Опыт работы по патриотическому воспитанию через дидактические игры
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему
«Обогащение представлений у детей старшего дошкольного возраста о государственных праздниках посредством дидактических игр»
Федеральная образовательная программа имеет примерный перечень основных государственных праздников, который лежит в основе календарного плана воспитательной работы в ДОУ. В перечень можно добавить праздники согласно региональному компоненту.
Также федеральная образовательная программа выделяет в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отдельное направление «область формирования основ гражданственности и патриотизма». В образовательной области «Познавательное развитие» ставятся задачи по патриотическому воспитанию в разделе «Окружающий мир». Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте - это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо.
Цель: обогащение представлений у детей старшего дошкольного возраста о государственных праздниках посредством дидактических игр
Задачи моей работы:
- Знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования;
- Воспитывать уважительное отношение к Родине;
- Развивать патриотические чувства, гордость за поступки героев и достижения страны;
- Создавать условия в группе, обогащая уголки разнообразными играми патриотического содержания;
- Взаимодействовать с родителями, повышая их педагогическую компетентность по вопросу воспитания патриотизма через разные формы сотрудничества.
Ознакомление с праздниками проводится через проектную деятельность, игровую деятельность, продуктивные виды деятельности, тематические мероприятия, приуроченные к памятным городским датам, взаимодействие с семьями воспитанников, дидактическая игра в которых является одним из главных средств и форм работы.
Перспективный календарный план образовательной деятельности и план воспитательной работы с детьми составлены по темам согласно праздникам: народным, государственным и региональным. Поэтому игры тоже изготавливаются и организуются в соответствии с месяцами. Например, в феврале - «День защитника Отечества», запланировано изготовление домино «Военное».
Все игры находятся в уголке патриотического воспитания, который пополняется в течении учебного года. В уголке также оформляются тематические выставки тоже к праздникам. Имеются государственные символы, игровые макеты, альбомы. Все в целом помогает сформировать представления о государственных праздниках и их значении в жизни общества.
На протяжении всего учебного года дети играют в такие дидактические игры, цель которых – это систематизировать представления детей о разных праздниках, которые отмечают в семье, в стране в разные времена года, расширяем представления детей о традициях их празднования у себя дома с родными, как это происходит в детском саду, какие мероприятия организуют в городе и в стране в целом. Это игра - лото «Государственные праздники России», игра-ходилки «Праздники России по временам года», игра-кубики «Любимые праздники». Кубики с картинками дети изготовили сами.
Праздник, который празднует страна накануне начала учебного года – это 22 августа – День Государственного флага России. Летом вся работа с детьми проходит на прогулке, поэтому мы на свежем воздухе сначала изготовили игру «Собери флаги дружественных стран». Дети разрезали заламинированые листы на полоски, познакомились с необычным материалом. Рассматривали элементы на флагах. Потом соединяли полоски в единое целое по образцам, называли страны.
Праздник –4 ноября «День народного единства». Я предложила ребятам игру – собери из частей целое «Куклы в национальных костюмах». Цель: расширять представления детей о России, как многонациональном государстве, воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих на территории России, к их культурному наследию. Во время игры я просила найти сходство и отличие между костюмами, обращала внимание детей на детали элементов одежды. А потом из куколок сделали большой дружный хоровод.
30 ноября – день государственного герба России. Мы знаем, какой герб у нашей страны. Но также гербы, как символы, есть у каждого российского города. Про некоторые из них ребята узнают с помощью игры – карты «Гербы российских городов». Цель игры: Познакомить детей с государственной символикой (гербами) российских городов, закрепить названия городов, развивать мышление при ответе на вопрос - почему на гербе города изображены именно эти образы? Игровой материал: Карта ,флаг и герб России; гербы городов России. Ход игры: Раскладывается поле-карта, дети по очереди бросают кубик, цветная грань указывает на название города, ребенок находит герб города среди предложенных картинок.
Отмечаем праздник «День защитника Отечества». Ребята изготовили игру – домино «Военное». Они раскрашивали рисунки на пластинках- военную технику, военные профессии. Цель: Закреплять представления детей о технике российской армии, о родах войск, о военных профессиях, обогащать словарь.
30 марта – это день рождения нашему городу Дзержинску. В рамках празднования дня рождения реализован проект «Наш родной город». В течение недели прошли разнообразные мероприятия:
- Серия комплексных занятий «Мой город - моя малая Родина». С рассматриванием макетов зданий, фотографий и презентаций познакомились с историей образования города, узнали, какой был город раньше и какой он сейчас.
