Выступление на педсовете, посвященному правовому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении
статья на тему
Человек получает права, когда появляется на свет. В раннем детстве ребенок должен почувствовать и осознать себя человеком, живущим в обществе и имеющим равные со всеми права, обязанности и свободы.
Только в этом случае мы можем надеяться, что наши дети вырастут свободными, нравственными, талантливыми образованными гражданами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebenka.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете, посвященному правовому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении
Человек получает права, когда появляется на свет. В раннем детстве ребенок должен почувствовать и осознать себя человеком, живущим в обществе и имеющим равные со всеми права, обязанности и свободы.
Только в этом случае мы можем надеяться, что наши дети вырастут свободными, нравственными, талантливыми образованными гражданами.
Цель: Максимально способствовать социальной адаптации ребенка старшего дошкольного возраста при помощи формирования основ правовых знаний.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятиями «права» и «обязанности»
2. Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции о правах ребенка
3. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений
4. Повысить уровень культуры межличностного взаимодействия детей в группе
5. Создание благоприятного фона для контактов с детьми.
6. Разработать перспективный план работы с детьми
ПРАВО НА ИГРУ:
В последнее время во всём мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. Одно из свидетельств этого процесса – создание Международной ассоциация игры (IPA – International Play Association). Целью этой ассоциации является поддержание ценности детской игры и создание благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребёнка на игру.
Игра рассматривается как способ понимания жизни и главная форма активности ребёнка. Потребность в игре является не дополнительной, а жизненно важной для ребенка, наряду с базисными потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Игра определяется как добровольная, спонтанная, свободная детская деятельность, приносящая радость, новый опыт, переживания; как специфический способ существования человека в культуре.
IPA провела масштабное исследование игры в разных частях света в результате, которого были выявлены следующие тревожные тенденции, касающиеся детства и детской игры:
- Безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности; правительства всех стран мира не понимают природу игры и не учитывают ее значение для здоровья и благосостояния ребенка
- Приоритет образовательных достижений и обучающих занятий, акцент на научных знаниях всё более вытесняют игру из жизни школы и дошкольных учреждений
- Дух нездоровой соревновательности, успеха и “победы любой ценой”, который царит на различных детских соревнованиях и состязаниях
- Сворачивание культурных традиций, маркетизация и коммерциализация детства
- Отсутствие или недоступность образовательных программ, направленных на повышение родительской и педагогической компетентности.
Перечисленные тенденции находятся в явном противоречии с правами ребёнка, заявленными в статье 31 Декларации о правах ребёнка. Эта статья утверждает право ребёнка « … участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством».
В образовательных учреждениях необходимо:
- Обеспечить возможности для инициативы, общения, проявления творчества в игре
- Разработать и осуществить программу исследования значения игры для детского развития в разных возрастах; разработать методы развития и поддержки игры и включить их в обучение педагогов, волонтеров и всех специалистов, работающих с детьми
- Усилить поддержку игры в начальной школе для повышения мотивации и эффективности обучения
Для создания условий для детской игры необходимо:
- Обеспечить специальное место, время и оборудование для игры с участием квалифицированных специалистов; создавать для всех желающих взрослых программы поддержки игры, позволяющие детям свободно и творчески играть и получать удовольствия от игры
- Обеспечить возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов, разных национальностей, физических и интеллектуальных возможностей
- Способствовать сохранению и распространению традиционных фольклорных игр
- Остановить коммерческое использование детской игры, предотвратить выпуск и продажу игр и игрушек, провоцирующих насилие, агрессию, разрушительные действия
- Поддерживать включение спортивных коллективных игр, подвижных игр с правилами на всех возрастных этапах развития
- Обеспечивать всех детей, включая детей с особыми нуждами, адекватными игрушками, игровыми материалами и другими условиями для игры через общественные акции и программы, такие как дошкольные игровые группы, игротеки, игровые автобусы, площадки приключений и др.
Формы взаимодействия педагога с детьми:
-Художественная литература.
Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени»
-Беседа «Я люблю свои игрушки» (сравнение игрушек, правила хранения и ухода за ними)
-Чтение А. Барто «Игрушки»
-Д. И. «Чем похожи », «Найди и опиши», «Найди разные»
-Беседа «Как мы играем в детском саду» (рассказы из личного опыта)
-Сюжетно - ролевая игра «Магазин игрушек» (описание игрушек)
-Беседа «Какие бывают праздники» (закрепить понятие национальные праздники)
-Игра-путешествие «Кто как отдыхает в нашей стране»
-Рисование на тему «Мой семейный отдых»
-Игра-путешествие «Как и зачем люди отдыхают» (познакомить детей с понятием активного отдыха, показать его необходимость)
-Беседа «Моё любимое занятие»
-Ребёнок и окружающий мир. Тема: Музей (дать детям представление о музее)
-Игра-путешествие «Как отдыхают и празднуют другие народы»
-Рисование на тему: «Кукольный театр»
-Беседа на тему: «Зачем человеку свободное время?»
ПРАВО РЕБЕНКА НА ИМЯ, ФАМИЛИЮ И ОТЧЕСТВО
Согласно пункту 1 статьи 58 Семейного Кодекса РФ
ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию и отчество, появляется у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретение гражданства (ст. ст. 7, 8 Конвенции о правах ребенка).
Родители вправе назвать ребенка любым именем, но должны отнестись к этому разумно и учесть при этом различные факторы: звучность имени, сочетание имени и фамилии и т.д.
Формы взаимодействия педагога с детьми:
-Беседа на тему: «Я и моё имя. Что значат имена»
-Дидактические игры: «Кто такой «я»», «Слушай своё имя»
-Рисование на тему: «Портрет моего друга», «Моя семья»
-Развитие речи. Тема: «Составление творческих рассказов «Вместе - целая семья», «Такие разные дети»
-Театрализованные игры - «Где я родился»
-Тематическая беседа «Я и моё имя»
-Д. И. «Как тебя называют дома? »
-Д. И. «Назови своё имя по - другому »
-Д. И. «Ласковые имена», «Кто такой я»
-Весёлый праздник «День новых имён» - отправляемся в гости в другие группы
-Беседа на тему: «Как зовут твоих родителей, где они работают»
-Игра-викторина «Измени имя»
-Беседа «Расскажи про своего друга»
-Развивающие игры: «Измени имя», «Как Вас теперь называть? », «Когда я стану взрослым»
-Игра “Шляпа знакомств”
-Загадки о правах ребёнка
-Угадай кто это?
-Снежная королева
-АДВОКАТСКАЯ КОНТОРА (работа с карточками по сказкам)
-Чтение С. Маршак «О девочках и мальчиках»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика использования проектов в гражданско-патриотическом воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении
Современные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) активно используют проекты, осуществляя гражданско-патриотического воспитание детей, что обусловлено, во-первых, необходимостью упорядочить разн...
"Нравственно-патриотическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении"
Дошкольный возраст – важнейший период в нравственном становлении личности, период закладки всех человеческих начал. Этот возраст является наиболее сензитивным для эмоционал...
Физическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)
Доклад из опыта работы на городском семинаре "Физическое воспитание детей"...
Нравственное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
В настоящий момент педагоги дошкольных образовательных учреждений ставят перед собой задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобр...
Статья на тему: « Патриотическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДОУ»
патриотическое воспитание в ДОУ....
Новые подходы к художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие о...
Выступление на педсовете: «Лего – конструирование и робототехника в дошкольном образовательном учреждении – шаг к техническому творчеству»
Играя с конструктором LEGO, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их, усовершенствовать и т.д. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно...