ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
консультация (младшая группа)

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст и для нравственного развития детей. В это время расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начинает выделять в нем взаимоотношения между людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ

СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  Последние несколько лет в дошкольном образовании происходят большие изменения – выходят новые законы, появляются новые требования, возникает повышенный интерес со стороны общества и государства к периоду дошкольного детства.

До введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача: сформировать перед школой компетентную, креативную, социально-адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст и для нравственного развития детей. В это время расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начинает выделять в нем взаимоотношения между людьми.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики уделялось большое внимание. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Нравственные чувства неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формированием социальных навыков.

ФГОС ДО предъявляет особые требования к взаимодействию педагога и ребенка,  предусматривает  переход от информационно-технологического принципа, где прописан каждый шаг деятельности ребенка и взрослого - к  игровому, многогранному и объемному взаимодействию с ребенком в системе «ребенок – педагог - сверстник», приветствующему максимальное использование активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированному и нацеленному на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка. Привычные стереотипы очень трудно ломать. Большинство педагогов имеют приличный педагогический опыт, поэтому организация совместной деятельности по нравственному воспитанию в нетрадиционной, игровой форме дается педагогам с некоторыми затруднениями.

Процесс нравственного воспитания ребенка во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка.

Такой подход влечет за собой изменение функций педагога и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, другими словами изменяется подход к методам и приемам, условиям и результатам нравственного воздействия. Теперь педагог является организатором интеллектуального поиска, эмоциональных переживаний и практических действий ребенка. Поэтому профессионализм педагога должен определяться высоким уровнем его педагогической компетентности: воспитатель должен владеть огромным багажом знаний и элементов практической деятельности; умением доступно и интересно преподносить материал; обладать личностными качествами: педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат.

Следует подчеркнуть, что нравственное воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы.

Нравственность воспитывается в совместной деятельности ежедневными ситуациями. Взрослые, находящиеся рядом дома или в группе детского сада, многосторонне воздействуют на ребенка: учат самостоятельно себя обслуживать, бережно относиться к вещам, быть аккуратными. Особое значение имеет культура взаимоотношений членов семьи и коллектива, умение выслушать, возразить, проявить такт, быть внимательным.

Процесс формирования нравственных чувств начинается с первых лет жизни. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания. В дошкольном детстве формируются отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Педагог формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам.

Имея опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста, в вопросе нравственного воспитания определила механизм нравственного становления личности: для любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. В первую очередь нужны знания, на основе которых будут складываться представления. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое в свою очередь, формирует социальные чувства. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении.

Содержание нравственного воспитания определяется воспитанием гуманности как качества личности; трудолюбия, умения и желания трудиться; патриотизма, гражданственности; коллективизма. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. Главное направление в работе с детьми раннего возраста - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживать, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку); обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, как он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную.

В младшем дошкольном возрасте ведущими методами являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослого и их похвалой. Средствами являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора – песенки, потешки, сказки. Для младших дошкольников правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого, становится единственно верным ориентиром поведения. Затем, действуя в соответствии с правилами, ребенок постепенно приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение. Незнание правил, несоблюдение их – наиболее частая причина конфликтов детей младшего возраста. Педагог помогает детям осознать разумность и необходимость их соблюдения. Важно, чтобы дети убедились, что выполнение правил помогает им налаживать игры, успешнее достигать результата в любой деятельности и взаимоотношения.

Нравственное воспитание осуществляется в процессе совместной деятельности: педагог, руководя самостоятельной деятельностью дошкольников, организуя труд, игры, непосредственно организованную деятельность, придает им воспитывающий характер.

Так, наблюдая за играми, анализирую их содержание, уделяю внимание характеру взаимоотношений между участниками, продумывая совместную деятельность по изобразительной деятельности, стараюсь, чтобы дети, выполняя задание, могли отразить в рисунке свое отношение к окружающей действительности, руководя трудовой деятельностью, мотивирую эту деятельность значением для окружающих людей.

Даже в каждодневных обычных ситуациях педагог всегда воспитывает, причем его воздействие носит многосторонний характер. Обучая ребенка раздеваться после прогулки, учу его умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирую бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, внимание к сверстникам, предупредительность и заботливость по отношению к ним.

В практической работе постоянно делаю наблюдения за спонтанно складывающимся взаимодействием детей между собой в различных игровых и повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешу вмешиваться; обращаю внимание детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешаю детей в случае обиды и обращаю внимание на то, что определенные действия могут вызывать обиду.

В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, стараюсь комментировать их, обращая внимание детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности. Благодаря этому дети учатся понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая определенными социальными компетентностями.

Педагог, формируя нравственный опыт детей, стремится создать условия для постоянного упражнения в нравственных поступках. В младшем дошкольном возрасте указания должны быть конкретными. Так младшим дошкольникам постоянно напоминаю о том, что надо поздороваться, входя в группу, помочь поднять упавшую игрушку, собрать кубики, посторониться, чтобы дать пройти взрослому, сказать спасибо после обеда. Основной смысл таких указаний состоит в том, чтобы побуждать детей   к поступкам, соответствующим нормам и правилам культурного поведения.

 Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых дошкольник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для дошкольников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

В совместной деятельности педагога и ребенка важно использовать потенциал игры. В сюжетно-ролевой игре ребенок учится моделировать способы поведения, выполняя роли. В игре ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. Чем конкретнее норма, тем легче она осознается. Ребенок не только узнает и понимает норму, но и относит ее к категории «хорошо» или «плохо». В процессе игры дошкольник переходит от стихийной нравственности к сознательной. Тогда нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми.

Многое в воспитании ребенка зависит от окружающей социокультурной среды, от того, что воспринял ребенок от окружающих его взрослых. Продуманная организация совместной деятельности с ребенком тесно связана с общей культурой, образованием и мастерством педагога, его эстетическими особенностями.

Важно отметить, что особую роль в воспитании нравственных чувств играет обеспечение единства требований к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи и педагогов группы, постоянство и последовательность воспитательных воздействий на него.

 Для нравственного развития педагогу главное -  создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Эта взаимосвязь устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора (поиграть или помочь маме, съесть самому или угостить друга).

На следующем этапе воспитания происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Закрепляются представления о способах проявления положительного отношения к окружающим. На этом этапе важно привлекать внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учить «читать» эмоции (посмотри на картинку, расскажи, кому из детей весело, а кто загрустил, почему он грустит).

Недоброжелательное отношение детей чаще проявляется к сверстникам. Это происходит из-за того, что ребенок еще не владеет способами общения в совместной деятельности. Следуя этому, строим воспитательную работу на обогащение жизни детей ситуациями, требующими проявления доброжелательности к окружающим.

Таким образом, для ребенка каждый день несет с собой события, открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы, и, конечно, это та информация, которую дети получают из книг, фильмов, праздников, развлечений.

В нравственном развитии ребенка огромное значение имеет пример взрослых. Задача педагога в совместной деятельности с ребенком- отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа, мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, общественные традиции.

Воспитатель должен постоянно дарить ребенку ощущение радости, уверенности, защищенности. Понятно, что все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо. Но, переступив порог дошкольного учреждения, педагогу необходимо оставить за дверью все свои личные переживания, печали, невзгоды. Ребенок хочет увидеть улыбку на лице любимого воспитателя и понять – его здесь ждут, ему здесь рады! И это тоже необходимое качество для воспитателя – уметь быть счастливым самому!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими сказками

Дошкольный возраст — сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать...

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку.

. Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требовани...

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русскую народную сказку.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...

Консультация «Формирование коммуникативных качеств у детей младшего дошкольного возраста через общение с природой»

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высши...