Проект «Яркие матрешки» с детьми 2-3 лет
проект (младшая группа)

Белишко Оксана Александровна

Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций  народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту. В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yarkie_matreshki_s_detmi_2-3_let.docx48.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Яркие матрешки» с детьми 2-3 лет

Вид проекта: познавательно-творческий, игровой

Продолжительность: краткосрочный, неделя

Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, родители.

Цель проекта: Познакомить детей 2-3 лет  детей  с  народной игрушкой

- матрешкой.

Задачи проекта:

Для педагогов:

1. Создать условия в группе, способствующие ознакомлению детей с народной  игрушкой - матрешкой.

Для детей:

1. Познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой.

2. Поддерживать интерес к игрушке матрешке.

3. Расширить и активизировать словарный запас детей;

4. Развивать мелкую моторику детей, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, внимание в играх с матрешкой.

5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к народному творчеству на примере  народной игрушки – матрёшки.

Для родителей:

1. Расширить знания родителей о  народной игрушке– матрешке, познакомить, как правильно использовать матрешку в играх с детьми.

2. Привлечь родителей к изготовлению  народной игрушки – матрешки.

Проект разработан в соответствии ФОП ДО  на основе интеграции детских видов деятельности.

Ресурсное обеспечение:

- игровое обеспечение для организации элементов сюжетной игры «Уложи матрешку спать», «Напоим матрешку чаем»;

- папка – передвижка для родителей «Матрешка – самая известная русская игрушка»;

- иллюстрации с изображением народных игрушек;

- оборудование, необходимое для проведения досуговой деятельности, занятий;

- картотека игр с матрешкой (Приложение 1).

Актуальность проекта

«Мы уверены в том, что народная игрушка является при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики»

Е. Флерина

Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями своего  народа.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций  народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту. В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют.

Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Народная игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры.

Знакомя детей с  народной игрушкой-матрешкой, мы уделяем внимание духовному воспитанию, воспитанию патриотизма, формируем творчески развитую личность, знакомим ребёнка с русскими народными традициями,

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их.

Современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Так же современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки ее возможности в развитии ребенка раннего возраста.

Исходя из вышесказанного, у нас возникла необходимость ознакомления детей и родителей с такой замечательной русской народной игрушкой, как матрешка, которая является самой первой игрушкой в раннем детстве

Этапы работы над проектом:

1 этап - Организационно-подготовительный

Подбор художественной литературы по теме «Яркие  Матрешки»;

Изучение литературы;

Планирование работы;

Сбор информации из разных источников (художественная литература, познавательная литература, интернет, музыкальные произведения);

Составление конспектов, картотеки игр с матрешкой, подбор иллюстраций картинок  для рассматривания.

2 этап - Практический (внедренческий)

- Знакомство с  народной игрушкой - матрешкой;

- Рассматривание иллюстраций - матрешек;

- Чтение потешек;

- Проведение досуговой деятельности ;

- Организация образовательных ситуаций, направленных на знакомство с матрешкой;

- Ознакомление родителей с играми с матрешкой, с памяткой «Как играть с матрешкой» (Приложение 1, Приложение 2).

- Изготовление папки передвижки для родителей «Матрешка –  народная игрушка».

- Пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»;

- Привлечение родителей к изготовлению своими руками народной игрушки - матрешки.

3 этап - Заключительный

Обобщение результатов работы;

Выставка детских творческих работ  ;

Оформление мини-музея «Яркие матрешки»

Планируемые результаты:

Для воспитателей:

Создание условий в группе, способствующих ознакомлению детей с народной игрушкой-матрешкой.

Для детей:

- Познакомятся с народной игрушкой - матрешкой.

- Проявление интереса к народной игрушке.

- Расширение словарного запаса и активное развитие речи;

- Активное развитие мелкой моторики детей, проявление внимания в играх

с матрешкой.

- Проявление бережного отношения к игрушкам.

Для родителей:

Расширение знаний родителей о народной игрушке -  матрешке, приобретение опыта использования матрешки в играх с детьми.

Продукты проекта:

Выставка игрушек матрешек, изготовленные родителями и их детьми

Список  литературы

1. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.

2. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний  возраст (1-3 лет). Практическое пособие.- Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 200с.

3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного  образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Дидактическая игра «Мозаика - сложи матрешку»

Цель: Обучать умению  у детей собирать  целостное изображение игрушек матрешек из частей.

Дидактические задачи:

учить собирать матрешку из частей по способу мозаики

Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка.

Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.