- Познавательная викторина «Что мы знаем о нашем городе». Ребята разделились на две команды: девочки и мальчики. Выполняли задания: «Узнай достопримечательность и расскажи о ней», «Собери герб города», «Разложи картинки правильно», блиц-опрос «Улицы нашего города» и другие.
Оформили фотогазету на фоне российского флага. Посетили мини-музей ДОУ «Наш любимый город», пополнили папку с рисунками.
Так мы и подошли к изготовлению продуктов проекта: дидактической игры-ходилки «Путешествие по городу Дзержинску». К нам подключилась семья Алеши Демина и дома они сделали свою игру-ходилку. Ходилки отличаются тем, что на одной карте собраны фото города раньше (например, кинотеатр «Россия», «Речной вокзал»), на другой –современные (например, парк «Утиное озеро», «Музыкальный фонтан»).
В апреле очень интересный для ребят праздник – День космонавтики.
И проект назвали просто «Космос - это интересно!». Старшим ребятам эта тема становится понятнее, и вместе мы изготовили разные продукты: игровые макеты «Планеты Солнечной системы», «Полет на Луну», коллективную работу в стиле «коллаж» - «Юные космонавты». А вот к изготовлению игры я решила привлечь родителей и объявила мастер-класс. Желающие пришли, и вместе из заготовок мы выполнили дидактическую игру «Космическое путешествие» с выполнением заданий. Ребята любят такой вид игры, как ходилки.
Также в течение всего учебного года проводилась консультационная работа на:
- Официальном сайте ДОУ (ВКонтакте) – это освещение мероприятий с детьми;
- В газете ДОУ «Лучик» были написаны статьи: «Воспитываем патриотические чувства через дидактические игры», «Космос - это интересно!», «Воспитание патриотических чувств к родному городу», «Воспитание патриотизма - приоритетное направление воспитательной работы в ДОУ», «День Победы – это наш праздник!»;
- Также в газете был опубликован положительный опыт семейного воспитания по патриотической теме, который одна семья отправила на городской конкурс – «Родительские чтения».
В апреле были объявлены результаты конкурса «Городские родительские чтения – Как любить ребенка», в котором приняла участие семья Степановой Сони с работой «Бабушка и дедушка – хранители семейных традиций». Семья стала победителем конкурса и 31 мая выступала с презентацией на городском мероприятии, который проходил в гимназии № 38.
В данной работе семья тоже говорила о праздниках, особенно значимый для них – это День Победы. В доме бабушки и дедушки Елены Валерьевны и Андрея Викторовича бережно хранятся старинные семейные фотографии и медали прабабушки и прадедушки, которые защищали родину. Поэтому Соня знает, что это за праздник.
В детском саду прошел тематический педагогический совет «Гражданско-патриотическое направление как одно из приоритетных направлений программы воспитания в ДОУ». Во время подготовки к нему был организован смотр-конкурс среди групп ДОУ «Лучшее оснащение РППС по патриотическому воспитанию среди групп ДОУ». В конкурсе наша группа заняла второе место, а на педсовете я представила вниманию педагогам несколько более интересных дидактических игр.
В этом году мы изготовим еще игру по обогащению представлений о празднике «День Победы». Она будет называться «Города – герои», вид игры -«парные картинки». Воспитательная работа не останавливается, игровая деятельность продолжается.
В своей работы я использую следующую методическую литературу:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Пространство детской реализации. Проектная деятельность, М.. «Мозаика-Синтез», 2021.
2. Пантелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной», М., ТЦ «Сфера», 2018
3. М.Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1
4.Шорыгина Т.А. «Детям о самом важном. Наша родина - Россия. Беседы и сказки для детей» М., ТЦ «Сфера» 2023 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Формирование патриотических чувств через реализацию проектов"
Воспитание патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Огромные изменения произошли за последние годы в нашей стране и странах, близ...
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"
Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...
Патриотическое воспитание. Картотека. Дидактические игры патриотической направленности в рамках работы над проектом "Мы помним!"
Дидактические игры патриотической направленности в рамках работы над проектом "Мы помним!"...
Консультация для воспитателей "Нравственно-патриотическое воспитание через дидактические игры"
Консультвация для педагогов о работе с детьми средней группы по нравственно-патриотическому воспитанию...
«Нравственно-патриотическое воспитание через дидактические игры в подготовительной группе
Гармоничное развитие ребенка- основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и патриотического восп...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...