ОПЫТ РАБОТЫ ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ДОУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА, РАЗРАБОТАННЫХ Н.П. ГРИШАЕВОЙ
консультация

Руднева Екатерина Валериевна

В статье представлен практический опыт совместной работы наставника и начинающего педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

        ОПЫТ РАБОТЫ ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ

НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ  В ДОУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА, РАЗРАБОТАННЫХ Н.П. ГРИШАЕВОЙ

(В ХОДЕ УЧАСТИЯ ДОУ В СЕТЕВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ ФИРО ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММЫ «ТРОПИНКИ»)

Руднева Екатерина Валериевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №323» г.о. Самара

В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы»). В целом наставничество является мировой тенденцией, и оно охватывает все сферы деятельности: предприятия различных форм собственности, предпринимательство, социальную сферу, государственную службу и, безусловно, образование.

Наставничество в образовании — важнейшее условие в профессиональном становлении начинающего педагога, в повышении его педагогического мастерства. Наставничество сегодня — и популярный тренд, и осознанная необходимость. Сформировалось общее понимание того, что система наставничества может стать инструментом повышения качества образования [2, с.5].

В нашем детском саду, начало и развитие наставничества происходило в ходе участия в сетевой экспериментальной площадке ФИРО по внедрению программы «Тропинки».

На начальном этапе наставничества, необходимо знать сильные и слабые стороны начинающего педагога, его дефицит знаний, в чем он испытывает трудности и потребности, чтобы составить план работы и скорректировать программу наставничества.

Для этого было проведено анкетирование начинающего педагога и изучены его данные, посещены занятия начинающего коллеги, обсуждались с ней её права и обязанности в рамках наставничества, оказана помощь в усвоении основных нормативных правовых актов, необходимых в работе.

Совместно с руководством детского сада оставлен перспективный план совместной работы в рамках наставничества и индивидуальный план с конкретным содержанием, сроками исполнения и формой работы.

Взаимодействие коллег началось при внедрении в ДОУ педагогической технологии социализации дошкольника «Ситуация месяца» (разработанной Наталией Петровной Гришаевой). Это технология эффективной социализации дошкольников, которая предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения. Данная технология может быть использована отдельно или вместе с другими педагогическими технологиями социализации дошкольника: клубный час, проблемная педагогическая ситуация, социальная акция, ежедневный рефлексивный круг, дети-волонтёры, волшебный телефон, развивающее общение, коллективный проект [1, с.37]. Вместе они участвовали в разработке содержания «Ситуации месяца «Моя семья – мои корни», способах её реализации, формах проведения; обговаривали теоретические основы и делились мнением по реализации практической части данной технологии. Работать вместе - было удобно и комфортно!

В совместной работе наставник и начинающий педагог придерживались следующих принципов:

    - наставничество – это постоянный диалог, цель которого помочь начинающему педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы в ДОУ;

- одним из главных моментов является обоюдная готовность наставника и начинающего педагога к совместной работе;

 - наставник должен делиться своими знаниями с менее опытными людьми, посредством своих действий и своей работы, помогая им реализовывать свой потенциал [3].

         В совместной работе наставник использовала прямое открытое наставничество, направленное на развитие и поддержку профессиональных знаний и умений начинающего педагога в области теории и практики взаимодействия с воспитанниками, родителями и коллегами.

          Практическими шагами совместной работы на начальном этапе наставничества стали:

- реализация проекта в подготовительной к школе группе «Самарский край народами богат»;

- организация выставок рисунков и поделок, изготовленных детьми совместно с родителями на темы: «Самарские сказки», «Куклы наших бабушек»;

- организация и проведение итогового мероприятия - праздника на тему: «Моя семья – мои корни» по мотивам «Самарских сказок» Н. Красиковой.

          На практическом этапе работы наставником реализуется программа наставничества, проводится работа по коррекции умений и навыков начинающего педагога, с предоставлением ему материалов для самосовершенствования.