Материал: картинки большого размера с целостным изображением игрушек матрешек; детали небольшого размера с фрагментами картинок.

Ход игры

В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок).

Везли матрешки на базар,

Да рассыпали товар.

Все матрешки сломались,

Лишь осколки нам остались.

Вы, ребятки, не зевайте,

А осколки собирайте.

Дети выбирают понравившуюся картинку и составляют изображение из более мелких деталей.

Игра «Собери матрешку»

Цель: учить ребенка действовать с трехместной матрешкой; формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.

Материал: (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная)

Игровые действия:

Педагог ставит на стол матрешку.

Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую,

Дидактическая игра «Найди домик матрешке»

Дидактические задачи: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки по величине; воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.

Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.

Игра «Помоги матрешке найти свою игрушку»

Цель: закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Материал: рисунки матрешек разного цвета, кружочки, полоски разных цветов.

Настольно-печатная игра «Парные картинки»

Дидактическая задача: упражнять детей в сравнении матрешек, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Очень любим мы матрешки,

Разноцветные одежки,

Сами ткем и прядем,

Поиграть мы к вам идем!

Настольно-печатная игра

Приложение 2

Рекомендации  родителям «Как играть с матрешками»

Матрешка в последние годы часто служит хорошим подарком, сувениром исконно русского происхождения. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка?

Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику.

Первое знакомство с матрешкой.

После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите кроху играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел!

Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная. Знакомить с матрешкой можно ребенка еще до года. Когда кроха научится сидеть, возьмите самую большую матрешку, показывайте на ней глазки, носик, ротик. Положите что-то внутрь, погремите игрушкой, развивая слуховое восприятие малыша. Накройте платочком матрешку, затем покажите крохе, где она находится: была здесь и нет ее.

Начиная с  года, научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Для игры вам понадобятся 2 игрушки, лучше контрастного размера. Расскажите крохе, что у матрешки спрятан сюрприз. Предложите вместе посмотреть его. Открывайте матрешку, придавая ситуации загадочность или даже сказочность: «Матрёшка – матрёшка, откройся немножко!» Удивитесь, когда увидите с середине вторую. Поставьте их рядом, сравните

– какая выше, какая ниже, рассмотрите фартук или платочек одной и другой. Покажите, как одна вкладывается в другую. Проговаривайте: «большая», «маленькая». Играйте 5-7 минут. Когда внимание ребенка переключается, оставьте игру.

Когда ребенок научится простейшим манипуляциям с матрешкой, добавьте остальные.

Спросите у второй матрешки, не спрятался ли еще кто-нибудь у нее? Посмотрите вместе с ребенком. Ставьте новые игрушки друг возле друга, каждый раз обращая внимание малыша, что новая меньше предыдущей.

Приложение 3

Конспект занятия по изобразительной деятельности  с детьми 2-3 лет  на тему: «Украсим сарафан  Матрешке»

Цель занятия: Вызвать интерес  у детей украсить сарафан Матрешке.

Задачи:

Обучающая: Обучать умению у детей правильно держать кисточку   пальчики до железной «юбочки»;

Развивающая: закрепить прием  «примакивание» , развивать мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги;

Воспитывающая: воспитание интереса к  игрушке  матрешке.

Интеграция  различных видов детской деятельности:

Материал:

Трехместные матрешки, рисунки матрешек, гуашь, кисточки, непроливайка, салфетки».

Ход:

Педагог вместе с детьми заходит в группу.

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ой, дорогие ребятишки, кто же в гости к нам пришел? (достает игрушку – матрешку).

Дети отвечают.

Давайте поздороваемся мы с ней.

Дети здороваются и рассматривают матрешку.

Воспитатель: Посмотрите, какая яркая, нарядная игрушка.

Прежде чем начнем рисовать, надо с пальчиками поиграть!

Пальчиковая игра.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся.

Дружные  пальчики,

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем рисовать!

Воспитатель показывает на мольберте, как надо рисовать, наносить узор. Дети берут кисточки, рисуют.

Воспитатель: Вот какие красивые, нарядные матрешки у нас получились.

(на мольберте прикрепляет матрешек)

Воспитатель: Вам понравилось играть с матрешкой? А разукрашивать матрешек вам понравилось?

Воспитатель: Матрешке пора со своими подружками прощаться и отправляться в страну

игрушек, к своим друзьям, чтобы скорей рассказать им про нашу группу, им очень здесь понравилось, и они обязательно к нам еще придут в гости поиграть.

Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу

Конспект  занятия по изобразительной деятельности с детьми 2-3 лет «Украсим сарафан Матрешке»

Цель: Создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить

сарафан матрёшки узором, используя геометрические фигуры (круги разного цвета).

Задачи:

Обучающая:

Обучать умению у  детей ориентироваться на плоскости силуэта, создавая узор из кругов,  наклеивать детали аппликации, используя в работе салфетку, клеенку, кисть, клей.

Развивающая: Развивать эстетическое восприятие, внимание, речь, творческую активность, мелкую моторику рук, наблюдательность.

Воспитывающая: Воспитывать интерес и любовь к народным игрушкам.

Оборудование:

Клей, кисточка, емкость для клея, клеенка, салфетки, заготовки матрешек из цветного картона с готовыми личиками, цветные кружки и треугольники.

Приложение 4

Ход  занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня солнечный, хороший денёчек, так и хочется поиграть во что то интересное. А вам хочется поиграть? Вы любите играть?

Дети: Да любим.

Воспитатель: У вас у всех есть любимая игрушка. Расскажите, с какой игрушкой вы любите играть? Ответы детей

Воспитатель: У меня тоже есть любимая игрушка. А хотите узнать какая?

Воспитатель: Правильно, ребята, это Матрешка. (Показываю детям матрешку.)

Воспитатель: Весёлая игрушка, расписная матрёшка издавна была самой любимой игрушкой ваших дедушек и бабушек, когда они были маленькие.

Много кукол деревянных

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех Матрёшками зовут!

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка!

Воспитатель: Ребята наша матрешка сегодня к нам пришла не одна, а вместе с подружками, только вот никак их не может найти.

А вы их не видали, ее подружек хохотушек (ответы детей)

Вы слышите, кто - то под скатертью шепчется?

(Дети находят матрешек на отдельном столе, под расписной скатертью.)

(На мольберт раскладываю силуэты матрешек).

Воспитатель: Но они вовсе не нарядные, грустные, где - же их расписные сарафаны?

Воспитатель читает стихотворение и выставляет матрешек на мольберт.

Вот они! Убедительно бледны,

Нужно взяться нам за дело,

Украшать матрешек смело.

Выбирать такой узор,

Чтобы радовал он взор.

Ребята мы можем помочь матрешкам?

-Как же мы им поможем? (ответы детей)

-Конечно, сейчас мы превратимся в мастеров, наденем нарукавники и фартуки. Украсим узором сарафаны.

Подойдите к столам, это наша мастерская.

-Но прежде чем начать работу – сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Мы красавицы- матрешки

Разноцветные одежки

Раз Матрена, два – Маланья,

Мила- три, четыре – Маша

Маргарита - это пять

Нас не трудно сосчитать.

(перед детьми лежат заготовки матрешек из цветного картона с готовыми личиками, цветные кружки и треугольники)

Воспитатель: Посмотрите на столы, что лежит перед вами? (ответы детей)

Правильно, заготовки матрешек и кружки и треугольники.

Сейчас мы с вами начнем украшать сарафаны нашим матрешкам.

Воспитатель объясняет последовательность выполнения работы: выкладываем узор,

располагаем кружки и треугольники на сарафане, затем мажем детали клеем и приклеиваем.

Воспитатель: А теперь ребята приступаем к работе.

Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.

(Напоминает детям, что узор снимать не надо. Брать по одной фигуре, намазывать на клеенке с белой стороны клеем от середины к краям, переворачивать намазанную форму придерживая с двух сторон пальцами обеих рук и приклеивать к матрешке. При снятии лишнего клея нужно плотно прижать салфетку. Затем взять следующую фигуру и так далее.

Итог

Воспитатель:

-Ребята посмотрите, какие красивые у нас получились матрешки. Какие они яркие и веселые.

Матрешки благодарят вас за работу. Им очень понравился наряд.

А кому вы хотите подарить матрешку? (ответы детей

Приложение 5

Конспект занятия с детьми 2-3 лет «Знакомство с народной игрушкой

— матрешкой»

Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрешкой.

Задачи:

- познакомить детей с народной игрушкой - матрешка;

- формировать способность детей воспроизводить танцевальные движения,

показываемые взрослым под музыку;

- развивать умение играть рядом, помогать друг другу и вместе радоваться красивым

игрушкам;

- различать количество предметов (один-много);

- учить собирать картинку из 2-4 частей.

Словарная работа: матрешка, красочная, яркая, веселая.

Методы и приемы: сюрпризный момент, музыкальное сопровождение, худ. слово,

рассказ воспитателя, рассматривание игрушки, беседа, похвала.

