Краткосрочный проект по художественно-эстетическому развитию «Красавица Матрешка» с детьми 4-5 лет
проект (средняя группа)
Краткосрочный проект «Красавица Матрешка» по развитию художественно-эстетического развития у детей 4-5 лет посредством ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрешка» через музыкально- художественную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Красавица Матрешка» | 330.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение центр развития
ребенка детский сад №28 «Сказка»
г. Новошахтинска
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с №28
________________ Соловьева С.В
Краткосрочный проект
по художественно-эстетическому развитию
«Красавица Матрешка»
с детьми 4-5 лет
Воспитатель Нищеглодова Н.Н
Паспорт проекта
Наименование проекта | Краткосрочный проект «Красавица Матрешка» по развитию художественно-эстетического развития у детей 4-5 лет посредством ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрешка» через музыкально- художественную деятельность. |
Организация заявитель | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №28 «Сказка»
|
Разработчик проекта | Нищеглодова Н.Н, воспитатель, первой квалификационной категории. |
Цель проекта | Приобщать детей среднего дошкольного возраста к традиционной народной культуре, истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки. |
Задачи проекта | 1.Формировать у детей представление о русской народной игрушке Матрешке. 2.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера. 3.Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности. 4.Развивать творческие способности детей в музыкальной и изобразительной деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре. 5.Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство патриотизма. |
Срок реализации | с 13.03.г по 30.03. |
Ожидаемые результаты | 1. В детях сформированы представления о русской народной игрушке. 2. Владеют знаниями малых форм фольклора. 3.Сформированы представления об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшки по месту возрождения |
Аннотация
Проблема | «Красавица Матрешка» по развитию художественно-эстетического развития у детей 4-5 лет посредством ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрешка». Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с образовательной программой «Детство» |
цели и задачи проекта | Цель проекта: Приобщать детей среднего дошкольного возраста к традиционной народной культуре, народному творчеству на примере русской и татарской национальной игрушки. Задачи: 1.Формировать у детей представление о русской и татарской народной игрушке Матрешке. 2.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера. 3.Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности. 4.Развивать творческие способности детей в музыкальной и изобразительной деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре. 5.Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство патриотизма. |
Реализация проекта | Реализация проекта в 3 этапа предусматривает работу с детьми и родителями |
мероприятия в ходе реализации проекта | Проект был реализован в процессе непосредственно в совместной изобразительной деятельности и на музыкальных занятиях с детьми 4-5 лет |
Сроки реализации | с 13.03. по 30.03. |
Каков результат? | 1. В детях сформированы представления о русской народной игрушке. 2. Владеют знаниями малых форм фольклора. 3.Сформированы представления об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси |
Актуальность проекта
Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающей большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детей различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально – ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее известна и её изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду. Поэтому свою основную задачу для педагогов мы видим в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с народным творчеством, c национальной игрушкой-матрешкой, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Приобщать детей среднего дошкольного возраста к традиционной народной культуре народному творчеству на примере русской игрушки «Матрешки»
Задачи проекта:
1.Формировать у детей представление о русской народной игрушке Матрешке.
2.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
3.Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности.
4.Развивать творческие способности детей в музыкальной и изобразительной деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.
5.Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство патриотизма.
Целевая группа проекта: дети средней группы, воспитатель, музыкальный руководитель.
Проектное решение : Весь музыкальный фольклорный материал по ознакомлению детей с матрешкой находит свое место в устраиваемых народных праздниках. В ходе подготовки к фольклорному празднику « Матрешки- подружки» используются следующие виды музыкальной деятельности: Восприятие, музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах, народные игры, танцы, хороводы, устное народное творчество, изобразительная деятельность с элементами аппликации.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. В детях сформированы представления о русской народной игрушке.
2. Владеют знаниями малых форм фольклора.
3. Сформированы представления об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшки по месту возрождения
4. Сформирована способность воплощения собственного замысла в аппликации, танцах, песнях.
Заключение
Проект «Красавица Матрешка» должен стать мощным импульсом развития в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое и музыкальное развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкальной и изобразительной деятельности. В целом проект в своём развитии имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученных знаний в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы на основе этнокультурного компонента.
