Проект «Яркие матрешки» с детьми 2-3 лет
проект (младшая группа)
Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту. В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yarkie_matreshki_s_detmi_2-3_let.docx | 48.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Яркие матрешки» с детьми 2-3 лет
Вид проекта: познавательно-творческий, игровой
Продолжительность: краткосрочный, неделя
Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, родители.
Цель проекта: Познакомить детей 2-3 лет детей с народной игрушкой
- матрешкой.
Задачи проекта:
Для педагогов:
1. Создать условия в группе, способствующие ознакомлению детей с народной игрушкой - матрешкой.
Для детей:
1. Познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой.
2. Поддерживать интерес к игрушке матрешке.
3. Расширить и активизировать словарный запас детей;
4. Развивать мелкую моторику детей, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, внимание в играх с матрешкой.
5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к народному творчеству на примере народной игрушки – матрёшки.
Для родителей:
1. Расширить знания родителей о народной игрушке– матрешке, познакомить, как правильно использовать матрешку в играх с детьми.
2. Привлечь родителей к изготовлению народной игрушки – матрешки.
Проект разработан в соответствии ФОП ДО на основе интеграции детских видов деятельности.
Ресурсное обеспечение:
- игровое обеспечение для организации элементов сюжетной игры «Уложи матрешку спать», «Напоим матрешку чаем»;
- папка – передвижка для родителей «Матрешка – самая известная русская игрушка»;
- иллюстрации с изображением народных игрушек;
- оборудование, необходимое для проведения досуговой деятельности, занятий;
- картотека игр с матрешкой (Приложение 1).
Актуальность проекта
«Мы уверены в том, что народная игрушка является при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики»
Е. Флерина
Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями своего народа.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.
Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту. В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют.
Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Народная игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры.
Знакомя детей с народной игрушкой-матрешкой, мы уделяем внимание духовному воспитанию, воспитанию патриотизма, формируем творчески развитую личность, знакомим ребёнка с русскими народными традициями,
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их.
Современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Так же современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки ее возможности в развитии ребенка раннего возраста.
Исходя из вышесказанного, у нас возникла необходимость ознакомления детей и родителей с такой замечательной русской народной игрушкой, как матрешка, которая является самой первой игрушкой в раннем детстве
Этапы работы над проектом:
1 этап - Организационно-подготовительный
Подбор художественной литературы по теме «Яркие Матрешки»;
Изучение литературы;
Планирование работы;
Сбор информации из разных источников (художественная литература, познавательная литература, интернет, музыкальные произведения);
Составление конспектов, картотеки игр с матрешкой, подбор иллюстраций картинок для рассматривания.
2 этап - Практический (внедренческий)
- Знакомство с народной игрушкой - матрешкой;
- Рассматривание иллюстраций - матрешек;
- Чтение потешек;
- Проведение досуговой деятельности ;
- Организация образовательных ситуаций, направленных на знакомство с матрешкой;
- Ознакомление родителей с играми с матрешкой, с памяткой «Как играть с матрешкой» (Приложение 1, Приложение 2).
- Изготовление папки передвижки для родителей «Матрешка – народная игрушка».
- Пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»;
- Привлечение родителей к изготовлению своими руками народной игрушки - матрешки.
3 этап - Заключительный
Обобщение результатов работы;
Выставка детских творческих работ ;
Оформление мини-музея «Яркие матрешки»
Планируемые результаты:
Для воспитателей:
Создание условий в группе, способствующих ознакомлению детей с народной игрушкой-матрешкой.
Для детей:
- Познакомятся с народной игрушкой - матрешкой.
- Проявление интереса к народной игрушке.
- Расширение словарного запаса и активное развитие речи;
- Активное развитие мелкой моторики детей, проявление внимания в играх
с матрешкой.
- Проявление бережного отношения к игрушкам.
Для родителей:
Расширение знаний родителей о народной игрушке - матрешке, приобретение опыта использования матрешки в играх с детьми.
Продукты проекта:
Выставка игрушек матрешек, изготовленные родителями и их детьми
Список литературы
1. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
2. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст (1-3 лет). Практическое пособие.- Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 200с.
3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Дидактическая игра «Мозаика - сложи матрешку»
Цель: Обучать умению у детей собирать целостное изображение игрушек матрешек из частей.
Дидактические задачи:
учить собирать матрешку из частей по способу мозаики
Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка.
Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.
Материал: картинки большого размера с целостным изображением игрушек матрешек; детали небольшого размера с фрагментами картинок.
Ход игры
В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок).
Везли матрешки на базар,
Да рассыпали товар.
Все матрешки сломались,
Лишь осколки нам остались.
Вы, ребятки, не зевайте,
А осколки собирайте.
Дети выбирают понравившуюся картинку и составляют изображение из более мелких деталей.
Игра «Собери матрешку»
Цель: учить ребенка действовать с трехместной матрешкой; формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.
Материал: (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная)
Игровые действия:
Педагог ставит на стол матрешку.
Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую,
Дидактическая игра «Найди домик матрешке»
Дидактические задачи: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки по величине; воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.
Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.
Игра «Помоги матрешке найти свою игрушку»
Цель: закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Материал: рисунки матрешек разного цвета, кружочки, полоски разных цветов.
Настольно-печатная игра «Парные картинки»
Дидактическая задача: упражнять детей в сравнении матрешек, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.
Очень любим мы матрешки,
Разноцветные одежки,
Сами ткем и прядем,
Поиграть мы к вам идем!
Настольно-печатная игра
Приложение 2
Рекомендации родителям «Как играть с матрешками»
Матрешка в последние годы часто служит хорошим подарком, сувениром исконно русского происхождения. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка?
Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику.
Первое знакомство с матрешкой.
После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите кроху играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел!
Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная. Знакомить с матрешкой можно ребенка еще до года. Когда кроха научится сидеть, возьмите самую большую матрешку, показывайте на ней глазки, носик, ротик. Положите что-то внутрь, погремите игрушкой, развивая слуховое восприятие малыша. Накройте платочком матрешку, затем покажите крохе, где она находится: была здесь и нет ее.
Начиная с года, научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Для игры вам понадобятся 2 игрушки, лучше контрастного размера. Расскажите крохе, что у матрешки спрятан сюрприз. Предложите вместе посмотреть его. Открывайте матрешку, придавая ситуации загадочность или даже сказочность: «Матрёшка – матрёшка, откройся немножко!» Удивитесь, когда увидите с середине вторую. Поставьте их рядом, сравните
– какая выше, какая ниже, рассмотрите фартук или платочек одной и другой. Покажите, как одна вкладывается в другую. Проговаривайте: «большая», «маленькая». Играйте 5-7 минут. Когда внимание ребенка переключается, оставьте игру.
Когда ребенок научится простейшим манипуляциям с матрешкой, добавьте остальные.
Спросите у второй матрешки, не спрятался ли еще кто-нибудь у нее? Посмотрите вместе с ребенком. Ставьте новые игрушки друг возле друга, каждый раз обращая внимание малыша, что новая меньше предыдущей.
Приложение 3
Конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми 2-3 лет на тему: «Украсим сарафан Матрешке»
Цель занятия: Вызвать интерес у детей украсить сарафан Матрешке.
Задачи:
Обучающая: Обучать умению у детей правильно держать кисточку пальчики до железной «юбочки»;
Развивающая: закрепить прием «примакивание» , развивать мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги;
Воспитывающая: воспитание интереса к игрушке матрешке.
Интеграция различных видов детской деятельности:
Материал:
Трехместные матрешки, рисунки матрешек, гуашь, кисточки, непроливайка, салфетки».
Ход:
Педагог вместе с детьми заходит в группу.
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ой, дорогие ребятишки, кто же в гости к нам пришел? (достает игрушку – матрешку).
Дети отвечают.
Давайте поздороваемся мы с ней.
Дети здороваются и рассматривают матрешку.
Воспитатель: Посмотрите, какая яркая, нарядная игрушка.
Прежде чем начнем рисовать, надо с пальчиками поиграть!
Пальчиковая игра.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся.
Дружные пальчики,
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем рисовать!
Воспитатель показывает на мольберте, как надо рисовать, наносить узор. Дети берут кисточки, рисуют.
Воспитатель: Вот какие красивые, нарядные матрешки у нас получились.
(на мольберте прикрепляет матрешек)
Воспитатель: Вам понравилось играть с матрешкой? А разукрашивать матрешек вам понравилось?
Воспитатель: Матрешке пора со своими подружками прощаться и отправляться в страну
игрушек, к своим друзьям, чтобы скорей рассказать им про нашу группу, им очень здесь понравилось, и они обязательно к нам еще придут в гости поиграть.
Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу
Конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми 2-3 лет «Украсим сарафан Матрешке»
Цель: Создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить
сарафан матрёшки узором, используя геометрические фигуры (круги разного цвета).
Задачи:
Обучающая:
Обучать умению у детей ориентироваться на плоскости силуэта, создавая узор из кругов, наклеивать детали аппликации, используя в работе салфетку, клеенку, кисть, клей.
Развивающая: Развивать эстетическое восприятие, внимание, речь, творческую активность, мелкую моторику рук, наблюдательность.
Воспитывающая: Воспитывать интерес и любовь к народным игрушкам.
Оборудование:
Клей, кисточка, емкость для клея, клеенка, салфетки, заготовки матрешек из цветного картона с готовыми личиками, цветные кружки и треугольники.
Приложение 4
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня солнечный, хороший денёчек, так и хочется поиграть во что то интересное. А вам хочется поиграть? Вы любите играть?
Дети: Да любим.
Воспитатель: У вас у всех есть любимая игрушка. Расскажите, с какой игрушкой вы любите играть? Ответы детей
Воспитатель: У меня тоже есть любимая игрушка. А хотите узнать какая?
Воспитатель: Правильно, ребята, это Матрешка. (Показываю детям матрешку.)
Воспитатель: Весёлая игрушка, расписная матрёшка издавна была самой любимой игрушкой ваших дедушек и бабушек, когда они были маленькие.
Много кукол деревянных
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех Матрёшками зовут!
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
Воспитатель: Ребята наша матрешка сегодня к нам пришла не одна, а вместе с подружками, только вот никак их не может найти.
А вы их не видали, ее подружек хохотушек (ответы детей)
Вы слышите, кто - то под скатертью шепчется?
(Дети находят матрешек на отдельном столе, под расписной скатертью.)
(На мольберт раскладываю силуэты матрешек).
Воспитатель: Но они вовсе не нарядные, грустные, где - же их расписные сарафаны?
Воспитатель читает стихотворение и выставляет матрешек на мольберт.
Вот они! Убедительно бледны,
Нужно взяться нам за дело,
Украшать матрешек смело.
Выбирать такой узор,
Чтобы радовал он взор.
Ребята мы можем помочь матрешкам?
-Как же мы им поможем? (ответы детей)
-Конечно, сейчас мы превратимся в мастеров, наденем нарукавники и фартуки. Украсим узором сарафаны.
Подойдите к столам, это наша мастерская.
-Но прежде чем начать работу – сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Мы красавицы- матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два – Маланья,
Мила- три, четыре – Маша
Маргарита - это пять
Нас не трудно сосчитать.
(перед детьми лежат заготовки матрешек из цветного картона с готовыми личиками, цветные кружки и треугольники)
Воспитатель: Посмотрите на столы, что лежит перед вами? (ответы детей)
Правильно, заготовки матрешек и кружки и треугольники.
Сейчас мы с вами начнем украшать сарафаны нашим матрешкам.
Воспитатель объясняет последовательность выполнения работы: выкладываем узор,
располагаем кружки и треугольники на сарафане, затем мажем детали клеем и приклеиваем.
Воспитатель: А теперь ребята приступаем к работе.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.
(Напоминает детям, что узор снимать не надо. Брать по одной фигуре, намазывать на клеенке с белой стороны клеем от середины к краям, переворачивать намазанную форму придерживая с двух сторон пальцами обеих рук и приклеивать к матрешке. При снятии лишнего клея нужно плотно прижать салфетку. Затем взять следующую фигуру и так далее.
Итог
Воспитатель:
-Ребята посмотрите, какие красивые у нас получились матрешки. Какие они яркие и веселые.
Матрешки благодарят вас за работу. Им очень понравился наряд.
А кому вы хотите подарить матрешку? (ответы детей
Приложение 5
Конспект занятия с детьми 2-3 лет «Знакомство с народной игрушкой
— матрешкой»
Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрешкой.
Задачи:
- познакомить детей с народной игрушкой - матрешка;
- формировать способность детей воспроизводить танцевальные движения,
показываемые взрослым под музыку;
- развивать умение играть рядом, помогать друг другу и вместе радоваться красивым
игрушкам;
- различать количество предметов (один-много);
- учить собирать картинку из 2-4 частей.
Словарная работа: матрешка, красочная, яркая, веселая.
