МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ»
материал

Развитие нравственных качества личности ребенка с помощью игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_nravstvennoe_vospitanie.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад  № 68»

        Энгельсского муниципального района Саратовской области        

Г. Энгельс ,пр.Строителей, 13А, 413121, Саратовская обл., (8453)74-58-42

 

МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ:

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

 У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ»

Воспитатель: Кобринец Е. П.

Ноябрь, 2018 г.

МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ:

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Сложилась удачно ваша судьба

 В игрушки играете вечно вы? (да)

Так вы педагоги, вот ваша стезя.

 Девиз ваш: «Учиться везде и всегда?» (да)

Скажите, хотели прийти вы сюда,

Чтоб что-то узнать, что-то взять для себя? (да)

А может нам просто устроить обед?

Заманчиво было бы? Скажем мы (нет)

Сейчас хочу слышать честный ответ,

Детей вы любите или нет? (да)

Чтоб деткам своим быть подмогой всегда

Нам нужно быть в тренде, правильно? (да)

Кошмар нам знаком со студенческих лет,

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема моего мастер – класса «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру».

        Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном возрасте. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы - главные идеи воспитания нравственных качеств личности.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности.

Перед нами стоят, следующие задачи по нравственному воспитанию детей:

1.            Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

2.            Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

3.            Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.

4.            Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

5.            Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
Работая с детьми, я обратила внимание, что у детей в игре часто присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, то есть нравственные качества у многих отсутствуют. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.
Познакомившись с литературой о нравственном воспитании, я выбрала путь, который мне показался самым верным – развивать нравственные качества личности ребенка с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Для формирования нравственных качеств детей, использую игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта.

Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.

Ведь как говорил В.А. Сухомлинский «Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через  которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Для участия в мастер – классе я приглашаю фокус-группу в количестве 4 человек.
В своей работе использую различные игровые приёмы, направленные на формирование положительных взаимоотношений детей, культуры поведения.

Каждое утро я начинаю с минутки вхождения в день. Они способствуют психическому и личностному росту ребенка, помогают  детям  адаптироваться  к условиям детского сада.  Развивают навыки социального поведения, способствуют повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе; устанавливают положительные взаимоотношения между детьми. 

 Вот одна из них.

Минутка вхождения в день

Дети встают в круг. Воспитатель произносит следующие слова:

Что за чудо-чудеса:

раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить!

Возьмите за руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей и пожелайте доброго дня. Обращаясь, друг к другу по имени, они желают доброго утра, доброго дня. Можно при этом передавать игрушку.

 Игра - «Чудо поляна» 

Цель: обогащать словарь формулами словесной вежливости; воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, расширять запас слов.

 Показываю зелёную полянку без цветов: Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту поляну? Грустное, печальное скучное (поляна одинокая и на ней нет ни одного цветочка). Вот и в нашей жизни без внимания, уважения и доброты жизнь людей кажется мрачной и печальной. Давайте возьмём по цветочку и расскажем своему соседу, какое бы доброе дело вы для него сделали… и прикрепим цветок на полянку. Посмотрите, как зацвела наша полянка, так и наша жизнь становится радостнее, если люди внимательны и добры друг к другу!

Игра «Подбери цвет»

Цель этой игры создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Предварительно можно прочитать детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

 Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро — зло

горе — радость

хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

темнота – свет

дружба – вражда

грязь — чистота

Игра «Только хорошее»

Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

А для следующей игры нам необходимо подготовить атрибут. Как вы понимаете выражение «Смотреть через розовые очки?»

Розовые мечты - смотреть на все сквозь розовые очки или видеть все в розовом цвете или свете (идеализировать всё, не замечать недостатков в ком-либо или в чём-либо).
Выражение «он носит розовые очки» обычно применяется к человеку, когда подразумевается, что упомянутый человек не желает замечать негативных факторов в окружающей действительности и т. п.

Сегодня мы с вами сделаем розовые очки, которые можно использовать для организации игры.

(Объяснение этапов изготовления очков)

Игра «Розовые очки»

Задачи: формировать умение увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников.

 Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.

Педагог объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого читает стихотворение.

Вы вздыхаете уныло,
Видя в таксе — крокодила,
В апельсине — кожуру,
В лете — страшную жару,
Пыль в шкафу, на солнце пятна…
Дело в зренье, вероятно.
Так воспользуйтесь советом,
Маленькие старички, —
Надевать зимой и летом
С розовым стеклом очки.
Те очки вам будут впору…
Вы увидите — и скоро
В таксе — лучшую подружку,
В апельсине — сока кружку,
В лете — речку и песок,
А в шкафу — одни наряды…
Знаю, будете вы рады!

А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.

Вывод.

Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника. 

Рефлексия.

 А сейчас я прошу Вас оценить мой мастер – класс. Если вам понравилось, вы узнали что- то новое, интересное для себя – возьмите сердечко желтого цвета. Если Вы будете использовать в работе данные игры – зеленого цвета. Если мастер- класс был вам не интересен – синего цвета.

Спасибо всем за активное участие. Желаю вам неравнодушия, целеустремленного творчества, ведь каждая из нас - человек результата – решительный и успешный!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через игру и путем прочтения художественной литературы"

« Нравственное  воспитание старших дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».Нравственное  воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которог...

мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»

Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководи...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»

Содержание        Введение1. Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного во...

Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоций у детей дошкольного возраста через игру»

Цель: повышение психологической компетентности педагогов в области развития эмоциональной сферы детей, знакомство с играми по развитию эмоций....

МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

Мастер-класс на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»

(мастер-класс был проведен в рамках городского фестиваля методического мастерства в апреле 2022 года)...