Основной идеей этого проекта пробудить у детей интерес к культуре разных народов через знакомство детей с играми и игрушками, традициями и обычаями русского народа.
Фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Список литературы
Основная литература:
- Пантелеева Н.Г. «Народные праздники в детском саду» Издательство «Мозаика синтез», 2014 г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду учебно –методическое пособие. Издательство М.: «Цветной мир», 2012 г.
Дополнительная литература:
- Бердникова Н.В. «Большой праздник для малышей» Издательство Академ , Ярославль 2007
- Давыдова М.А «Музыкальное воспитание в детском саду» Издательство Наука (М), Москва 2006
- Суворова Т.И. «Танцуй малыш» Издательство Санкт - Петербург 2008
Интернет-ресурсы:
- Сайт: Конспекты занятий с детьми htt://www.vor.ru/culture/cultarch192
- Сайт: Все для детского сада htt://www.ivalex.vistcom.ru
- Сайт: Международный образовательный портал МААМ.ru http://www.maam.ru/
Приложение 1
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по аппликации в средней группе
«Укрась Матрёшке сарафан»
Цель: Создать атмосферу радости. Вызвать у детей положительные эмоции. Привлекать внимание детей к русской народной игрушке-матрёшке. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Учить выделять некоторые детали её костюма.
Задачи:
1)Закреплять умение называть круглую форму
2)Продолжать учить наклеивать детали круглой формы на бумагу
3)Закрепить умение аккуратно намазывать клеем с обратной стороны, наклеивать, прижимая их салфеткой
4)Продолжать учить правильно пользоваться клеем-карандашом, клеенкой,
салфеткой
Материалы к НОД:
- Матрешки (игрушки)
- Шаблоны матрешек, на каждого ребенка, из белой бумаги
- Кружки, вырезанные из цветной бумаги, 4 вида
- Клей – карандаш на каждого ребенка
- Салфетки
- Клеенка
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Раздается стук в дверь:
Воспитатель удивляясь, спрашивает детей:
- Кто это стучит, дети? Не вы?
Ответы детей.
Воспитатель, заглядывая за дверь, спрашивает:
- Кто стучит? Кто это к нам в гости пришел?
Заходят матрешки (деревянная игрушка и вырезанная из белой бумаги матрешка)
Воспитатель: Дети, посмотрите к нам в гости пришли подружки – Матрешки!
Матрешки: Здравствуйте, ребятки! Мы пришли к вам в гости. На вас
посмотреть, и себя показать
Воспитатель: Матрешки, мы гостям всегда рады. Даже песню про вас знаем,
хотите послушать?
Матрешки Да, хотим!
Дети вместе с воспитателем поют песню «Матрешки»
После исполнения песенки, Воспитатель обращает внимание детей то, что какие красивые сарафанчики у деревянных матрешек, какие узоры на них, в виде цветов, горошка.
Вдруг раздается плач и все удивляются: Кто это может плакать?
Воспитатель спрашивает матрешку, вырезанную из белой бумаги:- Матрешка, почему ты плачешь? Что случилось?
Матрешка: У всех такие красивые наряды, а у меня наряд белый, без узоров.
Воспитатель: Не расстраивайся! Мы поможем тебе. Правда, дети?
Дети: Да!
Матрешка: А как же вы мне поможете?
Ответы детей…
Воспитатель: А каким узором вы, дети, хотите, украсить сарафан Матрешки?
Ответы детей…
Воспитатель: Молодцы ребятки! Узоры бывают разные: полосочки, цветочки, и крапинки. А мы с вами украсим сарафан горошками.
Показывая на горошки, воспитатель спрашивает детей:- Скажите, а горошки на какую геометрическую фигуру похожи?
Дети: Круг!
Матрешки хвалят детей за правильный ответ.
Воспитатель предлагает ребятам пройти к рабочим столам, где уже заранее
приготовлены клеенка, клей, шаблоны Матрешек из белой бумаги вырезанные кружки из цветной бумаги, салфетки.
Воспитатель: Давайте, ребятки, наклеим кружки на белый сарафанчик Матрешки и у нее будет сарафан в горошек.
Далее Воспитатель напоминает, как намазывать кружки клеем и приклеивать их на бумагу. Выполнять работу аккуратно, прижимать салфеткой.
