Проект "Развитие исследовательских умений детей второй младшей группы посредством проведения опытов и экспериментов"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Развитие исследовательских умений детей второй младшей группы посредством проведения экспериментов и опытов»
Актуальность проекта
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформированности у него образа мира.
Отношение к миру формируется у ребенка только в процессе его жизни. Ребенок трех лет познает мир, исследуя его и экспериментируя, манипулируя его предметным содержанием. Иными словами, ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю.
Среди возможных средств развития исследовательских умений дошкольников особого внимания заслуживает детская опытническая деятельность. В опытной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как?), практиковаться в установлении причинно-следственных, пространственных, временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему расширять, и упорядочивать представления о мире, развивать наблюдательность, пытливость ума, познавательные и творческие способности, умение изобретать, применять нестандартные решения. Задача педагогов дошкольной организации состоит в том, чтобы эту деятельность активно поощрять. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Тип проекта: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.
Вид проекта: исследовательский
Срок реализации проекта: 1 учебный год
Возраст: воспитанники второй младшей группы.
Метод проекта: наблюдения, опыты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, оформление фотоальбомов, коллекционирование.
Цель проекта:
Выявление эффективности экспериментов и опытов в развитии познавательно-исследовательских умений младших дошкольников.
Задачи проекта:
- Теоретически обосновать развитие исследовательских умений младших дошкольников посредством проведения экспериментов и опытов.
- Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру. Выявить уровень развития исследовательских умений младших дошкольников.
- Составить комплекс опытов и организовать опытническую деятельность, способствующую развитию исследовательских умений младших дошкольников, и проверить его эффективность.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Сформированность эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.
2. Проявление познавательного интереса к играм – экспериментам и опытов, улучшение речевого развития.
3. Сформированность основ логического мышления.
4. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
5. Сформированность коммуникативных навыков.
- Использование результатов в игровой деятельности.
Направления опытно-экспериментальной деятельности:
- Живая природа: (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде).
- Неживая природа: (воздух, вода, звук, вес, свет, цвет и т.д.).
- Человек: (функционирование организма, рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
Перспективное планирование по развитию исследовательских умений детей второй младшей группы
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опыта | Материал и оборудование |
Сентябрь | Природные явления. Знакомство | Общее представление о явлении природы | Познакомить с природными явлениями (вода, солнце, дождь, снег) | Картинки с изображением солнца, дождя, снежинки) |
Октябрь | Воздух | Игры с воздушным шариком и соломинкой. | Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха. | Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки, емкость с водой. |
Ноябрь | Песок | Мы волшебники. | Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение свойств, при взаимодействии с водой. | Прозрачные емкости с песком, емкость с водой, палочки, сито |
Декабрь | Вода | Игры с водой. «Волшебница вода» | Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется; бывает тёплая, холодная. В ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. | Три емкости с водой: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики |
Январь | Вода | Игра «Цветные льдинки» | Используя игровую ситуацию, познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска. | Стаканчики, формочки, краска, ниточки, палочки для размешивания. |
Февраль | Снег | Игровая ситуация: «К нам пришёл Снеговичок». | Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды. | Снеговик, вылепленный из снега, емкость. |
Март | Мыльный пузырь | «Праздник мыльных пузырей» | Сделать раствор для мыльных пузырей. | Вода, жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка. |
Апрель | Бумага | Игра: «Волшебные превращения бумаги» | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги. Определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется). | Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкость с водой, алгоритм описания свойств материалов. |
Май | Растения | Как развивается растение. | Выделить циклы развития растения: семя-росток-растение-цветок-плод-семя. | Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа |
Работа с родителями
- Анкетирование на тему: «Возможно ли организовать опытно-экспериментальную деятельность дома».
- Привлечение родителей к созданию к оказанию помощи в оборудовании уголка экспериментирования, пополнения необходимыми материалами.
- Наглядная информация родителям: игры с песком, водой, снегом и т.д.
- Проведение консультации на тему: «Экспериментирование в домашних условиях».
- Рекомендовать родителям во время прогулок проводить наблюдение за интересными объектами, явлениями в природе. Ставить вопросы и вместе искать на них ответы, делать выводы. Давать детям больше самостоятельности в своих суждениях.
- Читать и показывать детям познавательные и развивающие литературу - детские энциклопедии, детские журналы и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»
Во второй младшей группе закладываются основы математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко используются игро...
«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»
«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»1. Игры путешествие во времени.2. Игры на ориентирование в пространстве.3....
Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством использования дидактических игр
Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством использования дидактических игр - Игры с...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов
Самообразование по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов"...
Тема: «Воспитание нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок». (Самообразование вт.мл.группа)
Дата начала работы над темой: сентябрь 2022г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г. «Сказки – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка...
Конспект занятия по исследовательской деятельности во второй младшей группе «Свойства льда» (опыты)
Познакомить детей со свойствами льда (холодный, гладкий, скользкий, прозрачный, хрупкий)...
Консультация и мастер- класс для педагогов второй младшей группы Развитие творческих способностей детей второй младшей группы, посредством использования нетрадиционной аппликации
Детское творчество - это создание ребенком субъективно нового продукта (рисунка, лепки, поделки) ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ Не доводят начатое дело до конца Не проявляют упорства и терпения при выпол...