Рабочая программа кружка «Веселый пластилин»
рабочая программа (средняя группа)
Программа направлена на развитие творческих способностей через пластилинографию для детей среднего возраста, будет полезна воспитателям и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка «Веселый пластилин»
Программа направлена на развитие творческих способностей через пластилинографию для детей среднего возраста, будет полезна воспитателям и родителям.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в творчестве.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она позволяет освоить ребенку объем, сделать картину рельефной и живой. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Инструменты и материалы для работы с пластилином просты и не требуют больших затрат.
Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы (пластилинография, которые дают толчок в развитии, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности в целом. Занятия пластилинографией способствуют развитию внимания, памяти. Освоение технических приемов пластилинографии доступно детям дошкольного возраста. Оно вносит новизну, делает его интересным и увлекательным. С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый материал, как пластилин, из которого можно лепить, но не каждый знает, что пластилином можно рисовать.
Программа работы кружка составлена с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия, и «убивает» интерес к творчеству. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Цель: развивать творческие способности детей среднего дошкольного возраста через пластилинографию.
Задачи:
1. Познакомить детей с основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание).
2. Развивать умения детей передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии,
3. Развивать интерес к процессу и результатам работы, мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
3. Воспитывать усидчивость, выдержку, терпение, умения доводить начатое до конца, навыки аккуратной работы с пластилином.
Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение.
Режим занятий: 36 занятий в год: 1 раз в неделю продолжительностью по 20 мин.
Форма занятий - подгрупповая
Ожидаемый результат:
Дети в процессе творческой деятельности с пластилином :
1. Научатся:
- передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- работать на заданном пространстве, будут свободно пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для работы с пластилином;
- обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
2. Овладеют основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
3. Будут:
- уметь принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- аккуратны при работе с пластилином.
- более усидчивы, выдержаны, терпеливы, получат навыки совместной работы, научатся доводить начатое дело до конца.
4. Разовьется мелкая моторика, координация движений рук, глазомер;
Содержание программы
1. Блок. Осень
1.1. Тема: Веселый пластилин
Дать представление о свойствах пластилина
1.2. Тема: Созрели яблочки в саду
Передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева, отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева)
1.3. Тема: Осеннее дерево
Скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки, скатывать маленькие шарики круговыми движениями, преобразовывать их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании
1.4. Тема: Грибы-грибочки
Находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет
2. Блок. Животные
2.1. Тема: Черепаха
Раскатывание частей предмета круговыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
2.2. Тема: Ежик
Раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание, расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости
2.3. Тема: Северное сияние
Выполнение декоративных налепов разной формы, вливания одного цвета в другой
2.4. Тема: Улитка
Использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности
3. Блок. Игрушки
3.1. Тема: Воздушные шары
Прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
3.2. Тема: Бусы для куклы
Скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на равные части при помощи стеки, лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
3.3. Тема: Вылепи игрушку
Прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой
3.4. Тема: Золотая рыбка
Использовать нетрадиционную технику рисования пластилином
4. Блок. Новогодний калейдоскоп
4.1. Тема: Белая снежинка
Выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения, побуждать передавать разнообразие форм снежинок.
4.2. Тема: Снеговик
Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал
4.3. Тема: Украсим ёлочку новогодними шарами
Скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму, в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
4.4. Тема: Украсим ёлочку новогодними бусами
Раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.
5. Блок. Птицы
5.1. Тема: Птичка-невеличка
Прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
5.2. Тема: Уточка с утятами
Раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы
5.3. Тема: Зимняя картина
Наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам
5.4. Тема: Вот что я умею
Самостоятельно задумывать сюжет картины, использовать знакомые приемы
6. Блок. Подарок для папы
6.1. Тема: Белая, ах какая белая зима!
Посредством пластилинографии изобразить их на картине
6.2. Тема: Звездное небо
Раскатывание комочков прямыми движениями, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.
6.3. Тема: Подарок для папы
Достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта
6.4. Тема: За окошком снегири
Точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер
7. Блок. Подарок для мамы
7.1. Тема: Веточка мимозы
Раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями,
красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
7.2. Тема: Украсим туфельку
Раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
7.3. Тема: Кактус в горшке
Использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности
7.4. Тема: Мы веселые матрешки
Развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление
8. Блок. Сказка
8.1. Тема: Мышка-норушка и золотое яичко
Преобразовывать шарообразную форму в овальную.
8.2. Тема: Радуга-дуга
Изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней, использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос
8.3. Тема: Розы для принцессы
Составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности
8.4. Тема: Весна идет, весне дорогу
Применять знакомые навыки детей в работе с пластилином.
9. Блок. Насекомые
9.1. Тема: Бабочки
Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.
9.2. Тема: Цветные бабочки
Наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения
9.3. Тема: Незабудки
Скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями
9.4. Тема: Земляника
Создание композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины.
Список литературы
1) Используемый при составлении программы.
1. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст] : методическое пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. - М. : Просвещение, 2004.
2. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. - М. : Просвещение, 1991.
3. «Пластилинография» Г. Н. Давыдова 2008 год.
4. М. Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 год.
