"Я себя не мыслю без России" (презентация и конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы)
презентация к уроку (подготовительная группа)
Презентация выполнена педагогами МБДОУ "Детский сад № 11" Антипенко С.П. и Былинкиной С.В. к участию в городском конкурсе лучших педагогических практик применения современных цифровых технологий «Цифровой педагог - цифровые дети».
Данный материал также использовался при работе над программой "Социокультурные истоки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_sebya_ne_myslyu_bez_rossii_1_compressed_1.pdf | 2.49 МБ |
konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_razvitiyu_rechi.docx | 50.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение «Детский сад № 11» города Смоленска
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи
«Путешествие по России»
Подготовила:
воспитатель Былинкина С.В.
2024
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с понятиями «Родина», «Отечество»;
- формировать у детей представление о России как о родной стране;
- обогащать и активизировать словарь за счет новых слов, новых понятий;
- воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней;
- совершенствовать диалогическую речь, память, мышление, художественно - речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц;
- обогащать речь детей выразительными средствами.
Предварительная работа: беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
Ход НОД:
Включена презентация, слайд 1.
Организационный момент: звучит песня «Россия», воспитатель вместе с детьми образовывает круг.
Игра «Приветствие»
Воспитатель: Давайте поздороваемся.
Есть хорошая примета: всем с утра дарить приветы.
Солнцу красному.
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному.
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши.
Дети: Вам привет от всей души! Здравствуйте!
Сюрпризный момент: на трёх воздушных шариках висит письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите: какое-то письмо на шариках висит! Как вы думаете, от кого оно? (версии детей). Сейчас прочтём:
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам домовёнок д/сада № 11 Кузя. Летом я путешествовал по нашей удивительной стране! Я много увидел и узнал, приобрёл много друзей! Хочу, чтобы и вы немного отдохнули и попутешествовали. В моём письме для вас лежат билеты на путешествие на поезде по России».
Воспитатель: Ребята, домовёнок написал, что путешествовал по нашей стране. А как она называется? (Россия.) Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)
Россия - наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое Родина? (Родина - место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение о Родине.
«Родина» Т. Бокова (читает ребёнок)
Родина - слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком,
И на щечке родинка -
Это тоже Родина.
Воспитатель: Занимаем свои места! Путешествие по России начинается!
Много на свете есть городов: Санкт-Петербург, Самара, Москва и Ростов. Но город, в котором мы с детства живем, для нас он самый лучший. Он в сердце каждого из нас.
Как называется город, в котором мы живём? (Смоленск)
Воспитатель: Значит, мы прибыли на станцию «Смоленск»
У каждого человека свой возраст. Сколько тебе лет? А тебе? Сколько лет нашему городу? (1160). Когда день рождение нашего города? (25 сентября).
Подумайте и скажите, какой у нас город? (Любимый, родной, отважный, культурный, красивый, праздничный, исторический).
Город Смоленск имеет свой герб и флаг. Что изображено на гербе Смоленска? (Птица Гамаюн).
Воспитатель: А какое сооружение является визитной карточкой нашего города? (Крепостная стена)
Проводится дидактическая игра «Собери картинку». Два ребенка собирают на мольберте герб Смоленска, а другие два ребенка собирают открытку «Громовая башня».
Воспитатель: Смоленск - наша малая Родина! Мы - смоляне. Россия - огромная страна, над которой никогда не садиться солнце. Сегодня мы будем путешествовать по России, увидим какая она красивая! Как называются люди, живущие в России? Живу в России, россиянин - я. (слайд 2)
Воспитатель: Рассматриваем карту России. Как вы думаете, что на карте России обозначено зеленым цветом (Растения, трава, деревья, лес)
Ребёнок: Лес - это чистый воздух и деревья, из которых делают огромное количество разных предметов, бумагу, на которой печатают книги, делают тетради, альбомы, мебель, отапливают дома и многое другое.
Воспитатель: Лес - это природное богатство, к нему нужно относиться очень бережно.
Какое дерево является символом России? (Символ России - белая берёза.)
Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево: кудрявая, стройная, красивая, белоствольная. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках.
Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Люблю её нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую…
Люблю берёзку русскую. Она всегда с подружками
Весною хороводится, целуется, как водится.
Идёт, где не горожено, поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится и гнётся, но не ломится! (Слайд 3)
Воспитатель: Молодцы ребята! Рассмотрели мы березку, давайте вспомним замечательное стихотворение «Что мы Родиной зовем» В.Степанов.
Звучит фоновая музыка и параллельно идет показ слайдов по теме.
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.
Жить - Родине служить.
Родина поучает – Родина выручает.
Кто за Родину горой, тот истинный герой. (Слайд 4).
Чтение и обсуждение пословиц о Родине.
Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней - неделю, а на самолете лететь почти сутки.
И везде люди живут своей обычной жизнью, иногда совсем не похожую на нашу. Давайте посмотрим в окошко и расскажем, что мы там видим.
А вот так живут люди в тундре. Так выглядит их жилище (слайд 5).
Слово «Тундра» пришло к нам из финского языка, что обозначает «безлесная» равнина. Это северная суровая земля - вечная мерзлота, которая никогда не оттаивает на значительную глубину.
А о чём говорит присутствие в этих местах оленей? О том, что здесь есть растительность.