Участие в экспериментальной площадке дало прекрасную возможность реализации новых технологий. Так, например, в течение всего учебного года, в соответствии с темой месяца, ребята подготовительной группы презентовали и дарили ребятам младшей группы книжки – малышки, сделанные совместно с родителями. Проводили с ними физкультминутки и игры, загадывали загадки и читали стихи. Таким образом, реализовывалась технология «Дети - волонтеры».

Совместно со всеми группами была организована социальная акция «Сдай макулатуру. Сохрани лес!», работа была направлена на развитие взаимодействия начинающего педагога с родителями.

Были организованы и проведены различные мероприятия по разным «Ситуациям месяца», продуктами совместной работы стали открытые занятия и мастер-классы начинающего педагога, его выступления на педагогических советах, а для родителей разработаны буклеты, консультации, презентации к родительским собраниям.

Начинающий педагог и её воспитанники приняли участие в конкурсах и викторинах разного уровня, изготовлены различные дидактические игры и пособия.

         В итоговом, контрольно-оценочном этапе работы наставник проводит анализ всей проделанной работы, составляет отчет о проделанной работе по организации наставничества. Чтобы оценить уровень профессиональной компетентности начинающего педагога и его готовность к выполнению педагогической деятельности самостоятельно были проведены:

- анкетирование на степень удовлетворенности начинающим педагогом деятельностью наставника;

- определены положительные изменения, а также дефициты и трудности в профессиональной деятельности начинающего педагога;

- даны рекомендации по составлению плана его дальнейшего самообразования.

         При обсуждении итогов наставничества с начинающим педагогом пришли к выводу о положительных результатах взаимодействия.

         Результатами совместной работы стали:

- повышение профессионального педагогического мастерства начинающего педагога;

- овладение практическими навыками в области обучения, воспитания и развития воспитанников;

- эффективное взаимодействие со всеми субъектами педагогического процесса;

- потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

          Начинающий педагог не только осталась в профессии, но и поверила в свои силы и возможности, прошла аттестацию педагогических работников и получила Первую категорию, окончила Самарский социально-педагогический университет, факультет психологии и специального образования по программе «Логопедия». А, наставник, повысила свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения, и решила продолжать дальнейшую работу в рамках наставничества.

          Таким образом, наставническая деятельность в рамках эксперимента и инновации велась планомерно, системно и систематически следуя общим целям и интересам детского сада. Развитие личностно ориентированных отношений между педагогами, способствуют эффективному оказанию помощи и поддержки в педагогической практике. Формирование в детском саду такой категории педагогов, которая способна брать на себя ответственность за обучение молодых специалистов и самим «растить» педагогические кадры.

Литература:

1. Гришаева, Н.П. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система  реализации, формы, сценарии: методическое пособие / Н.П. Гришаева. — М.: Вентана-Граф, 2017. —320 с. — (Тропинки)

2. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020 — 51 с.

3.https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/opyt-raboty-po-organizacii-nastavnichest.7472738/ -  Международный педагогический портал «Солнечный свет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология социализации дошкольника

Клубный час - это особая современная технология развития личности ребёнка, реализуемая уже 15 лет в Москве . Педагогическая технология его заключается в том, что дети могут в течение одного часа перем...

Педагогическая технология социализации дошкольников "Клубный час"

Поддержка детской инициативы, как основная цель технологии социализации "Клубный час"...

Статья для педагогов "Инновационные технологии социализации дошкольников по Н.П. Гришаевой"

Статья для педагогов "Инновационные технологии социализации дошкольников по Н.П.Гришаевой"...

Инновационные технологии социализации дошкольников по Н. П. Гришаевой

Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности....

Буклет Опыт работы по теме «Поликультурное воспитание дошкольников на основе реализации педагогической технологии социализации дошкольника «Ситуация месяца», разработанной Н.П. Гришаевой

В буклете предсавлены основные принципы поликультурного воспитания дошкольников, принципы технологии Н.П. Грешаевой  и опыт работы по реализации ситуации месяца "Моя семья - мои корни" ...

Презентация опыта работы по применению педагогической технологии социализации дошкольников "Дети-волонтеры" в разновозрастной группе

Внедрение инновационной технологии организации образовательного процесса "дети-волонтеры", посредством формирования опыта взаимоотношений и сотрудничества детей младшего и старшего дошкольно...