Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"
материал по психологии
Педагоги и родители должны быть партнерами в деле образования и воспитания детей. Как педагогу быть компетентным в общении с родителями? Данный семинар-практикум посвящен именно этому вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА»
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Семинар-практикум «Как эффективно выстроить общение с родителями»
Челябинск, 2022г. Подготовила: Кондра И.В.
педагог – психолог
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Ход семинара - практикума
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада всех вас приветствовать и, надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями.
Притча «Страшный сон»
Я предлагаю прослушать и обсудить притчу.
«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились: «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать".
Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?
Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
Поэтому педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучению в школе.
Мы часто говорим о то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в нашем саду было тепло и уютно не только детям, но и их родителям?
Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, «горы свернуть», а другие, как ни бьются, не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?
Одной из причин, по нашему мнению, является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и нехватка навыков общения.
Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью в общении с родителями нужно постоянно работать. Сегодняшний семинар-практикум как раз мы и посвятим этому вопросу.
Анализ анкет «Взаимодействия с родителями»
Сегодня я познакомлю Вас с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса). Самые универсальные – это: улыбка, имя собеседника, комплимент.
Для того, чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Мария Ивановна!». Но если у вас 26 детей и у каждого по два родителя. Запомнить имена всех родителей нереально, да их и выговорить иногда невозможно. Так вот мы сейчас с вами потренируем нашу память, фонематический слух и артикуляционный аппарат.
Упражнение «Давайте знакомиться»
Задание: каждый участник получает карточку, на которой написано имя отчество. Затем по кругу один из участников спрашивает у своего соседа справа: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?». Тот читает вслух имя на карточке, в ответ на это первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить имя собеседника. Например, очень приятно….., какое у вас необычное имя……. И так дальше по кругу.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Как донести до родителей информацию о плохом поведении ребенка без конфликтов. Если вы будете знать и применять специальные техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликтных ситуаций.
Рекомендация 1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество.
Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться. Если вы находитесь в состоянии недовольства, то к сотрудничеству вы сейчас не готовы. Перед разговором вам нужно эмоционально отсоединиться от ситуации, переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна – развивать ребенка.
Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения.
Техника «От негатива к позитиву»
При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся.» Сравните (Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается).
Техника «Принцип сэндвича»
В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятие второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит "диагноза". А третий этап включает выявления сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивных решений проблемы. В беседе можно использовать такие выражения, как "Давайте подумаем вместе как можно исправить ситуацию:"
Примеры замены негативного обращения на позитивное
Негативная форма | Позитивная форма |
«Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми» | «Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми» |
Упражнение «Скажи по - другому»
Задание: педагогам необходимо разделиться на команды, каждая команда получает ситуацию описанную в негативной форме, нужно перефразировать ее в позитивной.
Техника «Речевые штампы для сотрудничества» (фразы готовые к употреблению)
Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Начинайте разговор с таких фраз: «Не смогли бы Вы…», «Я прошу…».
Так же следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей: « Вы не замечали, что в последнее время ...» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связано?» «Вы знаете, меня очень тревожит, что ... «Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)»
«Давайте вместе подумаем, как ...»
«Мы с вами могли бы помочь Саше ...(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)
« Как мы можем помочь вам в том чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)
Техника задавания вопросов
В общении с родителями также необходимо владение техникой задавания вопросов, поскольку при помощи нее, возможно получить недостающую информацию, выяснить точку зрения у родителя, убедиться правильно ли понял он ваши слова.
"Как мы можем помочь вам в этом?", "Как вы думаете, с каким педагогом необходимо позаниматься вашему ребенку?". «А что бы вы сделали на моем месте» Чем я конкретно могу помочь?".
Техника «Я-высказывание»
Педагог, в общении с родителем, должен научится использовать технику "Я - высказывания". С помощью этой техники можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в сложных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы. Формула «Я»- высказывания: выражение чувств, плюс конструктивное предложение. «Меня огорчает сложившаяся ситуация, но вместе мы найдем решение»
Для того чтобы овладеть данной техникой общения, необходимо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них. «Я - высказывание» состоит из 4 шагов:
1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). В этой части нужно лишь констатировать факт, без обвинительного тона. Следует говорить о поведении (ребенка или родителя) не давая оценку его личности. Чаще всего такое описание начинается со слов «Когда я вижу, что…, Когда я сталкиваюсь с тем, что..» Например: Когда у Вики нет физкультурной формы…
2. Точное выражение словами своих чувств, которые вы испытываете по поводу поведения человека..: "Я расстроилась:", "Я рассердилась:, Я огорчаюсь, когда к моим просьбам не прислушиваются".
3. Описание причины возникновения чувства. Например: "Потому что, ходить на занятие в юбке не безопасно, а кроме того это отсутствие общей дисциплины:".
4. Выражения просьбы. Например: "Пожалуйста, позаботьтесь, чтобы к следующему занятию у Вики была форма ".
Упражнение. Общаемся в технике «Я- высказывание»
Задание: необходимо в технике Я-высказывание» пообщаться с родителями и высказать свое недовольство по следующим ситуациям:
Родитель не посещает родительские собрания
Родитель приводит ребенка в 9:00, да еще просит покормить завтраком
Ребенок балуется, дерется, нарушает дисциплину, как сообщить родителям
Наш семинар –практикум мне хотелось бы закончить следующей фразой:
Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как эффективно выстроить общение с родителями
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"
Семинар-практикум для педагогов по эффективному и бесконфликтному общению с родителями.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанник...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как эффективно выстроить общение с родителями"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как эффективно выстроить общение с родителями"...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как эффективно выстроить общение с родителями?»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как эффективно выстроить общение с родителями?»Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями во...
Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"
Полезная информация для педагогов от том как эффективно выстроить общение с родителями...
Семинар-практикум "Как эффективно выстроить общение с родителями"
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:актуализировать существующие проблемы во взаимодействии п...
Семинар-практикум Как эффективно выстроить общение с родителями
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....