Материал: большая коробка, колокольчик, конверты, с

изображением матрешек разрезанные на 2-4 части, двухместные матрешки, музыкальное сопровождение.

Приложение 5

Ход:

Раздается звон колокольчика. Воспитатель заносит в группу большую коробку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежало возле двери в нашу группу (показывает детям коробку). Вы хотели бы узнать, что находится в этой

коробке? (Ответы детей) Тогда давайте откроем ее и посмотрим, что там.

Воспитатель вместе с детьми открывают коробку, достают большую матрешку.

Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется эта игрушка? (Ответы детей. Если дети затрудняются, воспитатель помогает).Это матрешка, народная игрушка.

Воспитатель читает стихотворение:

Кукла славная – матрешка,

Где же ручки,

Где же ножки?

Ах, какие щечки,

Красные, румяные,

На фартучке цветочки

И на сарафане.

Ротик-будто ягодки,

Глазки-будто точки!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красавица к нам пришла. Ее зовут Матрена.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает матрешку.

Воспитатель: Ребята, а во что одета матрешка? (Ответы детей) Как расписано

платье? (Ответы детей) Что на голове у матрешки? (Ответы детей)

Воспитатель: Ой, а в матрешке то нашей что-то гремит! (Трясет матрешку) Хотите

узнать, что за сюрприз приготовила нам матрешка? (Ответы детей)

Со словами: «Матрешка-матрешка, откройся немножко», воспитатель достает еще одну матрешку, потом следующую и т. д.

Воспитатель ставит матрешек в ряд и читает стихотворение:

Эти русские матрешки,

Разноцветные одежки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймешь,

Если младшей не найдешь.

Воспитатель: Сколько матрешек мы достали из коробки? (Ответы детей)

А сейчас, сколько матрешек? (Ответы детей) Правильно, молодцы! Была

одна матрешка, а теперь много! Вот в чем загадка матрешки!

Воспитатель обращает внимание на величину матрешек: поменьше матрешка Матреша, еще меньше Маша, еще меньше - Машенька, а самая маленькая – Матрешечка.

Воспитатель вместе с детьми любуются матрешками: «Вот какие наши матрешки хорошенькие».

Матрешки устали стоять они хотят с вами поиграть.

Игра –импровизация: «А где матрешки?»

(Дети встают в круг, в руки раздаются цветные платочки).

Как только музыка началась, дети идут по кругу и машут платочками. Музыка

закончилась – дети присаживаются на корточки и прячутся за платочки.На слова: А где же матрешки? Дети показывают личики.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите и наши матрешки тоже веселыми стали.

Воспитатель: Посмотрите, а у меня есть еще другие матрешки. (Показывает

конверты.)

Давайте, ребята, соберем эти части и посмотрим, что у нас получится. (Дети

складывают изображение матрешки из двух—четырех частей.)

Воспитатель: И что же у нас получилось?

Дети: Матрешки.

Воспитатель: Молодцы, ребята вы отлично справились со всеми

заданиями. Матрешки благодарят вас за помощь и предлагают вам с ними потанцевать.

(Звучит музыка и дети вместе с воспитателем исполняют танец матрешек).

Воспитатель: Понравились вам матрешки? (Ответы детей) Вы тоже понравились нашим сестричкам и за это он вам приготовили подарки. (воспитатель дарит каждому ребенку картинку матрешки). Матрешка яркая, нарядная, хочется любоваться ею. А еще с матрешкой весело играть. Мы их еще обязательно пригласим к себе в гости, а пока давайте попрощаемся с матрешками. Дети говорят до свидания, воспитатель уносит коробку с матрешками за дверь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Яркие матрешки.

конспект НОД для младшей группы...

Мастер-класс «Ложки – яркие матрешки»

В мастер-классе представлена пошаговая инструкция изготовления куклы из пластмассовой ложки....

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

Интегрированное занятие для I младшей группы Тема «Яркие матрешки»

Интегрированное занятие  для  I  младшей  группы Тема «Яркие матрешки»...

Презентация проекта "Раз матрешка, два матрешка..."

В презентации представлены этапы реализации проекта "Раз матрешка, два матрешка..." для детей средней группы....

Краткосрочный проект по художественно-эстетическому развитию «Красавица Матрешка» с детьми 4-5 лет

Краткосрочный проект «Красавица  Матрешка» по развитию художественно-эстетического развития у детей 4-5 лет посредством ознакомления детей  с русской народной игрушкой  &laq...