Проект "Развитие исследовательских умений детей второй младшей группы посредством проведения опытов и экспериментов"
проект (младшая группа)

Проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_issled.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Развитие исследовательских умений детей второй младшей группы посредством проведения экспериментов и опытов»

Актуальность проекта

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформированности у него образа мира.

Отношение к миру формируется у ребенка только в процессе его жизни. Ребенок трех лет познает мир, исследуя его и экспериментируя, манипулируя его предметным содержанием. Иными словами, ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю.

Среди возможных средств развития исследовательских умений дошкольников особого внимания заслуживает детская опытническая деятельность. В опытной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как?), практиковаться в установлении причинно-следственных, пространственных, временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему расширять, и упорядочивать представления о мире, развивать наблюдательность, пытливость ума, познавательные и творческие способности, умение изобретать, применять нестандартные решения. Задача педагогов дошкольной организации состоит в том, чтобы эту деятельность активно поощрять. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тип проекта: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Вид проекта: исследовательский

Срок реализации проекта: 1 учебный год

Возраст: воспитанники второй младшей группы.

Метод проекта: наблюдения, опыты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, оформление фотоальбомов, коллекционирование.

Цель проекта:

Выявление эффективности экспериментов и опытов в развитии познавательно-исследовательских умений младших дошкольников.

Задачи проекта:

  1. Теоретически обосновать развитие исследовательских умений младших дошкольников  посредством проведения экспериментов и опытов.
  2. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.  
  3. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.  
  4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру. Выявить уровень развития исследовательских умений  младших дошкольников.
  5. Составить комплекс опытов и организовать опытническую деятельность, способствующую развитию исследовательских умений младших дошкольников, и  проверить его эффективность.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Сформированность эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса  к играм – экспериментам и опытов, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ логического мышления.

4. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

5. Сформированность коммуникативных навыков.

  1. Использование результатов в игровой деятельности.

Направления опытно-экспериментальной деятельности:

  • Живая природа: (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде).
  • Неживая природа: (воздух, вода, звук, вес, свет, цвет и т.д.).
  • Человек: (функционирование организма, рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

Перспективное планирование по развитию исследовательских умений детей второй младшей группы

Месяц

Объект

Название опыта

Цель опыта

Материал и оборудование

Сентябрь

Природные явления. Знакомство

Общее представление о явлении природы

Познакомить с природными явлениями (вода, солнце, дождь, снег)

Картинки с изображением солнца, дождя, снежинки)

Октябрь

Воздух

Игры с воздушным шариком и соломинкой.

Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.

Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки, емкость с водой.

Ноябрь

Песок

Мы волшебники.

Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение свойств,  при взаимодействии с водой.

Прозрачные емкости с песком, емкость с водой, палочки, сито

Декабрь

Вода

Игры с водой. «Волшебница вода»

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется; бывает тёплая, холодная. В ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Три емкости с водой: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики

Январь

Вода

Игра «Цветные льдинки»

Используя игровую ситуацию, познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска.

Стаканчики, формочки, краска, ниточки, палочки для размешивания.

Февраль

Снег

Игровая ситуация: «К нам пришёл Снеговичок».

Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды.

Снеговик, вылепленный из снега, емкость.

Март

Мыльный пузырь

«Праздник мыльных пузырей»

Сделать раствор для мыльных пузырей.

Вода, жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Апрель

Бумага

Игра: «Волшебные превращения бумаги»

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги. Определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички,  емкость с водой, алгоритм описания свойств материалов.

Май

Растения

Как развивается растение.

Выделить циклы развития растения: семя-росток-растение-цветок-плод-семя.

Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа

Работа с родителями

  1. Анкетирование на тему: «Возможно ли организовать  опытно-экспериментальную деятельность дома».
  2. Привлечение родителей к созданию к оказанию помощи в оборудовании уголка экспериментирования, пополнения необходимыми материалами.
  3. Наглядная информация родителям: игры с песком, водой, снегом и т.д.
  4. Проведение консультации на тему: «Экспериментирование в домашних условиях».
  5. Рекомендовать родителям во время прогулок проводить наблюдение за интересными объектами, явлениями в природе. Ставить вопросы и вместе искать на них ответы, делать выводы. Давать детям больше самостоятельности в своих суждениях.
  6. Читать и показывать детям познавательные и развивающие литературу - детские энциклопедии, детские журналы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

Во второй младшей группе закладываются основы математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко используются игро...

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»1. Игры путешествие во времени.2. Игры на ориентирование в пространстве.3....

Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством использования дидактических игр

      Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы  посредством использования дидактических игр     - Игры с...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов

Самообразование по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов"...

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок». (Самообразование вт.мл.группа)

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.  «Сказки – это зернышко, из которого   прорастает эмоциональная оценка...

Конспект занятия по исследовательской деятельности во второй младшей группе «Свойства льда» (опыты)

Познакомить детей со свойствами льда (холодный, гладкий, скользкий,  прозрачный, хрупкий)...

Консультация и мастер- класс для педагогов второй младшей группы Развитие творческих способностей детей второй младшей группы, посредством использования нетрадиционной аппликации

Детское творчество - это создание ребенком субъективно нового продукта (рисунка, лепки, поделки) ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ Не доводят начатое дело до конца Не проявляют упорства и терпения при выпол...