По окончанию работы матрешка говорит :
- Дети, я не буду больше плакать. Вот как вы, ребята, украсили красиво мой
наряд. Теперь у меня не просто белый сарафан, а сарафан в горошек.
Спасибо вам! Прощаясь, Матрешки - подружки уходят. Воспитатель предлагает полюбоваться своими работами.
Приложение 2
Сценарий праздника « Матрешки-подружки»
для детей средней группы
Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой русской Матрёшкой
Задачи:
1. Познакомить детей с историей Матрёшки.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
3. Развивать интерес детей к народному творчеству.
4.Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
5. Воспитывать любовь к народному искусству.
Ведущий:
Эй, круглёшка! Эй, куклёшка!
Распишу тебя сейчас
Перышком своим: Глазки округлим, бровки подведём,
Носик, ротик выведем.
А на платок, кофту, сарафан силы все свои отдам.
Полюбуйтесь на неё: милое существо.
Деревянная круглёшечка - стала вдруг…
Дети: Матрёшечкой!
Ведущий:
Вот она – русская Матрёшка! Образ Матрёшки – образ русской деревенской красавицы – дородной, круглолицей, румяной девицы. Посмотрите, к нам в гости тоже пришли Матрёшки, да непростые. Весёлые и озорные.
Ведущий:
Ай-люли, ай-люли, в гости к детушкам пришли
Весёлые матрёшки – красные сапожки.
Дети исполняют песню
«Матрёшечки»
(под минусовку)
Ребёнок:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть,
Может, три, а может, шесть.
Ребёнок:
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет ещё одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Ребёнок:
Половинку отвинти,
Плотную, притертую.
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней спрятался внутри.
Ребёнок:
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
А внутри пустая –
В ней живет шестая,
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Ребенок:
Мы - весёлые сестрицы,
Любим петь и веселиться.
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щёчки.
В пёстреньких одёжках в пляс идут матрёшки.
Приложение 3
Анкета для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей»
• Имеют ли значение в воспитании детей малые фольклорные жанры (сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, былины?_____________________________________________________________________
• При чтении детям художественных произведений, уделяется ли внимание малым фольклорным жанрам?__________________________________________________
• Используете ли вы образцы фольклора в общении с ребенком?______________________
• Как вы считаете, следует ли в детском саду знакомить детей с произведениями устного народного творчества? Какие малые формы фольклора Вы знаете?
• ____________________________________________________________________________
• Какие, используете с детьми? С какой целью?
• ____________________________________________________________________________
• Загадываете ли детям загадки? Как часто?
• ___________________________________________________________________________
• Какие потешки Вы знаете?
• __________________________________________________________._______________
• Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?
• __________________________________________________________________________
• Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?_____________________________________________________________________
Благодарим за участие в анкетировании!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная-эстетическая деятельность (аппликация) "Веселые матрешки"
Программное содержание: Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой; учить различать по форме, цвету, узору и выделять отдельные элементы русской национальной одежды. Учить ак...
Конспект совместной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Матрешки» (рисование) (1 младшая)
Конспекты занятий...
ООД по художественно-эстетическому развитию (лепке) "Нарядные матрешки"
ООД по художественно-эстетическому развитию (лепке) "Нарядные матрешки"...
Конспект НОД к проекту Музей «Русской матрешки» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация. «Наряди Матрешку»
Данный вид аппликации можно использовать и с детьми более старшего возраста, таких матрешек можно сделать и использовать в качестве закладок для книг, данный вид аппликации интересен тем , что мы испо...
Краткосрочный проект «ОО Художественно-эстетическое развитие» «Музыка» По формированию экологических представлений у детей раннего возраста. (15.05.2022-25.05.2022) "Мы на луг ходили"
Формирование экологических представлений у детей раннего возраста на музыкальных занятиях....
Краткосрочный творческий проект по художественно-эстетическому воспитанию старших дошкольников «Светлый праздник к нам пришел»
Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, дальнейшему расширению и систематизации знаний детей о традициях и особенностях их проведения. Дети должны зн...
Проект по художественно-эстетическому развитию "Разрумянилась немножко наша русская матрешка"
Проект по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста "Разрумянилась немножко наша русская матрешка" знакомит детей с народной игрушкой, приобщает к народному де...