Самообразование
материал
Самообразование воспитателя в ДОУ — это самостоятельная познавательная деятельность, направленная на расширение общепедагогических и психологических знаний, углубление знаний по разным методикам, повышение общекультурного уровня педагога и овладение достижениями педагогической науки и передовой педагогической практикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_2021_borisova_gn.docx | 19.1 КБ |
otchet_po_samoobrazovaniyu_2022_borisova_gn.docx | 20.04 КБ |
otchet_po_samoobrazovaniyu_2023.docx | 20.81 КБ |
otchet_po_samoobrazovaniyu_2024_borisova.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 21»
Отчет по теме самообразования
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Борисова Галина Николаевна
Воспитателя старшей группы
г.Урай
2020-2021г.
Тема:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Целью моей работы по самообразованию было:Воспитание гармонично развитой личности ребенка.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
1. Формировать у воспитанников первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;
2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами;
3. Расширять знания детей о малых жанрах фольклора;
4. Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь;
5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества;
6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;
В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу -1. Литература: 1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. 2. Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. - 219 с. 3. Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008. 4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 400с. 5. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с. 6. Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений
Были проведены следующие мероприятия:
Беседы с детьми:
«О культуре и быте русского народа.»;
«Значении старинных слов, их происхождении.»;
«Традиции русского народа – народные и государственные праздники России»
Работа с родителями:
Анкетирование на тему: «Русские традиции в нашей семье»
Оформление стенда «ИСТОКИ».
Консультация:«Играйте с детьми в народные подвижные
игры»
В работе использовала следующие методы:
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
-словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть);
-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).
- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Итоги работы над выбранной темы по самообразованию:
Проанализировав результаты своего самообразования, я пришла к выводу, что год работы над темой«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ,не прошла даром, у детей сформировалось правильное и полное представление о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформировалось чувство национального достоинства.
Хочется сказать о тех трудностях, с которыми я столкнулась. Мне было тяжело переключить детей с компьютерных игр на игры народные, но это удалось. Дети сталкиваются с большим количеством незнакомых слов, которые ушли из нашего современного языка.
Но несмотря на это, и мне и детям очень интересно погрузиться в мир прошлого, быт наших предков, в их традиции и обычаи. Я ещё раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Глядя на детей, я уверена, что как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью. Я буду продолжать искать новые пути и решения в приобщении детей к истокам русской народной культуры
В течении учебного года:
была создана картотека народных и фольклорных игр.
Создали альбомы: «Достопримечательности нашего города», « Природа нашего края», «Куклы-закрутки», «Русская изба».
Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
Провела консультации для родителей по данной теме.
Оформила папки-передвижки в родительский уголок.
Прослушала вебинар по данной теме.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 21»
Тема самообразования
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Борисовой Галины Николаевны
Воспитателя старшей группы
Актуальность темы: Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
Цель:
Воспитание гармонично развитой личности ребенка.
Задачи:
1. Формировать у воспитанников первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;
2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами;
3. Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь;
5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества;
6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;
7.повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы
Ожидаемый результат:
Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Этапы работы
1 этап – подготовительный | |
Содержание | Срок выполнения |
Изучение методической литературы и изданий: | |
Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. | Сентябрь - май |
Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. - 219 с. | Сентябрь -май |
Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008 | Сентябрь -май |
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 400с. | Сентябрь -май |
Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с. | Сентябрь -май |
Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 157с. | Сентябрь -май |
. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006. | Сентябрь -май |
Изучение материала | |
Проработать программу «Социокультурные истоки» в соответствии со своей возрастной группой детей; | Октябрь |
Продумать и реализовать план организации развивающей предметно – пространственной среды группы по данной теме. | Октябрь |
2 этап – Практический | |
Составление перспективного планирования работы с детьми по теме самообразования | сентябрь |
Создание предметно-пространственной среды | Ноябрь – декабрь |
Изучение опыта работы педагогов на сайтах педагогических сообществ. | На протяжении всего периода |
Работа с детьми | |
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. | На протяжении всего периода |
Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь; | На протяжении всего периода |
Участие в городских, окружных, всероссийских конкурсах | На протяжении всего периода |
Работа с родителями | |
Оформить стенд для родителей «Социокультурные истоки» | Январь |
Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». | Март |
Создание альбома "Достопримечательности родного города" | Апрель -май |
Анкетирование родителей «Народные традиции в семье» | Апрель -май |
Создать копилку методических разработок (сценария праздника, досугов) по теме самообразования. | Январь- май |
Взаимодействие с педагогами ДОУ | |
Мастер-класс для педагогов «Народные игрушки»; | Апрель |
Памятка педагогу «Социокультурные истоки» | Апрель-май |
3 этап – Обобщающий | |
Участие в вебенаре. | Май |
Отчет о проделанной работе, самоанализ | Май |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 21»
Тема самообразования
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Борисовой Галины Николаевны
Воспитателя подготовительной группы
г.Урай
2022-2023г.
