Проектные технологии в ДОУ
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_proekt.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектной деятельности в ДОУ
Подготовила: Алмаева Е.Н.
В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала технология проектной деятельности.
Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастных особенностей, учитываются при выборе и построении модели будущего проекта.
Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста: первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5 – 5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.
Второй этап характерен для детей 5 – 6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. Дети не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.
Третий этап — творческий, он характерен для детей 6 – 7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее. Для каждого этапа автор предлагает алгоритм действий взрослых и детей. Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Проекты классифицируются:
- по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;
- по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;
- по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;
- по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);
- по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный;
- по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?».
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Работа над проектом
Первый этап – «Выбор темы» (разработка проектного замысла)
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»:
- Что знаю?;
- Чего хочу узнать?;
- Как узнать?
Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
Второй этап – реализация проекта.
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Третий этап – Подведение итогов проектной деятельности.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Последовательность работы педагога над проектом:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план, схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Использованная литература
- Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения. – М., 1996.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.Мозаика-Синтез, 2010. – 112 с.
- Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.- 144с. (Развитие и воспитание).
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ» Сфера.2010 г.
- Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Международная Академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности, 1996.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
- Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом – «черным ящиком» //Вопросы психологии, 1990. - №5.-С.65-71.
- Поддьяков А.И. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития //Дошкольное воспитание, 1998.-№12. –С.68-74.
- Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
- Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №4. 2004 г.
- Цветкова И.В. Экология начальной школы: Игры и проекты. – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / под ред. Л.Н.Прохоровой.-3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.- 144с. (Развитие и воспитание).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектных технологий в ДОУ
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной забото...
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ
В этом разделе показан пример применения проектной технологии в ДОУ на занятиях по изобразительному искусству....
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»
Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....
«Современные педагогические технологии, как залог успешности образовательного процесса» Проектные технологии (Описание опыта работы)
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми п...
Презентация опыта работы "Проектная технология с использованием ИК-технологии на занятиях по хореографии с детьми старшего дошкольного возраста"
Творческий проект "Новогодняя сказка" направлен на создание условий для развития творческих способностей детей через музыкально-ритмическую деятельность с использованием ИКТ на занятиях...