РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Веселый пластилин» Художественно-эстетической направленности
рабочая программа (старшая группа)
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребёнка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
- обогащения (обогащение активного и пассивного словаря детей сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов)
- воспитывающего обучения (обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность; закрепляем у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус).
- свободы выбора (детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, выбрать подходящий на их взгляд материал. Благодаря этому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.) При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
-принцип личностно – ориентированного обучения (заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к каждому ребенку)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_veselyy_plastilin.docx | 54.23 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 149»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
«Веселый пластилин»
Художественно-эстетической направленности
Руководитель
Зеленина Татьяна Сергеевна
г. Воронеж 2021 год
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………………………3
- Учебно-тематический план…………………………………………………………….....8
- Содержание обучаемого курса..…………………………………………………………10
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…............37
- Список литературы………………………….…………………………..……………….37
- Приложение
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Актуальность
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей о окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты речи
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми подготовительного дошкольного возраста. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Известно, что дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей детей. В каждом ребёнке при рождении заложен огромный потенциал, но разовьются его способности или нет – зависит от того окружения, в котором растёт и развивается ребёнок. Множество развивающих, образовательных задач можно решить, занимаясь с детьми ручным трудом. И что особенно важно – ручной труд способствует формированию у старших дошкольников компонентов учебной деятельности. В настоящее время перед педагогами стоит ещё одна немаловажная задача: выявлять и развивать способности одарённых детей. Считаю, что через разнообразную деятельность в кружке «Волшебный пластилин», дети получат прекрасную возможность для развития художественных способностей
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 29. 08. 2013 г. № 1008,
- Письмом Минобрнауки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11. 12. 2006 № 06-1844.
- Положения о рабочей программе дополнительного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №149»
Отличительные особенности
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развитости тонких движений пальцев рук. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Одной из таких методик является «пластилинография».
Пластилинография- эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формированности двигательных навыков. Поэтому рисование пластилином благотворно сказывается и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. В процессе занятий с пластилином ребёнок начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его. Для решения проблемы развития мелкой моторики рук, начиная со старшей группы, я использую метод пластилинографии, включая в процесс пальчиковую гимнастику. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Занимаясь «пластилинографией», у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей о окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты речи.
Цель: Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии.
Задачи:
- развивать мелкую моторику, сенсомоторику;
- формировать навыки работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
- осваивать основные приемы (скатывания, надавливания, размазывания, примазывания, сглаживания) и создавать с их помощью сюжетных картин;
- обучать умению ориентироваться на листе бумаги;
- познакомить с окружающим миром;
- воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости.
Направления работы:
побуждение детей к простейшему сенсорному анализу;
побуждение детей к созданию различных изделий из пластилина и бросового материала;
побуждение к использованию поделок в других видах деятельности.
Программа предполагает подгрупповые и индивидуальные формы сотрудничества, совместную деятельность с детьми.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребёнка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
- обогащения (обогащение активного и пассивного словаря детей сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов)
- воспитывающего обучения (обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность; закрепляем у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус).
- свободы выбора (детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, выбрать подходящий на их взгляд материал. Благодаря этому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.) При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
-принцип личностно – ориентированного обучения (заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к каждому ребенку)
-принцип интеграции (с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой); с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).
Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ к развитию творческих способностей, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
Новизна представляемого педагогического опыта.
Проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраст способствует:
- совершенствованию качества развития моторных умений детей с нарушением речи;
- развитию тактильных ощущений;
- расширению представлений детей об окружающем мире;
- у детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки;
- дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами;
- в работах детей преобладают новизна и оригинальность;
- у детей появился повышенный интерес, творческая активность;
Новизна данного вида работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР нетрадиционным методом «пластилинографии», оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, развивает навыки ручной умелости, формирует механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Учебно-тематический план подготовительная группа
№ по п\п | Наименование темы | Количество часов по каждой теме | ||
1 | Мониторинг | 1 | ||
2 | Мониторинг | 1 | ||
3 | «Знакомство с техникой «пластилинография» | 1 | ||
4 | «Грибы-грибочки выросли в садочке» | 1 | ||
5 | «осенний натюрморт» | 1 | ||
6 | «Яблоки поспели» | 1 | ||
7 | «Золотая осень» | 1 | ||
8 | «Мои любимые игрушки» | 1 | ||
9 | «Листья падают, кружатся» | 1 | ||
10 | «Ежик с грибами» | 1 | ||
11 | «Лесная дружба» | 1 | ||
12 | «Осенний лес» (коллективная работа) | 1 | ||
13 | «Красногрудый, чернокрылый прилетел снегирь с Сибири» | 1 | ||
14 | «Дед мороз – красный нос» | 1 | ||
15 | «Новогодняя игрушка» | 1 | ||
16 | «Елочка зеленая в гости к нам пришла» | 1 | ||
17 | «Мои любимые сказки» | 1 | ||
18 | «Зимний лес» (работа в парах) | 1 | ||
19 | «Снежинка» | 1 | ||
20 | «Такие разные снеговики» | 1 | ||
21 | «Домик в зимнем лесу» | 1 | ||
22 | «Пароход» | 1 | ||
23 | «Кораблик для папы» | 1 | ||
24 | «Дымковская барыня» | 1 | ||
25 | «Для любимой мамочки» | 1 | ||
26 | «Лебеди» | 1 | ||
27 | «Чайный сервиз» (роспись «гжель) | 1 | ||
28 | «Мир похож на цветной луг» | 1 | ||
29 | «Волшебное яичко» | 1 | ||
30 | «Петушок-золотой гребешок» | 1 | ||
31 | «Жираф» | 1 | ||
32 | «Насекомые» (божья коровка) | 1 | ||
33 | «Открытка к 9 мая» | 1 | ||
34 | «Цветущие деревья» | 1 | ||
35 | «Вот, что я умею» | 1 | ||
36 | Мониторинг | 1 |
Содержание работы:
Пластилин - мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму, но при работе важно знать:
1) Твердый пластилин нужно разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком);
2) При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, сплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.
3) Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов;
4) На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
Выполнение подготовительных упражнений.
При выполнении картины из пластилина нужно научить детей правильно обращаться с бруском пластилина. Объяснить, что брусок будет выполнять роль тюбика с красками. И мы будем от целого куска отделять маленькие кусочки для работы. Так быстрее идёт процесс изготовление картины, а сам пластилин долгое время сохраняет аккуратный вид.
Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми. Самое трудное для детей, делать шарики одинакового размера. Для этого раскатанную колбаску разрезают стеком на равные части, из полученных частей получают одинаковые шарики.
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.
Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.
Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.
Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев
Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
Перевод рисунка на картон и работа с фоном.
- на вырезанный по формату картон переводиться эскиз сюжетной картины.
- внимательно рассматривается картина и словесно проговаривается, какие места будут являться фоном.
- определяется цвет фона.
- вымешивается цвет, необходимого оттенка.
- формируется колбаска, которая выкладывается на фон и прижимается к картону.
- размазывается пластилин по всему пространству фона, сохраняя ровную линию около контура изображения
- вне контуров, на остальной площади фона, пластилин примазывается маленькими сформированными кусочками.
- картон, на котором ребёнок изображает сюжетную картину, может поворачиваться в любом направлении.
Работа над фрагментами основного изображения.
Данная работа проходит в 3 этапа:
1 этап - подготовка контура изображения (на первом этапе проверяется, насколько видна контурная линия основного изображения. Если линии контура, закрылись пластилином, то с помощью стека нужно их очистить. Всё изображение должно хорошо просматриваться, и ребёнок ориентировался в изображении).