5. Мастерилка «Волшебный пластилин». Пособие для занятий с детьми. А. В. Белошистова., О. Г. Жукова, АРКТИ 2007 год.
6. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
7. Курнышева Л. Е. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2001– (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца»).
8. Кипхард, Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? – М. :Теревинф, 2006.
9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст – М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007
10. «Пластилинография» Г. Н. Давыдова 2008 год.
11. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы., Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2011 год.
12. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М. : Аст; СПб: Сова, 2006.
13. Аппликации из пластилина/ Шкицкая И. О. - Изд. 7-е, испр. - Ростов на Дону: Феникс, 2014.- 87с., Ил. - (Город мастеров)
14.«Библиотека воспитателя» О. Ю. Тихомирова, Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - Издательство «Мозаика- Синтез», 2013.- 53 с., Ил.
15. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003.
16. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М. :ОЛМА Медиа Групп, 2007.
2)Рекомендованный родителям.
1. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М. :ОЛМА Медиа Групп,2007.
3. Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д. :Феникс, 2008.
4. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. –М. : ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.
5. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. :Мозаика-Синтез,2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сентябрь. Тема «Осень»
«Созрели яблочки в саду» 1. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева.
2. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
3. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева)
4. Развивать образное восприятие
«Осеннее дерево» 1. Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.
2. Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.
3. Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
4. Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.
5. Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.
Грибы-грибочки Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина : мягкий, податливый, способный принимать заданную форму
Октябрь. Тема «Животные»
Черепаха 1. Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.
2. Закрепить умения и навыки работы с пластилином : раскатывание частей предмета круговыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
3. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
4. Воспитывать бережное отношение к живым существам.
Ежик 1. Закреплять знания детей овальной формы, приё мов изображения ежика: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
2. Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
3. Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
4. Развивать мелкую моторику.
5. Воспитывать аккуратность в работе
Северное сияние Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы, вливания одного цвета в другой
Улитка Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)
Ноябрь. Тема «Игрушки»
«Воздушные шары» 1. Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
2. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Развивать эстетическое и образное восприятие
«Бусы для куклы» 1. Закрепить умение детей лепить предмет (бусы, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя по цвету.
2. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на равные части при помощи стеки.
3. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
4. Закреплять знания о цвете, развивать чувство ритма.
Вылепи игрушку Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой
Золотая рыбка Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество
Декабрь. Тема «Новогодний калейдоскоп»
Белая снежинка 1. Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина
Снеговик 2. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал
3. Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости
«Украсим ёлочку новогодними шарами»
Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
4. Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
«Украсим ёлочку новогодними бусами»
1. Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.
2. Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.
3. Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
4. Развивать интерес к работе.
Январь. Тема «Птицы»
«Птичка-невеличка»
1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.
4. Воспитывать любознательность, интерес к познанию.
«Уточка с утятами» 1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.
Зимняя картина Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого
Вот что я умею Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других
Февраль. Тема «Подарок для папы»
Белая, ах какая белая зима! Обобщить с детьми признаки зимы. Рассмотреть деревья после снегопада и посредством пластилинографии изобразить их на картине
«Звездное небо» 1. Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.
2. Закрепить навыки работы с пластилином : раскатывание комочков прямыми движениями, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.
3. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.
4. Развивать композиционное и пространственное восприятие.
«Подарок для папы».
1. Закрепить продолжать знакомить детей со свойствами пластилина;
2. Учить достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта;
3. Вызвать желание делать приятное, дарить подарки.
За окошком снегири Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер
Март. Тема «Подарок для мамы»
«Веточка мимозы» 1. Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
2. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
3. Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
4. Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.
«Украсим туфельку»
1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
3. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.
4. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
Кактус в горшке Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности
Мы веселые матрешки Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов
Апрель. Тема «Сказка»
«Мышка-норушка и золотое яичко» 1. Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
2. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.
3. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придумывать им нужную форму (хвост утенка).
4. Развивать чувство формы и композиции.
«Радуга-дуга» 1. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.
2. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
3. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
4. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).
Розы для принцессы Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и преобразовывать их в декоративные. Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности
Весна идет, весне дорогу Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук
Май. Тема «Бабочки»
«Бабочки» 1. Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки.
2. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.
3. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала.
4. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.
Цветные бабочки 1. Расширить знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки, знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке,;
2. Совершенствовать умение работать в нетрадиционной изо технике- рисование пластилином;
3. Расширять знания о возможностях данного материала, учить наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения;
4. Активизировать словарь.
Незабудки Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук
Земляника Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Веселый пластилин» для подготовительной группы
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания. С эмоциональной и общественной сторонами человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера....
Программа кружка "Веселый пластилин" с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства-пластилинография для детей 4-5 лет
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев рук ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными п...
Рабочая программа кружка «Чудесный пластилин»
Рабочая программа кружка«Чудесный пластилин» Воспитатель: Пашенок Кристина Сергеевна Цель: Развивать осязание и ...
Рабочая программа кружка «Чудо - пластилин»
Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить и обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить ...
Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин » для детей 4-5лет. на 2017-2018 уч.год.
Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин »для детей 4-5лет.на 2017-2018 уч.год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Веселый пластилин» Художественно-эстетической направленности
Принципы, лежащие в основе программы: - доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); - наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов...