Программа кружка "Веселый пластилин"
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Программа кружка "Веселый пластилин"
Пояснительная записка
Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Несмотря на то, что пластилинография – это новый вид декоративно-прикладного искусства, он успел стать неотъемлемой частью занятий с дошкольниками в ДОУ.
С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение занятий кружка ”Весёлый пластилин ” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Разработчик программы:
Воспитатель: Гусарова О.И.
Срок реализации программы - 1 год.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки,
совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают
навыками и умениями работы с инструментами.
Цель: Развивать художественно – творческие способности у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
Учить сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.
Учить работать на заданном пространстве.
Развивающие:
Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
Воспитательные:
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.
Воспитывать у детей желание творить добро вокруг себя.
Особенности возрастной группы детей:
Возраст детей 3-4года. В этом возрасте у ребенка активно проявляются: - Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. - Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
Форма проведения занятий:
Программа рассчитана на работу с детьми по подгруппам в количестве 8-10человек. Занятия проводятся с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) во вторую половину дня: 1 раз в неделю, длительность – 15-20 минут;
Содержание:
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.
Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.
Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий, которые близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Техника безопасности работы с пластилином и особенности
используемого материала.
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
- несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.
- в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим
рекомендациям:
Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не
заливать кипятком).
Для работы использовать плотный картон.
Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.
На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой
салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и
физкультурные минутки.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
Календарно-тематический план кружка дополнительного образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35 «Василек».
Утверждаю:
Заведующий Фроленковои Н.В.._____________
«____»_______________2018г.
Программа работы кружка дополнительного образования «Весёлый пластилин»
с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии
для детей 3–4 лет
на 2018-2019 учебный год
Воспитатель: Гусарова О.И.
Смоленск
2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "Пластилин-ка" для детей 3-4 лет
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "Пластилин-ка"для детей 3-4 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/05/picture-944032-1504630018.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Страна Пластилиния"
Обучение детей 4-7 лет технике - пластилинографии...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/16/picture-1093746-1544935805.jpg)
Парциальная программа "Волшебный пластилин"
Развитие детского художественного творчества - это комплекс эстетических способностей и умений. Их формирование направлено на развитие эстетической компетентности, творческой активности, эмоцион...
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" для воспитателей ДО
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин" для воспитателей ДО....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/03/picture-774843-1604430422.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный пластилин»
Направленность: художественнаяУровень программы: базовыйВозраст учащихся: 5-7 летСрок реализации: 1 год Разработчик программы:Грибович Татьяна Александровна, во...
Дополнительная образовательная программа "Чудесный пластилин для малышей"
Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей второй младшей группы...