2 этап - работа с фрагментами основного изображения (на втором этапе «закрашивается» пластилином фрагменты основного изображения. Чтобы линия контура изображения получалась ровной и аккуратной, сначала скатывается колбаска, прижимается с контуром изображения, не закрывая его, и примазывается в нужном направлении, то есть внутрь контура. Для закрепления деталей сложной формы или очень мелких фрагментов скатываются маленькие шарики.)
3 этап - выделение контурных линий (на данном этапе обрабатываются контурные линии. Для полной законченности и выразительности картины, на контурные линии накладываются очень тонкие колбаски из пластилина черного цвета и прижимаются)
Виды «пластилинографии»:
1. Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная.
Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография.
2. Модульная пластилинография – изображение лепной картины с использованием различных элементов -валиков, шариков, косичек, дисков.
Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. 3. 3. Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики.
4. Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
5. Контурная пластилинография –изображение предмета при помощи жгутиков.
Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы.
6. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев. Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим.
7. Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф)
Формы и методы:
В процессе реализации программы используются различные формы:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, экскурсии и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- подгрупповой – организация работы в подгруппах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Предполагаемый результат.
Дети могут:
- творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. создают новое, оригинальное;
- проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно находить средства для его воплощения;
- овладевать техническими навыками и алгоритмом;
- обретают уверенность в себе и начинают чувствовать себя маленькими творцами
- создавать сувениры, украшения, поделки, преобразовывать предметы.
Работая в технике «пластилинография» у детей возрос интерес к изобразительной деятельности, а вместе с ним и желание творить. Преодолевая трудности, ребенок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат своей работы.
Работа с родителями:
1.Консультации для родителей
-«Пластилинография»
-«Первые шаги в работе с пластилином»
-«Как воспитать творческую личность»
2.Выставка детских работ;
3.Фотоотчет о проделанной работе.
Календарно -тематический план подготовительная группа
№ | Наименование темы | Программное содержание | |
Сентябрь 3-4 нед | Мониторинг | Выявление уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук на начало учебного года. | |
«Знакомство с техникой «Пластилинография» | -беседа о пластилинографии. Показ воспитателем готовых работ, с использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на горизонтальной поверхности; -познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним. -развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание); -воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения. | ||
«Грибы-грибочки, выросли в лесочке» | -продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру, скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство, выделенное контуром; -формировать у детей обобщенное понятие о грибах; уметь передавать их природные особенности, цвет; -развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. | ||
Октябрь 1-4 нед | «Осенний натюрморт» (1 этап работы) | -Закреплять приемы работы в технике «пластилинография»: отщипывание, раскатывание, придавливание; -создавать условие для изображения фруктов и овощей на плоскости с помощью пластилина, познакомить с понятием – натюрморт; -развивать мелкую моторику пальцев, координацию речи с движением, глазомер, эстетическое восприятие; -воспитывать усидчивость, самостоятельность; -расширять знания детей об овощах и фруктах их пользе для здоровья человека. | |
«Осенний натюрморт» (заключительный этап работы) | -продолжать освоение приемов пластилинографии; -подвести детей к созданию выразительного образа посредством цвета и объема; -закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе; -продолжать развивать мелкую моторику рук. | ||
«Золотая осень» | -закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости; -закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; -воспитывать чувство любви к красоте родной природы | ||
«Мои любимые игрушки» | -учить технике создания изображения «игрушки» на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина; | ||
Ноябрь 1-4 нед | «Листья падают, кружатся» | -формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем; -развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве; -воспитывать любовь к природе. | |
«Ежик с грибами» (1 этап работы) | -создать условия для развития умений и навыков работы с пластилином (отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей; -развивать мелкую моторику рук, образное мышление, умения создавать знакомый образ с опорой на схему; -закреплять представление о диких животных, воспитывать внимание, усидчивость, бережное отношение к природе. | ||
| «Ежик с грибами» (заключительный этап работы) | ||
«Осенний букет в вазе» (работа в парах) | -продолжать развивать у детей развития художественного вкуса и пространственного воображения, -развивать мелкую моторику пальцев рук; аккуратность во время работы с пластилином; -закрепить признаки осени; -учить пользоваться стекой во время работы, салфеткой после работы | ||
Декабрь 1-4 нед | «Красногрудый, чернокрылый, прилетел снегирь с Сибири» | -расширить представления детей о зимующих птицах, не улетающих осенью в теплые края, об условиях их обитания, о роли человека в жизни птиц; -научить изображать снегирей в технике «пластилинография» передавая особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев хвоста, характерную окраску); -закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки; -развивать композиционные навыки. | |
«Дед Мороз – Красный нос» | -закрепить умения и навыки работы в технике пластилинографии: раскатывание, придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание границ соединения отдельных частей; -развивать познавательный интерес, память, речь, фантазию, мелкую моторику рук; -обобщить представления о главном герое новогодних праздников. | ||
«Новогодняя игрушка» | -формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках; -продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии - скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета, слегка прижать; -развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумывать узор для своей игрушки. | ||
«Елка новогодняя в гости к нам пришла» | -познакомить детей и родителей с историей новогодней ёлки, расширить знания о традиции новогодней ёлки | ||
Январь 1-4 нед | «Мои любимые сказки» | -развивать способности к сюжетосложению и композиции; -учить детей рисовать в нетрадиционной технике пластилином по мотивам знакомых сказок, самостоятельно выбирать позу героя и сюжет, придавать персонажам внешние узнаваемые черты, обдумывать декорации сюжета; преобразовывать шарообразную форму в овальную, прикреплять готовую форму на плоскость путем расплющивания и размазывания по поверхности основы; -закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. | |
«Зимний лес» (работа в парах) | -обучать детей приемами работы в технике «пластилинографии»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей; -вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к зимней природе средствами художественного слова, произведений живописи; -продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем; -развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов в работе с пластилином: раскатывания, сплющивания. | ||
«» | -расширять знания детей о таком природном явлении как снег. -создавать условия для придумывания и воплощения на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина. -развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание; -развивать общую и мелкую моторику; -воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов | ||
«Такие разные снеговики» | -учить детей передавать образ снеговика посредством художественной техники – пластилинографии; -побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своего снеговика; -развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей; -развивать мелкую моторику пальцев рук. | ||
Февраль 1-4нед | «Домик в зимнем лесу» | -развивать у детей способность создавать сюжетно-игровой замысел; - учить отламывать комочки пластилина от большого куска; раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней; - учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; - развивать мелкую моторику рук (пинцетный захват); - воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей работе | |
«Домик в зимнем лесу» | |||
«Кораблик для папы» | -побуждать детей к изготовлению подарков для папы; -учить создавать на плоскости полуобъемный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – пластилинографии. -закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины; -расширить знания детей о российской армии; -развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику; -воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении. | ||
«Дымковская барыня» (дымковская роспись) | -способствовать созданию образа дымковской барышни в технике пластилинография с последующей росписью изделия; | ||
Март 1-4 нед | «Для любимой мамочки» (изготовление подарков для мам)» | -закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию. -продолжать формировать умение наносить рисунок по всей поверхности листа; -развивать чувство композиции и цвета, мелкую моторику рук; -воспитывать доброе отношение, любовь и уважение к матери. желание сделать подарок самому близкому человеку | |
«Для любимой мамочки» | -способствовать расширению знаний детей о перелетных птицах; -закреплять умение детей работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании; -развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии; -развивать цветовосприятие, мелкую моторику рук. | ||
«Чайный сервиз» (роспись гжель) | -расширить представление детей о посуде, развивать умение описывать предмет посуды, опираясь на характерные признаки; -учить изображать на плоскости предметы чайной посуды – «чашка, блюдце», упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – контурной пластилинографии; - дать детям представление о промысле, колорите, элементах гжельской росписи; -развивать навык смешивания пластилина двух цветов – белого и синего, для получения нескольких оттенков голубого; -закреплять приемы рисования пластилином в технике мазка, «капельки», спирали, травинки, завитков, волнистых линий -развивать у детей чувство композиции, цвета, эстетический вкус, общую и мелкую моторику рук; -воспитывать бережное отношение детей к посуде | ||
«Мир похож на цветной луг» (коллективная работа) | -продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам; -учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков технике «пластилинография»; -продолжать развивать глазомер и цветовосприятие; -воспитывать у детей доброжелательность, чувство коллективизма, аккуратность в процессе рисования пластилином | ||
Апрель 1-4 нед | «Волшебное яичко» (писанки к пасхе) | -учить создавать выразительный образ предмета – «пасхального яйца», посредством передачи объёма, цвета, украшений; -формировать знания детей о традициях праздника, познакомить с историей и значением символов Пасхи; -продолжать знакомить с новым видом пластилинографии – многослойная; -развивать мелкую моторику пальцев рук; -развивать фантазию, сенсорную сферу; воспитывать любознательность, интерес русской истории. | |
«Петушок-золотой гребешок» | -учить детей посредством сочетания нескольких цвета пластилина передавать яркий образ петуха, создавая сюжетную картину на горизонтальной плоскости; | ||
«» | -воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное, передать особенности его строения средствами пластилинографии, показать выразительные возможности данной техники; -учить изображать предмет, составляя его из отдельных деталей; -упражнять в использовании ранее полученных навыков: скатывание, расплющивание объемной формы, сглаживание границ соединения частей; -развивать мелкую моторику рук. | ||
«Насекомые» (божья коровка) | -закреплять умение применять приёмы плоскостной лепки (пластилинографии): грунтовка, скатывание мелких шариков (пальчиками или на ладошке); -создавать условия для использования знаний и представлений об особенностях внешнего вида насекомых (божьих коровок) в своей работе; -развивать художественно-эстетическое восприятие, мелкую моторику рук, умение работать в определенной последовательности и самостоятельность в подборе цвета для изображения; -воспитывать аккуратность и у интерес к окружающему миру. | ||
Май 1-4 нед | «Открытка к 9 мая» | -продолжать закреплять приёмы работы с пластилином – размазывание, сплющивание; скатывание маленьких шариков; -развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию; -воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, желание создавать открытки в технике «пластилинография» | |
«Цветущие деревья» | -учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина; -создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание; -воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. | ||
«Вот, что я умею» (самостоятельная деятельность детей) | Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других | ||
Мониторинг | Выявление уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук на конец учебного года. |
Список литературы:
Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012
Давыдова Г.Н. Пластилинография - 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007
Поделки из солёного теста и пластилина. – Нижний Новгород. ООО «Издательство «Доброе слово», 2011
Морозова О.А. Волшебный пластилин. – М.: Издательство «Мозаика – Синтез», 1998
Рони Орен. Секреты пластилина: учебное пособие. - М.: Махаон, Азбука – Аттикус, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка "Волшебные ладошки" художественно-эстетической направленности.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской ру...
Рабочая программа по образовательной области Художественно-эстетическое развитие направление Музыка младшей, средней, старшей, подготовительной групп
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников составлена на основе: Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т...
Рабочая программа кружка "Волшебный комочек" (художественно-эстетическое направление)
Пояснительная запискаОбразовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию тво...
Рабочая программа кружка по бисероплетению художественно-эстетической направленности «Бусинка» - «Ӈодяко»
Образовательная программа «Бисероплетение» направлена на художественно - эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творч...
Рабочая программа кружка по развитию художественно-эстетического творчества «Волшебная иголочка»
Рабочая программакружка по развитию художественно-эстетического творчества «Волшебная иголочка»...
Рабочая программа кружка "Веселая мастерская" старшая группа художественно- эстетической направленности
ull; Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.• Обучать различным приемам работы с бумагой.• Формировать умения следовать устным инструкциям....
Рабочая программа по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики" Возраст обучающихся: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...