программы «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 годы, одобренная Указом Губернатора Свердловской области от 6 декабря 2014 года № 453–УГ «О комплексной программе Уральская инженерная школа», предоставляет дополнительную возможность отработать новые образовательные задачи, подходы и формы работы, нацеленные на развитие технических способностей детей, сформировать интерес у детей к инженерной деятельности и предметам естественнонаучного цикла уже на самой ранней ступени образования - в дошкольной образовательной организации.

Говоря о реализации проекта «Мир науки и техники глазами ребенка»,  можно смело утверждать, что мы стараемся выполнить задачи Федерального проекта «Успех каждого ребенка», входящего в национальный проект «Образование», а именно, выявлять, поддерживать и развивать способности и таланты у детей, создавать современные условия для развития технического творчества детей, формировать у них интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.  

В нашем детском саду для формирования интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла у воспитанников 5-7 лет мы используем моделирование, LEGO–технологию.       Моделирование, конструирование и робототехника очень точно вписалась в стандарт нового поколения, особенностью которого является ориентация на результат на основе системно-деятельностного подхода.

Проект представлен тремя образовательными модулями: «Моделирование», «Конструирование», «Робототехника».

Данный проект помогает реализовывать принципы ФГОС  дошкольного образования, поддерживает детскую инициативу, активность, самостоятельность и любознательность.

Цель проекта: обеспечить формирование познавательного интереса к техническому творчеству детей старшего дошкольного возраста на основе конструктивной деятельности.

Моделирование –  это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, которая основана на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками и символами.  Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Кубики Никитина, IQ-кубики,  Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера,  Геоконт и  «Волшебный квадрат» Воскобовича,  3D ручка - служат ранней логической пропедевтикой для подготовки мышления детей к усвоению математики. Использование  пособий в играх с дошкольниками позволяют моделировать важные понятия не только в математике, но и кодировании – декодировании информации, логических операциях, формируется алгоритмическая культура мышления.

Конструирование – один из излюбленных  видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность, творчество.  Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ЛЕГО-постройки,  используются в сюжетно-ролевых играх, играх-театрализациях. В помощь  у нас  конструкторы Lego Education Duplo c трубками, Lego Education конструктор кирпичики для творческих занятий, Lego Education  «Первые механизмы», и др.

Робототехника помогает детям мыслить творчески, анализировать ситуации, применять критическое мышление для решения проблемных ситуаций.  С конструктором           Lego базовый набор Education WeDo 2.0  дети учатся  конструировать и программировать действия настоящего робота. Использование в работе мини-роботов «Bee-Bot Умная пчела» способствует формированию основ элементарного программирования. Дети с легкостью изучают программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).

Занимаясь моделированием, конструированием и робототехникой индивидуально, парами, в командах, дети имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, которые возникают в ходе взаимодействия  и воплощать их в своих постройках. Такая совместная и индивидуальная творческая деятельность способствует созданию ситуации успеха, придает ребенку уверенность и повышает самооценку.

Для развития у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях 5-7 лет в  непрерывной образовательной деятельности используется опытно-экспериментальная деятельность. Для этого в нашем детском саду приобретены различные наборы: «Юный биолог», «Юный химик», «Лаборатория», «Электрические цепи», «Космос.  Наблюдение за звездами».

В рамках проекта организована работа по расширению представлений детей об инженерных профессиях с активным привлечением родителей. Так, интересно прошло развлечение  «Азбука инженерных профессий», час по интересам «В инженеры я б пошел, пусть меня научат», квест-игра «Техно-квест».

Информационно-компьютерные технологии – это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.  Для научно-исследовательской деятельности ребёнка активно использую специализированные интерактивные программы на ПАК «Колибри». Блок «Инженерная школа» в комплексе интерактивных развивающих игр «Волшебная поляна» включает набор программ, направленных на развитие инженерного мышления, навыков программирования и конструирования. Здесь есть шашки, шахматы, «Умная лаборатория», «Конструктор» и программа «Робби», в которой нужно задавать план действий для мини-робота.

Практические навыки, которые приобретает ребенок, занимаясь на интерактивной панели: развитие мелкой моторики; знакомство с формой предметов;  развитие фантазии и воображения; выработка технических навыков в процессе задумки и реализации поставленной задачи; стимуляция наглядно-образного и логического мышления; самостоятельность и самоорганизация.   

      Таким образом, внедрение проекта с использованием моделирования, LEGO – конструирования, робототехники  в образовательный процесс детского сада позволяет создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков, расширению кругозора старшего дошкольника, в том числе и в естественнонаучном направлении; будет способствовать ранней пропедевтике технической профессиональной ориентации; отвечать желаниям родителей видеть своего ребенка технически грамотным, общительным и умеющим найти правильный  выход в конкретной жизненной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Робототехника в современном ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольника к техническому творчеству

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются все...

Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладывают...

Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фун...

Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству

Инновационные процессы в системе образования требуют новойорганизации системы в целом, особое значение предается дошкольномувоспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются всефундаме...

Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству

Данная статья поведает о необходимости использования  в современном образовательном процессе конструирования. Этот вид  творческой,познавательной деятельности становится очень актуальным в н...