Самообразование
материал

Борисова Галина Николаевна

Самообразование воспитателя в ДОУ — это самостоятельная познавательная деятельность, направленная на расширение общепедагогических и психологических знаний, углубление знаний по разным методикам, повышение общекультурного уровня педагога и овладение достижениями педагогической науки и передовой педагогической практикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 21»

Отчет по теме самообразования

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

 Борисова Галина Николаевна

Воспитателя старшей группы

г.Урай

2020-2021г.

Тема:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Целью моей работы по самообразованию было:Воспитание гармонично развитой личности ребенка.

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

1. Формировать у воспитанников первоначальные представления о культуреистории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;

2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами;

3. Расширять знания детей о малых жанрах фольклора;

4. Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь;

5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества;

6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;

В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу -1. Литература: 1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. 2. Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. - 219 с. 3. Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008. 4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 400с. 5. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с. 6. Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений

Были проведены следующие мероприятия:

Беседы с детьми:

«О культуре и быте русского народа.»;

 «Значении старинных слов, их происхождении.»;

«Традиции русского народа – народные и государственные праздники России»

Работа с родителями:

 Анкетирование на тему: «Русские традиции в нашей семье»

Оформление стенда «ИСТОКИ».

Консультация:«Играйте с детьми в народные подвижные

игры»

В работе использовала следующие методы:

- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

-словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть);

-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Итоги работы над выбранной темы по самообразованию:

Проанализировав результаты своего самообразования, я пришла к выводу, что год работы над темой«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ,не прошла даром, у детей сформировалось правильное и полное представление о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформировалось чувство национального достоинства.

 Хочется сказать о тех трудностях, с которыми я столкнулась. Мне было тяжело переключить детей с компьютерных игр на игры народные, но это удалось. Дети сталкиваются с большим количеством незнакомых слов, которые ушли из нашего современного языка.
Но несмотря на это, и мне и детям очень интересно погрузиться в мир прошлого, быт наших предков, в их традиции и обычаи. Я ещё раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Глядя на детей, я уверена, что как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью. Я буду продолжать искать новые пути и решения в приобщении детей к истокам русской народной культуры

В течении учебного года:

 была создана картотека народных и фольклорных игр.

Создали альбомы: «Достопримечательности нашего города», « Природа нашего края», «Куклы-закрутки», «Русская изба».

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

Провела консультации для родителей по данной теме.

Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

Прослушала вебинар по данной теме.

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 21»

Тема самообразования

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Борисовой Галины Николаевны

Воспитателя старшей   группы


        Актуальность темы: Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.

Цель: 

Воспитание гармонично развитой личности ребенка.

Задачи: 

1. Формировать у воспитанников первоначальные представления о культуреистории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;

2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами;

3. Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь;

5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества;

6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;

7.повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы

Ожидаемый результат:

        Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

        Этапы работы

1 этап – подготовительный

Содержание

Срок выполнения

Изучение методической литературы и изданий:

 Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.

Сентябрь - май

Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. - 219 с.

Сентябрь -май

Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008

Сентябрь -май

 Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 400с.

Сентябрь -май

Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с.

Сентябрь -май

Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 157с.

Сентябрь -май

. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006.

Сентябрь -май

Изучение материала

Проработать программу «Социокультурные истоки» в соответствии со своей возрастной группой детей;

Октябрь

Продумать и реализовать план организации развивающей предметно – пространственной среды группы по данной теме.

Октябрь

2 этап – Практический

Составление перспективного планирования работы с детьми по теме самообразования

сентябрь

Создание предметно-пространственной среды

Ноябрь – декабрь

Изучение опыта работы педагогов на сайтах педагогических сообществ.

На протяжении всего периода

Работа с детьми

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

На протяжении всего периода

 Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь;

На протяжении всего периода

Участие в городских, окружных, всероссийских конкурсах

На протяжении всего периода

Работа с родителями

Оформить стенд для родителей «Социокультурные истоки»

Январь

Консультация для родителей «Приобщение

детей к истокам русской народной

культуры».

Март

Создание альбома "Достопримечательности родного города"

Апрель -май

Анкетирование родителей «Народные традиции в семье»

Апрель -май

Создать копилку методических разработок (сценария праздника, досугов) по теме самообразования.