А что необходимо всем растениям для жизни? (Свет, тепло, вода.) Выходит, что в этом месте всё это есть.
Зима наступает в тундре уже в сентябре быстро и внезапно, почва тотчас же сковывается морозом, замерзают и растения. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю. К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 градусов ниже нуля.
Весна. Весной быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю.
Лето резко обрывается. В тундре очень короткое лето, и температура воздуха даже в самые тёплые дни редко поднимается выше 5-10гр. С. Постоянно дуют сильные ветры, воздух всегда насыщен влагой. В тундре нет лесов, а животный мир ограничен немногими, нередко уникальными видами Летом тундра не молчит, она вся наполнена звуками, какие только птицы не встречаются в тундре. Гремит песня жаворонка, в болотце крякает утка, созывая своих утят.
Осень. В первые дни осени света ещё много и весёлые краски не угасают. Но солнце уже не такое яркое, какое-то сонное и неподвижное. Ощущается приближение полярной ночи, а птицы тундры, собираясь в бесконечные стаи и оглашая её прощальными криками, спешат назад к югу.
Тундра бывает очень красива дважды в году. Первый раз в августе, когда созревает морошка и ландшафт меняет цвет сначала с зелёного на красный, а потом на жёлтый. Второй раз - в сентябре, когда желтеют и краснеют листья карликовой берёзки и кустарничков. Это "золотая осень" в миниатюре.
Приход зимы застает растения в состоянии активной жизни. После первых зимних морозов многие из них стоят с замерзшими, но живыми листьями, с набухшими цветочными почками, с наполовину созревшими или почти зрелыми плодами. Здесь живут кочевые народности. Они пасут стада оленей.
Если хотите, мы еще раз вернемся к теме «Тундра» и узнаем подробно про красоту этого края и жизнь людей в этом регионе России. (Слайд 5).
Воспитатель: А теперь мы переместимся на новое место и полюбуемся красотой самого глубокого озере в мире - озеро Байкал. (слайд 6, 7).
Воспитатель: А здесь мы уже с вами «бывали». Кто может показать на карте России Камчатку? Что вы запомнили из предыдущих наших «поездок» о Камчатке? (слайд 8, 9, 10).
Думай, думай, угадай:
Как зовется этот край,
Здесь бескрайние леса,
Горы здесь под небеса.
Есть здесь грозные вулканы,
В тундре с ягодой поляны.
Есть здесь реки и озера,
Буйных трав ковер зеленый,
Океан и море есть и всего не перечесть…
Это легкая загадка. Этот край - моя Камчатка.
Воспитатель: Счастливы люди, которым довелось в своей жизни увидеть горы. Природа создала горы - выступающие на поверхность громадины. Но горы не всегда видны нашему глазу. Горные цепи протянулись и по дну океанов. Какие-то вершины горных цепей выступают из воды, образуя острова. Другие, наземные - нахлобучили на себя огромные ледяные шапки и не снимают их никогда.
Горы всегда удивляли человека своей величественностью, неприступностью, какой-то особой красотой. Что может быть лучше гор? Только горы. (слайд 11, 12).
Воспитатель: Россия владеет огромными запасами водных ресурсов, которые распределены по площади неравномерно. Большая их часть сосредоточена на севере, меньшая - на юге. Страна обладает самой протяженной береговой линией в мире, общая протяженность которой составляет около 61 тыс. км. Кроме океанов и морей, насчитывается более двух миллионов рек и столько же озер. Все водные ресурсы активно используется в хозяйственной деятельности государства. В общей сложности, Россия омывается 13 морями (слайд 13, 14, 15).
Интересные факты о морях России. Самой чистой и самой прозрачной водой среди всех морей России может похвастать Белое. Берингово море является самым глубоким в России. Его средняя глубина достигает 1600 метров, а максимальная - 4151 метров. А самое солёное российское море Баренцево. Оно также входит в число самых солёных морей мира. Азовское море также является самым маленьким морем России. Меньше его только Белое. Самым тёплым российским морем является вышеупомянутое Азовское. В жаркие летние дни приповерхностный слой воды тут прогревается до 27-28 градусов, а на мелководье и того больше, до 30-31 градусов. При этом средняя температура в Чёрном море выше, чем в Азовском. Самым мелким морем не только России, но и всего мира является Азовское, со средней глубиной около 7,5 метров.
Воспитатель А сейчас под тихую мелодию перенесемся еще в несколько красивейших мест нашей Родины и полюбуемся ее красотами… (слайд 16-22).
Я себя не мыслю без России -
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.
Без её работника и бога -
Человека с опытом Левши,
Без её Есенина и Блока,
Без её пророческой души.
Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,
Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная её.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше с вами путешествие по России. Что вам больше всего понравилось? Куда еще хотите проложить наш маршрут, где побывать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы Тема: "Зима"
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в подборе однокоренных слов; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Тема: «ЗИМА»
обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы...
конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с задержкой психического развития
Это занятие рекомендовано для детей подготовительной группы (6-7лет) с задержкой психического развития ....
Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы воспитателя дошкольных групп БОУ «СОШ № 4» г. Тары Омской области Колесовой Л.Н.
Открытое занятие по развитию речи....
Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы воспитателя дошкольных групп БОУ «СОШ № 4» г. Тары Омской области Колесовой Л.Н.
Открытое занятие....
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Образовательные:1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных отве...
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Правильной речи»
Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память...