Методы и приемы: сюрпризный момент, музыкальное сопровождение, худ. слово,
рассказ воспитателя, рассматривание игрушки, беседа, похвала.
Материал: большая коробка, колокольчик, конверты, с
изображением матрешек разрезанные на 2-4 части, двухместные матрешки, музыкальное сопровождение.
Приложение 5
Ход:
Раздается звон колокольчика. Воспитатель заносит в группу большую коробку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежало возле двери в нашу группу (показывает детям коробку). Вы хотели бы узнать, что находится в этой
коробке? (Ответы детей) Тогда давайте откроем ее и посмотрим, что там.
Воспитатель вместе с детьми открывают коробку, достают большую матрешку.
Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется эта игрушка? (Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель помогает).Это матрешка, народная игрушка.
Воспитатель читает стихотворение:
Кукла славная – матрешка,
Где же ручки,
Где же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Ротик-будто ягодки,
Глазки-будто точки!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красавица к нам пришла. Ее зовут Матрена.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает матрешку.
Воспитатель: Ребята, а во что одета матрешка? (Ответы детей) Как расписано
платье? (Ответы детей) Что на голове у матрешки? (Ответы детей)
Воспитатель: Ой, а в матрешке то нашей что-то гремит! (Трясет матрешку) Хотите
узнать, что за сюрприз приготовила нам матрешка? (Ответы детей)
Со словами: «Матрешка-матрешка, откройся немножко», воспитатель достает еще одну матрешку, потом следующую и т. д.
Воспитатель ставит матрешек в ряд и читает стихотворение:
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.
Воспитатель: Сколько матрешек мы достали из коробки? (Ответы детей)
А сейчас, сколько матрешек? (Ответы детей) Правильно, молодцы! Была
одна матрешка, а теперь много! Вот в чем загадка матрешки!
Воспитатель обращает внимание на величину матрешек: поменьше матрешка Матреша, еще меньше Маша, еще меньше - Машенька, а самая маленькая – Матрешечка.
Воспитатель вместе с детьми любуются матрешками: «Вот какие наши матрешки хорошенькие».
Матрешки устали стоять они хотят с вами поиграть.
Игра –импровизация: «А где матрешки?»
(Дети встают в круг, в руки раздаются цветные платочки).
Как только музыка началась, дети идут по кругу и машут платочками. Музыка
закончилась – дети присаживаются на корточки и прячутся за платочки.На слова: А где же матрешки? Дети показывают личики.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите и наши матрешки тоже веселыми стали.
Воспитатель: Посмотрите, а у меня есть еще другие матрешки. (Показывает
конверты.)
Давайте, ребята, соберем эти части и посмотрим, что у нас получится. (Дети
складывают изображение матрешки из двух—четырех частей.)
Воспитатель: И что же у нас получилось?
Дети: Матрешки.
Воспитатель: Молодцы, ребята вы отлично справились со всеми
заданиями. Матрешки благодарят вас за помощь и предлагают вам с ними потанцевать.
(Звучит музыка и дети вместе с воспитателем исполняют танец матрешек).
Воспитатель: Понравились вам матрешки? (Ответы детей) Вы тоже понравились нашим сестричкам и за это он вам приготовили подарки. (воспитатель дарит каждому ребенку картинку матрешки). Матрешка яркая, нарядная, хочется любоваться ею. А еще с матрешкой весело играть. Мы их еще обязательно пригласим к себе в гости, а пока давайте попрощаемся с матрешками. Дети говорят до свидания, воспитатель уносит коробку с матрешками за дверь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Яркие матрешки.
конспект НОД для младшей группы...
Мастер-класс «Ложки – яркие матрешки»
В мастер-классе представлена пошаговая инструкция изготовления куклы из пластмассовой ложки....
Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....
Интегрированное занятие для I младшей группы Тема «Яркие матрешки»
Интегрированное занятие для I младшей группы Тема «Яркие матрешки»...
Презентация проекта "Раз матрешка, два матрешка..."
В презентации представлены этапы реализации проекта "Раз матрешка, два матрешка..." для детей средней группы....
Краткосрочный проект по художественно-эстетическому развитию «Красавица Матрешка» с детьми 4-5 лет
Краткосрочный проект «Красавица Матрешка» по развитию художественно-эстетического развития у детей 4-5 лет посредством ознакомления детей с русской народной игрушкой &laq...