Январь- май

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Мастер-класс для педагогов «Народные игрушки»;

Апрель

Памятка педагогу «Социокультурные истоки»

Апрель-май

3 этап – Обобщающий

Участие в вебенаре.

Май

Отчет о проделанной работе, самоанализ

Май



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 21»

Тема самообразования

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

                                                                Борисовой Галины Николаевны

Воспитателя подготовительной   группы

г.Урай

2022-2023г.


        Актуальность темы: Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.

Цель: 

Воспитание гармонично развитой личности ребенка.

Задачи: 

1. Формировать у воспитанников первоначальные представления о культуреистории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;

2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами;

3. Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь;

5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества;

6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;

7.повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы

Ожидаемый результат:

        Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

        Этапы работы

1 этап – подготовительный

Содержание

Срок выполнения

Изучение методической литературы и изданий:

 Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.

Сентябрь - май

Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. - 219 с.

Сентябрь -май

Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008

Сентябрь -май

 Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 400с.

Сентябрь -май

Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с.

Сентябрь -май

Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 157с.

Сентябрь -май

. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006.

Сентябрь -май

Изучение материала

Проработать программу «Социокультурные истоки» в соответствии со своей возрастной группой детей;

Октябрь

Продумать и реализовать план организации развивающей предметно – пространственной среды группы по данной теме.

Октябрь

2 этап – Практический

Составление перспективного планирования работы с детьми по теме самообразования

сентябрь

Создание предметно-пространственной среды

Ноябрь – декабрь

Изучение опыта работы педагогов на сайтах педагогических сообществ.

На протяжении всего периода

Работа с детьми

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

На протяжении всего периода

 Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь;

На протяжении всего периода

Участие в городских, окружных, всероссийских конкурсах

На протяжении всего периода

Работа с родителями

Оформить стенд для родителей «Социокультурные истоки»

Сентябрь-октябрь

Проведение развлечения с активным участием родителей «День матери»

Ноябрь

Выступление на родительском собрании: «Практические методы и приёмы духовно-нравственного воспитания детей».

Ноябрь

Консультация для родителей «Приобщение

детей к истокам русской народной

культуры».

декабрь

Создание альбома Достопримечательности нашего города.

январь

Знакомство с народными обрядами «Праздник рождественская елка»

январь

Составление герба своей семьи.

февраль

Мастер-класс роспись пасхальных яиц

март

Создание альбома "Достопримечательности родного города"

Апрель -май

Анкетирование родителей «Народные традиции в семье»

Апрель -май

Экскурсия с детьми по достопримечательностям города

Май

Создать копилку методических разработок (сценария праздника, досугов) по теме самообразования.

Январь- май

Взаимодействие с педагогами ДОУ

Мастер-класс для педагогов «Народные игрушки»;

Апрель

Памятка педагогу «Социокультурные истоки»

Апрель-май

3 этап – Обобщающий

Участие в вебенаре.

Май

Отчет о проделанной работе, самоанализ

Май



Предварительный просмотр:

Отчёт

по самообразованию на тему:

 «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр».

Воспитатель:

Борисова Г.Н.

«Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр».

 В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?

       Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.

Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав тему “Пальчиковые игры как средство развитии речи детей раннего возраста”.

На начало года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
  • Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

Изучая  данную тему, проводила работу с родителями:

  • Индивидуальные беседы:                                                                                                        
  • Советовала родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы  среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
  • Рекомендовала родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
  • Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»      «Пальчиковая гимнастика»
  • Составление памяток для родителей:

 а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников»

б) «Развитие мелкой моторики рук»

Основная работа заключалась в работе с детьми:

   В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр.

   Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я проводила во время  физкультминуток, в свободное время утром и  после сна. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

  В своей работе я использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

  Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру.  С   помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

 На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами,  работа с тестом,  для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.

 Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

К концугода можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание.   Я считаю, что с поставленными задачами и целями справилась, в перспективе буду совершенствоваться, идти в ногу со временем, делать свою работу более интересной и полезной для воспитания будущего поколения.

                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...