Развитие дошкольной педагогической мысли в России во второй половине XIX в. А.С. Симонович
презентация
Влияние Симонович и ее единомышленников сыграло ключевую роль в становлении дошкольного образования в России, заложив основы для дальнейшего научного изучения и практического внедрения педагогических концепций, способствующих развитию личности ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Симонович Аделаида Семеновна (1844—1933) Российский педагог, издатель, первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания. Основатель первого в России детского сада. Участница общественно-педагогического движения 60-х годов XIX в., видный деятель дошкольного воспитания .
Краткая биография Аделаида Семеновна родилась в Москве в 1844 году. Аделаида закончила пятиклассную школу, а потом занималась самостоятельно и выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Дальнейшую учебу она продолжала в Швейцарии. Вернувшись в Петербург, в возрасте 22 года Аделаида Семеновна при поддержке своего мужа открыла первый в истории России детский сад. Одновременно супруги Симоновичи стали издавать первый российский журнал «Детский сад», посвященный вопросам дошкольного воспитания .
Через четыре года Симоновичи переселились в Тифлис и там тоже открыли интернациональный детский сад. Он просуществовал шесть лет. Затем Симоновичи снова вернулись в Петербург, где муж Аделаиды получил место врача. К 1878 году у Симоновичей было уже шестеро детей. Аделаида Семеновна воспитывала еще и своего племянника, а также руководила небольшой частной школой. В возрасте 34 лет она стала посещать лекции на историко-филологическом факультете.
Книга А. Симонович «Детский сад» После смерти мужа Аделаида Семеновна поселилась в имении зятя в Тверской губернии и стала преподавать в сельской школе. Летом Симонович устраивала в школьном помещении ясли и дошкольную площадку. Итогом педагогической деятельности Аделаиды Симонович стала книга «Детский сад», в основу которой легли материалы когда-то издаваемого ею журнала. Аделаида Симонович прожила интересную и долгую жизнь до 90 лет.
Общепедагогические взгляды Делила педагогику как науку на теоретическую, определяющую цель, задачи и сущность процесса воспитания, и на практическую — искусство, цель которого, по ее словам, поставить ребенка в наиболее выгодную среду для развития его индивидуальности. Давала абстрактное, слишком широкое определение главной цели воспитания «Цель – воспитать поколение самобытное, энергичное, честное, трудолюбивое, заботящееся как о самом себе, так и о благоденствии других людей, поколение, не стоящее в противоречии с самим собой, т. е. поколение счастливое и стремящееся постоянно к усовершенствованию в жизни». Указывала, что первоосновы развития самобытной личности будущего полезного члена общества закладываются матерью в семейном воспитании детей. Считала, что воспитание детей следует начинать с рождения и постоянно усложнять.
Высказывалась за единство процесса воспитания и обучения. Не отрицала значения наследственности в развитии личности, однако она и не преувеличивала ее роли. Указывала, на то, что воспитание детей является не частным делом, а общественной обязанностью родителей и что для правильного ее выполнения требуются соответствующая обстановка и надлежащие материальные условия жизни, а также хотя бы элементарное знание родителями педагогической науки. Считала, что воспитание детей до школы должно протекать до 3 лет дома и с 3 до 8 лет в детском саду.
Педагогические идеи Раннее начало воспитания (материнское воспитание) Самоценность дошкольного детства Единство семейного и общественного воспитания Строгое различие между занятиями детского сада и школы Народность воспитания Отсутствие религиозного воспитания Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
Вклад в дошкольную педагогику Пропагандировала идеи дошкольного воспитания Открыла первый детский сад в России Оказывала помощь практическим работникам первых детских садов в России Разработала систему игр и занятий с детьми 5-7 лет Составила недельное расписание Разработала методички по родиноведению, подвижным играм и гимнастике, рассказыванию, рисованию и выкладыванию, конструированию, вырезыванию, плетению и другим видам работы
Одним из первых в России детским садом было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович, которое она открыла вместе с мужем в 1866 году. Плату за содержание и воспитание детей 3-8 лет вносили состоятельные родители. В детском саду А. С. Симонович все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе. Детский сад Симонович просуществовал 2 года, из-за недостатка средств заведение было закрыто. Первый детский сад в России был открыт в 1866 году Аделаидой и Яковом Симонович
«Детский сад — есть воспитательное заведение для малолетних детей от 3 до 7 лет без различия сословий, религии и пола... Цель детского сада — физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание и вместе с тем подготавливает ребенка к поступлению в школу, поэтому детский сад есть связывающее звено между семьей и школой» (А.С. Симонович)
Занятия в детском саду подвижные игры гимнастика рассказывание рисование выкладывание конструирование вырезывание плетение Характерной особенностью детского сада Симонович было отсутствие в нем религиозного воспитания детей.
Специфика образовательной деятельности Индивидуальные игры и занятия: конструирование, художественная деятельность, игра, перетаскивание, складывание. Подготовка к обучению в школе: занятия с природоведческим уклоном, опыты, экскурсии в природу и в мастерские, наблюдения, труд в саду. Младший возраст 3-4 года Старший возраст 5-6 лет
Детская садовница Успех работы детского сада во многом зависит от личности воспитательницы, к которой А. С. Симонович предъявляла большие требования. По ее словам, «детская садовница» должна быть: образована, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, но не придирчива. должна знать природу детей. По мнению А. С. Симонович, от степени умственного и нравственного развития садовницы зависит характер и направление детского сада.
Справочная информация «День воспитателя и всех работников дошкольного образования» был учрежден по инициативе целого ряда общероссийских педагогических изданий 27 сентября 2004 года. Дата для «дня воспитателя и всех работников дошкольного образования» была выбрана не случайно, а приурочена к открытию первого детского сада в Российской империи. Это событие произошло в городе Санкт-Петербурге 27 сентября 1866 года.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурное занятие «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» (для детей среднего дошкольного возраста, вторая половина учебного года)
В нашем ДОУ в циклограмме праздников и событий в первую неделю апреля проводятся занятия, посвященные детской книге «В гостях у сказки». Предлагаю вашему вниманию два занятия по сказ...
Становление и развитие педагогической мысли в России
Статья посвященная теме становления и развития педагогической мысли в России...
планирование педагогической работы во второй половине дня.
Как правильно планировать педагогическую работу....
Подгрупповые занятия во второй половине дня, с детьми раннего дошкольного возраста Лексическая тема «Мои игрушки» Занятие № 2 (вторая неделя)
Подгрупповые занятия во второй половине дня, с детьми раннего дошкольного возрастаЛексическая тема «Мои игрушки»Занятие № 2(вторая неделя) Цель: Развитие речи.Образовательная задача: ...
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ РОССИЯ
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ РОССИЯ...
КТП вторая половина дня россия
КТП вторая половина дня россия...
"Я себя не мыслю без России" (презентация и конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы)
Презентация выполнена педагогами МБДОУ "Детский сад № 11" Антипенко С.П. и Былинкиной С.В. к участию в городском конкурсе лучших педагогических практик применения современных цифровых технол...