Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"
методическая разработка по теме
Семинар-практикум для педагогов по эффективному и бесконфликтному общению с родителями.
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников
Задачи:
· познакомить с методами предупреждения и выхода из конфликтных ситуаций;
· сформировать навыки конструктивного решения конфликта;
· познакомить с приемами бесконфликтного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа семинара-практикума | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников
Задачи:
- познакомить с методами предупреждения и выхода из конфликтных ситуаций;
- сформировать навыки конструктивного решения конфликта;
- познакомить с приемами бесконфликтного общения.
1. Психологическая разминка «Очень я собой горжусь»
Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.
- Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
- Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
- Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
- Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
- Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".
- Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
- Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".
- Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".
- Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".
2. Притча «Страшный сон»
Инструкция: педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.
Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких".
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.
Придворные очень удивились.
- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.
На что последовал ответ:
- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать".
Вопросы для обсуждения:
- Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара-практикума?
- В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов;
- Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или как второй толкователь?
- Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?
3. Теоретическая часть
Обсуждение образа идеального педагога. Раздача памятки «Портрет идеального педагога».
Портрет идеального педагога
Идеальный педагог….
- обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;
- признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их помощника;
- стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
- обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;
- в общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества;
- владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
- учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
- умеет планировать предстоящее общение – подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
- обладает развитыми коммуникативными навыками.
4. Практическая часть.
Упражнение 1. «Три Я»
Рассмотрение и обсуждение таблицы позиций, выбор наиболее подходящей позиции в диалоге с родителями.
Критерии | Родитель | Ребенок | Взрослый |
Общее поведение | 1. Автоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное. 2. Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое. | 1. Не заботясь о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное. 2. Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное, жалующееся, придерживающееся правил. 3. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное. | Раскрепощено, объективно, по-деловому, внимательно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, задумываясь. |
Типичные фразы | 1. «Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Как ты только можешь», «Сколько тебе говорить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обращаться!», «Прекрати это сейчас же!». 2. «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сделаю за тебя». | 1. «Я хочу», «Я бы очень хотел», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Высший класс!», «Мне без разницы», «Так тебе и надо». 2. «Я не верю в свои силы», «Я не могу это сделать», «Я боюсь», «Я попробую», «Я только хотел…», «Почему всегда я?». 3. «Я этого не хочу», «Оставь меня в покое», «Проклятье!». | Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Где? Когда? Почему? Высказывания: возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, др. – все, что допускает возможность дискуссии. |
Интонация | 1. Громко или тихо, твердо, высокомерно, с нажимом, насмехаясь, цинично, саркастически. 2. Тепло, успокаивающе, сочувственно. | 1. Громко, быстро, захлебываясь, печально. 2. Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно. 3. Гневно, громко, упрямо, угрюмо. | Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко |
Жесты | 1. Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены. 2. Поглаживание по голове. | 1. Напряженный или расслабленный корпус, рассеянность. 2. Опущенные плечи, склоненная голова, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил. 3. Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова. | Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед. |
Произношение фраз как родитель, ребенок, взрослый:
- «Однажды Вы поймете, что мои требования к Вашему ребенку были правильные»;
- «Я хочу поговорить о Вашем ребенке»;
- «Конечно, Вы знаете об успехах Вашего ребенка в математике» и пр.
Упражнение 2. «Бесконечные уточнения»
Цель — научить педагогов прояснять позицию оппонента с помощью уточняющих вопросов.
Описание:
Используя технику «уточнение», поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа партнера по общению.
Задание дается для группы участников.
Пример
Вопрос оппонента: «Почему такая сумма за оплату?»
Ответ педагогов: «Вы считаете, что такая сумма большая. А какая сумма была бы для вас соответствующей?»
Упражнение 3. «Внешнее согласие»
Цель — научить находить в высказываниях партнера то, с чем можно согласиться.
Описание
Психолог обращается к участникам с нелепым утверждением или вопросом. Им нужно согласиться, что бы ни говорилось. Это может быть часть высказывания или вопроса — то, что может быть интересным, ценным, соответствовать истине.
Примеры
Вопрос: «Правда, у Марии Григорьевны красивая кофточка? У нее такой чудесный желтый цвет!» (У Марии Григорьевны черная кофта.)
Вариант ответа: «Я тоже люблю желтый цвет!»
Утверждение: «Как хорошо, что наши участники достигли пенсионного возраста!»
Вариант ответа: «Да, люди собрались зрелые».
Вопрос: «Скажите, ну зачем вы так пристально смотрите на меня?»
Вариант ответа: «И действительно, что это я...»
Вопрос: «Вы редко смотрите на партнера по общению?»
Вариант ответа: «Может вы и правы».
Утверждение: «Вы постоянно "жужжите" и "жужжите", когда я прихожу за ребенком в детский сад. Это раздражает!»
Варианты ответа.
Упражнение 4. «Испорченная пластинка»
Цель — научить находить емкую фразу, содержащую в себе важное сообщение партнеру по общению, которую можно было бы повторить несколько раз, не нарушая осмысленности разговора.
Описание
Психолог задает утверждение, участники подбирают емкую фразу, которую можно повторить не более трех раз.
Пример
Психолог: «Я думал, вы меня поняли!»
Участник: «Я готова еще раз вас выслушать».
Психолог: «Что толку вам говорить вы не понимаете элементарных вещей!»
Участник: «Я готова еще раз вас выслушать».
Психолог: «Может, вы не хотите меня понять?»
Участник: «Я готова еще раз вас выслушать».
5. Просмотр мультипликационного фильма «Моя жизнь»
Мультфильм снят режиссером Натальей Березовской в 2000 году. Главный герой – маленький забавный поросенок, который пока еще не знает о сложности и жестокости мира.
В ходе обсуждения педагоги приходят к выводу, что мультфильм перекликается с притчей «Страшный сон», представленный в нем детский оптимистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении.
6. Обратная связь
Каждый участник по очереди высказывает свое мнение о семинаре-практикуме по схеме:
- Что я узнал нового/интересного?
- Что из этого я буду применять в своей работе?
- Какие эмоции я испытал в процессе?
Использованная литература:
1. Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями». М.В. Тимофеева/Справочник педагога-психолога. Детский сад. № 12, 2014. – С. 54-61
2. "Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ" Ю. В. Кириллова/Дошкольная педагогика , Январь, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как эффективно выстроить общение с родителями
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как эффективно выстроить общение с родителями"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как эффективно выстроить общение с родителями"...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как эффективно выстроить общение с родителями?»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как эффективно выстроить общение с родителями?»Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями во...
Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"
Полезная информация для педагогов от том как эффективно выстроить общение с родителями...
Семинар-практикум "Как эффективно выстроить общение с родителями"
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:актуализировать существующие проблемы во взаимодействии п...
Семинар-практикум Как эффективно выстроить общение с родителями
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"
Педагоги и родители должны быть партнерами в деле образования и воспитания детей. Как педагогу быть компетентным в общении с родителями? Данный семинар-практикум посвящен именно этому вопросу....