Актуальность темы: Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
Цель:
Воспитание гармонично развитой личности ребенка.
Задачи:
1. Формировать у воспитанников первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;
2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами;
3. Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь;
5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества;
6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;
7.повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы
Ожидаемый результат:
Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Этапы работы
1 этап – подготовительный | |
Содержание | Срок выполнения |
Изучение методической литературы и изданий: | |
Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. | Сентябрь - май |
Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. - 219 с. | Сентябрь -май |
Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008 | Сентябрь -май |
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 400с. | Сентябрь -май |
Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с. | Сентябрь -май |
Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 157с. | Сентябрь -май |
. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006. | Сентябрь -май |
Изучение материала | |
Проработать программу «Социокультурные истоки» в соответствии со своей возрастной группой детей; | Октябрь |
Продумать и реализовать план организации развивающей предметно – пространственной среды группы по данной теме. | Октябрь |
2 этап – Практический | |
Составление перспективного планирования работы с детьми по теме самообразования | сентябрь |
Создание предметно-пространственной среды | Ноябрь – декабрь |
Изучение опыта работы педагогов на сайтах педагогических сообществ. | На протяжении всего периода |
Работа с детьми | |
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. | На протяжении всего периода |
Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь; | На протяжении всего периода |
Участие в городских, окружных, всероссийских конкурсах | На протяжении всего периода |
Работа с родителями | |
Оформить стенд для родителей «Социокультурные истоки» | Сентябрь-октябрь |
Проведение развлечения с активным участием родителей «День матери» | Ноябрь |
Выступление на родительском собрании: «Практические методы и приёмы духовно-нравственного воспитания детей». | Ноябрь |
Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». | декабрь |
Создание альбома Достопримечательности нашего города. | январь |
Знакомство с народными обрядами «Праздник рождественская елка» | январь |
Составление герба своей семьи. | февраль |
Мастер-класс роспись пасхальных яиц | март |
Создание альбома "Достопримечательности родного города" | Апрель -май |
Анкетирование родителей «Народные традиции в семье» | Апрель -май |
Экскурсия с детьми по достопримечательностям города | Май |
Создать копилку методических разработок (сценария праздника, досугов) по теме самообразования. | Январь- май |
Взаимодействие с педагогами ДОУ | |
Мастер-класс для педагогов «Народные игрушки»; | Апрель |
Памятка педагогу «Социокультурные истоки» | Апрель-май |
3 этап – Обобщающий | |
Участие в вебенаре. | Май |
Отчет о проделанной работе, самоанализ | Май |
Предварительный просмотр:
Отчёт
по самообразованию на тему:
«Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр».
Воспитатель:
Борисова Г.Н.
«Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр».
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав тему “Пальчиковые игры как средство развитии речи детей раннего возраста”.
На начало года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.
Изучая данную тему, проводила работу с родителями:
- Индивидуальные беседы:
- Советовала родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
- Рекомендовала родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
- Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика»
- Составление памяток для родителей:
а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников»
б) «Развитие мелкой моторики рук»
Основная работа заключалась в работе с детьми:
В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я проводила во время физкультминуток, в свободное время утром и после сна. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
В своей работе я использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.
Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.
Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.
К концугода можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.
Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание. Я считаю, что с поставленными задачами и целями справилась, в перспективе буду совершенствоваться, идти в ногу со временем, делать свою работу более интересной и полезной для воспитания будущего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...